Смогут ли армии стран Средней Азии дать отпор Китаю и талибам
Cтратегические учения «Центр-2011» в Казахстане. Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

Cтратегические учения «Центр-2011» в Казахстане. Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

В Средней Азии готовятся к войне всех против всех, полагает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин

Из пяти стран Центральной Азии наиболее сильной и стабильной в военном отношении является Казахстан. Его вооруженные силы (ВС) делятся на четыре командования («Астана», «Восток», «Запад» и «Юг»). Сухопутные войска включают десять механизированных, четыре десантно-штурмовые, одну ракетную, семь артиллерийских, две реактивно-артиллерийские, две противотанковые, три инженерно-саперные, одну береговой обороны, одну миротворческую бригаду. На вооружении состоит до 1 тысячи танков (Т-80, Т-72 и Т-62), несколько БМПТ (Казахстан стал первой и пока единственной страной, купившей эту машину), до 2 тысяч БМП и БТР, до 250 САУ, до 700 буксируемых артиллерийских орудий, до 400 РСЗО «Ураган» и «Град».

Казахстан даст отпор узбекским агрессорам

В составе казахстанских ВВС и ПВО десять авиационных и зенитно-ракетных полков. Они включают 15 бомбардировщиков и 12 разведчиков Су-24, более 25 истребителей Су-27 и 40 МиГ-29, более 40 перехватчиков МиГ-31 (Казахстан является единственной в мире страной, кроме России, эксплуатирующей этот очень мощный и очень сложный самолет) и 15 их предшественников МиГ-25, несколько истребителей-бомбардировщиков МиГ-27 (эти самолеты устарели и выводятся из состава ВВС), до 15 штурмовиков Су-25, до 40 транспортных самолетов, 90 вертолетов, в том числе не менее 40 ударных Ми-24 и 12 тяжелых транспортных Ми-26, несколько десятков ЗРК различных типов, в том числе С-300П.

ВМС Казахстана состоят из полутора десятков сторожевых катеров российской, южнокорейской, американской, немецкой и собственной (по российским проектам) постройки. Планируется начать строительство ракетных катеров. Уровень подготовки военнослужащих весьма высок, очень большое внимание, в частности, уделяется сержантскому составу.

Астана стремится ни от кого слишком сильно не зависеть в плане развития ВС, стараясь импортировать вооружение и технику из разных стран, а также создавать собственный ВПК, причем технологически также завязанный на разные страны. В Казахстане будет организовано (либо уже начато) производство турецких бронеавтомобилей «Кобра», европейских многоцелевых вертолетов ЕС-145, закуплены восемь европейских транспортных самолетов С-295 вместо устаревших Ан-26. На вооружении имеются американские «Хаммеры» и британские «Лендроверы». Тем не менее пока сохраняется преимущественная ориентация на Россию.

Казахстан гораздо более европеизирован и гораздо более экономически благополучен, чем его южные соседи. Кроме того, здесь гораздо выше доля славянского населения, да и сами казахи гораздо менее исламизированы, чем жители других стран Центральной Азии. Тем не менее определенная «ползучая» исламизация все же происходит. Этот процесс будет развиваться, видимо, не очень быстро, но неуклонно. Он может существенно ускориться после ухода войск США и НАТО из Афганистана, после чего будет очень высока вероятность экспансии талибов на север.

Казахский военнослужащий поясняет на схеме эпизод во время танковых учений на полигоне «Оймаша» в Казахстане. Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

Казахский военнослужащий поясняет на схеме эпизод во время танковых учений на полигоне «Оймаша». Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

«Классическими» военными угрозами для Казахстана являются, во-первых, Узбекистан, во-вторых, в относительно отдаленном будущем, Китай. Вариант войны между Казахстаном и Узбекистаном (не в случае, если в Узбекистане происходит исламская революция, а нынешним, светским) кажется откровенно сюрреалистическим, но в Астане к нему относятся всерьез. Демографический потенциал Узбекистана почти вдвое выше, чем у Казахстана, а социальное напряжение очень велико. Для тоталитарных режимов (типа режима Каримова) в некоторых случаях внешняя агрессия оказывается вариантом более предпочтительным, чем гражданская война. Если же к власти в Узбекистане приходят исламисты, война становится почти неизбежной.

Что касается Китая, то для него Казахстан является идеальным направлением экспансии, поскольку эта страна имеет очень большую территорию при небольшом населении, а также огромное количество природных ресурсов. Кроме того, взяв под контроль Казахстан, Пекин ставит геополитический «мат» Москве. При этом ясно, что оказать серьезное сопротивление НОАК вооруженные силы Казахстана в одиночку не смогут. В связи с этим возникает чрезвычайно интересный вопрос: придет ли Москва на помощь Астане в случае китайской агрессии? К сожалению, ответить «да» со стопроцентной уверенностью не получается. В связи с этим Казахстан пытается развивать связи с НАТО, видя в нем дополнительную антикитайскую страховку. Здесь Астана делает грубую ошибку (хотя распространенную). Если на вопрос, придет ли на помощь Россия, нельзя с уверенностью ответить «да», то на аналогичный вопрос применительно к НАТО можно с 1000-процентной уверенностью ответить «нет». На постсоветском пространстве никак не могут осознать, что на самом деле представляет собой сегодняшнее НАТО. В частности, никто не сделал выводов из августовской войны 2008 годы, когда альянс не пришел на помощь истово прогибавшейся перед ним Грузии.

