Новости – Хроника
Хроника
«Залпы толпа встречала смехом»
Митинг у здания Госдумы. Петроград. Фото: usarchives.ru / Федеральное архивное агентство
6-12 марта: в Петрограде началась Февральская революция
13 декабря, 2014 16:16
7 мин
В первой половине марта 1917 года внимание всего мира сконцентрировалось на России, где в Петрограде начались стихийные волнения из-за дефицита хлеба, переросшие в настоящую революцию. В Берлине и Вене за этими событиями следили с нескрываемым, но сдержанным удовлетворением, в Париже и Лондоне — с явной тревогой. Союзники по Антанте справедливо опасались, что из русской столицы безвластие и анархия перекинуться на фронт. На основных театрах Первой мировой, тем временем, сохранялось затишье из-за неослабевающих сильных морозов — солдаты больше беспокоились о том, как согреться в промерзших окопах. Заметного успеха в эти дни удалось добиться лишь британским колониальным частям в Месопотамии, которые выбили турок из Багдада.
Дипломатия и Общественная жизнь
6 марта (21 февраля по старому стилю — РП) в Петрограде начались уличные беспорядки — люди, стоявшие на морозе в длинных очередях за хлебом, начали громить магазины и лавки. В Петрограде проблем с поставками основных продуктов никогда не было, и долгое стояние в «хвостах», как тогда называли очереди, из-за хлеба на фоне разговоров о возможном введении карточек вызвало резкое раздражение публики. Даже при том, что дефицит хлеба наблюдался только в отдельных районах.
Хлеб в Петроград не был завезен в достаточном количестве по причине железнодорожного кризиса. Сильные морозы (до -43◦С), которые накрыли европейскую часть России с конца января, вывели из строя паровые трубы более 1200 локомотивов, а запасных труб не хватало из-за забастовок петроградских заводов. Кроме того, неделей ранее в окрестностях Петрограда выпал обильный снег, который завалил железнодорожные пути, в результате чего на подступах к городу застряли 57 000 вагонов. При этом некоторые историки полагают, что хлебный кризис в Петрограде не обошелся и без сознательного саботажа некоторых чиновников, в том числе и из Министерства путей сообщений, выступавших за свержение монархии.
По сообщениям газеты «Биржевые ведомости» от 6 марта, на Петроградской стороне (ныне Петроградский район Петербурга) начался разгром булочных и мелочных лавок толпами, скандировавшими: «Хлеба! Хлеба!». В этот же день в Киеве собрание духовенства обратилось к императрице с предложением разогнать Госдуму.
7 марта на фоне нарастающих беспорядков в столице император Николай II выехал из Петрограда в Могилев в Ставку Верховного Главнокомандующего. Перед этим он провел совещание с министром внутренних дел А. Д. Протопоповом, который убедил императора в том, что ситуация в Петрограде находится под контролем. Еще 13 февраля полиция арестовала рабочую группу Центрального Военно-Промышленного комитета, а позже была запрещена намеченная на 27 февраля массовая демонстрация, посвященная открытию новой сессии Госдумы. Протопопов был уверен, что эти мерами ему удалось снять угрозу новых волнений.
8 марта в Петрограде прошла серия митингов, посвященных Дню работницы, как тогда назывался Международный женский день. Прекратили работу заводы «Старый Парвиайнен», «Новый Парвиайнен», «Старый Лесснер», «Новый Лесснер», «Айваз», «Эриксон», «Русский Рено», «Розенкранц», «Феникс», «Промет», ткацкая Торшиловская фабрика, Путиловский завод и другие. К вечеру бастовало 128 000 человек. Французский посол в России Морис Палеолог так описал происходящее в Петрограде: «По главным улицам проходили народные шествия. В нескольких местах толпа кричала: «Хлеба и мира!». В других местах она запевала «Рабочую Марсельезу» (русская революционная песня на мелодию французского гимна — «Марсельезу», известная также как «Отречемся от старого мира» — РП)». В центре города состоялись первые стычки рабочих с казаками и полицией.
В донесение Охранного отделения от 8 марта сообщалось: «23 февраля (8 марта по новому стилю — РП) с утра явившиеся на заводы и фабрики рабочие Выборгского района постепенно стали прекращать работы и толпами выходить на улицу, выражая протест и недовольство по поводу недостатка хлеба, который особенно чувствовался в названном фабричном районе, где, по наблюдениям местной полиции, за последние дни многие совершенно не могли получить хлеба. <…> При рассеивании все возраставшей толпы, направлявшейся от Нижегородской улицы к Финляндскому вокзалу, был сбит с ног младший помощник пристава первого участка Выборгской части коллежский секретарь Гротиус, пытавшийся задержать одного из рабочих, причем коллежскому секретарю Гротиусу причинены рассеченная рана на затылочной части головы, пять ушибленных ран головы и поранение носа. По оказании первоначальной помощи пострадавший был отправлен в свою квартиру. К вечеру 23-го февраля усилиями чинов полиции и воинских нарядов порядок повсеместно в столице был восстановлен».
