Сети дезинформации
Фото: Dario Lopez-Mills / AP

Фото: Dario Lopez-Mills / AP

Индийские информатики раскрыли секрет распространения ложных сведений по соцсетям

Ученые проанализировали, как распространялись слухи и дезинформация по социальным сетям в Азии во время эпидемий свиного гриппа в 2009 году, и пришли к выводу, что основным способом их продвижения являются так называемые семантические атаки — сообщения с особой структурой, провоцирующие в человеке эмоциональную реакцию. Авторы статьи, опубликованной в журнале International Journal of Communication Networks and Distributed Systems, называют социальные сети мягким брюхом интернета и призывают их создателей принять меры для его защиты.

В последние годы ученые и политики по всему миру начали осознавать, что соцсети — мощный механизм влияния, который можно гораздо эффективнее использовать для манипуляции общественным мнением, чем традиционные медиа — телевидение, радио и печатные издания. В 2011 году айтишники из MIT раскрыли в журнале Science особую методику передачи и распространения информации через Twitter, которая помогла им победить в конкурсе «Сетевой вызов» DARPA в 2009 году. Авторы публикации открыто утверждали, что подобный прием можно использовать для координирования действий активистов во время революции или для дезинформации противника.

По всей видимости, спецслужбы США и другие правительственные организации взяли соцсети на вооружение раньше, чем ученые обнародовали свои исследования. В 2014 году на технологическом портале Verge было опубликовано расследование Associated Press, раскрывшее сразу несколько социальных сетей, созданных USAID и другими службами правительства США за последние пять лет в странах «третьего мира» для дестабилизации местных режимов. К примеру, подобная сеть под названием ZunZuneo была открыта в кубинском интернет-пространстве в 2010 году, а ее кенийский предтеча Yes Youth Can — еще в 2007 году.

Кришна Кумар и его коллега Гопалан Гитакумари из Института технологий и науки имени Кумара Бирлы в Хайдерабаде (Индия) решили выяснить, как дезинформация и ложные сведения распространяются в социальных сетях, и попытались найти способы противостоять подобной информационной угрозе. В качестве материала для анализа индийские айтишники взяли реальное событие в недавней истории Азии — вспышки свиного гриппа 2009 года и связанный с ними поток дезинформации.

Авторы статьи обратились в Facebook, Twitter и в региональные социальные сети и собрали огромный пакет данных с сообщениями, которые оставляли пользователи во время эпидемии. Они изучили содержимое твитов, постов в Facebook и в блогах, построили гигантские «деревья» социальных связей между пользователями и попытались найти закономерности в том, как происходила передача дезинформации и почему люди верили таким сообщениям и делились ими с друзьями.

Подобный анализ невозможно осуществлять вручную — Кумару и Гитакумари пришлось разработать автоматизированные алгоритмы статистического анализа, которые сравнивали содержимое постов в соцсетях с учетом социального и экономического положения их авторов, их возраста, времени публикации и множества других факторов. Каждая из этих программ была основана на одной из дюжины наиболее популярных сегодня моделей того, как распространяется информация в сообществах из множества связанных друг с другом узлов. Ученые попытались найти некие общие факторы, влияющие на этот процесс.

Результаты такого сопоставления оказались довольно неожиданными — на распространение дезинформации о вспышках гриппа в разных уголках Азии больше всего влияло эмоциональное содержимое сообщения и его семантическая структура, а не сила социальных связей между пользователями или какие-то другие факторы. В пользу этого говорит то, что друзья в Twitter ссылались друг на друга, распространяя слухи, лишь в 22% случаев, и цепочки передачи таких некорректных сведений редко содержали в себе более четырех взаимных фолловеров. Число прямых и косвенных ретвитов практически не зависело от того, насколько популярным был пользователь, выступавший источником слухов, и как много друзей у него было.

Как считают авторы статьи, привлекательные дезинформирующие сообщения, способные быстро и широко распространяться по соцсетям, возникали не сами по себе и не были случайными, их авторы осознанно пытались распространить слухи и ложную информацию и практически всегда добивались успеха.

По словам ученых, эту проблему практически невозможно решить при помощи существующих сегодня методов управления и мониторинга за работой социального сегмента интернета. Для отражения семантических атак, как называют такие дезинформирующие сообщения авторы статьи, необходима особая система защиты, работающая примерно так же, как современные антивирусы и файерволлы в информационном пространстве. В качестве заключения Кумар и Гитакумари призывают администрацию Facebook, Twitter и других социальных сетей начать ее разработку.

Посол не вызвал раздражения Далее в рубрике Посол не вызвал раздраженияНовым послом США в России назначен Джон Теффт, известный своими жесткими высказываниями относительно внешней политики Москвы Читайте в рубрике «Наука и технологии» Казань выбрала лучшие стартапыИнвесторы на Kazan Startup Weekend в ИТ-парке начали сотрудничество с несколькими стартапами Казань выбрала лучшие стартапы

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»