Бой над Суэцем: пять сбитых советских МИГов

	МиГ-21. Фото: Александр Овчинников / ИТАР-ТАСС, архив

МиГ-21. Фото: Александр Овчинников / ИТАР-ТАСС, архив

В июле 1970 года израильские ВВС вступили в схватку с советскими летчиками

30 июля 1970 года стал по-настоящему черным днем в истории советской военной авиации: в этот день в ходе боя над Суэцким каналом израильские пилоты сбили пять советских МиГов-21, пилотируемых капитанами Сыркиным, Каменевым, Журавлевым, Юрченко и Яковлевым. Для трех советских летчиков этот бой стал последним в их жизни.

Гибели советских летчиков предшествовала целая череда событий, приведших к полной вовлеченности СССР в войну против Израиля на стороне арабских стран.

После тотального разгрома Израилем арабских стран в Шестидневной войне 1967 года, СССР лихорадочно пытался восстановить военный потенциал своих арабских союзников – к ним шел поток советских вооружений на миллиарды долларов. Однако развернувшиеся в 1968 году бои на линии разделения израильских и египетских войск показали полную несостоятельность арабского союзника СССР – израильская авиация господствовала в воздухе и, непрерывно нанося удары по важнейшим военным, промышленным и энергетическим центрам Египта, подвела этого важнейшего союзника СССР к новой катастрофе.

Отчаявшись сдержать израильский натиск, президент Египта Насер неоднократно обращался к руководству СССР с просьбами направить советские войска для спасения его страны. В декабре 1969 года Насер совершил тайный визит в Москву для личной встречи с Л. Брежневым.

Гамаль Абдель Насер и Леонид Брежнев в Москве. Фото: Василий Егоров / ИТАР-ТАСС, архив

Насер умолял Брежнева направить в Египет регулярные советские войска противовоздушной обороны и авиацию. Решение удовлетворить просьбу было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС вместе с командованием Вооруженных Сил – волей своих лидеров СССР вовлекался в очевидную авантюру с непредсказуемым результатом.

Операция по созданию группировки советских войск в Египет в составе 32 тысяч военнослужащих получила название «Кавказ». Возглавил ее главком войск ПВО страны маршал П.Ф. Батицкий. Отправка войск и боевой техники морским путем производилась из порта Николаев в первых числах марта 1970 года в атмосфере полной секретности. Личный состав был переодет в гражданское платье, не имел каких-либо документов. Существовал строжайший приказ стрелять без колебаний по тем, кто «попытается выпрыгнуть за борт».

Прибыв на место, советские военнослужащие сразу же переодевались в египетскую военную форму без знаков различия и погон. Это сразу превращало их из военнослужащих в «лиц неопределенного гражданства и статуса», проще говоря – в иностранных наемников, лишенных защиты международного права. Недаром министр обороны СССР Гречко на проводах в Египет недвусмысленно предупредил своих пилотов:

«Имейте в виду, товарищи, если вас собьют за Суэцким каналом и вы попадете в плен – мы вас не знаем, выкарабкивайтесь сами».

 Израильская разведка тщательно отслеживала оперативную активность советских войск – прослушивались все переговоры советских летчиков и технических служб в воздухе и на земле, многочисленная израильская агентура была внедрена на аэродромах, на которых базировались советские авиачасти.

Свидетельством этому стал инцидент, произошедший 6 марта 1970 г. в каирском аэропорту Каиро-Уэст: советские летчики и техники, только что прилетевшие на транспортных самолетах, еще только делали первые шаги по египетской земле, как внезапно над ними на высоте 50 метров прошла пара «фантомов» с голубыми шестиконечными звездами на фюзеляжах. Тем самым израильтяне послали советским летчикам «черную метку».

Советская авиационная группа включала, в частности, 35-ю отдельную разведывательную истребительную эскадрилью (командир полковник Ю. Настенко), базировавшуюся на аэродроме Джанаклис вблизи Александрии, и 135-й истребительный авиационный полк (командир полковник К. Коротюк), базировавшийся на аэродромах Бени Суэйф и Ком-Аушим в районе Каира. Именно с этих аэродромов ушли в свой последний бой советские летчики 30 июля 1970 года.

Предполетный инструктаж советских летчиков в Египте. Фото: журнал «Авиация и Время»

Существуют различные версии воздушного боя, произошедшего 30 июля. Назовем их израильская и российская. Эти версии едины в главном – в числе сбитых советских самолетов, но заметно расходятся в деталях. Принципиальная разница между ними заключается в том, что израильская версия основана на отчетах израильских летчиков, непосредственно участвовавших в том бою, тогда как российская, созданная историками и журналистами, обильно дополнена фантазиями и домыслами ее авторов. Потому за основу взята израильская версия боя.

