Линкоры небес
Русский дирижабль «Кречет». Фото: dolgoprud.org

Русский дирижабль «Кречет». Фото: dolgoprud.org

Дирижабли Великой войны — как граф Цеппелин обогнал «Россию»

Если сказать, что к началу Великой войны небо Европы принадлежало Германии — преувеличение в военно-стратегическом плане будет не очень сильным. В 1914 году авиация делала только первые шаги, а пока наступил недолгий, но бурный расцвет воздухоплавания, и равных в этой области у Второго рейха не было — в облаках почти безраздельно господствовали серебристые силуэты германских цеппелинов. России, как впрочем, и другим союзникам по Антанте, ответить было почти нечем. Несмотря на то что в составе военного министерства действовала специальная комиссия по воздухоплаванию, голубиной почте и сторожевым вышкам, к строительству дирижаблей там долго относились скептически. Хотя и имели все шансы стать пионером и лидером мирового воздухоплавания. Проект дирижабля, практически идентичного тем, что наводили ужас на жителей Европы в 1914 году, был запущен в России еще за 20 лет до создания первого цеппелина. Но сначала чиновники решили, что его военное значение представляется «гадательным», а уже после появления цеппелинов — не актуальным.

Справедливости ради надо признать, что относительно роли авиации в будущей войне российское руководство не ошиблось, и к началу Великой войны Россия обладала самым большим авиапарком. Из-за неразвитой промышленности и зависимости от импортных поставок, правда, русская авиация очень скоро отстала и от союзников, и от противников, но это уже совсем другая история.

Слишком рано и слишком поздно

Наиболее прогрессивным технологическим типом дирижабля в конце ХIХ — начале ХХ века был так называемый цеппелин — дирижабль жесткой схемы, впервые запущенный в массовое производство немецким графом Фердинандом фон Цеппелином и его аэростроительной фирмой «Люфтшиффбау Цеппелин ГмбХ». Главной конструктивной особенностью дирижаблей этого типа являлось наличие металлического (реже деревянного) каркаса-фермы, обтягиваемого газонепроницаемой оболочкой, под которую закачивался несущий газ. Цеппелины были для своего времени подлинными воздушными линкорами: их длина могла достигать почти 250 метров, а максимальный диаметр несущего корпуса — более 40 метров.

Несмотря на всю несомненную технологичность и повышенную надежность этого типа дирижаблей, уже в начале ХХ века им начали «наступать на пятки» дирижабль полужесткой схемы. Она отличается наличием в нижней части специальной «лодкообразной», набранной из шпангоутов фермы, препятствующей «переламыванию» огромного, в остальной части лишенного ферменных конструкций несущего корпуса. В наши дни именно дирижабли полужесткой конструкции, ввиду появления новых, особо прочных материалов для газонепроницаемой оболочки корпуса, признаются наиболее прогрессивным типом.

Россия имела все шансы стать одной их первых стран, которые сумели сделать дирижабли не только сугубо инновационным, но и промышленным явлением.

Одним из первых в мире изобретателей, предложившим внедрить в производство дирижабли жесткой и полужесткой схем, стал подданный Российской империи, серб по национальности Огнеслав Степанович Костович. Будучи автором многих, подлинно прорывных изобретений в различных отраслях техники Огнеслав Костович за 20 лет до Фердинанда фон Цеппелина попытался построить в России большой дирижабль полужесткой схемы.

Огнеслав (Игнатий) Костович с двигателем своего изобретения. Фото: forum.guns.ru

Огнеслав (Игнатий) Костович с двигателем своего изобретения. Фото: forum.guns.ru

Дирижабль Костовича, символически названный им «Россия», должен был иметь рекордные для своего времени масштабы — корпус объемом 5 тыс. куб. метров, длину 64 м и максимальный диаметр 12 м. В процессе работы изобретатель сумел не только сформулировать, но и довести до начала промышленного цикла еще две масштабные технические идеи — создание оппозитного карбюраторного двигателя внутреннего сгорания и производство цементированной авиационной фанеры-арборита (полотно, склеенное из нескольких проложенных под разными направлениями слоев фанеры, благодаря чему оно не подвержено короблению и растрескиванию). В России ни одна их этих идей — ни дирижабль, ни двигатель, ни даже фанера-арборит военного применения не нашли.

Карбюраторный двигатель Костовича, имеющий электрическое зажигание и технически передовое оппозитное (под углом 180°) расположение рабочих цилиндров, появился в 1883 году. Аналогичный двигатель с рядным расположением цилиндров был создан в Германии в конце 1885 года в мастерской инженеров Готтлиба Даймлера и Вильгельма Майбаха. Не прошло и пяти лет, как Даймлер и Майбах стали совладельцами крупнейших автомобильных и двигателестроительных концернов. Под гарантии Даймлера и Майбаха любой из банков Германии мог выдать самый крупный кредит.

В это же самое время в России изобретатель Костович «бился как рыба о лёд», навязчиво предлагая свои дирижабль, двигатель, и даже уникальную фанеру в разные государственные ведомства, включая военные. В конце концов, чтобы хоть как-то существовать, Костович стал производить из фанеры-арборита бочки для вина и сундуки — только такая продукция оказалась востребованной. Любопытно, что из авиационной фанеры, практически такого же состава как арборит, в конце 30-х годов ХХ века был создан один из лучших многоцелевых (использовавшийся как бомбардировщик, истребитель-перехватчик и разведчик) самолетов Второй мировой войны — британский Москито DH98.

В России крупнейший инновационный проект постройки полужесткого дирижабля «Россия», который мог стать при должном государственном финансовом участии подлинным локомотивом для отечественного двигателестроения и авиационных технологий, закончился, увы, крахом.

