«Россия сможет выживать в изоляции долго»
Джеффри Хоскинг. Фото: msps.su

Джеффри Хоскинг. Фото: msps.su

По мере нарастания санкций Россия может потерять последнюю связь с Западом, и это будет катастрофой, считает английский историк Джеффри Хоскинг

Джеффри Хоскинг — один из ведущих экспертов по истории России и СССР в Европе, профессор Лондонского университета и почетный доктор Института Российской истории РАН. Он приехал в Москву прочесть лекцию в рамках Московской школы гражданского просвещения – «Русская планета» публиковала ее ранее. Профессор был одним из основателей школы и каждый год приезжает с лекциями.

В своих книгах и статьях Хоскинг с большим вниманием и сочувствием пишет о судьбе русской нации, русской культуры и православной церкви в СССР.

В интервью «Русской планете» историк рассказал, что он думает об изменениях в российском обществе последних лет.

— Вы много писали о том, как важно наличие доверия в обществе для того, чтобы в нем функционировали гражданские институты и экономика. Что произошло с доверием в российском обществе в постсоветский период?

— Я не согласен с социологами, которые говорят, что доверие всегда возникает осознанно и добровольно. Доверие может быть неосознанным и вынужденным, когда люди не знают, чему именно они доверяют, но не имеют альтернативы. Нам приходится доверять учителям, которые учат наших детей, нам приходится доверять врачам, которые лечат нас, когда мы заболеваем, потому что у нас нет выбора. И я думаю, что многим людям приходилось доверять советскому государству.

Акция сторонников Владимира Путина на Манежной площади в Москве. Фото: Артем Коротаев / ИТАР-ТАСС, архив

В 90-е людям пришлось переориентироваться и перенести свое доверие к советскому государству на новые правительства, которые образовались в бывших республиках. Для граждан нерусских республик бывшего СССР это было освобождение: от Москвы, от советского руководства, от Госплана. Но для русских это был опыт лишения, потому что для них родиной был весь Советский Союз, и им было особенно трудно переориентироваться. Кроме того, новое российское правительство с Борисом Ельциным во главе инициировало глубокие экономические реформы, которые полностью изменили экономическую жизнь страны. Поэтому русским пришлось приспосабливаться дважды: к новой российской власти вместо советской и к капиталистической экономике вместо социалистической.

В 1990-е годы западная демократия принесла многим бедность и неуверенность в будущем, поэтому русские стали лучше относиться к авторитарной власти, если она приносит уверенность, безопасность, ощущение принадлежности к великой державе и благосостояние. Думаю, в этом причина того, что в нулевые годы русские выбрали Путина. При этом люди знают, что власть очень коррумпирована, в том числе ее высшие эшелоны. Это парадоксально, но довольно обычно, и не только для России. Люди, как правило, осмысливают это так: чиновник, с которым я имею дело, коррумпирован, но Путин, тот, кто на самом верху, не коррумпирован. Это частично принудительное доверие, потому что жизнь невыносима, если совсем никому не верить. К тому же Путин и его правительство снова дали русским уверенность, что они живут в сильной стране. Что они не будут унижены другими странами, США или Европейским союзом.

— Это доверие государству, а что происходит с доверием между людьми в обществе?

— В советское время я видел, что люди, жившие в больших многоквартирных домах, много общались друг с другом, разговаривали с соседями у лифта. Теперь такого нет: я заметил, что соседи, встречаясь у лифта, стоят в тишине. Почему? Потому что в постсоветской системе каждый справляется со своими финансовыми трудностями по-своему. Некоторые занимаются небольшим бизнесом, который полулегален или нелегален, и они не хотят, чтобы об этом узнали соседи, чтобы этот бизнес обнаружила налоговая инспекция. В Советском Союзе все страдали от одних и тех же проблем, например не могли купить хорошую одежду, телевизор или магнитофон, и они обсуждали друг с другом, как решить эти проблемы. Сейчас люди стали более индивидуалистичными, они сталкиваются с разными трудностями и решают их каждый по-своему.

— Общество в России очень разнообразно, и, как правило, для русских не было проблемой жить в окружении людей разных национальностей, разных конфессий. И при этом у нас низкий уровень доверия друг другу — почему?