Узбекистан опасен в любом виде

Узбекистан обладает вторыми по мощи ВС в Центральной Азии, при этом граничит со всеми остальными странами региона. ВС Узбекистана включают четыре военных округа (Северо-Западный, Центральный, Восточный и Юго-Западный), а также Оперативное командование (отвечает за оборону Ташкента). В их составе одиннадцать мотострелковых, одна танковая, одна реактивно-артиллерийская, одна спецназа, одна горная, одна воздушно-десантная, три воздушно-штурмовые, пять инженерных бригад. На вооружении состоит 340 танков (из них половина — устаревшие Т-62; на хранении, по-видимому, находится еще до 2 тысяч танков), 400 БМП и БМД, более 500 БТР, до 140 САУ, не менее 200 буксируемых орудий, более 100 РСЗО, включая полсотни «Ураганов». В ВВС числится до 30 бомбардировщиков и разведчиков Су-24, 20 штурмовиков Су-25 (а также до 30 устаревших Су-17), 30 истребителей МиГ-29 и 25 Су-27, не менее 40 транспортных самолетов, от 30 до 50 ударных вертолетов Ми-24, до 90 транспортных и многоцелевых вертолетов. Далеко не вся техника находится в боеспособном состоянии. Например, истребителей Су-27 боеспособно всего шесть-семь единиц.

Общая численность личного состава — около 70 тысяч человек, еще не менее 20 тысяч — в других силовых структурах. Уровень боевой подготовки считается достаточно высоким, офицеры проходят подготовку в учебных заведениях как стран СНГ, так и на Западе. Впрочем, это относится в основном к элитным частям. В отличие от Казахстана, Узбекистан не способен производить вооружение и технику (даже по иностранным лицензиям). Единственное серьезное предприятие ВПК, доставшееся от СССР, Ташкентский авиазавод, производивший транспортные Ил-76, был уничтожен.

В стране установлен жесткий авторитарный режим, очень высок уровень коррупции. Светская демократическая оппозиция Каримову полностью задавлена и зачищена, поэтому единственной реальной оппозицией ташкентскому режиму являются радикальные исламисты. В первую очередь — хорошо известная панисламистская организация «Хизб-ут-Тахрир». Хотя основана она была еще в 1953 году в Иерусалиме, в настоящее время именно Узбекистан стал одним из основных ее оплотов. Не менее знаменито «Исламское движение Узбекистана». Из представителей народов бывшего СССР именно узбеки и чеченцы больше всех «отметились» в горячих точках, активно воюя в рядах талибов в Афганистане и среди боевиков «Аль-Каиды» в Ираке. Поэтому страна очень уязвима для возможной в будущем талибской экспансии.

СУ-24 ВВС Узбекистана. Фото: defenseimagery.mil (http://www.defenseimagery.mil)

СУ-24 ВВС Узбекистана. Фото: defenseimagery.mil

Бишкек, Душанбе и Астана с большим подозрением относятся к амбициям Ташкента. А Ферганская долина, граничащая и с Казахстаном, и с Киргизией, и с Таджикистаном, является «пороховым погребом» Центральной Азии. Здесь имеет место высочайшая плотность населения, высокий уровень безработицы, в первую очередь среди молодежи. Это делает население долины очень уязвимым для пропаганды исламских радикалов. А поскольку рядом соседние страны, где имеются весьма значительные узбекские общины, то крупный мятеж в Ферганской долине взорвет не только сам Узбекистан, но и три соседние страны. Причем если большой и мощный Казахстан такой взрыв пережить сможет, то для маленьких несостоявшихся Киргизии и Таджикистана это будет поистине смерти подобно.

С другой стороны, благодаря своему экономическому, демографическому и военному потенциалу, географическому положению и наличию узбекских общин в соседних странах, Узбекистан имеет возможность активно воздействовать на все остальные страны Центральной Азии, добиваясь своего доминирования в регионе. То есть для соседей опасен и Узбекистан мощный и стабильный, и Узбекистан, впавший в хаос. И в том и в другом случае существует угроза военного конфликта.

У Киргизии и Таджикистана от армии осталось только название

Несостоявшиеся государства Киргизия и Таджикистан крайне уязвимы и для узбекской, и для талибской угрозы, а про китайскую угрозу даже нет смысла говорить, настолько легко при желании раздавит Китай обе эти страны. ВС этих двух стран очень слабы.

