Угроза сзади
Лазерная пушка Aero-adaptive Aero-optic Beam Control. Фото: Air Force Research Laboratory

Лазерная пушка Aero-adaptive Aero-optic Beam Control. Фото: Air Force Research Laboratory

Новый военный лазерный комплекс, установленный на борту самолета, позволяет сбивать объекты, летящие позади него

Компания Lockheed Martin объявила об успешном завершении первого цикла испытаний лазерной турели нового поколения, установленной на борту самолета. Фирма разрабатывает установку совместно с Исследовательской лабораторией ВВС США и Университетом Нотр-Дам по заказу Агентства перспективных исследований МО США (DARPA). Во время испытаний, проходивших в небе над штатом Мичиган, экспериментальный самолет совершил восемь вылетов.

На его борту была установлена новая лазерная пушка под названием Aero-adaptive Aero-optic Beam Control (ABC), позволяющая направлять луч практически под любым углом. В будущем эта система сможет перехватывать ракеты, летящие как над самолетом, так и под ним, а также и позади него.

Программное обеспечение и система оптической стабилизации, разработанные Lockheed Martin, позволяют скомпенсировать эффект турбулентности, возникающий из-за того, что боевая часть лазера выступает из фюзеляжа летательного аппарата. По словам Дуга Грэхема, вице-президента по перспективным программам компании, первые испытания позволили с уверенностью говорить о жизнеспособности предложенной конфигурации турели.

DARPA выделило $9,5 млн на программу разработки самолетного лазера ABC в январе 2013 года. Ее основной целью является создание установки, способной сбивать цели, подходящие с хвоста воздушного суда.

ABC представляет собой твердотельный лазер, способный выдавать лишь кратковременные импульсы. В отличие от него, самолетный жидкостный лазер HELLADS, разработка которого также ведется на деньги DARPA, может поддерживать постоянную работу луча. Проблема такого устройства аппарата заключается в том, что для установки этого типа обычно требуется массивная система охлаждения, занимающая много места.

Мобильная лазерная установка HEL MD. Источник: Boeing

Задачей проекта HELLADS является создание комплекса, обладающего мощностью 150 кВт при максимальном весе 750 кг и объеме 2 квадратных метра. Компактные габариты позволят ему помещаться в реактивном истребителе или даже в армейском автомобиле HMMWV. Прежде всего, он предназначен для сбивания ракет «земля-воздух», а также гранат, выпущенных из гранатомета.

Помимо самолетных лазеров, подрядчики DARPA активно испытывают и наземные установки. Недавно компания Boeing заявила о том, что разработанный ею комплекс High Energy Laser Mobile Demonstrator (HEL MD), предназначенный для установки на военных грузовиках, способен работать в неблагоприятных погодных условиях.

В экспериментальной установке используется лазер мощностью 10 кВт, причем в боевой модели она будет существенно выше. Условный «залп» лазерного комплекса происходит благодаря фокусировке светового луча на движущемся объекте до тех пор, пока тот не загорится.

Первым самолетом, с помощью которого американские военные проводили систематические испытания боевого лазера, стал модифицированный «Боинг-747» YAL-1. На нем был установлен химический лазер COIL, предназначенный для уничтожения тактических ракет, а также три вспомогательных лазера, позволявших наводить основной лазер на цель.

Огромная боевая установка ABL, состоящая из множества компонентов, крепилась в носовой части самолета. После того как ее инфракрасные сенсоры обнаруживали цель, три маломощных лазера оценивали расстояние до объекта, его скорость и турбулентность воздуха. COIL был способен генерировать импульсы продолжительностью три-пять секунд. Этого было достаточно для того, чтобы сбить ту или иную экспериментальную цель.

После серии удачных испытаний самолета и установки в 2011 году YAL-1 был успешно использован для уничтожения баллистической ракеты. Сразу после этого программу решено было свернуть. В 2012 году финансирование проекта заморозили, а летательный аппарат был списан на военное «кладбище самолетов» в штате Аризона.

Перспективный «индиец» с российскими корнями Далее в рубрике Перспективный «индиец» с российскими корнямиИндо-российский проект экспериментального боевого самолета готов к реализации после четырех лет задержек

Комментарии

17 сентября 2014, 11:42
Вот один треп про эти лазеры. Хотя бы одну ракету сбили бы ими, а потом хвалились. А то показали какой-то горящий фанерный беспилотник... Вау, мы в восхищении... Враги трепещут
17 сентября 2014, 12:10
Ну там же от мощности зависит, будет большей мощности лазер- будет пробивать и военные самолеты.
17 сентября 2014, 17:23
дык той самой мощности то и нету и откуда ее брать, никто не говорит
20 сентября 2014, 05:06
"...и объеме 2 квадратных метра. " - это как? :-)
26 сентября 2014, 17:54
наш рыжий наноучёный за 100-миллиардов рублей и не такой лазер разработает! работа ведётся! ( на словах )
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»