— Это, скорее всего, была взаимная терпимость, не доверие. Когда СССР распался, эта терпимость закончилась, грузины и латыши, например, стали проявлять недовольство по отношению к русским, отказывать им в жилье, работе.

— Возможно, текущий кризис на Украине — тоже последствие кризиса доверия между русскими и украинцами?

— Да. Украина – очень разнообразная страна с разнообразными историческими традициями. И западная часть Украины стала частью Советского Союза только в 1939–1941 годах. До этого она веками была частью Речи Посполитой, империи Габсбургов, Польши. Украина недавно стала единой страной. Есть Западная Украина, есть территория, прежде заселенная казаками (Запорожье), есть Восточная Украина, которая переживала быструю индустриализацию в конце XIX века, и в города ехали не украинские крестьяне, а русские из Центральной России, где царила бедность. Большая часть рабочих на Донбассе, вокруг Луганска, в Екатеринославле была русскими. Люди на Западе, по-моему, никогда не понимали, что Украина не может стать частью ЕС на таких же основаниях, как Румыния, Болгария или Венгрия, просто потому что Украина крайне важна для России. Большинство россиян считают, что Украина — это часть России, она не может просто так стать частью Европы, а тем более — частью НАТО.

Бойцы ополчения во время операции в аэропорту Донецка, июль 2014 года. Фото: Андрей Стенин / РИА Новости 

— Как вы относитесь к точке зрения, что конфликт на Украине – это не конфликт между украинцами и русскими, а конфликт между теми, кто скучает по СССР, и сторонниками современных государств?

— Это действительно постсоветская война, одна из тех, что были спровоцированы распадом Советского Союза, но она была отсрочена на 20 лет. На самом деле это конфликт внутри Украины между крайне националистическими, полуфашистскими вооруженными группами, такими как «Правый сектор», на западе, и сепаратистами на юго-востоке. Российская государственная пропаганда преувеличивает значимость «Правого сектора», но тем не менее это важное меньшинство: небольшие группы могут становиться достаточно влиятельными в своей стране, если они точно знают, чего хотят, имеют средства для пропаганды и оружие. Но я думаю, дело в том, что большинство украинцев хотели ограничить коррупцию в своей стране и поэтому не желали более тесных связей с Россией, которая очень коррумпирована. «Правому сектору» было легко озвучить это недовольство «экономикой по-русски» на Украине. Думаю, многие боялись, что при более тесных связях с Россией коррупции станет больше, и они стремились к ассоциации с Европейским союзом, чтобы начать очищение своей экономики и покончить с коррупцией.

С другой стороны, шахты на юго-востоке довольно бедны и близки к закрытию. И шахтеры хотели, чтобы более богатая Россия забрала эти шахты, потому что украинское правительство вполне может закрыть их в ближайшие несколько лет как нерентабельные.

Я думаю, что большая часть украинцев хотела бы быть с Европой, но это только мое впечатление.

Возможно, сейчас Путин не знает, что делать: он вряд ли может допустить полное поражение на Украине. Он не может позволить, чтобы украинская армия запросто захватила Донецк и Луганск. Я думаю, что в этом случае, возможно, Россия введет войска на Украину. Вряд ли Путин хочет это делать — это означало бы полный разрыв с Западом, — но если сочтет необходимым, мне кажется, он это сделает. По-моему, он уже косвенно вовлечен в конфликт: я почти уверен, что российское Министерство обороны или отдельные его работники снабжало российских добровольцев оружием и деньгами. Насколько он осведомлен о том, что делается, я не знаю. Возможно, все происходит на уровне отдельных чиновников Министерства обороны или отдельных офицеров армии.

— Как Запад отреагирует, если Россия введет войска на Украину?