Первоначально советские и израильские летчики придерживались некоего «джентльменского соглашения», уклоняясь от прямых столкновений. Но это «перемирие» продержалось недолго – 25 июля советскими самолетами был перехвачен израильский самолет Скайхок, получивший серьезные повреждения, однако его пилот сумел совершить посадку на своем аэродроме.

Для израильского командования этот инцидент стал сигналом к переходу к активным боевым действиям против советской авиации. Была поставлена задача нанести противнику столь тяжелый урон, чтобы раз и навсегда отбить охоту у советских летчиков вступать в бой против израильской авиации.

Была сформирована группа летчиков, на счету которых были десятки сбитых самолетов врага. Для подавления радаров и связи были подготовлены средства радиоэлектронной борьбы. В качестве основного тактического приема приняли решение заманить советских летчиков в засаду

По данным разведки внимательно изучалась тактика ведения боевых действий противником. Вывод был неутешителен для советских летчиков:

«Советские пилоты хорошо подготовлены к действиям в условиях европейских погодных условий с частой облачностью и дождями. Но и в совершенно других климатических условиях Средиземноморья они продолжают применять ту же тактику без малейших изменений. Советские летчики неплохо владеют пилотажем и агрессивны. Но их действия ортодоксальны и предсказуемы. А главное, у них нет настоящего боевого опыта. Это наш самый большой козырь в любой конфронтации с русскими МиГами».

Операция началась 30 июля примерно в 14:00. Четверка израильских «Фантомов» под командой подполковника Авиху Бен-Нуна атаковала египетскую радиолокационную станцию вблизи Суэцкого канала. Ведомым у Бен-Нуна был капитан Авиам Села. Ведущим второй пары был майор Эхуд Ханкин, его ведомым был капитан Галь. Для введения противника в заблуждение они действовали в стиле «Скайхоков», заметно уступавших по своим тактико-техническим характеристикам самолетам «Фантом».

Затем к звену «Фантомов», притворявшихся «Скайхоками», присоединилось звено «Миражей» под командованием майора Амоса Амира. Впрочем, они тоже выдавали себя за нечто другое – четверка «Миражей» шла в плотном строю и потому на радарах противника они выглядели как один самолет. Еще одна четверка израильских «Миражей» шла на бреющем полете, оставаясь невидимой для радаров противника.

«Одинокий израильский самолет» стал той наживкой, на которую клюнуло советское командование. Ловушка сработала – на перехват «одинокого самолета» устремились советские летчики.

С аэродрома Ком-Аушим в 15:28 взлетело звено капитана Каменева, в 15:30 к нему присоединилось звено капитана Юрченко в составе капитанов Макара, Яковлева, Сыркина, взлетевшее с аэродрома Бени-Суэйф. Позднее к ним присоединили еще три квартета советских МиГов, взлетевших с аэродрома Ком-Аушим. Они не догадывались, что летят в устроенную израильтянами засаду.

За считанные секунды, ситуация полностью изменилась. Вместо легкой охоты на четыре ничего не подозревающих «Скайхока» и один беззащитный «Мираж», советские летчики вдруг обнаружили, что они окружены восемью «Миражами» и блокированы сверху четверкой «Фантомов».

Когда «Миражи» атаковали МиГи, четверо снизу и четверо сверху, «Фантомы» набрали нужную высоту, перевернулись и начали пикировать на отдельные истребители противника. «Фантомы» произвели ракетную атаку звена капитана Юрченко. Первым победы добился майор Ашер Снир, сбивший МиГ ракетой на высоте 10 тысяч метров. Его жертвой стал, по-видимому,  самолет командира звена капитана Юрченко, который  взорвался в воздухе.

Капитан Авиам Села вспоминает:

«Они шли на нас парами, а мы дали им всем проскочить, чтобы не дать им взять нас в клещи, как они планировали. Они промчались мимо нас, пара за парой, как на параде. Мы подождали и направились за ними, зажимая их между собой».

Советский летчик пытался оторваться на очень крутых виражах, а затем перешел в крутое пике. Противники опускались все ниже и ниже, отчаянно маневрируя и выжимая из своей машины все, на что она была способна.

