"Этого недостаточно", чтобы Борис Джонсон вернулся в правительство, - говорится в отчете.
Возможно, это не было прямым общественным расследованием, которое искали оппозиционные партии и семьи погибших, но эпохальный совместный отчет о том, как Британия обращается с Ковидом, оказался менее беззубым, чем опасались некоторые.
Почти ровно через год после того, как депутатское расследование было объявлено, усвоенные уроки, подготовленные на сегодняшний день двумя комитетами общин, после гигантских сессий по доказательствам, недолговечны по урокам, которые были представлены с заметным туготой.
Задержка с первым блокированием весной была одной из самых важных неудач в области общественного здравоохранения, с которыми когда-либо сталкивалось Соединенное Королевство с планированием возможной вспышки вируса, пошатнувшейся британской исключительностью, отсутствие потенциала для раннего тестирования было почти невообразимым регрессомВоздушное осуждение, повторяемое на 151 страницах, и только один из элементов пандемического ответа, не мешавший всплыть вакцинам.
В то время как Комитет общественного здравоохранения и Комитет по науке и технике являются межпартийными, принимая членов лейбористов и SNP, а также консерваторов, их возглавляют экс-министры Консервативной партии Джереми Хант и Грэг Кларк.
Кларк, министр бизнеса при Борисе Джонсоне, которого Тереза Мэй оставила в стороне, вряд ли будет ожидать возврата к министерской жизни и он будет иметь сравнительно мало прямых политических инвестиций в исследованные вопросы.
С 2012 по 2018 годы Хант был министром здравоохранения и был основным в планировании таких пандемий. Он явно не отказался от идеи о возвращении в правительство или даже снова соревновался за то, чтобы стать лидером Тори, и поэтому, возможно, будет иметь корыстный интерес не разочаровать ни Бориса Джонсона, ни депутатов Консервативной партии в целом.
Lib Demms выразил, в частности, озабоченность тем, что участие Ханта в подготовке к пандемическому событию, включая независимый отчёт 2016 года, основанный на вспышке респираторных вирусов, детали которых на прошлой неделе появились в Guardian, вызвало у него беспокойство в докладе.
В то время как первоначальный отчет, представленный во вторник, был весьма критически настроен как по отношению к министрам, так и по отношению к ученым, упомянутые члены парламента оппозиции сообщили, что окончательные варианты, в частности его выводы, были значительно менее разрушительными, когда они были представлены в первый раз. По их словам, для согласования окончательного варианта потребовалось много часов строгих дебатов.
Вражда является стандартом в межпартийных отчетах, но ставки здесь были высоки : первая официальная попытка распределить некоторую ответственность за то, что, возможно, был самым крупным политическим кризисом со времен войны, и та, в которой Британия действовала значительно хуже по нескольким показателям, чем соседние страны.
По мнению оппозиционных партий, отчет комиссий показывает, что можно получить от такого быстрого расследования, но должен рассматриваться только как начало.
Хотя Джонсон обещал провести всестороннее общественное расследование пандемии, она не начнется раньше весны 2022 года. Именно эта задержка побудила Ханта и Кларка начать свой собственный процесс, утверждая, что он может избежать будущих ошибок.
Однако, это всегда был процесс с ограниченным масштабом и сталкивается с политическими компромиссами. Таким образом, хотя многие недостатки очерчены, они, как правило, насущны ; в докладе нет ничего, что могло бы привести к окончанию карьеры министра или даже вызвать срочное решение в парламенте.
Этого недостаточно, сказал один член парламента, который участвовал в этом процессе. Мы обязаны перед семьями тех, кто умер, что они могут помочь вам получить точный ответ на вопрос, кто ошибся.