— Западные лидеры вели неразумную политику, считая, что Европа может просто поглотить Украину и даже, возможно, включить ее в состав НАТО — такую цель они еще не отменяли. Это привело к хаосу внутри Украины, и теперь Запад растерян и не знает, что делать. Первые санкции, которые были наложены на Россию, были смехотворны: они касались только 20 или 30 человек. Они были серьезны для тех людей и компаний, которых затрагивали, но не для российского правительства в целом и российского общества в целом. Определенно, военного ответа со стороны Запада не будет. Но очевидно, что дипломатические отношения с Россией станут еще сложнее. Новая «холодная война», как и прошлая, будет отчасти геополитической, отчасти идеологической. У Запада одна версия международных отношений, у России — другая. Запад верит в сотрудничество между странами, в международные организации, которые следят за тем, как соблюдается главенство закона, права человека. Россия ведет себя, как великие державы XVIII и XIX века, то есть верит в то, что великая держава в первую очередь защищает собственные интересы любыми методами и вступает в союзы только когда это необходимо. Россия всегда готова защищаться военной мощью, при помощи разведки и дипломатии, уходя в изоляцию от остального мира. Сейчас страна не состоит ни в каких союзах, кроме Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном.

— Но Россия и Запад официально декларируют одни и те же ценности в международных отношениях.

— Теперь уже нет. Есть определенные зоны общих интересов, и я думаю, Россия будет и дальше заинтересована в сотрудничестве с Западом в борьбе с терроризмом, наркоторговлей. Но в основном позиция России станет гораздо более изоляционистской. Вполне возможно, что Россия усложнит получение виз для людей с Запада и мы сделаем то же самое в отношении россиян.

— Если мы представим себе худший вариант изоляции: отмена виз, счета россиян за рубежом заморожены, экономические связи обрублены. Как, по-вашему, это воспримет большинство россиян? Они будут протестовать или, скорее, решат, что это к лучшему?

— Я думаю, многие скажут: «Мы можем обойтись и без Запада. Они нас окружают враждебными базами». С другой стороны, в изоляции Россия станет гораздо беднее, потому что она импортирует много товаров. И обычным россиянам это не понравится, потому что жизнь станет труднее. Но это может произвести и хороший эффект, если Россия станет больше производить сама.

— Как вы думаете, процесс распада бывшего СССР может продолжиться дальше?

— Осталось много замороженных конфликтов: Нагорный Карабах, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия. Крымские татары сейчас очень недовольны: они не хотят, чтобы Крым был частью России. И войны, которые были заморожены, могут снова начаться, если Россия и Запад перестанут вместе обеспечивать мир в этих регионах и Россия захочет навязать им свою волю, например присоединить Приднестровье, Абхазию. Сама Россия не распадется, не думаю, что это возможно.

Акция протеста против политики Владимира Путина, Вена, июнь 2014 года. Фото: Herwig Prammer / AP

— Есть мнение, что российское самосознание и западные ценности несовместимы. Что будет, если в России победит западный взгляд на мир, и что будет, если возьмут верх его противники?

— Сторонники западных ценностей победили в постсоветской России, но не смогли удержать симпатии многих русских и потеряли их доверие между 1991 и 1994 годами, потому что экономика западного образца принесла русским много лишений. Точка зрения их противников, скорее всего, победит, и это будет вести к дальнейшей изоляции России. Нынешнее российское правительство более ориентируется на Восток, чем на Запад.

— Но может ли изоляция в современном мире продолжаться долго?

— Кто знает. Россия большая и богатая страна с сильной армией, и она может выживать в изоляции достаточно долго.

— Как Северная Корея?

— Россия гораздо больше, чем Северная Корея, и если КНДР продержалась больше 60 лет, Россия тем более сможет. Сможет, но я надеюсь, что это не случится; это будет несчастье для всех стран мира, а для России просто катастрофа.

Глобальный философский пароход Далее в рубрике Глобальный философский пароходУченые создали уникальную карту культурной эволюции Земли за последние две тысячи лет