Наконец, на высоте двух тысяч метров и на дистанции в один километр, захват произошел, и Авиам произвел пуск ракеты. Раздался мощный взрыв и МиГ превратился в огненный шар, с обломками разлетавшимися во все стороны. Поразительно, но пилот успел катапультироваться и Авиам видел как он раскачивался на стропах парашюта.

Летчики звена капитана Юрченко, капитаны Яковлев и Сыркин, были сбиты, но успели катапультироваться из своих горящих самолетов. Самолет капитана Макара был поврежден, но он сумел совершить вынужденную посадку. Капитан Яковлев погиб после катапультирования из-за поражения купола парашюта.

Как был сбит ведущий второго звена капитан Каменев, никто не видел. Летчик звена Каменева капитан Журавлев был сбит и катапультировался на предельно малой высоте, его парашют не успел раскрыться и летчик погиб. Скорее всего, его сбил подполковник Авиху Бен-Нун. Он зашел в хвост одного из МиГов. Советский летчик резко спикировал вниз до высоты 2,000 метров и, перейдя на бреющий полет, пытался уйти от своего преследователя. Но «Фантом» следовал неотступно. Авиху Бен Нун: «Я смог произвести пуск ракеты, но из-за чрезвычайно высокой скорости МиГа, захват был сделан на самом пределе. Ракета поразила цель и взорвалась. Но МиГ продолжал лететь, даже не сбавляя скорость. Тогда я выпустил радиолокационную ракету «Спарроу» - она настигла МиГ, и он взорвался. Я уверен, что летчик погиб, т.к. было слишком низко для успешного катапультирования».

Итог схватки подвел один из ее участников подполковник Авиху Бен-Нун:

«Я думаю, русские совсем неплохо летают. Меня даже удивило, что они проделывали со своими машинами. Но им явно не хватало навыков эффективного боевого маневрирования, чтобы поразить противника. Они хорошие летчики, но слабые тактики. У них нет боевого опыта. Они действуют по шаблону и поэтому легко предсказуемы».

Катастрофический итог воздушного боя в египетском небе сыграл важную роль в стратегическом раскладе сил в мире. СССР теперь предпочитал не ввязываться в войны, где ему могли противостоять опытные, современные войска.

Читайте в рубрике «История» Семеро пойдут, Сибирь возьмут!Каникулы в Историю. Серия пятая. Семеро пойдут, Сибирь возьмут!

Комментарии

14 июня 2013, 08:39
Вот и еще одна причина, сказывающая на исторической антипатии россиян к Израилю...
14 июня 2013, 09:54
А что же случилось с выжившими летчиками? Их взяли в плен или они вернулись на родину?
14 июня 2013, 11:43
Кошерная пропаганда в действии.
1. Да этот, этот бой наши проиграли, попав в засаду.

Но по результатам боевой работы Советские Зенитчики и ВВС уничтожили в воздушных боях 21 израильский самолёт. Итого: 21:4 в нашу пользу. Говорит о многом.

2. Кроме того, Израиль отрицает (что для них традиционно) потерю Миража в этом бою.

14 июня 2013, 11:43
Для интересующихся.
Бой 30 июля 1970 года "Египетские истребители в войне на истощение", В.Бабич.