Сооружение дирижабля началось полукустарным способом на Охтенской адмиралтейской верфи в Петербурге в 1882 году. Из-за хронического недофинансирования работы шли медленно, на разработку сопутствующих технологий (двигатель, авиационные материалы) субсидии практически не предоставлялись. Только через семь лет, в 1889 году практически все основные детали дирижабля были готовы к сборке. Авиационный оппозитный двигатель, одновременно созданный Огнеславом Костовичем, устойчиво работал, развивая номинальную мощность 80 л. с., что было более чем достаточно для расчетной энерговооруженности дирижабля.

Однако в этот момент вмешалась стихия — в конце 1889 года штормовой ветер с Финского залива разрушил сборочный сарай для дирижабля. На восстановление требовалось около 55 тысяч рублей — сумма по сравнению с уже выделенными на проект почти 500 тысяч рублей почти смешная. Костовичу пришлось в очередной раз обращаться в военное ведомство. Вердикт комиссии Главного инженерного ведомства Военного министерства, принятый по запросу Огнеслава Костовича, с учетом потраченных средств стал примером бюрократического идиотизма: «Гигантский управляемый аэростат представляет собой весьма гадательное военное значение».

В результате средства на восстановление ангара было решено не выделять, и первый в мире полужесткий дирижабль «Россия» так и не был собран.

Спустя 20 лет, в 1910 году секции «России», все еще сохраняемые изобретателем, по-прежнему были годны к сборке. Но на очередной запрос Костовича Военное министерство ответило уже иначе: «Сборка дирижабля изобретателя Костовича в настоящее время нецелесообразна: как самый аэростат по своей идее, так и двигатель к нему представляют лишь исторический интерес, поскольку далеко превзойдены аэростатами, применяемыми на практике в странах Европы».

Конечно, это было именно так. Производство воздухоплавательных кораблей, разумеется, не стояло на месте в странах Запада, пока детали первого русского дирижабля десятилетиями пылились на складе в Петербурге.

В погоне за Цеппелином

Проект полужесткого дирижабля Огнеслава Костовича был, конечно же, не единственным в России. Просто, благодаря личной харизме он продвинулся много дальше других, предлагавшихся Военному министерству, проектов. «Россию» чиновники смогли угробить только на выходе из заводского цеха, задвинуть «под сукно» другие конструкторские начинания им удавалось ещё на «бумажной стадии».

Не получили поддержки военного ведомства проекты создания управляемых аэростатов конструкций Д. Н. Чернушенко, А. В. Влажко, М. И. Малыхина, К. Я. Данилевского, И. А. Матюнина и П. Д. Чернова. Успешно сумели «зарубить» проект цельнометаллического дирижабля К. Э. Циолковского, с докладом о котором он выступил в 1887 году.

Только на фоне впечатляющего успеха дирижаблей Фердинанда фон Цеппелина русское военное ведомство вынуждено было изменить свою «гадательную» позицию. Однако «догнать», а тем более «обогнать» германские авиастроительные технологии уже было трудно.

Первый дирижабль фон Цеппелина поднялся в воздух 2 июля 1900 года. Несмотря на прогнозы инфантильных «знатоков» — а в Германии таких тоже было немало — о заведомой обреченности идеи управляемого аэростата, запуск первого цеппелина прошел очень удачно. Подтвердились все расчетные характеристики, более того, аппарат убедительно продемонстрировал хорошую управляемость. В октябре 1906 года успешно полетел уже третий, 135-метровый цеппелин LZ2.

Фердинанду фон Цеппелину оказал значительную финансовую помощь король Вюртемберга Вильгельм II (не путать с кайзером Германской империи). Правительство Германии выделило крупный транш на сооружение нового строительного ангара для цеппелинов и предоставило изобретателю государственные гарантии по банковским займам. Германия широко шагнула вперед.

Цеппелины на маневрах германской армии. 1905 год. Фото: Imperial War Museums

Цеппелины на маневрах германской армии. 1905 год. Фото: Imperial War Museums

В 1907 году и русское военное ведомство «дозрело», наконец-то, до стратегического решения в области дирижаблестроения. Главное инженерное управление Военного министерства для разработки проекта большого дирижабля создало специальную комиссию под председательством генерал-лейтенанта Н. Л. Кирпичева. В нее вошли генерал-майор А. М. Кованько, полковник Е. В. Федоров, полковник В. Н. Найденов, известный аэродинамик Н. Е. Жуковский, математик и кораблестроитель А. Н. Крылов и другие ученые.

К изготовлению дирижаблей приступили только в 1908 году. Первый из летательных аппаратов под названием «Учебный» был построен по проекту капитана А. И. Шабского. Это был примитивный небольшой дирижабль мягкой конструкции, повторяющий де-факто азы немецкого дирижаблестроения 20-летней давности. Полеты на нем проводились в 1909 году. «Учебный» из-за примитивной конструкции долго не пролетал и уже на следующий год из-за разрушения оболочки был разобран.

Одновременно велись работы над созданием дирижабля «Кречет», который считается в официальной истории первым русским военным дирижаблем. Конструкция «Кречета» обозначена в специальных справочниках как полужесткая, однако в реальности ферменная конструкция внизу несущей оболочки дирижабля состояла всего из нескольких шпангоутов. Объем несущей оболочки «Кречета» был внушителен — 6000 м3, длина ее составляла 70 м, а максимальный диаметр — 11,4 м. Дирижабль был оснащен двумя двигателями по 63 кВт, укрепленных в задней части небольшой гондолы, висящей на тросах под несущей оболочкой.