Комментарии

04 августа 2014, 22:31
? ? ?
07 августа 2014, 21:59
историк не понимает что англо-саксы ненавидят россию которая мешает их гегемонии США имеет 18триллионов долларов внешнего долга и ей необхоима большая грабительская война россия лакомый кусок с огромными богатствами но с ядерным оружием а англия возглавляет на самом деле крестовый поход на славян
09 августа 2014, 23:56
Этот историк изучает историю на основании того,что ему преподавали на Западе. Стоит ли на него обижаться? Он даже не понял,почему простые люди сами несут деньги и все,что могут(если оружие,то и оружие тоже) людям из Дорнецка и Луганска. Ему не понять даже тьаукой толлики. На столько его мозг заполнен тупой прогматикой западных наук.
08 августа 2014, 21:21
Путин помогает не Донецку, а русским которые вдруг оказались за границей, да еще и под управлением фашисткого режима. А самое главное, что Россия не остается одна даже при разрыве с прогнившим и совсем уже не сильным во всех смыслах Западом, она остается с остальным миром, который населяет нашу планету, США это всего лишь одна из больших стран, но далеко не единственная. Нам нужен свой путь и весьма отличный от нынешней тупой политики Европы, которой все диктуется штатами.
10 августа 2014, 00:00
У европейцев даввно крыша едет не хуже,чем у американцев от своей суперзначимости в мире. Они и мир то считают состоящим только из своих стран. Остальные так-колонии недоразвитые. И если без "цивилизованного общества" ,то обязательно пропадут.Отсюда и логика такая. Мы судим,мы войска вводим,мы!мы!мы! Хочется спросить,а задавались ли они когда-нибудь вопросом,а почему это небольшая часть ,совсем небольшая -вдруг подумала ,что их законы воспринимаются остальными по умолчанию.А то беззаконие,которое творят их войска-позваолено только их вой
09 августа 2014, 19:29
Сама постановка вопроса-санкции?-очень мило,это как надо поработать и не одному,а с "Бригадой",чтобы мощнейшую империю довести до роли-гондураса,это русский "император" не выпускает мобилы из рук-Ангела ,що робыты?-императору невдомек,что проект-Олигархия,это проект похорон России,нет мы будем искать "двадцать пятую колонну" на Луне и не видим как под носом на Украине четверть века культивируется раковый корпус против России,ах да-это же "партнеры",Друзья" и наставники по демократии.БЕС смысленно все это:ложись спать Шарапов,с нами вопрос уже решен.
12 сентября 2014, 22:49
Посмотрим на катастрофу ЕС и США, когда случится дефолт США, который обязательно случится. Вот тогда одномоментно в ЕС и США настанет катастрофа, т.к. эти экономики очень сильно зависят от доллара. Россия тем временем (благодаря санкциям) отшвартовывается от тонущих кораблей и будет идти до конца, вплоть до полного импорто замещения и железного занавеса. Изоляция для России - катастрофа? НЕТ!!! Изоляция скорее выгодна России, т.к. мы будем полноправными хозяевами в своей стране и будем делать то и за столько сколько захотим и когда захотим. Я вообще считаю, что между странами не должно быть общей экономики. У каждого - должна быть своя экономика и развивать торговые отношения между странами - не более! Мировая экономика нужна была США, точнее кучке людей основавших ФРС. Но бесконечно печатать доллары США не могут, т.к. для этого необходимо дальше расширять свой государственный долг, а для расширения гос. долга необходимо, чтобы страны скупал гос. облигации США, но вот только же некому скупать эти облигации, практически полностью забиты экономики мира этими американскими облигациями, а без расширения гос. долга будет неминуемый дефолт, а это означает - крах доллара как резервной валюты, а без доллара - США ничто. Конечно, у США есть ещё небольшой запас хода, т.к. есть ещё страны в Африке и прочие арабские страны, которые не хотят покупать их облигации, но, США настойчиво ведут там военные действия, чтобы сломать режимы действующие и продать побольше облигаций, тем самым, отсрочив свой дефолт. Повторяю - лишь отсрочить неминуемый дефолт, т.