Суровая жизнь — суровые боги
Индийские верующие несут идола с головой слона — индуистского бога Ганешу — для ритуального погружения в Аравийское море, Мумбаи, Индия, 08 сентября 2014. Фото: Divyakant Solonaki / EPA / ТАСС

Индийские верующие несут идола с головой слона — индуистского бога Ганешу — для ритуального погружения в Аравийское море, Мумбаи, Индия, 08 сентября 2014. Фото: Divyakant Solonaki / EPA / ТАСС

Недостаток пищи и ресурсов вынуждает людей верить в справедливых богов, выяснили ученые

Культурологи провели масштабное исследование среди почти 600 народов и культур, существующих на Земле, в рамках которого они попытались выяснить, какие социальные и природные факторы могут влиять на развитие религиозных верований. Оказалось, что больше всего на образ и эволюцию местных «версий» богов и представлений о мире духов влияет окружающая среда: чем сложнее условия жизни, тем больше люди склонны верить во всемогущих и высокоморальных богов. Выводы ученых были представлены в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

«Когда мы обсуждаем те силы и движущие факторы, которые ваяли историю человечества, среди нас часто возникают споры о том, под каким флагом развивалась цивилизация в целом — под знаменем культуры или же окружающей среды. Мы попытались отбросить эти предубеждения и рассмотрели все возможные движущие факторы для того, чтобы понять, как разные аспекты жизни человека могли влиять на развитие тех шаблонов поведения, которые характерны для нас сегодня», — объясняет Карлос Ботеро из университета Северной Каролины в Роли (США).

Ботеро имеет в виду один из главных дискуссионных моментов в современной культурологии и антропологии — вопрос, почему человеческие общества столь разнообразны в своей культуре, религии и политических предпочтениях. Изначально историки считали, что все существующие различия между народами обусловлены исключительно теми культурными чертами, которыми обладали их предки. Если говорить о религии в этом контексте, то она будет играть исключительно социальную роль и решать социальные задачи.

С ними сегодня не соглашаются ученые, наблюдающие за жизнью многих социальных животных и птиц. Как оказалось, «социальность» их поведения и готовность поступиться своими личными интересами во имя выживания всей группы в целом зависит преимущественно от доступности ресурсов и текущих условий окружающей среды, а не от числа особей, структуры или других социальных особенностей стаи. Как правило, чем хуже условия, тем больше они сотрудничают друг с другом.

В принципе, нечто похожее можно заметить и в существующих сегодня религиях. В пользу этого говорит то, как считает эта группа антропологов, что Библия и многие другие священные писания, по сути, состоят из «инструкций», помогавших верующим решать конкретные жизненные ситуации и избегать неочевидных опасностей. Ряды сторонников этой теории не ограничиваются только лишь учеными — подобная связь между религией, окружающей средой и экологией была очень красочно описана американским фантастом Фрэнком Гербертом в романе «Дюна» и в последующих книгах этой серии.

Пятничная молитва в мечети Истикляль в Джакарте, Индонезия, 2014 год. Фото: Bagus Indahono / EPA / ТАС

Пятничная молитва в мечети Истикляль в Джакарте, Индонезия, 2014 год. Фото: Bagus Indahono / EPA / ТАСС

Полдюжины социологов, антропологов, культурологов и биологов под руководством Ботеро проверили обе теории на прочность, изучив все возможные факторы, способные повлиять на развитие религиозных воззрений. Для этого они собрали все собранные за последние два века антропологические зарисовки, повествующие о верованиях и религиях свыше 580 народов мира, а также проанализировали те экологические условия, в которых жили их предки — количество осадков, плодородность почв, состав флоры или температуры лета и зимы.

Что интересно, авторы статьи обратили внимание не только на экологические условия, в которых жили древние народы, но и на два важных социокультурных фактора, которые раньше редко учитывались — степень развития агрикультуры и животноводства. Все эти данные и факторы Ботеро и его коллеги проанализировали при помощи статистических методов, пытаясь найти связи между экологией, культурой, уровнем развития технологий и религиозными воззрениями народов.

Оказалось, что религиозные воззрения всех народов Земли в большей степени зависели от экологических факторов, и в особенности от доступности ресурсов и способа производства продуктов питания. К примеру, народы, не испытывавшие проблем с доступом к пище и воде и освоившие азы агрикультуры, исповедуют относительно «мягкие» формы религии, в которых божества не являются всесильными или высокоморальными существами. Ярким примером этого являются древние греки или римляне.

