«Тысяча лет одиночества и грусти»
Габриэль Гарсиа Маркес. Фото: Ulf Andersen / Getty Images / Fotobank.ru

Габриэль Гарсиа Маркес. Фото: Ulf Andersen / Getty Images / Fotobank.ru

Умер великий писатель Нобелевский лауреат Габриэль Гарсия Маркес

В Мексике на 88-м году жизни скончался лауреат Нобелевской премии, один из величайших испаноязычных писателей XX века — Габриэль Гарсиа Маркес, сообщает мексиканское издание Reforma. Информацию подтвердили члены семьи писателя.

«Тысяча лет одиночества и грусти из-за смерти самого великого колумбийца всех времен, выражаю свою солидарность и соболезнования семье», — написал в своем твиттере товарищ писателя и президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос.

В конце марта писателя госпитализировали для лечения от инфекции дыхательных и мочевыводящих путей. По информации колумбийского издания Semana, Маркеса положили в больницу из-за пневмонии. Там он прошел недельный курс антибиотиков. Его выписали из госпиталя 8 апреля для прохождения домашнего лечения. Однако уже тогда медики отмечали, что его состояние «весьма слабое, учитывая возраст». Тогда же в мексиканских СМИ появились сведения, что у Маркеса возобновился рак, диагностированный четверть века назад.

В эту среду, 17 апреля, Хуан Мануэль Сантос заявил, что слухи о том, что Маркес страдает от возобновившегося рака, абсолютно беспочвенны. Президент Колумбии подтвердил, что Маркес поступил в госпиталь с пневмонией, и врачам удалось стабилизировать его состояние.

Габриэль Гарсия Маркес родился 6 марта 1927 года в колумбийском городе Аракатака. В 1947 году он переехал в Боготу, чтобы изучать право в Национальном университете.

Параллельно с учебой в университете Маркес начал карьеру журналиста. С 1948 по 1949 он работал в El Universal, затем два года вел «причудливую» колонку под псевдонимом Септимус для местной газеты Барранкильи El Heraldo.

Литературной «иконой» для Маркеса был Франц Кафка. В 1947 году, в возрасте 19 лет у Габриэля выходит первая повесть «Третий отказ», которую сам писатель охарактеризовал как «магический реализм». В будущем именно этот жанр принесет ему славу. «Кафка убегал из этого злого мира. Я – убегал тоже. Только Кафка не видел выхода из тьмы, а мы, латиноамериканцы, верили в бога и судьбу, и это нас спасало». Словно в подтверждение этих слов, первым рабочим местом Маркеса стала квартирка, находящаяся в публичном доме. Он писал о смерти, боге и страданиях, а за стенкой почти беспрерывно были слышны звуки сношающейся плоти, «простых радостей жизни», как называл их сам Маркес.

Писательский труд в то время – в 1950—60-е – еще не может прокормить его, и Габриэль продолжает зарабатывать на жизнь репортерской работой. Он сам был не высокого мнения о своих статьях, но по уверениям его коллег газетные репортажи Маркеса были блестящи. В них он поднимал темы социальной справедливости и проблем маленького человека. Маркес не был политическим фанатиком, как большинство представителей его поколения в Латинской Америке. Континент в те годы бурлил революцией, появление Фиделя Кастро на Кубе только подогрело этот ажиотаж. Маркес вспоминал, что он изучал труды Ленина, Сталина, Троцкого, Мао, но он видел в них не руководство к действию, не инструкцию по изменению мира, а просто забавный ход мыслей. Тем не менее Маркес не избегал политики, просто он выбрал одну из самых «маргинальных» для Латинской Америки идеологий — спокойную европейскую социал-демократию.

Габриэль Гарсиа Маркес и Фидель Кастро, 2002 год. Фото: Jose Goitia / AP

В 1961 году была опубликована реалистическая повесть Маркеса «Полковнику никто не пишет», а через шесть лет — роман «Сто лет одиночества», который принес писателю мировую известность.

Поселок Макондо — вымышленное место действие романа — впервые появился в повести «Палая листва» еще в 1951 году и был списан с родной писателю Аракатаки.

Основатель мистического реализма считал необходимым писать о фантастических вещах, которые ежедневно происходят в Латинской Америке, вместо того, чтобы впадать в полемику по поводу их реальности. История основателя Макондо Хосе Аркадио Буэндиа перекликается с историей деда Маркеса, который, как и герой «Сто лет одиночества», убил человека и был вынужден уехать из селения и основать новый поселок. Помимо параллелей с жизнью самого писателя, роман органически вписывается в историю Колумбии, в событиях которой активно участвуют члены семьи Буэндиа. Маркес был уверен, что литература должна соответствовать латиноамериканской действительности. «Например, существуют полковники, развязавшие тридцать две гражданские войны и все их проигравшие, — рассказывал он своему другу, писателю Варгасу Льосе, — или, скажем, в Сальвадоре диктатор, имени которого я не помню, изобретает маятник, который показывает, есть ли в еде яд, и ставит его в суп, на мясо, рыбу».

