Величайшая загадка Канады
Изображение одного из двух кораблей потерянной экспедиции Франклина, переданное подводным аппаратом на дистанционном управлении. Фото: Parks Canada / Handout / REUTERS

Изображение одного из двух кораблей потерянной экспедиции Франклина, переданное подводным аппаратом на дистанционном управлении. Фото: Parks Canada / Handout / REUTERS

Судно из легендарной экспедиции Франклина, пропавшей 160 лет назад, было обнаружено в Канаде

В Канаде в минувшее воскресенье было обнаружено одно из двух судов из легендарной «экспедиции Франклина», пропавшей 160 лет назад у берегов Северной Америки. Судно нашли в проливе Виктория в северо-западной части страны. Об этом во вторник рассказал премьер-министр Канады Стивен Харпер. Впрочем, какой именно корабль нашли исследователи, пока неясно, но, по заверению премьер-министра, информации, полученной со снимков, достаточно, чтобы утверждать — это именно корабль из экспедиции Франклина.

Экспедиция под предводительством контр-адмирала сэра Джона Франклина — 129 человек на двух кораблях, «Эребус» и «Террор», — отправилась к берегам Северной Америки, чтобы найти Северо-Западный проход — морской путь в Азию.

В мае 1845 года экспедиция отплыла из английского порта Гринхайт в сторону Гренландии. Последний раз корабли видели в начале августа того же года в море Баффина. Активные поиски пропавших судов начались спустя три года. В 1848 году жена Джона Франклина снарядила пять кораблей для поисков экспедиции супруга. Продолжались они всю вторую половину XIX века, но безрезультатно.

Судьба экипажа «Эребуса» и «Террора» выяснилась в самых первых поисковых экспедициях — между 1848 и 1866 годами. По различным собранным данным поисковики сделали вывод, что оба корабля оказались заперты во льдах. Они предположили, что мореплаватели из экспедиции Франклина бросили суда и попытались добраться по суше в Форт Резолюшн в Гудзоновом заливе — это в 970 километрах к юго-западу от предполагаемого места крушения.  

В ходе самых первых поисковых операций были записаны и рассказы эскимосов, которые сообщали о фактах каннибализма во время экспедиции Франклина. Поначалу это вызвало возмущение в английском обществе и породило целую дискуссию о том, могут ли подобные обвинения в адрес офицеров Королевского флота быть правдой. Поздние исследования подтвердили версию о каннибализме — на костях некоторых погибших были найдены характерные разрезы.

Контр-адмирал сэр Джон Франклин. Фото: The Art Archive / Eileen Tweedy / AFP / East News

Уже в XX веке исследователям удалось обнаружить могилы участников экспедиции и провести вскрытие. Одной из причин гибели людей называли ботулизм и свинец, предположительно оказавшийся в консервах, которые были на борту судов.

В 1981 году группа ученых из Университета Альберты исследовала найденные могилы и тела погибших моряков на островах Бичи и Кинг-Уильям. Они пришли к выводу, что члены экипажа, скорее всего, умерли от воспаления легких и туберкулеза.

Однако сами суда за 150 лет поисков так и не были обнаружены. В 2008 году Канада объявила, что намерена найти затонувшие суда. В минувшее воскресенье один из кораблей нашли при помощи дистанционно управляемого подводного аппарата. Глава правительства назвал обнаружение судна из экспедиции Франклина «историческим днем» для Канады и сообщил, что «экспедиция к проливу Виктория раскрыла одну из величайших загадок Канады».

Впервые короткий путь из Европы в Азию через Северные воды попытались освоить еще во времена Великих географических открытий. Первая экспедиция в Вест-Индию через северные широты была предпринята генуэзским мореплавателем Джоном Каботом в 1497 году. Он пересек Атлантический океан и высадился на побережье Северной Америки.

Однако в результате Северо-Западный морской путь — вдоль северного берега Северной Америки через канадский арктический архипелаг — впервые был пройден через четыреста лет. Известный исследователь Арктики Руаль Амундсен преодолел его в 1903–1906 годах. Из-за суровости климата, прежде всего из-за обилия льдов, морской путь долго считали непригодным для судоходства. Однако после того как в Арктике стали фиксировать таяние льдов, Северо-Западный морской путь стал потенциально судоходным (как и Северный морской путь в России).  

Экспедиция для поисков кораблей Франклина в 2008 году, отправленная правительством Стивена Харпера, совпала с рекордным таянием, и наблюдатели связали экспедицию со стремлением Канады утвердить права на северные воды.

По некоторым прогнозам, Арктика может «растаять» в течение ближайших десяти лет. По другим подсчетам, этот процесс может затянуться на несколько десятилетий. Для Канады и России таяние льдов открывает не только новые судоходные маршруты, но и недоступные до этого районы для разведки месторождений нефти и газа.

«Неприкаянные депрессивные области, за которые надо нести ответственность» Далее в рубрике «Неприкаянные депрессивные области, за которые надо нести ответственность»В законопроекте о статусе Луганской и Донецкой областей речь не идет о федерализации, подчеркивает Порошенко; самопровозглашенные республики это не устраивает

Комментарии

10 сентября 2014, 21:45
Подумаешь загадка, ну затонули два корабля 150 лет, еще и в тюрьму засадили тех эскимосов, которые первыми рассказали о каннибализме среди членов команды, лучше бы перед ними покаялись, снобы заносчивые
10 сентября 2014, 23:21
Время было жестокое, что поделать, честь была превыше всего. Но зато мы теперь можем судить на сколько сложной были первые поиски северного пути.
17 сентября 2014, 08:24
Надо было им у Чилингарова батискаф Мир попросить, управляемый, но санкции надолго притормозят науку
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»