В составе ВС Киргизии имеется одна мотострелковая дивизия, одна горная, две спецназа, две ПВО бригады, ряд других частей и подразделений. На вооружении — от 150 до 200 танков, примерно 450 БМП и БТР, до 250 артсистем (в том числе по 20 САУ и РСЗО), около 30 устаревших истребителей МиГ-21 (не факт, что хотя бы один из них способен подняться в воздух), 10 ударных вертолетов Ми-24, более 20 транспортных Ми-8. Численность личного состава ВС — 11 тысяч человек, еще примерно столько же — в других силовых структурах.

На территории Киргизии находится 999-я авиабаза ВВС РФ и ряд других российских военных объектов.

В составе ВС Таджикистана — две мотострелковые, одна десантно-штурмовая, одна артиллерийская бригада. На вооружении таджикской армии — около 40 танков, до 100 БМП и БТР, около 30 артсистем (включая несколько «Градов»), около двух десятков вертолетов Ми-24 и Ми-8. Численность личного состава всех силовых структур не достигает 20 тысяч человек.

На территории Таджикистана находится российская 201-я военная база, чей боевой потенциал выше, чем у всех ВС Таджикистана. Как и 999-я авиабаза в Киргизии, она организационно входит в состав ЦВО РФ. Только эти базы в реальности и обеспечивают безопасность обеих стран. В связи с этим как минимум странно выглядит ситуация, когда Бишкек или Душанбе начинают шантажировать базами Москву. Вдвойне удивительно, что Москва регулярно ведется на этот шантаж, как будто нам базы нужны больше, чем Киргизии и Таджикистану.

Военнослужащие частей специального назначения Киргизии. Фото: Владимир Пирогов / РИА Новости

Военнослужащие частей специального назначения Киргизии. Фото: Владимир Пирогов / РИА Новости

Уровень боевой и морально-психологической подготовки в обеих армиях весьма низок. В обеих странах имеют место острые внутренние конфликты, этнические, социальные и конфессиональные. В Таджикистане основным является конфликт между властью и исламской оппозицией, в Киргизии — между Севером и Югом и между киргизами и узбеками. Поэтому армии не только слабы, но и не отличаются внутренним единством.

Нейтральная армия Туркмении

Не входящая в ОДКБ и чисто формально числящаяся в СНГ Туркмения живет в некоем «параллельном пространстве». Политический и военный нейтралитет здесь возведен в абсолют (например, главная государственная русскоязычная газета страны называется «Нейтральный Туркменистан»). Хотя откровенный сюрреализм эпохи «Туркменбаши Великого», то есть Сапармурада Ниязова, при новом президенте Гурбангулы Бердымухамедове ушел в прошлое, ничьим союзником и противником эта страна действительно быть не собирается. Кстати, можно вспомнить, что когда Афганистан на 90 % контролировался талибами, Ашхабад прекрасно находил с Кабулом общий язык. Что, впрочем, отнюдь не гарантирует стране отсутствие талибской экспансии на ее новом этапе. В 2002 году у Туркмении возник пограничный конфликт с Узбекистаном по поводу дележа газовых месторождений, но в войну он не перерос.

ВС Туркмении насчитывают в сухопутных войсках три мотострелковые дивизии, по две ПВО и мотострелковые, артиллерийскую и ракетную бригады. На вооружении 700 танков (в том числе 10 Т-90С), от 700 до 1000 БМП, более 800 БТР, около 600 артсистем (в том числе 130 РСЗО, из них 60 «Ураганов» и 6 «Смерчей»). В ВВС — более 20 истребителей МиГ-29, до 100 штурмовиков Су-17 и Су-25, 10 ударных вертолетов Ми-24.

Туркменский флот кроме десятка российских, украинских, американских и турецких сторожевых катеров с символическим вооружением имеет два ракетных катера пр. 12418, каждый из которых несет по 16 ПКР «Уран». Численность личного состава ВС — около 20 тысяч человек. Благодаря очень высоким нефтегазовым доходам при небольшой численности населения Ашхабад в последние годы начал закупки в России новейших вооружений (танки Т-90С, РСЗО «Смерч», ракетные катера). Пока, правда, всего этого приобретается немного. Тем не менее теоретически Туркмения способна по своему военному потенциалу обойти Узбекистан, где особого развития ВС пока не наблюдается.

Таким образом, в регионе Центральной Азии имеется множество внутригосударственных и межгосударственных латентных конфликтов, а также внешние угрозы со стороны талибов (и, возможно, стоящего за ними Пакистана) и Китая (который, кстати, является основным стратегическим союзником Пакистана). До сих пор эти конфликты проявлялись относительно ограниченно. Однако почти неизбежная экспансия талибов на север после 2014 года станет сильнейшим катализатором для всех этих конфликтов с совершенно непредсказуемыми последствиями. Кроме того, горячими точками в любой момент могут стать Киргизия и Таджикистан из-за их перманентных социальных проблем.