15.20 РЛС ПВО Египта засекла на 4000 4 Скайхока шедших на запад.Одновременно были обнаружены 2 пары фантомов,которые на 7000 шли со скоростью 800 курсом 350 вдоль побережья Красного моря. В15.28 и 15.30 с двух египетских аэродромов подняты 2 звена МиГ-21 пилотируемые советскими лётчиками.Поскольку противник вёл себя неактивно их вывели на 8000 в зоны дежурства.в15.34 описав широкую дугу северо-восточнее Сухна(западное побережье Красного моря) Скайхоки со снижением повернули обратно и вышли из зоны РЛС Египта. МиГи остались патрулировать в зонах
В 15.37 в небе появились новые цели 3 звена Миражей в сомкнутом боевом строю на 7000 со скорость около 1000 шли севернее Сухны в направлении северной зоны дежурства .МиГов тут же развернули на встречу противнику по командам с земли.
Одновременно к ним были направлены МиГи южной группы. Оказавшись с МиГами на встречном курсе Миражи разомкнулись на пары. МиГи атаковали 4кой одну из пар миражей. В этот момент в бой вступило 2е звено миражей и таким образом на каждый МиГ уже приходилось по 2 миража. Причём 6 из них были ничем не скованы.
Одновременно южное звено МиГов было атаковано из засады звеном Ф-4.Писк Сирен предупредил лётчиков об угрозе но было поздно. В круговерти смертельного боя, когда капитан Юрченко уже ловил в прицел виражащий мираж , ведомый –капитан Макара- предупредил своего командира о появлении сзади противника и начал строить противоракетный манёвр .Однако ведущий посчитал, что времени достаточно и завершив процедуру приведения в готовность оружия выполнил прицельный пуск по израильскому истребителю .Видимо последнее что видел Юрченко, это как вспыхнул мираж .Чуть позже его МиГ был поражен ракетой Спэрроу.
Разбираться с МиГом капитана Макара экипажам фантомов было не с руки ,так как они сами попали под удар пары капитана Сыркина ,шедшей с принижением .Выполнив форсированный разворот фантомы некоторое время держали миги вне эффективной дальности применения оружия, затем советская пара попала под удар миражей ,возглавляемых Ашер Сниром , и вскоре осколки взорвавшихся рядом ракет поразили МиГи капитана Сыркина и капитана Яковлева .Оба катапультировались, но Яковлев попал в порыв ветра над самой землёй и его бросило на отвесный склон .Купол угас пилот разбился.
Впрочем самому Ашер Сниру пришлось покинуть поле боя ,так как его звено после удачной атаки само попало под удар .Спустя буквально мнгновение близкий разрыв ракеты повредил двигатель на его мираже .Он дотянул до базы Рифидим.
Экипражи фантомов отошли на безопасную дистанцию и финальную точку в бою поставили миражи.
Как погиб капитан Каменев в точности неизвестно ,вероятнее всего он был сбит ур с миража
Капитану Журавлёву довольно долго удавалось драться в одиночку с не менее чем 4-6 противниками , причём его жертвами едва не стали два израильских аса Ифта Спектор и Авраам Сэлмон с трудом дотянувших на своих повреждённых миражах до Рифидима.
Но запасы керосина на МиГе не безграничны,и при выходе из боя на предельно малой высоте очередь из 30мм пушек оказалась фатальной для советского пилота.

