Трансформер-беспилотник
Макет «Мульти-модульного транспорта». Кадр: Sandia National Laboratories

Макет «Мульти-модульного транспорта». Кадр: Sandia National Laboratories

В США представили концепцию универсальной беспилотной машины, способной одинаково хорошо действовать в воздухе, на воде и суше

Концепцию беспилотного аппарата, который сможет не только летать, но и плавать, ездить по суше и даже прыгать, как лягушка, предложили американские ученые из отдела интеллектуальных систем, робототехники и кибернетики в научном центре Sandia National Laboratories.

Будущее военных беспилотников не просто в использовании для разведки или ракетно-бомбовых атак, а также в способности к трансформации, отмечает сайт Wired. Такой дрон-«вездеход» сможет выполнять задания в любой точке земного шара вне зависимости от условий окружающей среды.

«Представьте миссию, во время который вы должны тайно проникнуть в воздушное пространство, затем приземлиться и, преодолевая препятствия на суше, добраться до водного массива, который необходимо пересечь. Кажется, что для этого нужна целая армия летательных, наземных и подводных аппаратов. Проект мультимодульного транспорта предлагает новую идею: одна машина, которая будет одинаково эффективна в воздухе, на земле и на воде», — говорится в описании концепции.

Мульти-модульный дрон сможет трансформироваться из воздушного аппарата в наземный или подводный. Сбрасывая крылья, он получит бортовые управляемые рули для плавания под водой, а при выезде на сушу из рулей будут выдвинуты колеса. Кроме движения по суше, они позволят аппарату совершать прыжки до 10 метров вверх. «Вездеход», скорее всего, будет действовать в полуавтономном режиме под контролем удаленного оператора.

«Главная ценность мультимодульного аппарата в том, что он позволяет максимально гибко планировать сложные миссии. Больше не надо подбирать для каждой части задания машины конкретного типа и волноваться, насколько скоординированы их действия», — говорит инженер Джон Сэлтон, работающий над проектом.

По его мнению, в будущем новый беспилотник станет необходимым инструментом для частей специального назначения. «Мультимодульный транспорт, по крайней мере, существенно расширит возможности спецназа», — утверждает Сэлтон.

У концепции есть и свои недостатки: во время трансформации дрон избавляется от собственных деталей, например сбрасывает оболочку корпуса при посадке на воду, поэтому операцию по смене типа передвижения сможет выполнить только один раз за миссию. Это увеличивает расходы на его содержание, ведь аппарат придется снабжать новыми деталями для каждого нового задания.

Пока беспилотный трансформер существует только в виде трехмерной модели созданной на специальных компьютерах. Авторы проекта ищут инвесторов для финансирования дальнейшей разработки и создания прототипа для испытаний.

В то же время ВМС США возобновили морские испытания демонстрационной модели боевого беспилотного аппарата X-47B, сообщила пресс-служба ведомства. Данные, собранные во время тестирования этой модели, должны лечь в основу списка требований к перспективным палубным беспилотникам. О намерениях принять участие в создании следующего поколения дронов для военных целей заявили компании Northrop Grumman, Boeing и Lockheed Martin.

Sandia National Laboratories, инженеры которой разработали концепцию трансформера, считается одним из двух крупнейших научно-исследовательских центров министерства энергетики США. При этом деятельностью центра заведует корпорация Sandia, которая, в свою очередь, является дочерней компанией Lockheed Martin.

В России традиционно плохо обстоят дела с разработками беспилотных аппаратов, ситуация стала улучшаться только в последние годы, отмечает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

«Есть интересная особенность. Модели схожие с теми, которые доминируют на Западе, делают в основном частные фирмы, а такие компании, как "Сухой", хотят сразу из своих боевых самолетов делать беспилотники аналогичного размера. Мне сложно сказать, что у них получится, но мысль интересная», — рассказал военный эксперт «Русской планете».

Полный переход летательных и возможно других типов машин на беспилотный вариант — дело времени, полагает Храмчихин.

«Пилотируемые самолеты в значительной степени подошли к пределу развития, потому что они дорогие и тренировать пилотов для них слишком затратно. Если от них не откажутся, только самые развитые страны смогут производить очень незначительное количество самолетов. В 50-е годы прошлого века один американский военный аналитик сказал, что если цены на вооружение буду расти теми же темпами, то через сто лет на весь бюджет США можно будет купить один истребитель. Тогда его назвали полным идиотом, а оказалось, что он, по-видимому, прав», — поясняет специалист.

«Беспилотники элементарно дешевле, они имеют иммунитет к перегрузкам, ведь у них нет пилота. Все, что нужно для надежного функционирования аппарата, — это обеспечить устойчивую связь с оператором», — делает вывод Храмчихин.

Он напоминает, что в Советском Союзе существовали разработки беспилотных летательных аппаратов, но на настоящем этапе у России нет удачных разработок дронов с использованием новейших технологий.

Комментарии

12 ноября 2013, 18:44
Собственно, что есть беспилотник, как не обыкновенный самолет (уменьшенный в размерах) управляемый оператором на расстоянии. Зачем изобретать велосипед, когда надо изобретать систему дистанционного управления, в которую нельзя проникнуть извне или сломать, и которая способна контролировать машину на дальних расстояниях.
А концепт который тут продемонстрирован, на мой взгляд, просто приснился изобретателю этой 3-д модели. Еще одна попытка выбить бабла из военных венчурных фондов Пентагона
13 ноября 2013, 08:17
Вот именно дистанционная связь на расстоянии и есть самое слабое место подобных аппаратов. Ведь достаточно поставить батарею ЭМИ-пушек на пути следования этих дронов, что бы они посыпались с неба, как перезревшие яблоки. И даже целиться особо не надо)
13 ноября 2013, 11:26
Так и есть, бездарное изобретение. Видео все показывает. Бред, направленный на бессмысленную трату средств. Зачем собственно столько наворотов и сбрасываемых частей, когда можно доставить этот луноход на колесах на любом другом авиа-средстве, и сбросить его в воду, чтобы дальше он шел по дну?

А тут самолет превращается в подводную лодку, лодка - в луноход, а все это не нужно аппарату, который можно доставить авиацией..
13 ноября 2013, 12:35
Отличная мишень для любого из видов пилотируемой военной техники, видимо изобретатель чересчур увлекался комиксами...)
12 ноября 2013, 23:36
А Камерон был прав, роботы потихоньку входят в обиход на суше, беспилотники захватили небо на частью Пакистанаи большей частью Афганистана. Надо Шойгу активизировать работу с научными ротами, нужны технологии, нужно догонять, не ровен час отстанем как в части морской флотилии, и будем нагонять еще двести лет. Грядет век стальных солдат, для которых нет преграды
13 ноября 2013, 12:40
По-моему Шойгу сам андроид, это и есть наш ответ Пентагону! ))
13 ноября 2013, 11:21
Посмотрите внимательно видео ролик, смех один, мультик нарисовали и назвали это три-дэ моделью))
13 ноября 2013, 12:49
Ролик как ролик,у военных всех стран обычно на фантазию не остается места,да она и не к чему,тут и так все понятно,ничего лишнего. А то что не видно,рассказывается по ходу ролика,который и создан для наглядной презентации дрона.
13 ноября 2013, 12:53
Посмотрел концепт-видео. Бред какой-та. Такой тупости я даже от омериканцев не ожидал....(
13 ноября 2013, 11:51
Ох и фантазеры эти пендосские выкормыши. Делами нужно показывать свое превосходство, а не словами
13 ноября 2013, 12:38
<Skynet> прогрессирует...! )))
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»