Демонстрация в дни Февральской революции 1917 года. Фото: РИА Новости
Вечером 8 марта было проведено совещание военных и полицейских властей Петрограда, на котором председательствовал командующий Петроградским военным округом генерал С.С. Хабалов. По итогам совещания ответственность за обеспечение порядка в городе была возложена на военных.
9 марта в Петрограде началась всеобщая забастовка рабочих 224 предприятий. К 12.00 петроградский градоначальник Балк доложил генералу Хабалову, что полиция не в состоянии «остановить движение и скопление народа». После этого в центр города были отправлены солдаты гвардейских запасных полков — Гренадёрского, Кексгольмского, Московского, Финляндского, 3-го стрелкового, а также была усилена охрана правительственных зданий, почтамта, телеграфа и мостов через Неву.
10 марта забастовка и манифестации продолжились и расширились. Бастовало уже 421 предприятие и более 300 000 человек. Морис Палеолог вспоминал этот день: «[Рабочие] пели «Марсельезу», носили красные знамена, на которых было написано: «Долой Правительство! Долой Протопопова! Долой Войну! Долой немку!... (имелась в вину императрица Александра Федоровна — РП)»».
Разъезд 1-го Донского казачьего полка отказался стрелять в рабочих и обратил в бегство полицейский отряд. В 17.30 генерал Хабалов отправил царю донесение, согласно которому «утром полицмейстеру Выборгского района сломали руку и нанесли в голову рану тупым орудием», и ещё четыре чина полиции «получили неопасные ранения». Николай II телеграммой потребовал от Хабалова решительных действий. Ночью сотрудники охранного отделения арестовали свыше 150 человек. Кроме того, император подписал указ о переносе начала очередной сессии Государственной Думы на 14 апреля. В ночь на 11 марта генерал Хабалов велел расклеить по Петербургу объявления следующего содержания: «Всякие скопления людей воспрещаются. Предупреждаю население, что возобновил войскам разрешение употребить для поддержания порядка оружие, ни перед чем не останавливаясь».
11 марта произошло несколько столкновений протестующих с полицией. На Знаменской площади рота лейб-гвардии Волынского полка открыла огонь по демонстрантам, было убито 40 человек и еще 40 ранено. В отчете охранного отделения за этот день говорилось: «Во время беспорядков наблюдалось (как общее явление) крайне вызывающее отношение буйствовавших скопищ к воинским нарядам, в которые толпа в ответ на предложение разойтись бросала каменьями и комьями сколотого с улиц снега. При предварительной стрельбе войсками вверх толпа не только не рассеивалась, но подобные залпы встречала смехом. Лишь по применении стрельбы боевыми патронами в гущу толпы оказывалось возможным рассеивать скопища, участники коих, однако, в большинстве прятались во дворы ближайших домов и по прекращении стрельбы вновь выходили на улицу».
11 марта взбунтовалась 4-я рота запасного батальона лейб-гвардии Павловского полка, солдаты которой открыли огонь по полиции и собственным офицерам. Бунт был подавлен, но 20 солдатам удалось бежать с оружием, а арестовать всю роту (1100 человек) не было возможным, в результате были арестованы только 19 зачинщиков бунта. Военный министр Беляев предлагал отдать их под трибунал и казнить, однако генерал Хабалов не решился на столь жесткие меры. В 17.00 Николай II получил телеграмму от председателя Государственной Думы М. В. Родзянко, в которой сообщалось, что «в столице анархия», и «части войск стреляют друг в друга». Прочитав ее, царь заявил министру императорского двора В. Б. Фредериксу, что «опять этот толстяк Родзянко пишет мне всякий вздор». В 22.22 Родзянко отправил императору Николаю II новую телеграмму, которая призывала царя составить «правительство, пользующееся доверием всего населения». Копии этой телеграммы были разосланы командующим фронтами.
Решающим моментом революции стал переход 12 марта на сторону демонстрантов Петроградского гарнизона, после чего митинги переросли в вооруженное восстание. Историк Ричард Пайпс так комментирует этот момент: «Понять случившееся [в феврале-марте 1917 года] невозможно, не приняв во внимание состав и условия содержания Петроградского гарнизона. Гарнизон состоял, собственно, из новобранцев и отставников, зачисленных в пополнение ушедших на фронт запасных батальонов гвардейских полков, квартировавшихся в мирное время в Петрограде. Перед отправкой на фронт им предстояло в течение нескольких недель проходить общую военную подготовку. Численность сформированных с этой целью учебных частей превосходила всякую допустимую норму: в некоторых резервных ротах было более 1000 солдат, а встречались батальоны по 12-15 тысяч человек; в общей сложности 160 тысяч солдат были втиснуты в казармы, рассчитанные на 20 тысяч».