е. дефолт США неминуем. Вот только не получается у них нихрена. Правда, благодаря захвата Ливии, они, всё-таки, избежали дефолт, но ненадолго. Теперь Россия явнее всего заинтересована в том, чтобы у США быстрее свершился дефолт, тем самым, что не подпускают их к арабским другим странам. И, благодаря санкциям, постепенно и безболезненно выводит свою экономику из общей Мировой экономики, а другие стран (большинство) совершенно ничего не делает для вывода своей экономики (кроме БРИКС), но после краха доллара - всем тем, кто ничего сейчас не предпринимает, наступит также крах. И. чем больше экономика связана с американской, тем сильнее будет удар. Поверьте мне, ещё 5 - 10 лет и будет крах США с его раздутым паризитарным долларовым пузырём. А ЕС, может и хотели бы что-то изменить, но полностью находятся под колпаком у США - это связанные экономики тот же общий гос долг. ЕС - около 18 трлн. долларов (несмотря на это есть ещё и долг отдельный: Германия около 6 трлн долл., Франция около 6 трлн долларов и т.д.) Помимо этого еще и НАТО! Т.е. у ЕС вроде бы как есть армия у стран, но она как бы не подчиняется им, а подчиняется НАТО, а это США. Удобненько! Собственно поэтому ЕС так поддерживает США, т.к. ЕС сильно зависит от доллара и боится НАТО. Но, с крахом доллара, это всё изменится, но пострадает много европейцев и американцев от гражданских войн внутри своих стран. Россия же будет процветать. Чтобы так заявлять, совершенно не нужно быть ясновидящим, хотя, и они пророчили России процветание.
Я горжусь, что моя страна - Россия!
15 сентября 2014, 21:40
Что ОНО может знать о России. ВОВ пережили, голодали, победили и встали на ноги. А их Черчель бросил конвой погибать своих матросов на съедение фашистам. Лучше советовал своему премьеру как жить и спасать Шотландию, а нас учить не надо.
17 сентября 2014, 19:23
что они могут знать о нас? Хотя и историки..
05 августа 2014, 03:41
бред какой-то
10 августа 2014, 20:59
Да не бред,а целенаправленный вброс,практикуемый русофобами с "Русской планеты"
05 августа 2014, 06:13
Маразм крепчает на западе.
06 августа 2014, 00:16
Да почему, многие озвученные тезисы имеют право на существование, просто иностранцы пытающиеся понять русских заведомо обречены на неудачу
05 августа 2014, 07:10
Весьма спорная точка зрения,не имеющая ничего общего с реальной историей и жизнью
06 августа 2014, 11:29
Да можно сколько угодно разглагольствовать и строить предположения. Но Россию невозможно изолировать, хотя бы потому, что это 1/6 часть суши.
05 августа 2014, 10:51
Наверное уже достаточно ясно, что если бы мы меньше слушали советы, угрозы и проклятия в свой адрес многочисленных английских, американских и разных бельгийско-японских историков и мудрецов, а так же своих обиженных народом шишкарей, мы бы коммунизм не построили, но уже лет 50 жили бы лучше их всех по отдельности и вместе взятых.
05 августа 2014, 11:29
Да нет вы зря думаете что мы недолго проживем без запада и США. Будем жить классно развивать свою промышленность, сельское хозяйство. Мы еще ВАМ надерем зад..цу. Без голубых и прочей нечести, а весь запад скоро повязнет в дерьме, и лжи
06 августа 2014, 11:30
США пытается разжечь войну в Европе. Как вы думаете, куда побегут зажиточные европейцы, если их города начнут бомбить? Я думаю, в Россию
05 августа 2014, 13:37
С чего он взял что при алкаше не было коррупции? Была, и притом зверская! Жуть полная была!
05 августа 2014, 13:46
Я бы сказал по другому - Запад потеряет последнюю связь с Россией, и это будет для него катастрофой.
07 августа 2014, 01:50
Так то да,в конце концов россияне привыкли к временным лишениям. У нас от трудностей только больше вдохновения появляется,что бы страну поднимать. Так и сейчас будет,думаю первым после налаживания производства будет неизбежное падение процента коррумпированности в высших чинах.Хотя бы из-за снижения доходов населения и невозможности вывода денег за границу.
05 августа 2014, 16:28
Мне очень интересно: почему Украина, которой нужно "Москаляку на гиляку" как-то скромно забывает, что именно "Москали-комуняки :Хрущев и Сталин ПОДАРИЛИ им Крым, Донбас и Западную часть! С Крымом вообще КРАСОТА! Какое он имел отношение к Украине? !!! Кроме воли "КОМУНЯКИ " Хрущева??? А Толстого Л. Н. "Севастопольские рассказы" , читать не пробовали? или об "Москале" Адмирале Ушакове - Или только как папуасы скакать можем!!!!
