США заманивают Россию в ловушку
Барак Обама и Владимир Путин. Фото: Evan Vucci / File / AP

Барак Обама и Владимир Путин. Фото: Evan Vucci / File / AP

Американские эксперты предлагают Соединенным Штатам заключить союз с Москвой против Пекина

Союз России со стремительно увеличивающим свое влияние Китаем вызывает серьезное беспокойство в Вашингтоне, особенно после саммитов ШОС и БРИКС в Уфе. Сегодня американские эксперты полагают, что ему можно противопоставить объединение России и США, таким образом решив и проблему геополитического противостояния двух держав. С инициативой создания «большой двойки» США — Россия выступил Лесли Гелб, почетный председатель американского Совета по международным отношениям.

 Лесли Гелб. Фото: ihouse-nyc.org

Лесли Гелб. Фото: ihouse-nyc.org

В статье в журнале The National Interest, почетным главным редактором которого является Генри Киссинджер, Гелб назвал свою идею «разрядкой плюс». Автор пишет, что у НАТО отсутствует стратегия противодействия растущему российскому влиянию, а оборонительные меры и санкции не производят на Москву должного эффекта. Следуя этой логике, союз США — Россия мог бы разделить европейское пространство и стать противовесом КНР, а также посредством совместных усилий противостоять глобальному кризису. Лесли Гелб уверен, что в перспективе интересы РФ и США совпадают больше, чем интересы каждой из стран и Китая, хотя до этого звучали и другие версии относительно разделения сфер мирового влияния. Так, экс-советник по вопросам национальной безопасности Збигнев Бжезинский выступал за союз США с Китаем против России.

Хотя инициатива Гелба представляет собой частное мнение и остается на уровне теории, стоит отметить, что подобный альянс вряд ли был бы интересен России, которая не готова жертвовать своими евразийским связями ради Вашингтона. К тому же, как свидетельствует история, Соединенные Штаты надежным партнером никогда не являлись. Но, как уже готовы признать и на Западе, уважать интересы Москвы им действительно придется.

Невозможный союз

Директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта (МГУ) Юрий Рогулев отмечает, что Совет по международным отношениям — одно из центральных экспертных сообществ, которое объединяет бывших дипломатов, в том числе экс-сотрудников Госдепартамента, и научных исследователей. Хотя это довольно влиятельная структура, она является общественной. Публикация статьи Гелба говорит о том, что заокеанское экспертное сообщество не едино, там есть разные точки зрения, но вопрос в том, какая из них превалирует.

«Если рассматривать американскую внешнюю политику даже не периода администрации Барака Обамы, а от начала 1990-х до 2000-х годов, то мы обнаружим, что там все-таки преобладали сторонники неоконсервативного подхода. Ярким их примером в сегодняшней администрации является Виктория Нуланд. Неоконсерваторы выступают с воинственной позиции защиты американских интересов любой ценой и применения каких угодно средств, в том числе военной силы. Они выступают против любых союзов, за исключением тех, которые сами контролируют или создавали и поэтому могут использовать их в своих интересах, как НАТО. Как видим, влияние неоконсерваторов на внешнюю политику пока что сохранилось», — поясняет Юрий Рогулев.

Политолог подчеркивает, что в администрации Обамы, где работает, например, относительно миролюбивый Джон Керри, второй эшелон политиков, работающих в Госдепартаменте и Пентагоне, контролируется неоконсерваторами, а они не пойдут ни на какие уступки Москве.

Идентичной точки зрения придерживается и Сергей Марков, директор Института политических исследований. В США действительно звучат предложения о поиске новых направлений, но очевидно, что союз России и Штатов против Китая совершенно невозможен. По словам Маркова, США находятся в состоянии гибридной войны с РФ, а Пекин сегодня является союзником Москвы, с которым ведется взаимовыгодное сотрудничество, и вместе они противостоят Вашингтону.

«Трудно сказать, чем руководствовался автор статьи. Может быть, благими намерениями, желая показать, что продолжать гибридную войну с Россией — это полное безумие, а может быть, он, наоборот, пытается таким образом указать способ, как разрушить союз России и Китая. Ясно одно, что это абсолютно невозможно. Даже если США прекратят гибридную войну, Россия не поверит руке дружбы, протянутой Америкой в направлении Москвы. После чудовищных преступлений, совершенных Вашингтоном на Украине, никакого доверия США нет», — убежден Сергей Марков.

США уже обманывали Россию

Суть политики сдерживания США — это борьба за сферы влияния, и в первую очередь это касается Европы. Впервые она была реализована в планах по расширению НАТО.