В свою очередь, для культур, родившихся в условиях хронического недостатка пищи и воды и освоивших только лишь животноводство, были характерны совершенно иные взгляды на мир духов и демиургов. Их божества были всемогущими, всевидящими и всезнающими образцами морали, подающими пример смертным. Характерной чертой таких богов было то, что они «пропагандировали» коллективизм и помощь ближнему. Подобными чертами, как несложно догадаться, обладают иудаизм, прочие авраамические религии и породившие их народы.

Как подчеркивают Ботеро и его коллеги, экология не является единственным решающим фактором в эволюции религиозных воззрений — на их развитие, как показывают статистические расчеты, влияла и культура, и политика, и даже экономика. К примеру, члены обществ, для которых было характерно сложное политическое устройство и развитая система прав на движимое имущество, чаще верят в сильных и моральных демиургов, чем в очеловеченных богов наподобие греческого Зевса или других «слабых» сверхъестественных существ.

«Многие наши коллеги-эволюционисты часто пытаются "закопать" религию. В свою очередь, мне кажется, что наша главная задача — не опровергнуть ее, а попытаться понять, как и почему она возникла. И хотя религии во многом часто оказываются вредными приспособлениями под существующие реалии мира, их почти повсеместное существование среди всех народов земного шара говорит о том, что у них должна быть какая-то позитивная черта. Открытая нами связь между экологией и религией позволяет говорить, что плюсы от религии действительно существовали», — заключает Рассел Грей из Университета Окленда (Новая Зеландия), другой автор статьи.

Мы стоим на пороге конфликта великих держав Далее в рубрике Мы стоим на пороге конфликта великих державБританский политолог Кристофер Коукер — о том, чему нас не научила история Первой мировой Читайте в рубрике «Наука и технологии» Казань выбрала лучшие стартапыИнвесторы на Kazan Startup Weekend в ИТ-парке начали сотрудничество с несколькими стартапами Казань выбрала лучшие стартапы

Комментарии

11 ноября 2014, 12:53
Различия в религиях, допустим, они объяснили, но их происхождение? И "польза" - ? О которой написали в последнем абзаце.
12 ноября 2014, 09:26
Риторический вопрос. Для государства польза очевидна - опиум для народа, но и для каждого индивидуума тоже весьма полезно иногда обращаться в мыслях к вышнему, ибо только через размышления о возвышенном можно прийти к миру с самим собой.
11 ноября 2014, 14:47
Религия нужна для управления людьми, т.к.менталитет разных народов разный, то и религии для них разные.
11 ноября 2014, 17:54
для управления людьми религия не нужна. ГУЛАГ - яркий пример.
11 ноября 2014, 18:04
почему же, одна религия людей объединяет, а массы людей с разными религиями в нужный момент можно столкнуть лбами
12 ноября 2014, 09:28
Для управления не нужна, но для формирования нужной идеологии в головах масс просто необходима.
11 ноября 2014, 17:59
вообще это и понятно, что более нуждающийся человек верит больше, ему больше ничего не остается
12 ноября 2014, 09:30
Бывает, мысли о Боге возникают не только от нужды. Например, на войне...
13 ноября 2014, 13:02
Ну если окружающие люди и власть не могут навести справедливость , то простому люду только и остается верить в то, что есть какой то идеал в виде бога, который навел бы эту справедливость.
14 ноября 2014, 14:40
Слово "Религия" в дословном переводе означает "Восстановление связи". Процесс восстановления естественной связи души с Богом. Это то, без чего человек не может быть по-настоящему счастлив. Сколько бы денег, власти силы или славы он ни имел. Проверено многократно. Все попытки объяснить причину религиозных устремлений человека просто физиологией, психологией или экономикой весьма догматичны. Конечно, если не принять "научную" гипотезу о том, что живое существо - это просто бессмысленное сочетание атомов и молекул, обусловленное некими энергетическими взаимодействиями.
14 ноября 2014, 14:58
Религия - это то, что может сделать человека по-настоящему счастливым. Если понимать (и практиковать) этот процесс в его изначальном смысле. А не ограничиваться только философскими, психологическими или социальными аспектами этого явления. Бог Един, и поэтому Истинная Религия только одна. Какая именно? Та, которая реально очищает зеркало души от накопившейся грязи, позволяя отразится в ней Божественной Любви и Состраданию. Это суть любой истинной религии, как бы она не называлась. А если этой Божественной сути нет, то любая религия - это просто средство психологического воздействия, экономической эксплуатации или социального регулирования.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»