06 августа 2014, 11:35
Это же потомки бендеров и предателей из УПА. Какое у них еще может быть отношение к москалякам? Галитчина всегда была больше враждебным регионом, чем пророссийским.
07 августа 2014, 05:52
Ирина,ты думаешь,что вуйки знают что существовал Сталин,Хрущев или Толстой-они даже представления не имеют что это за люди.Что Ленин приклеил к Украине весь юго-восток,Сталин часть Румынии,Закарпатье,Гличину и т.д.,а дедушка Никита из-за внутрипартийных преференций подарил Крым.Они об этом не знают и даже не догадываются, пропаганда втемяшила в их и так скудоумные головы,что Украина простиралась чуть-ли не до Казахских степей,а влияние хохлов доходило аж до чукчей,а вы про какой-то Донбасс.Достаточно сказать,что эти люди с девственным мозгом от природы,до сих пор верят благодаря своим "гарным ысторикам" типа В.Билинского,что Чёрное море выкопали протоукры палками-копалками,а Крымские и Турецкие берега-это отвалы породы при копании моря.Вот поэтому они и скачут как обезьяны,ничего здесь удивительного нет.
05 августа 2014, 17:03
Это будет катастрофа интересно для кого.Для Европы может быть,для России возможно.Китай только выиграет.Росийский рынок и российские деньги просто свалятся на него.США тоже я думаю мало чего потеряет.А Украине уже терять нечего,что могли они уже продали.
06 августа 2014, 06:51
Когда начнется конкуренция между китайцами, получившим доступ к северному морскому пути от Азии до Европы (расходы за рейс на 500-700 тыс долларов меньше, чем через южный путь мимо Африки), и Европой, которую пошлют в анус, а также авиаперевозки китайскими компаниями по воздушному коридору над Россией, откуда выкинут люфтганзу, бритишэйрвэйз и прочих балбесов, поддержавших санкции, то все быстро вернется к сотрудничеству между западом и Россией, а потом и многое другое ... Никакой изоляции не будет. Схемы обхода запретов всегда были и в СССР, и США и Европе. Их знали и знают все, и использовали ради бабла по полной программе.
06 августа 2014, 12:11
Этот Джеффри Хоскинг - великий умник! Предрекает России самые невероятные ужасы! Вот только интересно, что будет делать этот "преуспевающий" Запад со своими толерантскими замашками, когда Россия ПОЛНОСТЬЮ переведет свои экономические отношения на Восток? У арабов будет приобретать все, что необходимо для промышленности? А арабы согласятся на условия этого Запада? Плюс все остальные моменты взаимодействия Запада и России... Так что...
А насчет того, что Россия может оказаться в изоляции - ой, сомневаюсь! Европа и США - это еще не весь мир! Хватит одной ЮВ Азии, Китая и Индии! Но есть еще и Южная Америка, которая не питает особых иллюзий в отношении Штатов и Европы! Есть еще и Центральная Азия, Ближний Восток, Северная Африка, которую почему-то просто так списывают со счетов... Высокотехнологичный Запад считает, что высокие технологии явятся защитой от всевозможных уронов? Для высоких технологий необходимо высококачественное сырьё! Возьмите его в Европе!
06 августа 2014, 13:37
Скажу так - Европа без России продержится намного меньше, чем Россия без Европы. У нас есть БРИКС, у нас есть Таможенный союз и все перспективы для их дальнейшего развития, а что есть у них? Ничего, кроме непомерно раздутых амбиций Вашингтона и катастрофических долгов. Пора признать, что Запад ждет только рецессия экономики и ухудшение отношений со всем остальным миром. Никто не любит шестерок, самозабвенно пляшущих под чужую дудку. Причем дудку отъявленных негодяев.
06 августа 2014, 19:18
Полнейшая чепуха, а ещё историк. Для чего присоединили Крым, чтобы не было военно - морской базы США, это и дуракам ясно. Не хватало ещё, чтобы ракеты Нато и США стояли в 600 км от Москвы! Вы ребята дураков не ищите, да и по Вашим словам из вас историк не получается? Я бы поставил Вам двойку за такое знание истории. А про выживание время покажет, Вы, как бы Запад не особенно нам и нужны. Да и Вы правы историк только в одном, Мы Русские, выживаем в любых условиях, Вы, нет. Также знаем, зачем нужна война США, Вы банкроты ребята. Об чём с Вами может идти речь, если время работает против Вас. С Уважением.