«Кречет» летал тоже очень недолго, не более двух лет. Его эксплуатация, несмотря на простоту конструкции, давалась с трудом — сказывалось почти полное отсутствие в России отечественной школы дирижаблестроения, чреватое неизбежным дефицитом специалистов.

Организовывать систематическое обучение инженеров-воздухоплавателей российское военное ведомство, до этого на протяжении 20 лет вытаптывавшее все ростки русской воздухоплавательной мысли, вынуждено было все на том же Западе — во Франции. Там же, в качестве учебных кораблей, были приобретены дирижабли полужесткой конструкции «Беркут», «Лебедь» и «Коршун». Собственными силами на русских заводах в период 1910—1911 годов были изготовлены дирижабли «Голубь», «Сокол», «Ястреб», «Кобчик» и «Микст». Все они были небольшими — не более 60 м в длину, имели слабую энерговооруженность и незначительную, не более 1000 кг полезную нагрузку. Скорость всех этих дирижаблей не превышала 50 км/ч.

Дефицит воздухоплавания

К началу Великой войны Германская империя имела не только передовую во всех отношениях дирижаблестроительную промышленность, но и развитую военную теорию по использованию воздушных линкоров. Немцы усматривали три типа задач для дирижаблей в грядущей войне — оперативная и стратегическая (дальняя) разведка, длительная корректировка артиллерийского огня в оперативно-тактических целях и бомбардировка.

Германия вступила в войну, располагая внушительным флотом дирижаблей (в основном жесткой конструкции) из 18 воздушных кораблей, 11 из которых имели объем 18—27 тысяч м3, крейсерскую скорость 80—90 км/ч, высоту полета 2500—3000 м, радиус действия до 2 тысячи км. Полезная нагрузка цеппелинов составляла 8—11 тонн, все они были вооружены 8—16 пулеметами, а также 2—4 орудиями малого калибра. Для своего времени это были воздушные корабли высшего технологического уровня.

В годы войны, особенно в начальный период, немецкие дирижабли нанесли немалый урон военным и промышленным объектам противников. Уже 14 августа 1914 года немецкий цеппелин сбросил 11 тонн бомб на бельгийскую крепость Антверпена. В результате как минимум 900 домов были повреждены, а 60 разрушены. Имелись многочисленные человеческие жертвы. При этом ночные налеты цеппелинов оказывали огромный психологический эффект как на войска, так и на мирное население, в особенности крупных городов, создавая зловещую атмосферу ужаса.

15 августа 1914 года цеппелин подверг бомбардировке станцию Млава (Восточная Пруссия), занятую русскими войсками. «Рано утром цеппелин начал кидать бомбы, причем одна из них попала в зал первого класса вокзала, пробила крышу и разорвалась, а другая бомба была брошена на полотно железной дороги, на место высадки солдат одного из эшелонов, — рассказывал один из очевидцев. — На месте разрыва оказалось несколько трупов. Всего было сброшено 10 бомб».

Русская Ставка, учитывая фронтовой опыт применения цеппелинов, также решила превратить немногочисленные российские дирижабли в средство стратегической разведки, правда, довольно неуклюже. Например, имея очевидный дефицит кадров профессиональных воздухоплавателей, российское военное ведомство неожиданно расформировало единственный батальон Офицерской воздухоплавательной школы в Петербурге, отправив его личный состав на укомплектование 12-й, 13-й и 14-й воздухоплавательных рот. В результате учебная система в этой специфической сфере была фактически уничтожена, что, понятно, проблему нехватки кадров только усугубило.

В годы войны роты с управляемыми аэростатами (то есть с малообъемными дирижаблями) дислоцировались в Луцке, Бердичеве, Белостоке, Лиде, Брест-Литовске, Ковно, Гродно и других пунктах. Для их обслуживания (запитки газом и ремонта) были построены 14 эллингов. В сравнении с Германией русская воздухоплавательная база выглядела весьма скромно — уже в начале войны немцы имели по всей стране 39 хорошо оборудованных аэропунктов для обслуживания дирижаблей с 53 эллингами (из них 39 сверхбольших).

Всего за период Великой войны русские воздухоплавательные части имели на вооружении 14 управляемых аэростатов. Это составляло только часть воздухоплавательных средств, которыми должна была располагать русская армия по плану мобилизационного развертывания. Но и из этих воздушных кораблей абсолютное большинство — 10 дирижаблей — было устаревших, причем технически различных конструкций, что осложняло их эксплуатацию во фронтовых условиях. Летали они редко, для дальней разведки практически не использовались.

Относительно новыми, постройки 1913 года аппаратами в русской армии были всего четыре дирижабля — «Кондор», «Астра», «Буревестник» и «Альбатрос». «Кондор» и «Астра» были построены во Франции, имели кубатуру в пределах 9800 м3 и скорость около 60 км/ч. Дирижабль «Буревестник» строился в Германии и представлял из себя хорошо отработанную немецкую конструкцию типа «Персеваль» (Perseval PL-14). Он имел небольшой объем в 10 тысяч м3 и скорость около 70 км/ч. Аналогичной схемы был и дирижабль «Альбатрос» — адаптированная к постройке на русских заводах версия «Персеваля».

Закат эпохи дирижаблей

«Кондор», «Астра», «Буревестник» и «Альбатрос» использовались в начальный период Великой войны достаточно интенсивно. Особенно успешной была боевая работа «Кондора» и «Астры», находившихся в распоряжении 2-й воздухоплавательной роты в городе Брест-Литовск. Имея на борту мощную радиотелеграфную станцию, «Кондор» использовался для оперативного информирования Ставки Верховного Главнокомандования о передвижении германо-австрийских войск.