Комментарии

28 ноября 2013, 10:34
все хе...я в случае конфликта из ОКДБ выкидываются абсолютно все ср. азиатские республики кроме Казахстана.. А казахи защищаются Россией как своя территория.. А по другому просто быть не может.. Тут казахи выполняют туже функцию, что и монголы.. Если Россия поучит еще свой Кавказ в Казахстане , то будет очень х...во
28 ноября 2013, 11:06
Вероятно вы все же имели ввиду ОДКБ? Только ни кого из него выкидывать не будут, не для того его создавали!
28 ноября 2013, 12:05
Казахско-монгольский "буфер" естественно должным образом выполняет свою функцию, но, думаю, нам все же надо укреплять Содружество, попытаться воссоединить некое подобие СССР, с надежным взаимодействием между его Субъектами (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан), при чем основанное не только на взаимовыгоде, но и на всесторонней обоюдной взаимопомощи и содействии, а так же совместного принятия решений по всем обще-стратегическим для нас вопросам!
Осуществить подобное "воссоединение", естественно, невероятно тяжело, однако крайне необходимо перед лицом всесторонней геополитической нестабильности в мире!
28 ноября 2013, 14:13
Китайцы и так в Казахстан войдут, без всякого оружия, через легальную миграцию и аренду земель
28 ноября 2013, 16:17
Это верно. Бомбардировками только тупые пендосы своего добиваются. А хитрый китаец безо всякой стрельбы с улыбкой во весь рот и так уже половину мира занимает)
28 ноября 2013, 10:59
Узбекистан опасен,опасен своими настроениями и политикой. И меня не волновало бы это так серьезно,если бы не проблема ,которая встанет моментально и ребром ,в случае войны Казахстана и Узбекистана. Большинство граждан России,так же как и СМИ и политики будут против экспансии Узбекистана, а значит по всей стране начнутся массовые избиения и убийства приезжих из этой страны. Это будет кровь ,порождающая еще большую кровь и она нам не нужна.
28 ноября 2013, 16:08
Согласен, Узбекистан и Таджикистан - вот где реальное пространство для талибанской экспансии, а потому я даже был бы рад переходу того же Таджикистана в подчинение Китаю, раз уж они не хотят подчиняться российским властям, да она и нам самим эта таджико-афганская граница невыгодна, нет у нас уже того военного потенциала и мощи, чтобы этот регион сдерживать и должным образом контролировать!
28 ноября 2013, 16:29
Какая такая экспансия, вы о чем вообще? Талибы, хоть и хорошо подготовленные, но всего лишь партизаны. И хорошо воюют только на своей территории. Не уверен, что при вторжении на территорию другого государства их успехи будут такими же впечатляющими.
05 декабря 2013, 23:00
У них вообще-то до зубов вооруженная трехсоттысячная армия голодных фанатиков-головорезов, если чё...
28 ноября 2013, 11:01
Китай - это хотя бы развитая страна, наследник древнейшей цивилизации, таким и "отдаться" не грех, а вот талибы - это кровожадные первобытные животные, опиумные паразиты, зачем они вообще нужны!? Среднеазиатским странам надо совместно с Китаем сплотится именно перед этой угрозой и искоренить, наконец, ненавистное племя с лица Земли!
28 ноября 2013, 12:52
Китай, обладающий 400 ядерными боеголовками, не с кем войны вести не будет. Он претендует априори на господство в Евразии и кроме РФ китайцам боятся некого
28 ноября 2013, 16:30
Американцы уже который год пытаются, и все как-то безрезультатно...
28 ноября 2013, 11:20
Казахстан - сильная и достаточно развитая страна, чтобы устоять перед любой агрессией со стороны своих азиатских соседей, тем более, что Россия в случае серьезного конфликта однозначно им поможет. А вот Киргизия и Таджикистан - другое дело... Думаю, первые в конце концов отойдут к Китаю, а таджики, если не предпринимать ни каких дополнительных решительных действий - окончательно "талибизируются" и превратятся во второй Афганистан, а возможно (но маловероятно) что и объединяться с ними.
28 ноября 2013, 11:23
Эксперту Храмчихину, как мне кажется, пора сменить род деятельности и переключиться на разработку сценариев компьютерных шутеров и военных стратегий, у него это лихо получается...
28 ноября 2013, 23:34
Действительно:-) мне, как любителю именно этих жанров, читать понравилось. Интересная аналитика, плюс полезные стат данные.
28 ноября 2013, 13:56
Неужели кто-то всерьёз воспринимает эти армии...Неделю может они и повоюют, да и то, вряд ли. Китайцы их шапками забросают...и только ракетно-ядерный потенциал может остановить агрессора...
28 ноября 2013, 14:13
Да китайцы уже вовсю таджикистан и узбекистан заселяют, зачем им воевать? Они как с украиной поступят, будут в аренду брать пустыни и делать из них новые Дубаи...
28 ноября 2013, 16:09
И это хорошо!
28 ноября 2013, 21:27
Таджикистан уже продал КНР около 10% процентов территории.Во времена СССР там добывались редкоземельные металлы.Китай,старейшая в мире цивилизация и многочисленные прогнозы по поводу путей развития этой страны не исполнились.Предположить можно только одно.Если КНР заинтересует остальная территория он использует талибов,как дестабилизирующий фактор.Займет приглянувшиеся территории.Не думаю,что ОДКБ будет противостоять.Ну,а талибов уничтожат физически невзирая на их численность.
28 ноября 2013, 22:42
Талибов вы физически не уничтожите - пробовали многие начиная с Македонского - не срослось. Скорее палец до костей сотрете нажимая на гашетку)))
28 ноября 2013, 22:40
Узбекистан единственная страна в бывшем СССР благодаря которой эти страны СНГ до сих пор существуют в своих границах а не пошли по миру как братья Югославы. К сожалению беда России в том что ее граждане-патриоты не обладают навыками долгосрочной памяти и выстроением логических цепочек взаимосвязи между событиями, постараюсь вкратце удалить ваш пробел:
1989 год - выход войск СССР из Афгана - 1991 год развал СССР (Узбекистан кстати проголосовал на референдуме поголовно против (ибо в том числе южный сосед) - 1992 год свержение власти ставленника СССР - Наджибуллы (в Афгане начинается перманентная клоака) - 1992/1997 Таджикская гражданская война (позвольте спросить благодаря кому в Таджикистане гражданская война кончилась и дело кончилось не исламской республикой в ее наизвращеннейшем состоянии а светским более менее приличным государством? Благодаря Ельцину&России с ее армией, о нееет там в то время был хаос семибанкрским изнасилованием и поголовным пьяным воровством в том числе и в Армии)? Назарбаеву с его армией?? Кучме и др.? Вы просто пораскиньте мозгами и представьте что было бы если исламисты взяли тогда власть в Таджикистане, чем бы это кончилось? Я вам помогу представить: 1-2 млн Таджиков бы тронулись в беженцы на территорию России и Казахстана, а меж ними и тысячи тонн наркотиков, вооружений и просто тысячи исламских бандитов, чем бы это кончилось в тогдашней бандюганской России, которая обворовывая сама себя не могла справиться с десятком тысяч боевиков с такой малюсенькой Чечней? Адом и израилем вот чем. Югославия была бы цветочком... Чтите же историю. 1994/1996 год первая чеченская война (а где обучались боевики расскажите ка ура-патриоты? - подскажу опять Афганистан) - 1999-2009 вторая чеченская война (откуда у боевиков ноги растут?)

