Вокруг солнечного света
Испытательный полет самолета Solar Impulse 2 в Швейцарии. Фото: Denis Balibouse / POOL / EPA / ИТАР-ТАСС

Испытательный полет самолета Solar Impulse 2 в Швейцарии. Фото: Denis Balibouse / POOL / EPA / ИТАР-ТАСС

Созданный для кругосветного путешествия самолет на солнечных батареях совершил первый полет

Самолет Solar Impulse 2, по утверждению разработчиков, способный находиться в воздухе бесконечно, впервые взлетел в понедельник, 2 июня, сообщает Би-би-си. В свой первый полет Solar Impulse 2 отправился с летного поля в черте швейцарского города Пейерн в 05:35 по местному времени (07:35 мск). Под управлением летчика-испытателя Маркуса Шердела самолет поднялся на 1,8 тысячи метров и произвел несколько тестовых маневров для проверки устойчивости конструкции. Всего воздушное судно провело в небе два часа, используя исключительно энергию Солнца.

Solar Impulse 2 (HB-SIB) стал развитием концепции бестопливного самолета Solar Impulse («Солнечный импульс», HB-SIA), дебютировавшего в 2009 году. В 2010 году он совершил первый в истории пилотируемых летательных аппаратов на солнечных батареях ночной полет. Одновременно HB-SIA установил три рекорда, в том числе по продолжительности полета — 26 часов 10 минут 19 секунд — и его высоте — 9 тысяч 235 метров.

Летом 2012 года прототип HB-SIA совершил первый трансконтинентальный перелет из Швейцарии в Марокко и побил еще два рекорда по дальности полета. В 2013 году солнечный самолет пересек США от побережья до побережья. На это понадобилось более двух месяцев и шесть 20-часовых «прыжков» с большими перерывами.

Первый Solar Impulse был пробной моделью. Целью разработчиков с самого начала был самолет, способный совершить кругосветное путешествие. По этой причине HB-SIA, при всей его революционности, представлял собой лишь инновационное применение уже существующих технологий. Для создания HB-SIB пришлось разработать принципиально новые материалы.

Практически весь корпус HB-SIB изготовлен из нового типа углеродных волокон. Это позволило добиться относительно небольшой массы при огромных размерах: размах крыльев Solar Impulse 2 составляет 72 метра, что больше, чем у Boeing 747-8I (ширина HB-SIA была «всего» 63,4 метра — больше Airbus A330).

Масса HB-SIB составляет 2,3 тысячи килограмм. 633 из них приходится на литиевые батареи, энергоемкость которых также была увеличена за счет принципиально новых электролитов. Оставшаяся масса приходится на крылья, покрытые 17 тысячами фотоэлектронных ячеек, четыре двигателя, позволяющие развить скорость до 140 километров в час, и одноместную кабину объемом 3,8 кубического метра.

В идеале самолет на солнечных батареях должен лететь выше облаков, чтобы всегда вырабатывать электричество. Однако это потребует герметизации кабины и поддержания постоянного давления, что, в свою очередь, увеличит массу летательного аппарата. В случае HB-SIB конструкцию и материалы пришлось существенно изменить всего лишь ради того, чтобы на борту хватило места для откидывающегося кресла, — продолжительность полета HB-SIA была серьезно ограничена выносливостью пилота.

Когда Solar Impulse 2 отправится в свое кругосветное путешествие, он по-прежнему будет лавировать между облаков, а авиатору придется делать регулярные передышки на земле, хотя уже не так часто. На этот раз пилот будет находиться в воздухе до шести суток подряд, чтобы пересечь два океана.  Ему предстоит выносить перепады температуры от -40 до +40 градусов, а из «удобств» кабина вместит лишь шесть баллонов с кислородом, парашют, спасательный плот и запас пищи и воды на неделю, а также кресло, трансформирующееся в мат для зарядки или надувную кровать.

Кругосветный полет начнется в марте 2015 года и займет пять месяцев. Авторы проекта, Бертран Пиккард и Андре Боршберг, планируют преодолеть 35 тысяч километров за 500 часов. Пилоты будут сменять друг друга во время передышек в Индии, Мьянме, Китае, США и Южной Европе либо Северной Африке. Они намерены уложиться в десять «пересадок». Путешествие начнется и закончится в одной из стран Персидского залива.

Что в имени тебе моем Далее в рубрике Что в имени тебе моемЖенские имена ураганов усиливают их разрушительное действие, утверждают ученые

Комментарии

02 июня 2014, 22:40
Идея красивая. и на первый взгляд очень перспективная, КПД надо увеличивать, дабы и грузы можно было возить и со скоростью надо что-то делать, очень медленно
03 июня 2014, 12:02
Между прочим, идея эта достаточно бородатая. Вспомните космические спутники и МКС. Там уже многие годы используются подобные технологии. Так что ничего нового эти ребята не придумали.
03 июня 2014, 14:55
Полно критиковать,идея не новая,но результаты последних разработок впечатляют. Может кого то не устроит скорость,но факт дешевизны таких полетов очевиден.
03 июня 2014, 15:31
с нынешними ценами на авиационное топливо, идея попахивает миллиардными прибылями
03 июня 2014, 08:25
Вообще нужно разрабатывать не самолет, а некое подобие дирижабля на солнечных батареях. Более компактный, более маневренный. Его можно будет использовать внутри города в разных целях. Конечно, несомненно, будущее за авиаплаванием, даже индивидуальным.
03 июня 2014, 11:59
Все это несомненно хорошо, но солнечный свет никогда не сможет заменить старые добрые углеводороды. Поэтому альтернативный источник энергии в нашем мире так и не найден.
03 июня 2014, 12:35
Прогресс конечно налицо, но все же самолет так и остается чересчур крупным и весьма медлительным. Кроме того, практически ни какой более-менее увесистой нагрузки он до сих пор нести не способен. Мне кажется, что данную технологию стоит использовать исключительно в комбинации с привычными авиа-двигателями. К примеру, можно исполнять наружную поверхность крыльев и фюзеляжа стандартных самолетов пластинами-батареями, аккумулирующими солнечную энергию, которую затем можно использовать для функционирования электронных приборов и в качестве запасного варианта на случай отказа двигателей.
ИМХО, батареи будут развиваться, и через лет 30-ть все эти керосиновые боинги и суперджеты будут отправлены в Африку доживать свой век, а весь цивилизованный мир пересядет в суперпрактичные солнцелеты!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»