22 мая 1915 года «Астра» произвела успешную бомбардировку железнодорожного узла города Лык. Бомбометание производилось в ночное время с высоты 1200 метров, всего на противника была сброшена 21 бомба (каждая весом в 16 кг). Сбросив смертоносный груз, дирижабль сразу же «подскочил» на высоту 1600 м. Этот резкий подъем был очень кстати, так как со стороны Лыка начался интенсивный зенитный обстрел. Несколько снарядов разорвалось в опасной близости от воздушного корабля, и после приземления в его носовой части были обнаружены несколько пробоин. Пользуясь темнотой и попутным ветром, «Астра» быстро ушла из зоны обстрела и в 5.30 вернулась на базу.

Русский дирижабль «Астра». Фото: dolgoprud.org

Русский дирижабль «Астра». Фото: dolgoprud.org

С середины 1915 года боевая работа воздухоплавательных рот сильно осложнилась появлением самолетов-истребителей. Для юрких быстрых машин даже немецкий цеппелин, обладавший значительной огневой мощью, был легкой добычей — наполненная водородом оболочка дирижаблей легко воспламенялась от зажигательных пуль.

Постепенно грозным оружием против дирижаблей стала и зенитная артиллерия. В дневное время при высоте полета, не превышающей 2000—2500 м, дирижаблям практически не оставалось шанса благополучно вернуться с боевого задания, особенно при отсутствии истребителей сопровождения.

Первым среди русских боевых дирижаблей в начале 1915 года погиб «Кондор», — вероятно, от огня немецких истребителей. Примерно в это же время в марте, был разобран «Буревестник». Высота его подъема с боевой нагрузкой не превышала 1100 метров, что было явно недостаточно, чтобы успешно уходить даже не от зенитного, а от винтовочного огня. Такая же участь постигла в июне 1915 года дирижабль «Астра» — от множества латанных пробоин несущая оболочка окончательно пришла в негодность. Раньше всех своих боевых товарищей погиб наиболее совершенный из них, построенный на Ижорском заводе «Альбатрос».

Этот дирижабль считался лучшим из всех образцов воздушных кораблей, созданных русскими заводами до начала Великой войны. Он мог развивать скорость до 68 км/ч, имел мощные двигатели, достаточный потолок набора высоты, а главное — алюминированную оболочку несущего аэростата, которая предохраняла газ от нагревания солнечными лучами и хорошо маскировала дирижабль (особенно в пасмурную погоду).

«Альбатросу» сильно не повезло в летной судьбе. В начале сентября 1914 года он попал под «дружественный огонь» 4-го Сибирского корпуса, который только что прибыл на фронт из Восточной Сибири и не был предупрежден о возможном пролете своего дирижабля. Аппарат удалось благополучно посадить, и после ремонта в Брест-Литовске он был возвращен в строй. Но уже 13 октября из-за ошибки в пилотировании «Альбатрос» получил повреждения, несовместимые с его дальнейшей эксплуатацией.

В результате Великого отступления 1915 года русская армия потеряла все воздухоплавательные базы и эллинги в Луцке, Львове, Брест-Литовске, в Ковненской и Гродненской крепостях. Создавать новые базы для дирижаблей было признано нецелесообразным: не было ни новой материальной части, ни должным образом подготовленных специалистов, чтобы ее грамотно и целесообразно использовать. К тому же в 1915 году дирижабли для русской армии смотрелись уже неким странноватым излишеством: армии остро не хватало патронов, винтовок, пулеметов, шанцевого инструмента и даже сапог, — о дирижаблях ли в этих условиях было думать?

К середине 1916 года, когда русская армия чуть-чуть «перевела дух» в плане военно-технического снабжения, о боевых дирижаблях уже не вспоминали — причем не только на русском, но и на западноевропейском фронте. Наступила эра скоростных истребителей, и даже могучие немецкие цеппелины постепенно переходили от боевых задач к исполнению курьерских и дипломатических миссий.

Автор — доктор исторических наук

Война без сапог Далее в рубрике Война без сапогЧто такое обмотки и почему русской армии пришлось переобуваться на дорогах Великой войны