Вот такая вот история в нашем изложении. Мне непонятно одно . В бою участвовало 2 наших звена-8 мигов, В описании боя есть только 6ка. Что делала ещё одна пара?
Счёт по бою неумалим сбито 5 МиГов погибло 4 пилота . Израильтяне потеряли один мираж. 3 миража вышли из боя с боевыми повреждениями.
Победы советской группы истребителей в Египте в 70 году.
13 апреля 1970 сбито 2 Фантома
22 июня сбит 1 Скайхок
25 июня сбит 1 Скайхок
30 июля 1 Мираж
14 июня 2013, 13:02
Видимо, еще одна пара Мигов живет таки в Изгаеле и пейсы отращивает)
14 июня 2013, 12:18
Надеюсь, комплексы С-300 в Сирии попортят Израильским ВВС немало крови
14 июня 2013, 12:57
Следует отметить, что израильская версия несколько лукавит - в том бою один "Мираж" был сбит (в самом начале боя), два или три с трудом дотянули до своих баз.
Также следует учесть следующее - советским летчикам было запрещено близко подлетать к границе между Египтом и Израилем, их основная задача состояла в том, чтобы не допустить прорыва израильтян вглубь территории Египта и не дать им отбомбиться по обьектам инфраструктуры.
С этой задачей наши летчики и зенитчики справились на отлично - израильтяне признали, что с прибытием советских войск территория Египта для них оказалась закрытой на замок.
Кроме того, в один из дней наши ПВО отплатили за этот бой - за день было сбито ракетчиками
7 израильских самолетов. После этого израильтяне прекратили попытки прорваться вглубь территории Египта.
14 июня 2013, 13:01
У меня куча родни в израиле, по линии жены, а Иран сегодня заявил, что нанесет удар по Тель-Авиву в случае если евреи ударят по иранским стратегическим объектам(((
15 июня 2013, 13:08
Жора, пусть переезжают... на северном полюсе много места)
19 июня 2013, 14:34
С Ираном Израилю тягаться не стоит. Сметут еврейский оплот арабы как пить дать. Сколько там того Израиля? Это они могут Сирию бомбить безнаказанно. Берут пример с США - только слабых обижать могут.
10 февраля 2015, 01:10
в Иране не арабы живут. этому в школе учат.
16 июня 2013, 23:14
Вот и сейчас вполне может произойти нечто подобное, хотя нашу нынешнюю военную мощь никак не сравнить с былою советской, а оттого и грустно! ((
17 июня 2013, 14:22
Думаю, что при прочих равных без численного превосходства одной из сторон, все израильские самолёты были бы сбиты.
18 июня 2013, 11:25
Вот такая у нас дружба с Израилем, думаю С-300 уже в Сирии
18 июня 2013, 14:08
Обыкновенная засада, не показатель превосходства. Поставили полковников и майоров против ничего не подозревавших и практически без боевого опыта (как сами и пишут) капитанов. Так в 2-ю мировую 30 партизан из засады батальоны немцев на маршах уничтожали. Судя по той мощной подготовке которая была проведена к данной операции, стыдно было не победить. Здесь можно хвалиться хорошо проведенной засадой, а не превосходством самолетов и мастерством летчиков.
19 июня 2013, 14:38
Это точно подмечено. К тому же у наших летчиков были жесткие инструкции, которые исключали возможность импровизации в бою. Вот еврейские пилоты быстро их просчитали.
19 июня 2013, 09:44
То же мне, нашли евры чем гордится. По любому сейчас себе будут приписывать того, чего не было.
А Миг - он почти в три раза меньше этих Миражей американских. Я понимаю если бы они парой Миражей всех наших Мигов заздолбили, а то таким кагалом налетели... Короче трусливые шавки
19 июня 2013, 21:25
История нас ни чему не учит и вновь ввязываются в конфликт, подвергая смертельной опасности свою страну. Ну, для начала прочитали бы хорошую умную Книгу и может тогда бы дошло, что Израиль невозможно победить. Лучше быть другом Израилю чем врагом - выгодно со всех строн.
20 июня 2013, 09:16
Да вы что? Что бы победить численно превосходящего противника в случае полномасштабной войны, у Израиля нет ни времени, ни средств. Слишком маленькая территория, близость населенных пунктов к границам, никаких естественных барьеров для обороны, никакой стратегической глубины. Израиль просто сотрут с лица Земли...
20 июня 2013, 07:36
"Он зашел в хвост одного из МиГов. Советский летчик резко спикировал вниз до высоты 2,000 метров и, перейдя на бреющий полет, пытался уйти от своего преследователя. Но «Фантом» следовал неотступно. Авиху Бен Нун: «Я смог произвести пуск ракеты, но из-за чрезвычайно высокой скорости МиГа, захват был сделан на самом пределе. Ракета поразила цель и взорвалась. Но МиГ продолжал лететь, даже не сбавляя скорость. Тогда я выпустил радиолокационную ракету «Спарроу» - она настигла МиГ, и он взорвался. Я уверен, что летчик погиб, т.к. было слишком низко для успешного катапультирования»."
Да ё-ма-ё - на этом ресурсе консультант нормальный есть по вопросу?
Какой там Фантом за Миг-21 следует неотступно - Фантом тяжеленная жаба в три раза больше весом и с 2 раза меньшей тяговооружённостью, 21ые их на виражах всю дорогу имели как хотели. Что за бред - сколько можно постить тупую пропаганду в стиле "Ах израильские пилоты, ах они небожители!" - эта сказка уже сколько лет ходит, запущенна лет 10 назад.
Израильским пропагандистам стило бы быть скромнее и изучить матчасть получше.
21 июня 2013, 11:42
Блин ни хрена не понимаю вашу кашерную пропаганду "Советские пилоты хорошо подготовлены к действиям в условиях европейских погодных условий с частой облачностью и дождями. Но и в совершенно других климатических условиях Средиземноморья они продолжают применять ту же тактику без малейших изменений. Советские летчики неплохо владеют пилотажем и агрессивны. Но их действия ортодоксальны и предсказуемы. А главное, у них нет настоящего боевого опыта. Это наш самый большой козырь в любой конфронтации с русскими МиГами»." Далее по смыслу статьи у Израиля численное преимущество в самолетах тактическое преимущество (все атаки в заднюю верхнюю и нижнюю полусферы) Кстати пусть не рассказываю сказки эту тактику применяли американцы во Вьетнаме,Короче могучая у них тактика заменили, пропустили и тупо сзади расстреляли на хрена тогда асов приглашать короче чисто по еврейски. О какие мы могучие смешно
24 июля 2013, 06:22
В этой статье главное не то кто кому хвост надрал... Главное с моей точки зрения то, что израильские летчики дрались за выживание своей страны и защищали себя и свою страну. А за кого погибли русские летчики??? За арабов? За то, чтоб процветали мусульмане во всех этих арабских странах?
12 мая 2015, 23:26
Хорошо наш Израиль преподал урок вашим летчикам.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»