Как мозг контролирует привычки

04 ноября 2012, 23:27
Как мозг контролирует привычки

По материалам MITnews Перевод Дарьи Золотухиной

Неврологи определили область мозга, которая может переключать привычки

Привычкой принято называть поведение, настолько укоренившееся в нашем мозгу, что человек начинает выполнять его автоматически. Например, следовать одним и тем же маршрутом на работу каждый день, не думая о выборе пути. Старые привычки отмирают с трудом и зачастую человек продолжает им следовать даже несмотря на то, что больше не получает от них выгоду.

Тем не менее исполнительный командный центр мозга не отказывается полностью от контроля над привычным поведением. В новом исследовании неврологи из Массачусетского технологического института (MIT) обнаружили, что небольшая область префронтальной коры головного мозга, где, как известно, рождается большинство мыслей и происходит планирование действий, включается и в тот момент, когда человек выполняет действие «на автомате».

– Принято считать, что над привычками человек не задумывается. Этот механизм позволяет освобождать мозг и заниматься другими вещами, — говорит профессор Эн Грэйбл (Ann Graybiel), член Института исследований мозга Макговерна при Массачусетском технологическом институте (McGovern Institute for Brain Research at MIT).

Однако, как показали последние исследования, это не совсем так: хотя привычки могут глубоко укореняться в подсознании, мозг оставляет за собой функцию их блокировки в тот или иной момент.

Для получения этих выводов команда ученых из Массачусетского технологического института провела эксперимент на крысах, обученных работать в Т-образном лабиринте. Как только крыса подходила к точке принятия решения (место, где нужно повернуть налево или направо), она получала указание от экспериментатора, в какую сторону следует продолжать движение. Когда грызун поворачивал в нужном направлении, то получал награду — молочный шоколад (за поворот налево) или сахарную воду (за поворот направо).

Чтобы доказать, что поведение крыс вошло в привычку, через какое-то время ученые перестали давать им вознаграждение, и обнаружили, что действительно, грызуны продолжали работать в лабиринте в соответствии с задаваемыми командами.

Исследователи пошли дальше в своем эксперименте и стали подмешивать в лакомство хлорид лития, который вызывает тошноту. Несмотря на испорченное лакомство, крысы продолжали при соответствующих указаниях бежать направо или налево, хотя ни к воде, ни к шоколаду больше не прикасались.

Когда новая, хоть и бессмысленная, привычка укоренилась, ученые решили проверить, смогут ли они ее исправить, вмешавшись в часть префронтальной коры головного мозга, так называемую инфралимбическую часть (IL). Хотя нейроны, которые кодируют привычки, находятся в глубинных структурах мозга (базальные ганглии), ранее было доказано, что IL также участвует в развитии автоматического поведения.

Ученые специальными оптогенетическими методами подавляли активность зоны IL в тот момент, когда крысы должны были выбрать в лабиринте, в какую сторону повернуть. В результате грызун начинал выбирать путь осознанно — то есть шел в ту сторону, где его ждало угощение.

Это свидетельствует о том, что отключение IL переключает мозг с автоматического, рефлекторного режима в режим, который требует анализа и переработки внешней информации.

Однако, к удивлению исследователей, они обнаружили, что уже в следующий раз, без воздействия на зону IL, крысы восстановили свои прежние привычки и снова начинали действовать автоматически.

Как считают ученые, искоренение нежелательных привычек требует времени, то есть тоже должно стать привычкой.

Свою методику нейробиологи предлагают использовать для лечения людей, страдающих от нарушений, основанных на «слишком привычном поведении», например при обсессивно-компульсивном расстройстве или других навязчивых психологических состояниях.

0