07 августа 2014, 08:03
Понравился тезис , что хохлы не хотят "страшной российской коррупции", блин, этот "эксперт" сам в хохляндии бывал?? Там вообще с 1991 года никакие законы не работают, все на наличке и через мзду!!
07 августа 2014, 01:25
Это нам на руку. Пусть Европа и США замораживают счета наших деятелей (олигархов, депутатов и др.). Перестанут выводить день за границу. Страна начнет развиваться. Во всех развитых странах ( Германия, Великобритания и т.д.) в Конституции прописано о невозможности вывоза денег за пределы собственного государства. Это нарушение закона. А у нас это практикуется. Деньги потоками выводятся на запад. Таким образом мы развиваем экономику чужих стран. А все эти ВТО , ювенальная юстиция, новые стандарты образования - все под диктовку запада. Будет повод избавиться от все этой гадости. Пусть толерантная к геям и лесбиянкам старушка-Европа живет по своим законам . А у нас будут процветать семейные ценности. Поднимем уровень образования и культуры. Необходима нормальная идеология.
07 августа 2014, 11:50
Точно! Как говорится "не было бы счастья, да несчастье помогло". Все уже так наелись этих "западных ценностей" ( меркантильность, безудержное потребительство, бездуховность...) и поняли, что россиянам они совсем не подходят.
08 августа 2014, 16:40
В целом, я с вами согласен... Но вот это: "в Конституции прописано о невозможности вывоза денег" - явный бред...
09 августа 2014, 03:14
Насчет "явного бреда" Вы погорячились. На "Войне и мире" этот вопрос поднимали года 2 назад с цитированием статей Конституции Германии. Постараюсь быть точнее в формулировках, но смысл одинаковый. Деньги выводить из страны нельзя. Кстати, к вопросу о Конституции России. В современной трактовке наши ресурсы (в том числе и нефть и газ) могут принадлежать и "иным лицам" помимо нас с Вами ( граждан РФ). Делайте выводы. РФ самостоятельное государство?
07 августа 2014, 15:52
Какой-то пропиндосский тролль или маразматик этот Хоскинг. Пора запретить ему въезд в Россию!
Слава товарищу Сталину!
07 августа 2014, 18:46
Совсем он не маразматик и не троль. Просто господин Хоскинг придерживается распространенного на западе мнения, что мир = это запад, а западные ценности - это итинные ценности. А остальные, русские, азиаты, африканцы, народы Южной Америки не в счет. Кто дольше продержится, для меня это не вопрос. Запад жидкий, не выстоит
08 августа 2014, 16:37
Судя по тексту, именно то, что "Россия сможет выживать в изоляции долго", больше всего и расстроило Хоскинга... Ох уж эти вечные друзья России...
08 августа 2014, 21:07
Вот терзают меня смутные сомнения . 1) Морочат нам голову с этими санкциями, а сами ( в смысле 5 колонна) выводят из страны деньги. 250 млрд из Пенсионного фонда перевели в США. Термин "заморозить"="перевести в США". 2) С 2015 года повышается НДС ( налог на добавочную стоимость). Это чтобы окончательно добить отечественных производителей. Совершается преступление по отношению к нашим гражданам. А нам здесь сказки рассказывают
09 августа 2014, 21:43
....страна не состоит ни в каких союзах кроме Таможенного.. После этого бред этого шизофреника читать прекратил. Полнейший дилетант.
11 августа 2014, 17:51
Все эти связи с Западом довели Россию до той черты,когда богатейшая держава мира По сырьевым ресурсам.,стала одна из беднейших в социальном аспекте.Средний россиянин не в состоянии на свои 10-15 тысяч рублей дохода в месяц,не то что приобрести недвижимость для создания семьи.но даже расплатиться за услуги ЖКХ,которые растут с ужасающе поражающей скоростью.и посто позволить себе трёхразовое питание он не может.поэтому срочно выйтииз всех союзов со странами Запада и переориентироваться на страны БРИКС и дружественные нам режимы.Колумбия.Гватемала,Венесуэла и Турция в Европе.
10 сентября 2014, 13:24
если Россия сможет продержаться в изоляции от запада больше 60 лет, то за это время многое может измениться на самом западе. так, что ещё не известно, кто дольше протянет и чем всё может закончится
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»