Настоящим явлением не только для литературы, но и для понимания Латинской Америки становится роман Маркеса «Осень патриарха». Писатель создает собирательный образ латиноамериканского диктатора, как он сам потом писал, Карибского бассейна. Прообразом главного героя стал правитель Венесуэлы Перес Хименес Маркос. Его свержение в 1958 году произвело на журналиста и начинающего писателя сильное впечатление.

Маркес писал свой роман в период, когда во многих латиноамериканских странах у власти находились военные хунты. Он сам впоследствии говорил, что не хотел публиковать роман до свержения одиозного чилийского диктатора Аугусто Пиночета. Но в итоге Маркес, дорабатывая роман около семи лет, издает его в 1975 году. Сам писатель говорил, что «не мог молчать перед лицом несправедливостей и репрессий».

Сам писатель говорил, что к выбору политических пристрастий он пришел не сам, а под влиянием его деда Николаса — полковника, который видел идеалом германскую и французскую социал-демократию. Родную Колумбию и в целом Латинскую Америку Маркес считал явно «избыточным местом», наполненным страстями, которые отвлекают от творчества. С 1954 года он живет в Париже, Нью-Йорке и Барселоне. Позже он переселяется в Мехико, который называл «самым испанским городом в Америке».

В 1982 году Маркес был удостоен Нобелевской премии по литературе «За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента».

Габриэль Гарсиа Маркес получает Нобелевскую премию, 1982 год. Фото: AP

В 1989 году у Маркеса диагностируют рак легких (они выкуривал по три пачки сигарет в день). Хотя операция прошла успешно, писатель, и так не отличавшийся особенным оптимизмом, совсем впадает в депрессию и мизантропию. В 2004 году, пытаясь подвести итог своей жизни, он пишет:

«Вскарабкавшись на вершину, я огляделся и ужаснулся: вокруг никого нет. Необычайно страшно быть в изоляции при том, что почти 24 часа в сутки находишься у всех на виду. Вот оно, настоящее одиночество, которое так занимало меня всю мою писательскую жизнь. Власть одиночества и одиночество власти — главные темы моих романов, рассказов и повестей. Судьба сыграла со мной злую шутку: на закате жизни я сам оказался заперт в одиночестве».

Его состояние усугубил и крах СССР. Будучи умеренным социалистом, он считал Советский Союз наилучшим примером того, как должно выглядеть государство будущего, «только если его немного подремонтировать». Первые годы Перестройки он принял с оптимизмом, видя в ней возвращение к ленинским идеалам, к европейским истокам социализма. После встречи в Кремле с Горбачевым в июле 1987 года Гарсиа Маркес радостно говорил: «Я почувствовал, что мир стал надежнее. И это, пожалуй, главное!».

Но уже в конце 1991 года, видя, как рушится СССР, Маркес пессимистично предрекал, что «у маленького человека в мире больше нет надежды — никто теперь из главных капиталистических государств больше не допустит появления такого проекта».

В 2010 году, предвидя свой скорый уход, Маркес написал прощальное письмо, последними строками в котором были: «Я понял, что человек имеет право взглянуть на другого сверху вниз лишь для того, чтобы помочь ему встать на ноги. Я так многому научился от вас, но, по правде говоря, от всего этого немного пользы, потому что, набив этим сундук, я ухожу».

На вирус найдется статья Далее в рубрике На вирус найдется статьяМасштабы эпидемии гриппа можно будет предсказать с помощью «Википедии» Читайте в рубрике «Некролог» На смерть Гейдара ДжемаляФилософ скончался в ночь на понедельник, оставив после себя неоценимое интеллектуальное наследие На смерть Гейдара Джемаля

Комментарии

18 апреля 2014, 02:03
а еще он написал замечательную на мой взгляд статью о жизни в СССР в 50е годы. называется " 22400000 квадратных километров без единой рекламы кока колы ".
тому кто жил в то время.... посвящается. все таки оно было замечательным.... воодушевленным....
18 апреля 2014, 08:17
Маркес прожил насыщенную жизнь, увековечив себя в своих произведениях. Вечная ему память.
18 апреля 2014, 08:25
Маркес говорил: "Когда я почувствую, что мне и в самом деле плохо, я не стану ни на кого рассчитывать. Я сам выброшу себя на помойку."

Великий был человек и замечательный писатель.
18 апреля 2014, 08:52
А еще он писал,единственное о чем я жалею когда умираю,что это не от любви...
18 апреля 2014, 08:49
Колумбия потеряла великого человека,ужасная правда та,что и прекрасные люди не бессмертны((
18 апреля 2014, 09:00
Маркес был один из уважаемых людей планеты и неофициальное лицо, связывающее весь латиноамериканский мир!! Великая потеря для литературы!!
18 апреля 2014, 10:16
В подтверждение ваших слов можно апеллировать признаностью писателя еще при жизни,а толпы провожающих в последний путь не забудут его никогда. Пусть земля ему будет пухом.
18 апреля 2014, 10:17
Сильнее Маркеса только Борхес. Бывал на его могиле в Аргентине ....
18 апреля 2014, 12:53
Великий писатель, земля пухом
18 апреля 2014, 18:44
редчайший талант!утрата неизбывная...
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»