«Нас не разъединяют окопы»
Экспозиция выставки «По обе стороны окопов». Фото Владимир Желтов / «Русская Планета»

Экспозиция выставки «По обе стороны окопов». Фото Владимир Желтов / «Русская Планета»

В Большом Гатчинском дворце открылась выставка, посвященная 70-летию Великой Победы

В Большом Гатчинском дворце развернута выставка «По обе стороны окопов», посвящённая 70-летию Великой Победы и недавнему присвоению Гатчине звания «Город воинской славы».

— Кому-то может показаться странным, но главная тема нашей экспозиции — не боевые действия, не подпольное и партизанское движение, хотя и это не обойдено вниманием, а повседневная жизнь людей, оказавшихся на захваченной врагом территории и вынужденных в той или иной мере взаимодействовать (не сотрудничать!) с оккупантами, — говорит старший научный сотрудник ГМЗ «Гатчина» Мария Кирпичникова.

Экспозицию, выстроенную в хронологически-тематическом порядке, предваряют два экспоната: патефон, изготовленный на гатчинском заводе «Граммофон», и пластинка с записью великого тенора Николая Печковского. В августе 41-го Николай Константинович отправился на свою дачу на станции Карташевская, чтобы увезти в Ленинград мать. Немцы неожиданно прорвали фронт. Средства к существованию Печковский добывал единственным для него возможным способом - концертами. Пел как для местных жителей, так и для немецких солдат. За что после войны был осужден на десять лет.

— Николай Печковский хорошо знал гатчинца Игоря Рыбакова, знал о его подпольной деятельности, но не выдал. Разве так поступают изменники Родины? — задаётся риторическим вопросом Мария Кирпичникова.

Первый (из семи) зал посвящен довоенному Красногвардейску. Так официально называлась Гатчина с 1929-го по январь 1944-го. (В 1942-м приказом командующего группой армий «Север» генерал-фельдмаршала фон Лееба город переименован в Линдеманштадт - в честь командующего 18-й армией Георга Линдемана.)

Красногвардейск был тихим, утопающим в зелени, городком, не перегруженным промышленными предприятиями, главным достоянием которого, как и сейчас, являются дворцы и парки.

Второй зал — «Красногвардейск в период эвакуации». Эвакуации, прежде всего, богатейшей коллекции Большого Гатчинского дворца. На стенах пустые рамы. На полу ящик, напоминающий сундук, предназначенный для транспортировки произведений искусства. Эвакуация началась в ночь с 22 на 23 июня, а прервана 10-13 сентября. Произошло это во время ожесточенных боев, в результате которых город был оставлен Красной армией. Сотрудники музея, кстати, на последней, присланной за ними машине отправили сколько смогли бесценного груза, а сами в Ленинград отправились пешком…

Фото: Владимир Желтов / «Русская Планета»

В экспозиции личные вещи гатчинцев, мебель, предметы быта, рабочие паспорта, продуктово-товарные карточки… Медицинские инструменты хирурга Анны Дашенко. Она была членом медицинской комиссии, производившей отбор советских граждан для отсылки на принудительные работы в Германию. Дашенко, рискуя жизнью, удалось спасти многих, в том числе и Игоря Рыбакова.

Гитлер предупреждал своих генералов: «Война на Востоке будет резко отличаться от войны на Западе. На Востоке жестокость является благом на будущее…» В Линдеманштадте и его окрестностях находилось несколько концлагерей. Узниками были и дети. Поэтому в одной из витрин — игрушки. А также — рисунки военного времени, выполненные художником Иваном Александровым — он прошел несколько лагерей, в том числе и Заксенхаузен.

Красногвардейск являлся центром базирования 18-й армии вермахта. В Арсенальном каре, где разместилась выставка, была офицерская столовая. Напротив, в Кухонном каре — склады, общежитие летчиков и бордель.

— Мы также постарались показать, как жили немецкие офицеры и солдаты, которым внушали, что они не захватчики, а освободители, — продолжает рассказ Мария Кирпичникова. — Оккупационными властями был даже придуман праздник — День освобождения, разумеется, от большевизма, от советской власти.

Отмечался он 22 июня. Массовые гуляния устраивались на плацу перед дворцом, в парке, но, конечно же, подавляющее большинство празднующих составляли немецкие военнослужащие. О чем свидетельствуют фотографии, предоставленные для выставки Бундесархивом (Федеральным архивом Германии).

Гатчина (именно Гатчина, а не Красногвардейск и тем более, не Линдеманштадт) была освобождена 26 января 1944 года — на третий день после возвращения городу исторического названия.

В завершающем экспозицию зале — поступления прошлого, 2014-го, года. Впервые на всеобщее обозрение выставлены принадлежавшая императрице Марии Федоровне икона «Благовещение Пресвятой Богородицы» и комплект любительских фотографий из «домашнего» архива Николая Второго.

На оборотной стороне иконы есть отметка, что она передана музею членами семьи Хенри Макса Винтенберга. В 1941-м Винтенберг переслал из Гатчины родным икону, которую, по его словам, он «спас из огня». Икона перешла по наследству падчерице бывшего солдата вермахта, которая после серьезной разъяснительной беседы историка Коррины Кур Королёв решила вернуть образ в Гатчинский дворец.

Художник Отто Хофман был учеником Василия Кандинского. Нацистские искусствоведы его живопись признали дегенеративной, а так как он был еще и коммунистом, то место ему — на Восточном фронте. В Гатчине Хофман обнаружил фотоальбом семьи Романовых и сохранял его до конца войны. О существовании альбома гатчинским музейщикам не было известно ничего. До декабря 2013-го. На аукционе в Женеве объявили лот с 33 фотографиями российской императорской семьи. Сотрудники ГМЗ «Гатчина» смогли доказать принадлежность снимков Гатчинскому дворцу. Лот был снят с аукциона, и после длительных переговоров с родственниками Отто Хофмана (его вдова считала, что покойного мужа обвиняют в мародерстве!) удалось достичь мирового соглашения, в соответствии с которым фотографии вернулись на «историческую родину».

В подготовке выставки «По обе стороны окопов» приняли участие музеи Петербурга и Ленинградской области, полтора десятка гатчинских коллекционеров. Ряд документов представлен Бундесархивом. Это стало возможным благодаря помощи международной организации «Культурный Фонд Земель» (Германия) и историка Коринны Кур Королёв.

— Несмотря на определенные политические противоречия между нашими странами, мы, сотрудники музеев и архивов России и Германии, активно сотрудничаем друг с другом. Нас не разъединяют окопы, — завершила рассказ куратор выставки Мария Кирпичникова.

«Немцы пришли, как только картошка зацвела» Далее в рубрике «Немцы пришли, как только картошка зацвела»Воспоминания ветерана Ивана Митрофановича Черепухина

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»