Как предавали Россию. Березовский. Часть 2

20 ноября 2012, 07:52
Как предавали Россию. Березовский. Часть 2

Дмитрий Трунов

Второе пришествие Березовского на «АвтоВАЗ» было роковым и поистине волшебным

Распил «АвтоВАЗа»

9 января 2000 года в Большом театре благотворительный фонд «Триумф-ЛогоВАЗ» вручал очередную премию «Триумф» деятелям российской культуры. На церемонии присутствовал даже экс-президент Борис Ельцин, расположившийся с женой Наиной и дочерью Татьяной в Царской ложе. А вот приглашенный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II мероприятие проигнорировал. Конверты с 50 тыс. долларов от главы попечительского совета премии, Бориса Березовского, получили писатель Василь Быков, драматург Александр Володин и другие. Эрнст Неизвестный с восторгом говорил журналистам о том, что предприятие «ЛогоВАЗ» финансирует премию «Триумф» и налоговая инспекция не обдирает его за это, что само по себе уникальное явление в России, которое пока, к сожалению, не может стать массовым.

Мастера культуры ничуть не были сконфужены тем, что меценат той же самой рукой ранее организовал на государственном канале гнусную информационную кампанию по дискредитации политических оппонентов и что деньги, вручаемые им, не очень приятно пахнут. Ну хотя бы потому, что «ЛогоВАЗ» Березовского обокрал и обескровил одно из крупнейших и лучших предприятий российского автопрома, а его «Автомобильный всероссийский альянс» — AVVA — обокрал жителей страны на 50 млн долларов. Мастера культуры в России зачастую неразборчивы в симпатиях и связях.

Второе пришествие Березовского на «АвтоВАЗ» было роковым и поистине волшебным. Когда в феврале 1987-го Совет министров СССР принимает постановление «О создании кооперативов», Березовский станет развивать разностороннюю и большей частью бестолковую активность.

В какой-то момент Борис сделал даже два захода в сельское хозяйство, но его неординарные шаги в этой области дали трагически смешные результаты. Сначала он вознамерился внедрить лазерную кастрацию кабанов, дабы избавить животное от мучений и, что важно, от потери веса в результате болезненной операции. Дело не пошло: два кабана издохли сразу же, а кончины третьего экспериментатор благоразумно решил не дожидаться, чтобы не огрести от мужиков порцию совершенно ненаучной критики. Аналогично завершились и опыты Березовского в сфере птицеводства. Туда он привнес некие животворные импортные кормовые добавки, от которых куры, натурально, передохли. Причина того осталась невыясненной. А Борис снова был вынужден позорно отступать, на сей раз — от яростных птичниц.

После некоторых раздумий Березовский решает вернуться на привычное поприще: создать совместную с «ВАЗом» фирму по продаже ценнейших запчастей. Чтобы убедить «вазовских» функционеров согласиться на это, он днями преследовал и осаждал их: звонил, приходил в кабинет, просачивался в квартиры, говорил безостановочно, в их отсутствие убеждал их жен.

В конце концов, в апреле 1989 года на свет появляется предприятие «ЛогоВАЗ». Чтобы обосновать его создание, Березовский придумал хитромудрую схему: привлек к участию в компании сотрудников своего НИИ и сформулировал миссию фирмы как разработка для Волжского автозавода технологических и инвестиционных решений на базе знаний Академии наук.

В действительности за все время существования «ЛогоВАЗ» не предложил заводу ни одной идеи и ни одной концепции. Вместо этого фирма забирала автомобили по государственным расценкам или даже в кредит, продавала их по рыночным ценам и возвращала предприятию деньги через два-три месяца, что в условиях инфляции означало колоссальные для завода потери.

К середине 1990-х «АвтоВАЗ» был уже на грани нищеты, выпотрошенный и выдоенный дилерами, которые зарабатывали баснословные деньги. Позже Березовский придумает, как возвести в систему 20-процентный доход от стоимости автомобиля в обход налогов. Автомашины, которые отправлялись на экспорт, не облагались НДС. Борис Абрамович смекнул, что, если автомобиль отправить на экспорт, а потом вернуть, НДС государству платить не нужно, можно оставить его себе. Поначалу машину и вправду вывозили за пределы России, а потом вывозили только документы.

На специальных точках «Жигули» продавали гораздо ниже обычной цены. С завода их отгружали специально созданным «левым» фирмам, которые тут же исчезали, не успев расплатиться. Убытки получал завод, а Березовский получал бесплатные автомобили, которые необходимо было продать максимально быстро, до возбуждения уголовного дела.

В 1993 году Березовский вместе с гендиректором «АвтоВАЗа» Владимиром Каданниковым и губернатором Самарской области Константином Титовым объявили сбор средств на строительство «народного завода», который якобы будет выпускать по-настоящему доступный, «народный» автомобиль. На создание «российского Volkswagen» они собрали 50 млн долларов, но завод строить даже не начали. Деньги простодушным акционерам «Автомобильного всероссийского альянса» тоже не вернули.

Возбудить уголовное дело по хищениям на «АвтоВАЗе» удалось лишь после поспешного перемещения Березовского в благословенную Англию, в 2002 году. Генпрокуратура, правда, занялась лишь хищением 2 тыс. 322 автомашин, которые «ЛогоВАЗ» получил в 1994–1995 годах, но денег за них не отдал. Это 60 млрд неденоминированных рублей, которые увели Березовский, Патаркацишвили и прочие. Контрольный пакет акций «АвтоВАЗа» был возвращен государству в 2004 году усилиями лютого врага Бориса Абрамовича — диктатора Путина. После первых же мероприятий по ограничению воровства на автозаводе его прибыль выросла на 20%.

Начало читайте в предыдущей части, продолжение здесь. Материал из цикла статей "Как предавали Россию".

0
19297
Комментарии
От имени
Авторизуйтесь
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!