Комментарии

20 января 2015, 18:34
Сомнения вызывает налет на Антверпен 14 августа 1914г. и 11 тонн бомб за раз и с одного дирижабля. Первый налет на Антверпен чаще датируют 24 августа 1914 года, когда произвел атаку дирижабль Z-IX. Хотя, как я понимаю, автор почти дословно в этом и предыдущем, и последующем абзацах, пересказал статью, опубликованную в журнале "Наука и техника" N7 2009и там действительно такая цитата есть - ссылка там на прессу, которая могла все несколько преувеличить....
20 января 2015, 21:34
Очень опрометчиво наши власти не придали значения дирижаблям и первым самолетам как одному из наиболее важных факторов для усиления армии. Ведь преимущество их было неоспоримым, так как они сравнительно неуязвимым видом вооружения, в силу отсутствия зенитных орудий. Впрочем, это далеко не единственная ошибка и недальновидность наших главнокомандующих на рубеже XIX-XX веков.
20 января 2015, 22:57
количество косяков наших военных в царское время вообще зашкаливает за грань разумного...
21 января 2015, 11:45
Подобные косяки, вообще - Российская тенденция. В новейшей истории примеров хватает.
21 января 2015, 16:03
Вон Сергей Паук Троицкий предлагает дирижабле-перевозками решить проблемы московских пробок)))
21 января 2015, 17:09
Слабая и поверхностная статья, увы. К 1914 году авиация достигла серьезных успехов. В русской армии было самое большое количество военных аэропланов, правда, через год статистика уже разительно изменилась (в основном, из-за недостатка моторов). А практическое применение аэростатов в Первой мировой наглядно показало, что правильно тормозило отечественное военное ведомство - не имело смысла вкладываться в такое затратное и трудоемкое (для военного применения) воздушное средство.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Будущее за нами
Редакция «Русской планеты» работает над переводом и подбором статей, чтобы ежедневно рассказывать вам о событиях следующей недели Великой войны. Оставайтесь с нами, и вы прочтете о них уже завтра.
Подпишитесь на события
227 неделя Окончание Первой мировой войны5 ноября 1918 Время разбитых надежд 226 неделя Революция в Германии — предвестник капитуляции29 октября 1918 225 неделя Германия заявила о готовности к безоговорочному миру22 октября 1918 224 неделя Развал «лоскутной монархии»15 октября 1918 223 неделя Чехи в Австро-Венгрии требуют независимости8 октября 1918 222 неделя «Красные» отбили у «белых» Самару1 октября 1918 221 неделя Объявлена капитуляция первой из Центральных держав — Болгарии24 сентября 1918 220 неделя Создана Уфимская Директория17 сентября 1918 219 неделя Красноармейцы взяли Казань и Симбирск10 сентября 1918 218 неделя Издан декрет СНК о «красном терроре»3 сентября 1918 217 неделя Покушение на Владимира Ленина27 августа 1918 216 неделя Троцкий восстанавливает дисциплину в Красной армии20 августа 1918 215 неделя «Белые» заняли Екатеринодар13 августа 1918 214 неделя «Стодневное наступление» — последнее крупное сражение Великой войны6 августа 1918 213 неделя Турки начали наступление на Баку30 июля 1918 212 неделя Окончательный провал немцев на Западном фронте23 июля 1918 211 неделя В Екатеринбурге большевиками расстреляна царская семья16 июля 1918 210 неделя В Туркмении свергнута советская власть9 июля 1918 209 неделя В Москве открылся V Всероссийский съезд Советов2 июля 1918 208 неделя В Омске создано новое антибольшевистское правительство25 июня 1918 207 неделя В России продолжает разгораться Гражданская война18 июня 1918 206 неделя Провал австрийского наступления в Италии11 июня 1918 205 неделя Войска Чехословацкого корпуса взяли Самару4 июня 1918 204 неделя В Закавказье провозглашена независимость Армении и Азербайджана28 мая 1918 203 неделя Коста-Рика объявила войну Германии21 мая 1918 202 неделя В Советской России начиналось восстание Чехословацкого корпуса14 мая 1918 201 неделя В Советской России введена продразверстка7 мая 1918 200 неделя Сражение за Ростов-на-Дону30 апреля 1918 Высмеять и уничтожить 199 неделя Гаврило Принцип мертв23 апреля 1918 Усы, лапы и хвост — их оружие 198 неделя Падение «Красного Барона» фон Рихтгофена16 апреля 1918 Армия спасения 197 неделя Турки оккупировали Батум9 апреля 1918 196 неделя Провал германского наступления во Франции2 апреля 1918 Последняя битва престолов 195 неделя Ледяной поход «белой» гвардии26 марта 1918 194 неделя Последнее генеральное наступление Германии19 марта 1918 193 неделя Турция объявила о претензиях на русские земли12 марта 1918 Крылья Первой мировой 192 неделя В Мурманске высажен британский десант5 марта 1918 191 неделя Подписан «Брестский мир»26 февраля 1918 Все для фронта, все для победы 190 неделя Немцы заняли Псков и Минск19 февраля 1918 Крушение бастионов 189 неделя Новое германское наступление на Восточном фронте12 февраля 1918 188 неделя Центральные державы подписали мир с Украиной5 февраля 1918 187 неделя Советское правительство аннулировало царские долги29 января 1918 186 неделя Большевики объявили о создании «красной армии»22 января 1918 Окопные генералы 185 неделя Большевики разогнали Учредительное собрание15 января 1918 184 неделя «Шамхорская резня» в Азербайджане8 января 1918 183 неделя Рождение Белой армии1 января 1918
1917 год