Узбекистан это единственная страна бывшего СССР которая взяла все тяжелое бремя буферной зоны сдерживания фундаменталистов в последние два десятилетия (а для туго соображающих - это финансы если что), что дало шанс для развития России и Казахстану без отвлечения средств на КРУПНЫЕ разборки с Афганом и его питомцами (вы таки представьте если бы и в Таджикистане и в Узбекистане к власти пришли спонсируемые афганской накроденьгами (а их МНОГО ОЧЕНЬ МНОГО денег у них, больше чем у Газпрома)))) бородачи?). Если более понятным языком - в 90-е годы Россия/Казахстан были как пьяные голые девственницы брошенные на улице, бери имей не хочу - а Узбекистан таки защищал от посягатетльств с юга пока те не протрезвеют.

Далее исходя из вышеизложенного надеюсь будет понятен экскурс в будущее:

Допустим - 2014 - выход войск США из Афгана - Допустим 2016 - свержение власти Карзая его вешают как Наджибуллу - и ОПЯТЬ ВСЕ ПО НОВОЙ - и для России питомцы/деньги/вооружения в Чечню и Юг России и др. и т.п., Таджикистан&Киргизия&Туркмения с их прозрачными границами в счет не берем - остается опять палочка выручалочка Узбекистан.
Так что это не статья а галиматья.

