Взгляд на русские музеи из «окна в Париж»
Форум «Музейный гид» с участием Бланш Гринбаум-Сальгас. Фото из личного архива 

Форум «Музейный гид» с участием Бланш Гринбаум-Сальгас. Фото из личного архива 

Искусство — это то, что помогает нам обрести смысл

Под патронатом благотворительного фонда Владимира Потанина в Москве прошел форум «Музейный гид». Мероприятие состоялось в рамках главного ежегодного музейного события России — фестиваля «Интермузей». Событие собрало немало иностранных гостей: экспертов, искусствоведов и профессионалов музейного дела. С одной из них, почетным куратором музеев и культурного наследия Франции Бланш Гринбаум-Сальгас, которая несколько лет прожила в России, работая атташе по культуре французского посольства, поговорила «Русская Планета».

— Вы несколько лет прожили в России. Как, на ваш взгляд, хоть и со стороны, но не «посторонний», за эти 6 лет изменилось культурное пространство России?

— Не могу отвечать за всю Россию. Хотя я и была в Челябинске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, но вообще, когда я в России, это значит, что я в Москве.  Про Москву могу сказать: очень быстро изменились ваши крупные музеи. Третьяковка, Пушкинский музей, во главе которого назначили Марину Лошак, и там постоянно проходят новые виды выставок, что очень важно, я могу об этом свидетельствовать.

С другой стороны, мне неловко об этом говорить, мы во Франции в начале 80-х отремонтировали основные музеи, Лувр и так далее. А в России этим как-то пренебрегали. Но сейчас чувствуется начало изменений в этом плане в том же Пушкинском.

Удивителен филиал Третьяковки на Крымском валу. Потому что в этом здании прекрасной советской архитектуры музей был в таком состоянии раньше… Не только здание, но и в целом: не было музейного магазина, кассы крайне неудачно расположены и почти невидны. И вдруг очень быстро открыли новый выход к реке и принимают посетителей абсолютно по-другому. Даже смотрительницы залов изменили свое отношение, видно, что они принимают посетителей как гостей дома. Дух другой.

Да, пока что переделали чуть-чуть, но уже эти перемены абсолютно прекрасны, потому что чувствуется, что дальше будет еще больше и лучше. Мне кажется, новые директора музеев, как в Москве, так и в Санкт-Петербурге, много сделают на своих постах.

Ну и сам город сильно изменился. Если меняются музеи – это хорошо, но очень важно, когда меняется среда вокруг музея. Одно дело, когда гости хотят пойти в музей, но если среда вокруг него неприятна, это тоже существенно. Сейчас Москва стала комфортнее и для музеев это тоже здорово.

Куратор музеев и культурного наследия Франции Бланш Гринбаум-Сальгас

Куратор музеев и культурного наследия Франции Бланш Гринбаум-Сальгас. Фото из личного архива

— Финансовый кризис неизбежно сказался на доходах россиян. Однако расходы на культурный досуг не просто не сократились, они выросли. В чем может быть причина?

— Я была куратором от наших музеев по выставке Серова, у нас во Франции есть одна очень хорошая его работа. Так что, когда я увидела эти многочасовые очереди на выставку в Третьяковке зимой в -20, то была крайне удивлена. Это действительно очень хорошо показывает, насколько для всех важна духовная жизнь. Что искусство — это то, что помогает нам обрести смысл. Для музейщиков такое крайне важно, потому что иногда работаешь-работаешь и не понимаешь, зачем и кому это нужно.

У нас порой тоже бывает нечто подобное, но, как мне говорили многие: «У вас не бывает морозов в -20».

— Массовый зритель в России довольно скептически, если не строго негативно, относится к совриску (современное искусство) из-за спорных или даже табуированных тем, которые выбирают современные художники. Как переломить эту тенденцию?

Думаю, роль играет пресса. Непонимание откуда-то возникает, но кто видел эти произведения? Почти никто. У нас тоже так бывает: на выставке такая толпа, что и не знают, о чем речь идет. Значит, зрители где-то читали, слышали, видели передачу, где кто-то сказал что-то не то. Но «массовый зритель» не увидел этих произведений, чтобы составить о них свое мнение.

Знаете, советское искусство было очень передовым, авангардным, но понятным массовому зрителю. Например, по гендерной теме: только в советском искусстве есть женщины-парашютисты и так далее. У нас ничего подобного не было.