182 неделя Россия признала независимость Финляндии25 декабря 1917 181 неделя Перемирие между Россией и Турцией18 декабря 1917 180 неделя Крупнейшая железнодорожная катастрофа во Франции11 декабря 1917 179 неделя Турки покинули Иерусалим4 декабря 1917 178 неделя Большевики начали сепаратные переговоры о мире с Германией27 ноября 1917 177 неделя Танковое наступление под Камбре20 ноября 1917 176 неделя Британские войска подошли к Иерусалиму13 ноября 1917 Окопная правда 175 неделя Кровавый финал Битвы при Пашендейле6 ноября 1917 174 неделя Создание в Палестине «очага еврейского народа»30 октября 1917 173 неделя Разгром итальянцев при Капоретто23 октября 1917 172 неделя Началась эвакуация Ревеля16 октября 1917 171 неделя Германцы высадили десант на Моонзундских островах9 октября 1917 170 неделя Вынесен приговор бывшему военному министру Сухомлинову2 октября 1917 169 неделя Турки потерпели поражение в Месопотамии25 сентября 1917 168 неделя Временное правительство начало переезд в Москву18 сентября 1917 167 неделя Александр Керенский назначил себя главнокомандующим11 сентября 1917 166 неделя Генерал Корнилов отправил войска на Петроград4 сентября 1917 165 неделя Германские войска заняли Ригу28 августа 1917 164 неделя Русская армия потеряла миллион снарядов21 августа 1917 163 неделя Николай II выслан с семьей в Тобольск14 августа 1917 162 неделя Немецкое наступление в Румынии7 августа 1917 161 неделя Британское наступление под Ипром утонуло в грязи31 июля 1917 160 неделя В Париже начался суд над Матой Хари24 июля 1917 Настоящее начало XX века 159 неделя В Петрограде подавлен путч большевиков17 июля 1917 158 неделя Немцы применили новый смертельный «горчичный» газ10 июля 1917 157 неделя Русское наступление на Львов увязло в митингах3 июля 1917 156 неделя Греция объявила войну Центральным державам26 июня 1917 Война на износ 155 неделя В Петрограде сформирован первый женский «батальон смерти»19 июня 1917 154 неделя Съезд рабочих и солдатских депутатов высмеял Ленина12 июня 1917 153 неделя Германцам подложили 600 тонн взрывчатки под Месеном5 июня 1917 152 неделя Назначен новый главнокомандующий русской армией29 мая 1917 151 неделя В России опубликована «Декларация прав солдата»22 мая 1917 150 неделя В США введена всеобщая воинская повинность15 мая 1917 149 неделя Начались бунты во французской армии8 мая 1917 148 неделя Большевики устроили беспорядки в Петрограде1 мая 1917 147 неделя Британия начала формирование морских конвоев24 апреля 1917 146 неделя Британцы потерпели поражение в секторе Газа17 апреля 1917 145 неделя Французские войска начали «Наступление Нивеля»10 апреля 1917 144 неделя США вступили в войну против Германии3 апреля 1917 143 неделя Евреи выселены из Тель-Авива27 марта 1917 142 неделя Николай II издал прощальный приказ по войскам20 марта 1917 141 неделя Николай II отрекся от престола13 марта 1917 140 неделя В Петрограде началась Февральская революция6 марта 1917 139 неделя В США обнародована телеграмма Циммермана27 февраля 1917 138 неделя Британцы начали новое наступление на Багдад20 февраля 1917 137 неделя Немцы начали отвод войск на Линию Гинденбурга13 февраля 1917 136 неделя В Петрограде запретили выпечку тортов и пирожных6 февраля 1917 135 неделя В Петрограде началась конференция союзников по Антанте30 января 1917 134 неделя Англичане потеряли 43 тонны золота23 января 1917 133 неделя Германия предложила Мексике союз16 января 1917 Последний парад наступает 132 неделя Английские войска начали наступление в Палестине9 января 1917 131 неделя Русское наступление и мятеж под Ригой2 января 1917
1916 год
130 неделя В Петрограде убит Григорий Распутин26 декабря 1916 129 неделя Британские войска взяли под контроль Синайский полуостров19 декабря 1916 128 неделя Германия предложила Антанте мир12 декабря 1916 127 неделя Германские войска вошли в Бухарест5 декабря 1916 126 неделя Начались бои в Афинах28 ноября 1916 125 неделя Скончался император Австро-Венгрии21 ноября 1916 124 неделя Завершено строительство Мурманской железной дороги14 ноября 1916 123 неделя В Петрограде расстреляны 150 солдат-бунтовщиков7 ноября 1916 122 неделя Центральные державы объявили о создании Королевства Польского31 октября 1916 121 неделя При взрыве в порту Архангельска погибли 600 человек24 октября 1916 120 неделя На рейде Севастополя затонул флагман Черноморского флота17 октября 1916 119 неделя Восставшие казахи ударили по русскому тылу10 октября 1916 118 неделя Румынская армия обращена в бегство3 октября 1916 117 неделя Восставшие арабы подошли к Медине26 сентября 1916 116 неделя Разгром румынской армии в Трансильвании19 сентября 1916 115 неделя Состоялась первая танковая атака12 сентября 1916 114 неделя Русские части вступили в первый бой с болгарами5 сентября 1916 113 неделя Гинденбург возглавил германский Генштаб29 августа 1916 112 неделя Румыния начала военные действия против Австро-Венгрии22 августа 1916 111 неделя Болгарская армия перешла в наступление в Греции15 августа 1916 110 неделя «Брусиловский прорыв» остановился8 августа 1916 109 неделя Немцы возобновили наступление под Верденом1 августа 1916 108 неделя Русские войска взяли турецкий город Эрзинджан25 июля 1916 107 неделя Отправлен в отставку министр иностранных дел Сазонов18 июля 1916 106 неделя В России введено военное положение в Туркестанском округе11 июля 1916 105 неделя Греции предъявлен ультиматум о роспуске армии4 июля 1916 104 неделя Началась битва на Сомме27 июня 1916 103 неделя Немцы применили под Верденом новый смертельный газ дифосген20 июня 1916 102 неделя Русские войска вошли в Черновцы13 июня 1916 101 неделя Русская армия форсировала Днестр6 июня 1916 100 неделя В Северном море произошло крупнейшее морское сражение30 мая 1916 99 неделя В Италии началась паника из-за наступления австрийцев23 мая 1916 98 неделя Франция, Великобритания