29 ноября 2013, 21:02
И что теперь? Дать Узбекам-гастарбайтерам избирательные права? А может от имени народа, перечислять правительству Узбекистана, сумму равную переводам его граждан из России? Во первых защищая Россию, они защищали себя в первую очередь. Во вторых, тогдашние пьющие и ворующие, ни о чём не просили и ничего не обещали. Ну и в третьих: Узбекистан не силой затянули в состав Российской империи, да и долг за входной билет не требуют. Разумеется, народ Русский, выжил бы без помощи азии, может быстрей образумился бы. А вот идея, создать из гастарбайтеров Российский иностранный легион, разместить на границе с Афганистаном и Таджикистаном и содержать на Российские деньги - мне нравится! Не знаю какой стратегический эффект будет, но экономический, несомненно проявится. Повысится стоимость рабочей силы, за ней покупательная способность и платёжеспособный спрос и следом оживление экономики! Инвестиции в иновации! Об улучшении качества строительства, я уже и не говорю.
29 ноября 2013, 22:56
При чем тут гастарбайтеры-узбеки в России? при чем тут суммы переводов? Вот что беспокоит то всех! Да сильна пропаганда отвлечения общественного разума от настоящих проблем России. Приоткрою чуть занавес с точки зрения банальной экономики: 5 млн гастарбайтеров перевели 15 млрд долларов из России, ох как черти высасывают то... Если гастары перевели 15 млрд, то это значит что оставили они в России 45 млрд - не в деньгах - а в виде выполненных работ и услуг - платят то им в 4 раза меньше! А если учесть все кидняки православных то и все 60 млрд. Это манна небесная для любой страны. В то же самое время 150 семей Российского гражданства выводят из России 100-200 млрд в карман оставляя Россиянам разве что чё нить понюхать, и ниче, все нормуль. Никто не разводит холиваров таких масштабов. Все тухнут в тряпочку, ибо низя - яи не железные да и будут больно бить по голове. А ваша мысль насчет иностранного легиона это замечательная идея! Ибо Российская армия пока что к великому сожалению не "Путин с ракетами и самолетами" а на 90% "сердюковщина и Ко". Не верите? Проследите что с Сердюковым будет))))
Насчет "затаскивания" Узбекистана в состав России и входных выходных билетов у вас пробел - этому даже учат в школе))):
и добавлю еще горькой правды: к сожалению это историческая данность, так сказать историческая генетика русского менталитета - нет никакого уважения к труду старших поколений - а именно склонность разом с широкой душой, по-русски, с цыганами и медведями, просрать то, что дедами завоевывалось десятилетиями, примеров масса: один царь войну выигрывает (сотни тысяч жизней на кон), другой пришедший на смену великодушно земли отдает, или самый великий маразм человечества продажа земли размером с францию+испанию+великобритания, тоже ведь сколько полегло чтоб освоить? ну а самый эпичнейший подвиг на планете - развал СССР... Ни один другой народ на планете так не относится к труду предков. Даже большевики к власти пришли в 1917 ну подсократили Российскую империю, ну не намного так, а Российские демократы в 1991 разрезали как свинью. А не, пардон, развал СССР дело рук демократов из парагвайцев и уругвайцев)))) Такую великую державу просрали - лет через пятьсот назовут эти события самым главным нехорошим историческим фактом тысячелетия.
Не, ну в самом деле, надеюсь вы вспоминаете эти строки:
"Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь."


29 ноября 2013, 13:48
Ну,что могу сказать.Мой Велеречивый Гость-Александр Македонский,про талибов и слыхом не слыхивал.Если ты даже истории не знаешь,о чем здесь говорить.Я так понимаю, ты истинный мусульманин.Александр Великий,а именно с таким именем он вошел в историю,родился задолго до Христа и Пророка.Твои слова-обгоняют мысли,а у меня кончился бисер.
29 ноября 2013, 16:58
О таки вы "настоящий" человек православный, про религию вспомнить не забыли и на ты перешли... В аншлаг подавайтесь успех обеспечен... Александр Македонский боролся с местными племенами - предками пуштунов, узбеков, таджиков и др. наций что населяли земли Афганистана в то время, Талибан это название движения - студентота с перевода. А основной костяк состоит из Пуштунов. Надеюсь это не слишком навредит вам если приведу статью из википедии:

\Это была преимущественно партизанская война, а не сражения армий. Можно отметить битва у Политимета . Это была первая и единственная победа над войсками полководцев Александра Македонского за всю историю его похода на Восток. Местные племена действовали набегами и отступлениями, восстания вспыхивали в разных местах, и македонские отряды, рассылаемые Александром, в отместку уничтожали целые селения. Боевые действия велись в Бактрии и Согдиане, на территории современных Афганистана, Таджикистана и Узбекистана.

В Согдиане Александр нанёс поражение скифам. Для этого ему пришлось перейти за реку Яксарт. Дальше на север македонские войска не углублялись, места там были пустынные и по представлениям греков малообитаемые. В горах Согдианы и Бактрии местное население при приближении македонян скрывалось в малодоступных горных крепостях, но Александру удавалось захватить их, если не штурмом, то хитростью и настойчивостью (см. статью Горная война Александра). Войска царя жестоко расправлялись с непокорным местным населением, что привело к опустошению Средней Азии[85].//

Ниче не напоминает? Тогда на свеклу с морковью налегайте - память улучшит.
29 ноября 2013, 14:28
Коротко процитирую аналитические справки о состоянии ВС стран постсоветской Средней Азии (источник: К. В. Чуприн. Вооруженные силы стран СНГ и и Балтии.Справочник.Минск, "Современная школа",2009).