Но сейчас во всем мире искусство изменилось. Эпатаж проник в него с начала 20 века, с периода Дюшана (Марсель Дюшан, французский художник, стоявший у истоков сюрреализма и дадаизма. — РП), дадаистов. Быть может, ваши художники — это поздние дадаисты? У нас эпатаж не играет такой роли, потому что мы все принимаем нормально.

И вообще «массового зрителя» ни в России, ни у нас для искусства не существует. Их нет. Не могу употреблять это выражение. Вы от их лица говорите? Я от них говорю?

И у вас, и во всем мире есть такой авангард искусства, который играет роль в художественной жизни страны. Но поначалу такие вещи не всем понятны. Пока. А потом оно входит в обиход.

Например, «Авиньонские девицы» Пикассо. Знаете, на них никто не смотрел, были ужасные статьи в прессе. А теперь это шедевр. Понимаете? У нас в начале 20 века считали, что все эти кубисты — просто мазьня. Вы гордитесь, что у вас в Пушкинском музее такие картины: в 1922 году французское правительство глупо продало кубистов иностранным музеям, наш минкульт считал, что это ничто, пустой эпатаж. Пикассо, Жорж Брак — они были бы в наших музеях, если бы мы их тогда не продали.

Отношение к современному искусству у нас изменилось лишь тогда, когда изменилась официальная политическая культура. У нас были очень хорошие политики когда-то, сейчас таких нет. Например, когда французская буржуазия сказала, что Клод Моне — ужасный художник, премьер-министр Клемансо защищал его и дал ему оранжерею, чтобы Моне рисовал.

При президенте Де Голле у нас был министр культуры Анре Мальро, писатель, который воевал. Он стал первым министром именно культуры: до 1959 года у нас было Министерство образования и культуры. Он пригласил Марка Шагала расписывать плафон Парижской Оперы. Президент Помпиду понимал, что стране передовые художники необходимы, что послевоенное искусство есть только в США, а у нас нет: в 1972 году он провел очень важную выставку совриска, а в 1974 году решил, что надо для него строить новый музей. Все эти политики защищали современность. Благодаря им у нас есть несколько музеев совриска с господдержкой, госзакупки, экспертные комиссии, деньги на все это.

А сейчас наши политики культуру не двигают. Как я всегда говорила, раньше они учились на филологическом, а теперь в ENA (Национальная школа администрации, элитное учебное заведение. — РП). Политики и чиновники теперь выше уровнем, но с культурой там все пусто.

— Что является главным препятствием для развития музейного дела в России? Бюрократия, недофинансированность, уровень восприятия зрителя, качество самих экспозиций?

— Как и у нас, бюрократы и чиновники иногда не понимают, что нужно музею. Нужны и деньги, и хорошие профессиональные сотрудники. Для меня иногда странно, что в России так много изучают музеологию, а какие сейчас музеи не всегда представляют. Музеи ваши сейчас меняют, но они долго были не в лучшем состоянии и требуют много денег.

Опять же, среди сотрудников очень много людей пожилого возраста, которые работают не в последнюю очередь ради выживания. У них свое виденье музея и сильное неприятие перемен. Возможно, это остаточные следы советской системы?

Когда в руководство театров и музеев приходят новые люди, против них тупо бунтуют. Старые сотрудники думают, что раньше было лучше? И, когда их не устраивает новый директор, они не уходят в другое место, только бунтуют и это очень странно. Музейное дело — это все-таки не военная система, но здесь какое-то царство беспорядка среди сотрудников.

Основная проблема, конечно, это недостаточное финансирование. Этот вопрос зависит от Министерства культуры. Если министр близок к президенту — это очень важно. У нас во Франции сейчас слабый минкульт.

Когда денег достаточно, можно сделать что-то, ремонт, перестройку зданий. Это поддерживает энтузиазм, и работа идет.

Инвестиции в недвижимость и строительный «Оскар» Далее в рубрике Инвестиции в недвижимость и строительный «Оскар»В Москве состоится Международный бизнес-форум недвижимости и национальный этап всемирного конкурса «Лучший реализованный девелоперский проект на российском рынке недвижимости — 2016» FIABCI Prix d’Excellence Читайте в рубрике «Культура» Дмитрий Грачев: «Смех действительно продлевает жизнь»Новый герой рубрики «Наши люди» на «Русской Планете» рассказал о «механике» русского юмора Дмитрий Грачев:  «Смех действительно продлевает жизнь»

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»