и Россия договорились о разделе Турции16 мая 1916 97 неделя Австрийцы провели первую химическую атаку в Альпах9 мая 1916 96 неделя В Петрограде арестован бывший военный министр Владимир Сухомлинов2 мая 1916 95 неделя Во Франции начал высадку русский экспедиционный корпус25 апреля 1916 94 неделя Русские войска заняли Трапезунд18 апреля 1916 93 неделя Возобновились бои на Синайском полуострове11 апреля 1916 92 неделя Немцы возобновили наступление под Верденом4 апреля 1916 91 неделя В России отправлен в отставку военный министр Поливанов28 марта 1916 90 неделя В Ла-Манше немецкая подлодка торпедировала еще одно пассажирское судно21 марта 1916 89 неделя Русская армия начала наступление под Нарочью14 марта 1916 88 неделя Португалия вступает в войну7 марта 1916 87 неделя Германские войска начали новое наступление на Верден29 февраля 1916 86 неделя Англия и Франция договорились о разделе турецких владений22 февраля 1916 85 неделя Русские войска вошли в Эрзурум15 февраля 1916 84 неделя Немцы подготовили мощное наступление под Верденом8 февраля 1916 83 неделя Русские войска начали штурм Трапезунда1 февраля 1916 82 неделя Немецкие «цеппелины» совершили последний налет на Париж25 января 1916 81 неделя Сербская армия эвакуирована на Корфу18 января 1916 80 неделя Австрийские войска заняли столицу Черногории11 января 1916 79 неделя Русская армия начала наступление на Эрзурум4 января 1916
1915 год
78 неделя Русские войска начали новое наступление в Карпатах28 декабря 1915 77 неделя Австрийские войска вошли в Черногорию21 декабря 1915 76 неделя Назначен новый командующий английскими войсками во Франции14 декабря 1915 75 неделя Болгарские войска отбросили британцев в Грецию7 декабря 1915 74 неделя США выслали из страны за шпионаж германского атташе фон Папена30 ноября 1915 73 неделя Германский генштаб заявил, что сербской армии больше нет23 ноября 1915 72 неделя Турецкие войска разгромили англичан под Багдадом16 ноября 1915 71 неделя Cоздано движение за независимость Чехословакии9 ноября 1915 70 неделя Германские подводники потопили пассажирский пароход «Анкона»2 ноября 1915 69 неделя Правительство Сербии отправилось в эмиграцию26 октября 1915 68 неделя На Восточный фронт прибыли первые батальоны латышских стрелков19 октября 1915 67 неделя Болгария вступает в войну12 октября 1915 66 неделя Немецкие войска вошли в Белград5 октября 1915 65 неделя Русские войска отбросили немцев от Минска28 сентября 1915 64 неделя Cоюзники начали осеннее наступление на Западном фронте21 сентября 1915 63 неделя Германские войска вошли в Вильно14 сентября 1915 62 неделя Французский флот спас защитников горы Муса-Даг в Турции7 сентября 1915 61 неделя Николай II прибыл в ставку верховного главнокомандующего31 августа 1915 60 неделя Русские войска завершили «Великое отступление»24 августа 1915 59 неделя В России отменена черта оседлости17 августа 1915 58 неделя Немцы осадили крепость Новогеоргиевск под Варшавой10 августа 1915 57 неделя Немцы провели газовую атаку на русскую крепость Осовец3 августа 1915 56 неделя Германские части двинулись на Варшаву27 июля 1915 55 неделя Русские одержали долгожданную победу на Кавказском фронте20 июля 1915 54 неделя Германия и Австро-Венгрия заключили секретный договор с Болгарией13 июля 1915 53 неделя Турецкая армия перешла в наступление на Кавказском фронте6 июля 1915 52 неделя Английские войска выбили немцев из Намибии29 июня 1915 51 неделя Русские войска оставили Львов и отступают из Польши22 июня 1915 50 неделя Немецкие и австрийские армии вышли к Львову15 июня 1915 49 неделя Сербские войска начали оккупацию Албании8 июня 1915 48 неделя Русские войска покинули крепость Перемышль1 июня 1915 47 неделя Германские цеппелины совершили налет на Лондон25 мая 1915 46 неделя Италия объявила войну Австро-Венгрии18 мая 1915 45 неделя Германские войска снова прорвали русский фронт в Польше11 мая 1915 Памятники немцам 44 неделя Немецкая подлодка потопила один из крупнейших пассажирских трансатлантических лайнеров4 мая 1915 43 неделя Немецкие войска нанесли русским сокрушительный удар в Галиции27 апреля 1915 42 неделя Немцы провели под Ипром первую успешную газовую атаку20 апреля 1915 41 неделя Русские войска выступили на помощь восставшим в Турции армянам13 апреля 1915 40 неделя В Турции начались массовые депортации армян6 апреля 1915 39 неделя Немецкие части перешли в контрнаступление в Карпатах30 марта 1915 38 неделя Австрийцы остановили русское наступление на Венгрию23 марта 1915 37 неделя Австрийская крепость Перемышль капитулировала перед русскими16 марта 1915 36 неделя Английские части понесли тяжелые потери во Франции9 марта 1915 35 неделя Русские отбросили германские части в Восточной Пруссии2 марта 1915 34 неделя Германские войска потерпели в Польше жестокое поражение23 февраля 1915 33 неделя Немецкие войска начали новое наступление в Польше16 февраля 1915 32 неделя Более 40 тысяч русских солдат попали в окружение9 февраля 1915 31 неделя Немецкие части перешли в наступление на русском фронте2 февраля 1915 30 неделя Британские части отстояли Суэцкий канал26 января 1915 29 неделя Немецкие «цеппелины» сбросили первые бомбы на английские города19 января 1915 28 неделя Русские части завершили разгром турецкой армии на Кавказском фронте12 января 1915 27 неделя Турецких солдат победило русское оружие и голод5 января 1915
1914 год