«Когда в Североатлантический альянс включили юго-восточные европейские государства, США не остановились и взялись за постсоветские страны. Раньше казалось, что "красная линия" — это прибалтийские страны, но американцы стали втягивать в альянс Грузию и Украину. Окончательно черту они перешли в 2014 году, когда ситуация сложилась таким образом, что у России возникли опасения насчет судьбы Черноморского флота», — поясняет заместитель директора Института США и Канады РАН Павел Золотарев.

Стоит напомнить, что перед объединением Германии 3 октября 1990 года США обещали Советскому Союзу, что НАТО не будет расширяться на восток. Это было условием вывода советских войск из ГДР. Вашингтон считает, что одержал стратегическую победу, установив свое влияние в Германии и продолжая расширять НАТО в восточном направлении, несмотря на обещания, но это относится только к краткосрочной перспективе.

«Что касается истории российско-американских отношений: когда был Советский Союз, США на определенном этапе в период разрядки, когда подписывались различные соглашения, в основном с тогдашним президентом Ричардом Никсоном, все-таки признали паритет, то есть к СССР относились, как к равному партнеру», — говорит Юрий Рогулев.

Но потом Рональд Рейган отошел от этой позиции и вновь решил вести переговоры с Москвой с позиции силы. Рейган считал, что изменения в СССР, произошедшие при Михаиле Горбачеве, являются результатом жесткого давления, в том числе военного, на СССР со стороны США и что это итог его положительной политики. «Когда же СССР распался, США сразу списали Россию в разряд региональной державы. По-американски это значит страна, на которую можно не обращать особого внимания», — добавляет Рогулев.

Сергей Марков констатирует, что трудно представить гипотетически, при каком условии Москва могла бы поверить вашингтонскому предложению о дружбе. В первую очередь, считает он, это могли бы быть конкретные весомые шаги навстречу России относительно украинского кризиса. «Считаю, что Вашингтону следовало бы создать комиссию по расследованию госпереворота на Украине и в рамках этой комиссии отдать под суд и посадить в тюрьму вице-президента Джозефа Байдена, официального представителя Государственного департамента Викторию Нуланд, директора ЦРУ Джона Бреннана и других высокопоставленных американских политиков, причастных к украинским событиям. Но, как мы понимаем, это является крайне маловероятным», — говорит Сергей Марков.

Политолог Максим Жаров согласен, что идея дружить сама по себе хороша, но она нереальна в ситуации неурегулированного кризиса на Украине, войны в Сирии и Ираке и в свете соглашения по иранской ядерной программе. Есть и много других точек, где наши интересы различны и противоположны, поэтому дружить Россия с Америкой в ближайшее время вряд ли будет, и дело тут в политике США.

«Среди политологов царят крайне пессимистичные настроения относительно российско-американских отношений. Сейчас они находятся на низшей точке и оставаться такими будут очень долго. Разногласия никуда не пропали, и даже смена американского президента не изменит этих отношений, так что похолодание продолжится», — полагает Жаров.

В случае если подобное предложение от Вашингтона поступит, ответ у российского руководства есть. Оно заявляло, что готово сотрудничать с США, но всегда подчеркивало, что главным условием будет соблюдение национальных интересов. «В случае если они противоречат национальным интересам, мы останемся при своих и не будем, как в 1990-е, идти на поклон к американцам, эти интересы предавая», — резюмирует Жаров.

Далее в рубрике Кирилл Белошицкий: «Европейские правозащитные организации выступают соучастниками творимых в Донбассе преступлений»Юрист из Крыма судится с кабмином Украины за права жителей Донбасса и выигрывает Кирилл Белошицкий: «Европейские правозащитные организации выступают соучастниками творимых в Донбассе преступлений» Читайте в рубрике «Власть» Родной и ДальнийЭкономический прорыв на Дальнем Востоке станет доказательством того, что инерция и сопротивление местной бюрократии преодолимы Родной и Дальний

