В Дагестане готовили новую «гибель “Курска”»

28 марта 2013, 13:33
В Дагестане готовили новую «гибель “Курска”»

Николай Синягин (Махачкала)

На заводе «Дагдизель» торпеды для подводных лодок собирали из металлолома

Афера с оборонным заказом вскрылась на заводе «Дагдизель» — одном из предприятий в Дагестане, занимающемся производством морского вооружения. Махинация, которую весьма творчески провернули на заводе, могла отправить на дно подводную лодку со всем экипажем, как это было с «Курском», куда, кстати, «Дагдизель» тоже поставлял вооружение.

Пару лет назад «Дагдизель» заключил государственный контракт с Министерством обороны России. Завод обязался поставлять российскому флоту новейшие самонаводящиеся торпеды УСЭТ-80 — за три года 80 штук. Саму модель этого оружия разработали в одном из НИИ Санкт-Петербурга, а на «Дагдизеле» должны были производить. Цена вопроса — 5 млрд 180 млн рублей. Заводу перечислили положенный аванс — 2 млрд 700 млн.

Когда вышла первая партия вооружений, оказалось, что на подводных лодках, по заключениям экспертов, это оружие использовать смерти подобно. К делу подключились сотрудники Главной военной прокуратуры. Вещи им открылись, прямо скажем, удивительные. Вместо того чтобы потратить аванс от Минобороны на производство торпед, деньги направили на некие «хозяйственные нужды». А сами торпеды на заводе собирали из чего попало, например из старых комплектующих и металлолома.

– На заводе не только не пытались исполнить договор с Минобороны, но и, более того, пытались пустить в дело запчасти, у которых давно истек срок хранения. Многие детали вообще непонятно откуда взялись. Представляете, что могло бы случиться, попади такие торпеды на флот? — говорят в Главной военной прокуратуре.

Министерство обороны обратилось в арбитражный суд, надеясь разорвать контракт, вернуть аванс и получить от «Дагдизеля» неустойку в полмиллиарда рублей. Контракт и правда расторгли, аванс обязали вернуть. Неустойку судьи также обязали предприятие выплатить, хоть и частично — 222 млн рублей.

– Нашей вины в срыве контракта нет. По условиям договора с Минобороны мы могли ставить на торпеды только те двигатели, которые произведены не раньше 2010 года, — рассказали корреспонденту «Руси» на «Дагдизеле». — У нас же есть двигатели только старые. Когда мы просили Министерство дать нам производителя новых двигателей для торпед, там долго тянули с ответом. Только в августе 2012 года наконец передали документацию, и мы начали выпуск новых двигателей. Решение арбитражного суда наши юристы сейчас обжалуют.

Аферой уже заинтересовались в Следственном управлении Следственного комитета по Дагестану. Сыщики завели дело по статье «покушение на мошенничество в особо крупном размере, совершенное организованной группой», но конкретных обвинений пока никому из функционеров «Дагдизеля» не предъявлено. Гражданские правоохранители резонно полагают, что в деле могут быть замешаны высокие военные чины, поэтому материалы переданы следователям Южного военного округа.

А между тем заминка с поставкой торпед из Дагестана уже сказалась на обороноспособности российского флота. Сдача новейшей подводной лодки «Северодвинск» в 2012 году изрядно затянулась из-за того, что «Дагдизель» так и не поставил нормальные торпеды для судна. Те, что отправили «Северодвинску» из Дагестана, оказались взрывоопасными и для подлодки использоваться не могли.

Кстати, именно «Дагдизель» поставил несколько торпед (в том числе и одну экспериментальную) на погибшую в августе 2000 года в Баренцевом море подлодку «Курск». После катастрофы атомохода, унесшей жизни 118 человек, в том числе и двух прикомандированных сотрудников «Дагдизеля», появилась даже версия, что лодку погубил именно взрыв торпеды из Дагестана. Однако комиссия по расследованию трагедии все-таки оправдала завод из Каспийска, придя к выводу, что погиб «Курск» после детонации торпеды, изготовленной предприятием в Алма-Ате. Но осадок, как говорится, остался.

На самом же «Дагдизеле» последние годы дела идут из рук вон плохо. На заводе, в цехах которого в советское время трудились около 10 тыс. человек, нынче остались все 2,5 тыс. Градообразующий для города Каспийска «Дагдизель» снизил выпуск военной продукции на 18%. И увеличил на 30% выпуск гражданской типа плугов и сенокосилок.

0
141

Комментарии

От имени
Авторизуйтесь
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»