26 неделя Германское командование готовит генеральное наступление на Русском фронте29 декабря 1914 25 неделя Русские войска отразили турецкое наступление в Закавказье22 декабря 1914 24 неделя Немецкий флот обстрелял британское побережье15 декабря 1914 23 неделя Британский флот одержал победу с далеко идущими последствиями8 декабря 1914 22 неделя Британские части взяли под контроль нефтепромыслы Персидского залива1 декабря 1914 21 неделя Турецкие войска перешли в наступление на Кавказском фронте24 ноября 1914 20 неделя Русские и немецкие войска закончили сражение под Лодзью вничью17 ноября 1914 19 неделя Германские войска сорвали русское наступление на Силезию10 ноября 1914 18 неделя Немецкие колонисты разгромили английские войска в Африке3 ноября 1914 17 неделя Немецкие войска начали опыты с отравляющими газами29 октября 1914 16 неделя Бельгийские части решили превратить свой фронт в болото20 октября 1914 15 неделя Русские выбили германские войска из-под Варшавы13 октября 1914 14 неделя Немецкие войска подошли к Варшаве6 октября 1914 13 неделя Русские войска начали первый штурм Перемышля29 сентября 1914 12 неделя Немецкие моряки ударили по кораблям и престижу британского флота22 сентября 1914 11 неделя На Западном фронте начался «Бег к морю»15 сентября 1914 10 неделя В воздушном бою подо Львовом погиб русский авиатор Петр Нестеров14 сентября 1914 9 неделя Французские войска отбросили немцев от Парижа7 сентября 1914 Вечные пленники 8 неделя Россия потерпела тяжелое поражение в Восточной Пруссии25 августа 1914 7 неделя Русские части начали наступление на австро-венгерском фронте для спасения Франции18 августа 1914 6 неделя Япония направила Германии ультиматум с требованием вывести войска из принадлежащего Германии порта Циндао в Китае11 августа 1914 5 неделя Начались первые столкновения на юге Польши между российскими и австро-венгерскими войсками4 августа 1914 4 неделя Императоры Германии и России не смогли договориться о сохранении мира28 июля 1914 3 неделя Как политики собирались обустраивать Россию в канун Первой мировой войны22 июля 1914 2 неделя Противники Антанты в России накануне Первой мировой войны17 июля 1914 1 неделя Русско-германская экономика как повод к Первой мировой войне6 июля 1914
Июнь 24 Русское командование принимает решение о «Великом отступлении»
Июнь 23 Провал итальянского наступления на реке Изонцо
Июнь 22 Немецкие войска заняли Львов
Июнь 10 Англо-французские войска разбили немцев при Гаруа в Камеруне
Июнь 2 Русские части оставили крепость Перемышль
Май 23 Вступление Италии в войну на стороне Антанты
Май 13 Английские войска захватили столицу немецкой Намибии город Виндхук
Май 9 Наступление французских войск в Артуа
Май 7 Потопление пассажирского лайнера «Лузитания» германской субмариной
Май 2 Начало немецкого наступления на Восточном фронте
Апр 25 Высадка экспедиционных войск союзников в Дарданеллах
Апр 22 Первое успешное применение немцами ядовитых газов у Ипра в Бельгии
Апр 12 Англичане разгромили турок в битве при Шайбе в Месопотамии
Апр 7 Начало армянского восстания против турок в городе Ван
Апр 2 Наступление турецкой армии на восставших армян Сасуна
Март 22 Захват русскими австро-венгерской крепости Перемышль
Март 20 Немецкие войска отбили наступление французов в Шампани
Март 14 У берегов Чили английский флот потопил немецкий крейсер
Март 7 Начало английского наступления во Франции в районе Нев-Шапель
Март 2 Успех русского контрнаступления под Сувалками
Фев 25 Успех русского контрнаступления под Праснышем
Фев 16 Начало бомбардировки Дарданелл англо-французским флотом
Фев 12 Французские войска перешли в наступление в Шампани
Фев 7 Начало зимнего Мазурского сражения между немцами и русскими
Фев 3 Английские части отбили наступление турок на Суэцкий канал
Янв 31 Сражение между русскими и немецкими войсками у города Болимов
Янв 19 Начало налетов немецких цеппелинов на Великобританию
Янв 17 Завершение разгрома русскими турецкой армии в битве при Сарыкамыше
Янв 14 Турки захватили город Тебриз на Северо-западе Персии
Янв 5 Поражение немцев в Камеруне в сражении близ Эдеа
1914 год
Дек 25 Неофициальное Рождественское перемирие в окопах
Дек 18 Немецкие войска оккупировали часть португальской Анголы
Дек 16 Египет объявил о выходе из состава Османской империи
Дек 8 У Фолклендских островов британским флотом потоплена немецкая эскадра
Ноя 30 Австрийские войска вошли в Белград
Ноя 11 Начало Лодзенского сражения на Русском фронте
Ноя 8 Японские войска захватили в Китае германский город Циндао
Ноя 3 Вступление Турции в войну на стороне Германии
Окт 23 Британские войска вошли в Иран
Окт 19 Начало Первой битвы на Ипре на Западном фронте
Окт 10 Немецкие войска заняли Антверпен
Окт 8 Английские самолеты совершили первый налет на Германию
Сент 28 Немцы начали наступление на Варшаву
Сент 22 В Северном море немецкая подлодка потопила три английских крейсера
Сент 15 Австралийские войска оккупировали немецкую Новую Гвинею
Сент 12 Немецкие войска заняли бельгиский Гент и французский Лилль
Сент 5 Члены Антанты обязались не заключать сепаратного мира
Авг 19 Сербская армия разгромила австрийскую на реке Цер
Авг 5 Немцы начали штурм бельгийской крепости Льеж
Авг 4 Великобритания вступила в войну на стороне Антанты
Авг 3 Германия объявила войну Франции
Авг 1 Германия объявила войну России
Июль 28 Объявление Австро-Венгрией войны Сербии
Июль 23 Вручение австро-венгерского ультиматума Сербии
Июль 20 Визит в Россию президента Франции Пуанкаре
Июль 11 Падение акций на Венской бирже
Июль 9 Австрия начинает борьбу с сербской агитацией
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»
http%3A%2F%2Frusplt.ru%2Four-people%2Fauthors%2Fauthor_8.html