Комментарии

25 июля 2015, 08:09
Мы уже дружили двадцать лет и к чему это привело? К полному растлению во власти , науке, образовании, произаодстве, культуре и так далее. Эксперты США ищут возможности помириться с РФ, когда уже получили трансатлантический рынок, уо многом переориентированный с российского. Мы такого не потерпим!
С США просто НЕЛЬЗЯ дружить. Любой геополитический союз с ними приведет к предательству со стороны амеров
27 июля 2015, 18:54
Да так и есть. Это все равно что "дружить" с маньяком или рецидивистом - себе дороже выйдет...(
28 июля 2015, 10:53
США дружат с тем, с кем выгодно дружить. Вот, например, с Ельциным дружили. Потому что Боря был предсказуем как японская электричка и поддатлив как пластилин.
02 августа 2015, 20:32
а кто вас будет спрашивать. Вас просто "подружат", хотите ли вы этого или нет.
29 июля 2015, 13:22
Очень надеюсь, что те позорные для нас времена 90-х, ушли безвозвратно, и подобное более никогда не повторится...!
02 августа 2015, 20:32
надежда умирает последней
25 июля 2015, 08:47
Госдеп уже не знает в какую сторону ему податься - колбасит "гегемончиков" не по-детски - отовсюду их потихонечку начинают "посылать"...! ) Так что, уверен, что в Кремле им на этот раз вежливо откажут и предложат совместно бороться с мировым терроризмом и прочее поверхностное сотрудничество...
25 июля 2015, 10:00
Очень жаль, что борьба с международным терроризмом превратилась в поверхностное и формальное мероприятие. Потому и появляются всякие там ИГИЛы.
27 июля 2015, 12:20
Да тактики у них такая. Пообещать на словах обоим государствам "дружбу" против другой, а на деле столкнуть их друг с другом, ну а США типа и не при делах.
С Китаем у нас общие границы, а американская экономика додивает последние десятилетия. Так зачем нам такеое сотрудничество? Не за чем.
26 июля 2015, 09:53
Если Вы о России - то и с США общие границы есть... По воде конечно, но есть...
И что эта граница с США нам дала? Может какие-то привиленоии в торговле, а может там транспортный узел или культурный центр дружбы народов? Вот граница с Китаем живёт, а вернее кишит! Там и торговля, и культура, и сельское хозяйство, и высокие технологии, и военное сотрудничество и это далеко не полный список. А ещё у нас некоторые русские живут в Китае, а работают в России и наоборот, и каждое утро переходят границу, потому что так удобнее или жильё дешевле, или близкие связи есть. Разве есть такие истории в русско-американском приграничном взаимодействии?
Та граница что с США заработает если прокопают ЖД ветку до США через тоннель в Беринговом проливе
29 июля 2015, 12:04
Зачем копать? Найдите, и ознакомьтесь с поправками Джексона Вэника в отношении СССР, а затем и России.
02 августа 2015, 20:34
21 ноября 2012 года действие поправки в отношении России было официально отменено конгрессом.
27 июля 2015, 15:54
Географию в 5 классе проходят. Где Китай и где Америка.
26 июля 2015, 12:44
Друзей не нужно иметь, с ними нужно дружить. А Америка как раз занимается именно первым. Поэтому и друзей у них нет, одни вассалы. Нет и не будет.
26 июля 2015, 13:17
Спасение топабщего аеликана - дело утопающего, мы тут не помощники.
27 июля 2015, 12:51
Кстати можно заключить это самый союз против Китая, апосля всю инфу сливать китайцам, ну не получится у нас с американцами дружбы, боятся они нас, а устраха, как известно глаза велики
28 июля 2015, 10:58
История отношений России с Китаем насчитывает около 400 лет. Когда США только принимали свою Декларацию о независимости в 1776 году, мы уже полтора столетия друг к другу в гости ходили. И теперь американцы хотят либо настроить Китай против России, либо Россию против Китая? Да это просто смешно. Есть у русских такая поговорка хорошая: "Старый друг лучше новых двух"
29 июля 2015, 12:05
Тут вы правы! Какая есть история у США? История уничтожения аборигенов? В этом наверное кроется национальная гордость?
02 августа 2015, 20:37
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
29 июля 2015, 07:38
Русские по сути справедливый народ. Кому станет помогать справедливый человек: жирному богатею, привыкшему добиваться всего по первому желанию , разбрасывая купюрами или работящему народу, который смог добиться практически невозможного подъёма своей экономики и уровня жизни? Ответ очевиден.
02 августа 2015, 20:39
Олег, расскажи это Жиринвскому. По твоему описанию он подходит по параметрам. =)
29 июля 2015, 10:16
Америкосам может только дурак поверить!!! Страна провокатор,лжец,разбойник и просто убийца мировой!!!! Сколько горя принесли мировому сообществу,сколько стран из процветающих превратили в руины!!! Россия и сша-несопоставимо!!! Пусть своих европейских шестерок вассалят и разных шавок типа украина,молдавия,грузия!!!! А мы будем с Китаем дружить и процветать!!!!
02 августа 2015, 20:39
когда ты говоришь про убийц ты что имеешь ввиду, убийтсво грузинских жителей, молдавских , афганских или украинских?
01 августа 2015, 16:07
с ними можно дружить, только после того, как они вернут америку индейцам. а сами вернутся на историческую родину.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»