Февральская революция 1917 года. Фото: ИТАР-ТАСС / Архив
Первым мятеж подняла учебная команда запасного батальона Волынского полка под командованием старшего фельдфебеля Т. И. Кирпичникова. Вскоре восстание перекинулось на запасные батальоны Литовского и Преображенского полков вместе с 6-м сапёрным батальоном. Во второй половине дня к восстанию присоединились Семёновский и Измайловский полки. К вечеру бунтовало уже около 67 тысяч солдат Петроградского гарнизона. Офицеры этих батальонов либо разбежались, либо были убиты. По пути в центр города солдаты избивали и расстреливали полицейских. В 13.00 был захвачен Арсенал и боевое оружие стало бесконтрольно раздаваться демонстрантам. В 14.00 было подожжено здание Окружного суда. Около 15.00 были захвачены городские тюрьмы «Кресты», Литовский замок и «Шпалерка», все арестованные и заключенные, включая уголовников, освобождены.
В 14.00 солдаты заняли здание Государственной Думы — Таврический дворец. Депутаты оказались в сложном положении — с одной стороны, они уже были распущены царем, с другой, их окружала революционная толпа, которая видела в них альтернативный царизму центр власти. В результате депутаты продолжили заседание в виде «частных совещаний», по результатам которых был создан Временный комитет Государственной думы («Комитет Государственной думы для водворения порядка в Петербурге и для сношения с учреждениями и лицами»). В состав Комитета вошли октябрист М. В. Родзянко, назначенный председателем, члены «Прогрессивного блока» В. В. Шульгин, П. Н. Милюков и некоторые другие, а также меньшевик Н. С. Чхеидзе и «трудовик» А. Ф. Керенский. В этот же день бюро Центрального Комитета РСДРП опубликовало манифест «Ко всем гражданам России». В нем выдвигались требования установления демократической республики, введения 8-часового рабочего дня, конфискации помещичьих земель и прекращения империалистической войны. Лидеры фракции меньшевиков в Государственной Думе, представители солдат и рабочих, «социалисты», журналисты объявили в Таврическом дворце о создании Временного исполнительного комитета Петросовета, в который из членов временного комитета вошел только Н. С. Чхеидзе.
В 16.00 состоялось последнее заседание царского правительства в Мариинском дворце, на котором было принято решение отправить царю телеграмму с предложением о самороспуске Совета министров и создании «ответственного министерства». В 19.00 о положении в Петрограде снова доложили Николаю II, который заявил, что все перемены в составе правительства он откладывает до возвращения в Царское Село. Также он назначил генерала Н.И. Иванова новым командующим Петроградского военного округа, который возглавил «карательную экспедицию» в составе 4 пехотных и 4 кавалерийских полков.
В Петрограде председатель Госдумы Родзянко начал убеждать великого князя Михаила Александровича, младшего брата Николая II, принять на себя диктаторские полномочия в пределах Петрограда, отправить правительство в отставку и просить царя о даровании ответственного министерства. В 20.00 эту идею поддержал и премьер-министр царского правительства князь Голицын. Сначала Михаил Александрович отказывался, но в итоге ночью отправил царю телеграмму, в которой говорилось: «Для немедленного успокоения принявшего крупные размеры движения — необходимо уволить весь совет министров и поручить образование нового министерства князю Львову как лицу, пользующемуся уважением в широких кругах». На фоне беспорядков и властного паралича вечером 12 марта было разгромлено Петроградское охранное отделение и как «немецкий» сожжен дом министра императорского двора Фредерикса.
Война в Азии
8 марта британские части, наступавшие с юга вдоль реки Тигр, подошли к пригородам Багдада на реке Дияла. Командующий турецкими силами генерал Халил Кут принял решение защищать город по рубежу этой реки. 9 марта туркам удалось отбить все атаки англичан, но на следующий день британцы, подтянув подкрепления, стремительным броском смогли прорвать оборону противника. В 8 часов вечера Халил Кут принял решение об эвакуации Багдада. 11 марта британцы вошли в Багдад, взяв в плен около 9000 турецких солдат. Местное население встретило британцев добродушно.
Война на море
В течение этой недели в ходе «неограниченной подводной войны» германскими подводными лодками было потоплено 79 торговых кораблей стран Антанты и их союзников.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости