Реальная история «Моби Дика»
Кадр из фильма «Моби Дик», 1956 года. Кадр: Warner Bros. Entertainment

Кадр из фильма «Моби Дик», 1956 года. Кадр: Warner Bros. Entertainment

В ноябре 1820 года в результате столкновения с китом потерпело крушение китобойное судно «Эссекс», воспоминания члена экипажа стали основой романа Германа Мелвилла

Китобойное судно «Эссекс» вышло из Нантакета, штат Массачусетс, 12 августа 1819 года. Несмотря на то, что по габаритам оно уступало обычным китобоям, его предыдущее плавание было очень успешным и снискало кораблю репутацию «счастливчика». Экипаж состоял из 21 человека, его члены были довольно молоды: капитану Джорджу Полларду было 28 лет, первому помощнику Оуэну Чейзу еще не исполнилось 22-х, а самому младшему члену команды — юнге Томасу Никерсону — было всего 14 лет. Плавание «Эссекса» к районам промысла спермацетового кита  должно было продлиться 2,5 года.

Уже на второй день на «Эссекс» налетел сильный шквал, едва не опрокинувший корабль на бок. Ветром снесло брамсель, был разбит один из четырех имевшихся на борту вельботов и повреждены еще два. В середине сентября потерю шлюпки удалось возместить в порту острова Мао, входящего в состав Кабо-Верде. К декабрю судно подошло к мысу Горн, где штормовая погода задержала его на пять недель. В середине января «Эссекс» курсировал между островами у чилийского побережья, узнавая новости о местах скопления китов и пополняя запасы древесины и рыбы.

Оуэн Чейз. Источник: Nantucket historical association

Все лето китобои занимались промыслом в водах вдоль берегов Чили и Перу. В сентябре сезон закончился, и перед выходом в дальние районы Тихого океана экипаж судна запасался провизией и все необходимым на материке. Во время стоянки в эквадорском городе Атакамес матрос Генри Девитт покинул корабль и больше не вернулся. После этого экипаж «Эссекса» отправился на Галапагосские острова ловить черепах — эти животные могут прожить на борту корабля без пищи и воды целый год, поэтому служат отличным источником мяса для моряков. 22 октября, пока остальные члены экипажа охотились на острове Чарльза (сейчас остров Флореана), рулевой Томас Чаппел решил в качестве шутки разжечь костер. Стоял разгар сухого сезона, поэтому огонь быстро окружил моряков, вынудив их спасаться бегством. Когда они поднялись на борт, весь остров уже был охвачен огнем, превратившим его в необитаемое пепелище.

В ноябре «Эссекс» вышел в промысловый район в тысячах километров от берега.  Во время охоты 16 ноября 1820 года дно вельбота первого помощника пробил кит, и все находившиеся в нем моряки попадали в воду. Никто из них не пострадал, однако лодка восстановлению не подлежала.

Через четыре дня матрос, стоявший на топе мачты, снова увидел стадо китов. Когда расстояние до них составило около километра, оставшиеся вельботы спустили на воду. Шлюпке Чейза снова не повезло — кит, в которого он всадил гарпун, разбил хвостом ее борт. Первый помощник успел со своей частью команды доплыть до корабля и наспех починить лодку, когда в полукилометре от «Эссекса» вырвался китовый фонтан. Через несколько секунд огромное животное на полной скорости ринулось прямо на корабль и столкнулось с ним лоб-в-лоб, посбивав с ног всех членов экипажа. Кит прошел под килем судна, потом снова выплыл на поверхность и несколько минут отдыхал от страшного удара, а затем приготовился к новому нападению. Команда в это время откачивала помпами воду в надежде спасти сильно осевший корабль. Штурвальный не успел осуществить поворот, чтобы избежать  мчащегося на него кита — кашалот полностью разнес носовую часть «Эссекса» и скрылся из виду.

Рисунок Томаса Никерсона с изображением атаки «Эссекса». Источник: Nantucket historical association

Пока отремонтированный вельбот спускали на воду, стюард успел вынести из каюты два гидранта, два атласа, два компаса и чемоданчики Чейза и Полларда. Бот капитана вернулся к месту крушения первым. Увидев, какая беда настигла его команду, Поллард приказал срубить мачты и попытаться добыть с корабля продовольствие. Без мачт корпус «Эссекса» принял вертикальное положение, так что матросы смогли достать из трюма около 270 килограммов галет, несколько черепах и 750 литров воды, а также мушкет, немного пороха, около килограмма шлюпочных гвоздей и другие инструменты.

По своей конструкции вельботы не предназначены для длительного плавания, особенно в плохую погоду — в этих лодках главное не прочность, а скорость, необходимая для погони за китом. Однако у 20 человек, оставшихся без корабля посреди Тихого океана, не было другого выхода, кроме как пытаться спастись на них. В течение двух дней матросы сооружали на своих лодках подобие мачт и парусов, а также с помощью досок поднимали высоту бортов для защиты от волн. 22 ноября корпус «Эссекса» окончательно развалился, и добытый ранее китовый жир разлился по поверхности воды. Моряки приняли решение держать курс на материк, поскольку на ближайших к ним Островах Общества могли обитать кровожадные дикари, а в районе Сандвичевых островов было небезопасно из-за сезона ураганов. По расчетам команды, до берега было около 56 дней пути. Помимо возможности доплыть до земли, у потерпевших крушение была надежда встретить другое китобойное судно.

На второй день плавания вельботы захлестнула сильная волна и повредила часть провизии. Хлеб удалось высушить на солнце, но он пропитался солью, и в дальнейшем его употребление вызывало нестерпимую жажду, которую моряки не имели возможности утолить. Периодически погода портилась, случались ураганы и сильные дожди, но пресную воду добыть не получалось, так как ее сцеживали через просоленный парус, делавший ее непригодной для питья. В какой-то момент стало понятно, что путешествие может затянуться надолго,  поэтому изначальный рацион в 0,5 килограмма хлеба и 0,25 литра воды пришлось сократить вдвое.

Ровно через месяц после катастрофы измученный голодом, жаждой и палящим солнцем  экипаж затонувшего «Эссекса» наконец увидел землю. Моряки приняли ее за остров Дуси, но на самом деле они попали на остров Хендерсон, который находится в том же архипелаге Питкэрн, но западнее от Южной Америки. Через два дня поисков матросы нашли  источник пресной воды, находившийся у берега и доступный только во время отлива. На четвертый день после высадки на остров моряки съели практически все яйца, птиц и крабов, которых им удалось найти или поймать. Дальнейшие пребывание на необитаемой земле грозило всем голодной смертью, тогда как в море можно было бы продолжить поиски земли или корабля.

Бенджамин Лоуренс. Источник: Nantucket historical association

Три члена экипажа: Томас Чаппел, Сет Уикс и Уильям Райт, — решили остаться на острове и дожидаться, когда их товарищи доберутся до людей и отправят за ними подмогу. Остальные отплыли 26 декабря и взяли курс на остров Пасхи. Уже через неделю пойманная на острове птица и рыба закончилась, и скитальцам пришлось снова перейти на галеты. Из-за нестихающего ветра курс пришлось скорректировать, и теперь моряки рассчитывали, что плывут по направлению к архипелагу Хуан-Фернандес.

В начале января 1821 года второму помощнику Мэтью Джою стало плохо, его переместили в бот капитана, но 10 января он умер. Тело зашили в его же одежду, привязали к нему камень и отправили на дно океана. Рулевой  Обед Хендрикс пересел из лодки капитана в лодку второго помощника на место умершего.

Ночью 12 января Чейз потерял из виду два остальных вельбота во время грозы и больше их не видел. В его лодке помимо него остались четверо: рулевой Бенджамин Лоуренс, матросы Айзек Коул и Ричард Петерсон и юнга Томас Никерсон. Петерсон, единственный черный из пассажиров бота, не смог вытерпеть свалившихся на него лишений, упал духом и умер 20 января. Его труп также похоронили в море. 

Список членов экипажа корабля «Эссекс», 1817 год. Источник: Nantucket historical association

Провизия подходила к концу, и в начале февраля все почувствовали приближение скорой смерти. Коул повредился рассудком и беспомощно сполз на дно лодки умирать. Когда его мучения закончились, Чейз предложил товарищам не хоронить его за бортом, а употребить его мясо в пищу, поскольку двух оставшихся лепешек хватило бы только на три дня. Моряки питались жареным мясом Коула в течение недели, а затем снова заглянули в глаза голоду. На рассвете 18 февраля о желании умереть громко объявил юнга Никерсон, но уже через несколько часов рулевой заметил парус незнакомого корабля, который оказался британским китобойным судном  «Индиан». Когда капитан узнал, какое несчастье случилось с пассажирами бота, их немедленно подняли на борт. 25 февраля троих выживших моряков доставили в чилийский порт Вальпараисо и обеспечили всем необходимым.

Две другие лодки после того, как потеряли Чейза, продолжали держать курс на архипелаг Хуан-Фернандес. В боте второго помощника 14 января кончилась провизия, а через неделю та же участь постигла спутников капитана. Спустя еще два дня моряки опустились до каннибализма, разделив на всех тело умершего негра Чарльза Шортера. 25 января ушел из жизни чернокожий матрос Лоусон Томас, 27 января — негр Айзейя Шепард, чье мясо также пошло на поддержание жизни выживших. В боте капитана еще один чернокожий, Сэмюэл Рид, скончался 28 января, а на следующий день лодки потеряли друг друга в ночной тьме. К началу следующего месяца Поллард и его коллеги снова остались без еды. Жребий быть съеденным пал на Оуэна Коффина. Еще через десять дней скончался  Барзилай Рэй, чье мясо поддерживало двоих оставшихся в живых пассажиров бота — капитана Полларда и матроса Чарльза Рамсделла — до 23 февраля. В этот день моряков подобрал корабль «Дофин», доставивший их в Вальпараисо 17 марта 1821 года.  Оставшихся на острове Хэндрикса 5 апреля 1821 года забрал американский фрегат «Созвездие». Все восемь выживших членов экипажа «Эссекса» вернулись в Нантакет и уже через несколько месяцев снова вышли в море.

В «Рассказе о самом необычном и ужасном кораблекрушении, произошедшем с китобойным судном "Эссекс"», который Чейз написал после своего спасения, в глаза бросается одно странное обстоятельство: все выжившие члены экипажа «Эссекса» были белыми. Из шести негров один пропал без вести в вельботе второго помощника, все остальные — умерли  своей смертью. По словам Чейза, он похоронил Петерсона в море, остальных четырех чернокожих употребили в пищу. В 1820-х годах никто не придал этому значения, вероятно, потому, что рабство в США отменили только в 1865 году. 

Гонконг ограничивает протест Далее в рубрике Гонконг ограничивает протестВласти Гонконга начали разбирать баррикады в центре города, демонстранты отнеслись к этому снисходительно

Комментарии

18 ноября 2014, 16:18
Да, жутковатая история. Сидят и кушают бойцы товарищей своих...
18 ноября 2014, 16:52
да есть такое дело, жуть настоящая, гнетущая, ни капли радости и добра, а только жуть и печаль
18 ноября 2014, 21:02
Лично я в этой душещипательной истории полностью на стороне китов.)
18 ноября 2014, 22:01
По принятому обычаю за каннибализм в море на берегу никто не отвечает.
19 ноября 2014, 09:51
Когда речь идет о выживании, о морали никто не думает. Читал рассказ про одного контрабандиста, выброшенного на необитаемый остров после кораблекрушения с двумя пакетами героина. Он сначала ловил и ел чаек, а потом сломал ногу и начал есть сам себя. Принимал героин как обезболивающее и отрезал по кусочкам сначала одну ногу, потом вторую, и т.д.
19 ноября 2014, 11:44
Ага, тоже читал. Стивен Кинг "Остаться в живых" по-моему... Жуткая история...
19 ноября 2014, 11:25
Ну и при чем тут Моби Дик?
Это, случаем не прадедушка певца Моби?
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»