Экономика Японии подвергается двойному удару со стороны цен на нефть
ТОКИО Кьодо – Слабая иена обычно служит благом для экспортно-ориентированной японской экономики. Но, в сочетании с ростом цен на сырую нефть и сырье, это ставит экономику перед лицом двойной мухи, которая собирается подавить восстановление экономики после пандемии.
Недавнее падение курса иены почти до четырехлетнего минимума по отношению к доллару США в сочетании с повышением цен на нефть в США до семилетнего максимума угрожает сократить расходы домохозяйств, несмотря на то, что они все еще ощущают эффект COVID-19.
Сочетание также должно сделать еще более очевидным расхождение между компаниями, которые пережили последствия пандемии, и компаниями, которые ее не пережили, говорят экономисты.
Ослабление иены повышает цены на импортные товары, такие как нефть, подвергая Японию серьезному риску в то время, когда страна с дефицитом ресурсов в прошлом месяце наблюдала быстрый рост цен на импорт за четыре десятилетия.
Цены на оптовую продукцию также резко возросли, испытывая толерантность к японским компаниям, которые предпочли поглощать более высокие затраты вместо того, чтобы передать их потребителям. Некоторые цены на продукты питания и бензин уже начинают расти, чтобы оказывать давление на потребительские расходы.
Слабая йена, возможно, не является полностью отрицательной для компаний, но она не приносит существенной пользы домохозяйствам, когда заработная плата не растет, - сказал Шунсуке Кобабааши, главный экономист компании Mizuho Securities Co.
Ситуация была бы иной, если бы эффект « просачивания вниз » работал, - сказал Кобабаши, имея в виду рост корпоративной прибыли, что привело бы к повышению заработной платы работников.
Японская валюта упала почти на 4 иены по отношению к доллару с начала октября, когда Фумио Кишида стал новым премьер-министром Японии с обещанием обеспечить рост и перераспределение.
По мере того, как ожидается, что Федеральная резервная система будет сворачивать стимулы, возникающие из-за кризиса, долгосрочные доходы казначейства США будут расти, что приведет к резкому росту курса американской валюты по отношению к иене.
При достаточном количестве ликвидности, вливаемой крупными центральными банками, растущие цены на сырую нефть, также приводят к падению иены, как аналитики говорят, продавая валюты стран с дефицитом энергии, таких как Япония, набирает обороты.
Нет сомнений в том, что рост цен на сырьевые товары является серьезным, если мы посмотрим на структуру японской экономики, Кенго Сакурада, председатель Японской ассоциации корпоративных руководителей, рассказал о недавней пресс-конференции. Я чувствую, что в деловых кругах существуют сильные опасения по поводу конкурентоспособности и более высоких затрат. В то время как бензоколонки нефти в западной части Техаса достигли фьючерсного фьючерса нефти, составляющего 180 долларов США за баррель, самый высокий за семь лет, доллар поднялся ближе к 115 иен, уровень, который он в последний раз достигал в 2017 году во время Абэномики, а это политический комплекс смелого монетарного смягчения и фискальных стимулов, реализованных бывшим премьером Синдзо Абэ.
Доллар находится на намного более высоком уровне, чем предполагавшийся средний обменный курс 107,64 иены за текущий деловой год до следующего марта, согласно последнему опросу Банка Японии в Например, ведущий японский экспортер Toyota Motor Corporation установил ставку на 105 иен.
Нынешний уровень может быть хорошей новостью для экспортеров и компаний, которые ведут дела за границей или имеют дочерние компании, потому что более слабая иена повышает ценовую конкурентоспособность товаров японского производства за границей и раздувает прибыль, полученную за границей при переводе в японскую валюту.
Но это совсем другая история для компаний, которые зависят от импорта, таких как продукты питания и нефтехимические продукты, или имеют дело с потребительскими продуктами, поскольку дальнейшее ослабление иены усугубит болезненные издержки.
Мартин Шульц, главный экономист по политике в компании Fujitsu Lobt., сказал, что доллар торгует на комфортном уровне для японских экспортеров. Но инвесторов теперь беспокоит то, что более высокий доллар, превышающий 114 иен, поднимет цены на энергоносители слишком сильно и сократит прибыль компаний, ориентированных на импорт.
По словам Шульца, так как восстановление экономики происходит позже в Японии, чем в США и Европе, нынешний рост цен из-за цен на энергоносители и материал вряд ли вызовет в ближайшее время серьезную инфляционную панику.
Более серьезную озабоченность со стороны экономики остается давление на корпоративную прибыль, которая может легко превратиться в коррекцию высоких цен на акции. Накануне выборов в палату представителей в октябре 31 года Кишида, видимо, был встревожен быстрым ростом цен на сырую нефть, порекомендовав своим министрам предпринять необходимые шаги, в том числе попросить нефтедобывающие страны увеличить производительность.
Основной индекс потребительских цен Японии, измеряемый уровнем инфляции, не изменился в августе, начиная с предыдущего года, далеко от 2-процентного целевого показателя Банка Японии, но, согласно прогнозам, он вырастет из-за более высоких цен на энергоносители.
Экономисты говорят, что недавнее повышение цен на сырую нефть и ослабление иены более чем компенсирует последствия резкого снижения мобильных платежей.
Потребители, возможно, начнут чувствовать, что это происходит в ближайшие месяцы. Цены на бензин сейчас достигли семилетнего максимума, и цены на импортные продукты питания, такие как мука и говядина, растут.
Эти встречные ветры происходят по мере того, как Япония движется в сторону нормализации повседневной жизни, по мере стабилизации ситуации с COVID 19, хотя эксперты предупреждают о другой волне.
Если возобновление экономической деятельности продолжится, компании могут захотеть переложить более высокие издержки на потребителей, - сказал Кобакаши в компании Mizuho Securities.
До сих пор, от неплательщиков, особенно поставщиков услуг, ожидалось, что они догонят производителей в восстановлении после пандемии по мере того, как экономика выходит из ограничений COVID-19 на передвижение людей.
Ирония заключается в том, что у слабой иены есть потенциал для увеличения разрыва между победителями и проигравшими в корпоративном секторе, по словам Кобахаши.