КАЗАХСТАН:
...Усилия руководства Казахстана, направленные на реформирование военной машины страны, уже приносят свои плоды и вызывают невольное уважение... В наст. время Казахстан располагает самыми мощными и наиболее подготовленными ВС в постсоветской Ср. Азии.Однако они не смогут обеспечить его безопасность в случае военного конфликта с такой могучей страной, как Китай... Очевидно, что в сопоставимой "весовой категории" вероятными военными противниками Казахстана выступают только другие страны Ср.Азии, от обострения отношений с которыми это государство не застраховано.
Не исключено, что при определенных условиях в качестве вероятного противника Казахстана может рассматриваться и Россия, хотя и считающаяся сегодня его стратегическим партнером. При этом наличие в казахских ВС военнослужащих-русских (в т.ч. офицеров и генералов) особой роли не играет.

УЗБЕКИСТАН:
...Хотя в целом ВС Узбекистана сегодня можно рассматривать как вторые по мощи в постсоветской Ср.Азии, реально их боеспособность и степень обученности оставляют желать лучшего. Они ориентированы не столько на противостояние другим государствам (при наличии, например, пограничных проблем с Казахстаном, Таджикистаном и Туркменией), сколько на противодействие внутренней угрозе со стороны радикальных исламистов... и подпитывающему эту угрозу внешнему вектору.

КИРГИЗИЯ:

ВС Киргизии к отражению внешней агрессии подготовлены слабо.

ТАДЖИКИСТАН:
... ВС Таджикистана представляют собой не единое целое, а конгломерат вооруженных формирований, под вывеской различных ведомств являющихся де-факто силовыми структурами тех или иных клановых группировок с большей или меньшей степенью управляемости (или неуправляемости) со стороны центрального правительства. Этим все сказано.

ТУРКМЕНИЯ:
Остро стоит проблема нехватки квалифицированных командных кадров. Из-за специфики отсталого туркменского общества с его устойчивыми родоплеменными традициями комплектование ВС проводится на основе принципа экстерриториальности... Сохраняющиеся родоплеменные и клановые противоречия, в принципе, определяют один из крупных изъянов туркменской военной машины. Туркменская армия занята не столько боевой подготовкой, сколько принудительным трудом в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства....Ашхабад больше опасается возникновения антиправительственных настроений в армии, нежели внешней угрозы.



29 ноября 2013, 17:17
смею с вами поспорить в том плане, что какие-либо анализы ВС не дают какой-либо полноты картины в обстановке в Средней Азии. Эти анализы ничего не стоят. Исходя из простой логики: Ну и что что у Казахов ВС самые сильные ну и что? СССР с мощнейшей армией со всеми мигами сушками и др. что отведал в Афгане? НАТО с америкосами с их супер пупер продвинутой армией со всеми возможными вундервафлями что сейчас и последние 10 лет жуют на завтрак обед и ужин в Афгане? Правильно - от мертвого осла уши. В обстановке СА главный показатель - сколько челов можно обучить и поставить под ружье, а не количество танков, пушек, ракет. А дальше анализируйте сами .
29 ноября 2013, 16:14
Тут нужна тонкая и талирантная политика. А не как сейчас делается рубим с плеча в угоду отчёта перед верхами. Силу надо показывать не в гонениях гострабайтеров. А в умной и дальновидной политике. Как в своё время делал мистер НЕТ. Андрей Андреевич Громыко умел это делать. Война в Азиатских республиках мгновенно аукнется у нас в России.
29 ноября 2013, 16:32
Хотелось бы прочитать анализ ВС СР.Азии в справочниках изданных в Пекине и Тегеране.У кого нибудь есть?Пока мы как слепые котята.
29 ноября 2013, 21:05
Так напиши в правительства этих стран или в их разведки. Врядли они справочники издают. Хотя набери запрос в "байду".
29 ноября 2013, 23:25
Справочники даже в Минске издают,а он как тебе известно граничит со Средней Азией;как РФ с Австралией.
29 ноября 2013, 21:06
Кину еще немного бисеру.Просвети нас убогих,о знающий Гость.Как славно бился Александер с ужасными скифами в Согдиане и кто победил?Я слышал,о мудрый,что могучий грек победил зулусов, самого императора поднебесной и многих других американских индейцев.Я атеист.Спорить со мной тебе слабо.Не все так просто и в войне логика не всегда уместна.Один генерал-летчик и полковник артиллерии в течении семи лет,лупили в хвост и в гриву одну очень сильную и могучюю.Если бы судьба их хранила.....Запомни,убогий,покровитель войны не Марс.Её зовут Беллона,участникам Мойры,победителям Эринии.Думаю,ты не понял сказанного.Учи историю.Я спрашиваю знающих.Кто понял,чем кончился ШОС?
29 ноября 2013, 22:05
Вы уважаемый можете метать бисер в своем маленьком внутричерепном мирке сколь вам угодно. Я так и знал что ваша психика двинется))) новая мода косить под шизу?) В настоящей войне победитель как в детских играх - это тот кто царь горы - тот кто освоил чужую территорию надолго, например до нашего времени, тот и победитель. Например русские победили татар и Казань сейчас Российская. Кенигсберг - Российский и т.д. а то что Александр Македонский пришел запилил гос-во которое апозжа просрали - это не война с победителями и побежденными - это просто "набижали", ну как монголы Русью 300 лет правили а потом свалили. Или СА по вашему заполнена греческими государствами?))) Так чтааа в Афгане до сих пор никто не закрепился и вряд ли силенок хватит. А чем может ШОС для вас кончиться? Это не военная организация как НАТО - основное их занятие: "из пустого в порожнее". Продолжайте метать бисер)))
29 ноября 2013, 23:11
Русские победили татар и Казань?Это ты про Чингизидов?Ты даже историю Золотой Орды не знаешь?Сделай доброе дело.Найди сайт с русскими нациками и испражняйся там вместе с ними.Два сапога пара.
29 ноября 2013, 23:47
Хорошо, вам видать все надо разжевывать и переваривать? Татары - это тюрки и вот их территория

