Вмешательство создателя
Фото: Jonathan Ernst / Reuters

Фото: Jonathan Ernst / Reuters

Минобороны США потратило $18 млн на манипуляции и пропаганду в Twitter

Агентство передовых оборонных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) финансировало многочисленные разработки в управлении распространением информации в социальных сетях, пишет Guardian. Спектр наблюдений и экспериментов далеко выходит за пределы скандальных манипуляций эмоциями пользователей Facebook.

В марте научный журнал Proceedings of National Academy of Sciences опубликовал исследование, в рамках которого ученые изменяли эмоциональные слова в сообщениях, просмотренных в течение недели 700 тысячами ничего не подозревающих пользователей Facebook. Экспериментаторы пришли к выводу, что таким методом можно не только повлиять на психологическое состояние одного человека, но и заставить какую-либо эмоцию распространяться как инфекцию по его кругу общения.

О том, что пользователи станут подопытными, Facebook их не предупреждала. Столкнувшись с критикой, администрация социальной сети сослалась на свое соглашение о предоставлении услуг, но позже выяснилось, что пункт о праве на проведение исследований добавили задним числом — он появился лишь через четыре месяца после эксперимента. На сайте Корнелльского университета, где работают авторы исследования, говорилось о финансировании проекта Министерством обороны США, но позже эта информация была удалена как «ошибочная».

На фоне информации о возможном отношении военных к ситуации вокруг Facebook журналисты Guardian изучили другие проекты Пентагона. Незадолго до скандала агентство DARPA опубликовало отчет от проекте «Социальные медиа в стратегических коммуникациях» (SMISC). Через компанию IBM, Технологический институт Джорджии и Индианский университет DARPA оплатила исследования соцсетей в общей сложности на $18,5 млн.

DARPA больше известна разработкой роботов, экзоскелетов и систем слежения. В стенах агентства начал свою жизнь интернет. Но в данном случае американских военных интересовали методы психологических операций (пропаганды и контрпропаганды), применимые к социальным сетям. Проект появился в 2011 году, в разгар «арабской весны», проиллюстрировавшей роль «новых медиа» в общественной жизни.

Барак Обама на военной базе в Сеуле. Фото: Lee Jin-man / Reuters

Барак Обама на военной базе в Сеуле. Фото: Lee Jin-man / Reuters, архив

На сегодняшний день для SMISC было написано несколько десятков работ. Большинство касается механизмов распространения информации и эмоций в социальных сетях: исследования охватывают, в частности, Twitter, Facebook, Reddit, Pinterest, Kickstarter и Digg. Ученые анализировали как современную активность на этих сайтах, так и прошедшие события — эпизоды «арабской весны», акции Occupy Wall Street и так далее.

Самые «безобидные» исследования сводились к наблюдению и анализу. Одна группа, например, изучала, как распространяются и к чему приводят сообщения, размещенные популярными звездами — Леди Гагой и Джастином Бибером. Другая группа следила за 2,4 тысячи пользователей Twitter с Ближнего Востока, чтобы понять структуру их связей. Третья разрабатывала автоматизированные алгоритмы оценки степени знакомства и отношения людей друг к другу. Четвертая работала над аналогичной системой, которая бы фиксировала позиции пользователей по ключевым вопросам.

Исследователи пытались разобраться, как распространяются и закрепляются мемы, что делает контент «вирусным». Ученые из Технологического института Джорджии учились отфильтровывать дезинформацию на собственной модели соцсети под названием FaceFriend. Все это в перспективе должно позволить Министерству обороны «вбрасывать» информацию оптимальным образом. Как стало известно благодаря разоблачениям Эдварда Сноудена, АНБ и британская спецслужба GCHQ содержат спецподразделения, в чьи задачи входит дискредитация противника в сети.

Некоторые исследовательские группы не ограничились пассивным наблюдением. Чтобы проверить свои теории, ученые из Университета Юты вбрасывали 3761 отобранному пользователю Twitter свою информацию о птичьем гриппе: они работали над механизмами «вовлечения» людей в интернете. Их алгоритмы должны автоматически определять, кому будет интересно некоторое сообщение и с какой вероятностью он распространит его дальше, а также оптимально подбирать момент контакта.

Самый масштабный эксперимент такого рода, однако, был проведен не на деньги DARPA. В апреле 2014 года стало известно, что агентство USAID через подставные фирмы создало и два года содержало на Кубе аналог социальной сети Twitter. Со временем его предполагалось использовать, чтобы подтолкнуть протестные группы к действиям против режима братьев Кастро. Из-за нехватки финансирования проект неожиданно для пользователей закрылся в 2012 году, но по его образцу Госдепартамент создал порталы в Пакистане, Афганистане, Кении и готовится открыть следующие в Нигерии и Зимбабве.

Око за око Далее в рубрике Око за окоИзраиль и палестинские боевики обмениваются ракетно-бомбовыми ударами; израильтяне готовятся к широкомасштабной наземной операции

Комментарии

09 июля 2014, 12:39
Это скандал,хотя и ожидаемый. Почему об этом нам ещё раньше не рассказал Сноуден? А вообще все эти фейсбуки и твиттеры придуманы для лёгкого сбора информации о людях,ведь они доверчивые соглашаются на сбор личной информации взамен удовольствия поиграть в глупую игрушку.
09 июля 2014, 15:10
Думаю, что не столько для сбора инфы, сколько именно для пропаганды собственный идей и настроений, для манипуляции общественным сознанием!
09 июля 2014, 15:26
почему скандал, просто анализировали взаимоотношения участников еще одной социальной сети, любая разведка должна заниматься данной проблематикой. Но конкретно по твитеру, как древний пользователь твиттера, могу сказать, что все это тлен, в этом сервисе коротких сообщений, слишком часто меняются темы для бесед, еще утром говорили о футболе, после обеда дискурс сместился в совершенно другое русло, река времени, а не твитер
09 июля 2014, 12:57
Спасибо за инфу, утащу себе в пост. А насчет твиттера я никогда и не сомневался, что еще одни шпионский инструмент амеры внедрили, но ведь полезная штука))
09 июля 2014, 14:44
А в Фейсбуке тоже проводили скрытые исследования на 700 тысяч аккаунтов, предпочтения по кликам изучали..

.. в принципе ничего страшного для пользователя здесь нет, просто человеку свойственно обижаться, когда на нем ставят втихаря эксперименты любого толка....
09 июля 2014, 19:39
Дело не в обиде простого человека,а в том,что Большой Сэм пытается найти точки воздействия на миллионы людей,не относящиеся к его юрисдикции. Нарушая нормы международного права и невмешательства в политику и развитие десятков стран.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»