30 ноября 2013, 06:03
В статье указана данные о вооружённых силах Среднеазиатских республик: -численность , ,боеспособность. Слабо проведен анализ проблем . Почему рассматривается вооружённый конфликт Казахстана м Узбекистана?. Да, у этих республик идёт борьба за лидерство в Среднеазиатском регионе и на этом противостоянии умело играют Запад и Восток. Вторжение Китая? Китай - 2-я экономика мира (пока, способный обрушить мыльный пузырь доллар!, )!..На политической арене Китай занял место ССС- сверхдержавы. Россия и Китай это не те страны, которыми были в 1969 году на острове Даманский .
30 ноября 2013, 11:03
Продолжение. В 69 году в Приморском крае численность ВС СССР более 650 тысяч и с китайской 850 тысяч. В те годы СССР индустриально развитая страна, а ныне 4-е в мире (пока) О какой войне Китая с Казахстаном или другой республикой может идти речь? Слон и моська. Купить или спасти от талибов- пожалуй. Война Узбекистана и Казахстана? Эти гос-ва и их вожди - конкуренты за лидерство в Среднеазиатском регионе. Да, Казахстан при населении в 22-23 миллиона, занимает огромную территорию, большая часть - безжизненные степи и сельскохозяйственный юг, жизнь которого зависит от вод Сырдарьи и Сурхандарьи. Т.Е. Яблоко раздора - вода. и сложные отношения с Киргизией и Таджикистаном. Гость прав. В 1989 -1990 г. пока Горбачёв, Ельцин, заглядывали в рот хозяевам США, Англии. именно Каримов оказал существенную помощь, используя специалистов по Афганистану .Увы,, Рахмон вернул "долг" выставив территориальные претензии. Самарканд ,Бухара. Ясно, что в Средней Азии -Центральной, сталкиваются экономические, геополитические интересы России, Китая, ЕС, США и Востока, мечтающих создать мусульманский халифат.. Долгие годы гарантом мира являлся СССР и развал больно отразится на судьбах сотен миллионов Россия торгует, танцует и поёт, равнодушно наблюдая, как разрушается некогда сильнейшее образование. фундаментальная наука. как дряхлеет атомный щит. И как всегда, во всех бедах России виноваты мигранты.
30 ноября 2013, 16:57
Как говорил один мужик в "профессионалах": если не сбросить на Москву -"Кузькину мать" ,чтобы забить ее в Землю по самую шляпку так чтобы и Чумадан унести не успели-она добьет Россию до ручки,вернее давно добила и пляшет на ее похоронах-Богомолов прав-Шариков родине не защитник вот амеры и глумятся над бывшей империей,превращая собаку в свинью.
30 ноября 2013, 17:15
Guest-Вы еще скажите:СССР-это не Империя-империей его сделал провокатор,узурпатор и вероломный провокатор-Сталин,а сколько ,после себя спецбч-мин пораскидал переселениями народов-будь он проклят,это был планетарный Левый Проект(Республика Труда)-Реакция и предатели ,холуи Запада-похерили,предали и продали воспитанники Сталинских кромешников,алчные свиньи.Сталину Проект не катил-ума не было и он свалил его в колею-Империи,чем дискредитировал Проект,отвратил от СССР друзей,союзников и даже воспитанников,а кто обязан уважать-ИУДУ христопродавца,как бы он не корчил рожу борца с тоталитаризмом с помощью империализма!.
01 декабря 2013, 05:07
Все нынешние наши проблемы в том, что из-за безволия нашего общества идея демократии для нас является такой же утопией, как идея коммунизма для всего мира, а существующая у нас власть по своей правовой сути все та же – советская. О чем я писал в своих публикациях в журнале «Континент». И крах одной утопии еще не означает реальности утопии другой, пусть даже прямо противоположной. По законам логики два взаимоисключающих суждения не могут быть одновременно истинными, но одновременно ложными быть могут. При реализации на практике любой утопии получается результат, прямо противоположный желаемому. В этой утопичности их идей и есть глубинная суть всех конфликтов всех наших бывших и нынешних элит – как между собой и властью, так и с народом. Александр Годлевский
06 декабря 2013, 17:23
Да, тема очень даже "ЖИВАЯ"!!!!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»