Как Польша потеряла подводный флот
Как Польша потеряла подводный флот

Деградация ВМС ярко характеризует наплевательское отношение Варшавы к социалистическому наследству

Польша после вывода из строя большой дизель-электрической субмарины Orzel («Орел») полностью лишилась подводного флота. На Orzel, построенной по советскому проекту 877Э «Палтус», случился пожар. Как сообщают местные СМИ, инцидент произошел в ночь на 28 сентября, однако о его факте стало известно только спустя месяц. Все это время Минобороны страны скрывало данные о происшествии.

«Пожар возник ночью при проведении работ в выгородке аккумуляторной батареи с участием нескольких рабочих. Сведения о масштабе возгорания и ущербе противоречивы, но сообщается, что для ликвидации пожара были вызваны не только заводские, но и городские и военные пожарные расчеты, а также подняты наряды военной жандармерии», — уточняет неофициальный блог Центра стратегий анализа и технологий (ЦАСТ).

Во время пожара на субмарине находились четыре члена экипажа. О масштабе пожара и техническом состоянии субмарины ничего неизвестно. Но, судя по всему, и до инцидента Orzel испытывала серьезные проблемы. С февраля 2014 года Orzel стоит на причале судостроительно-судоремонтного предприятия Stocznia Marynarki Wojennej SA в Гдыне.

«Вечная» стоянка

Минобороны Польши собиралось провести ремонт подлодки в течение девяти месяцев, однако нехватка средств похоронила подобные планы. Первоначальный расчет делался на то, что Orzel должна остаться в строю до 2025 года. К этому времени Варшава надеялась получить две из трех запланированных к постройке неатомных подлодок в рамках программы Orca.

В тендере по программе Orca, как утверждает ЦАСТ, принимают участие три западноевропейских компании: французская Naval Group (c проектом Scorpene). германская TKMS (с модифицированном проектом 212А) и шведская Saab AB (с перспективным проектом А26).

В середине мая 2017 года замминистра обороны Польши Бартош Ковнацки посетил Германию и Швецию с целью оценить перспективы закупки субмарин. Варшава собирается выбрать подрядчика, который обеспечит участие в проекте национальной промышленности и реализацию «компенсационных соглашений».

Три новых подлодки должны заменить средние дизель-электрические субмарины немецко-норвежского проекта Kobben, выпущенных в 1960-е годы. Четыре поддержанных подлодки были переданы Варшаве в первой половине 2000 годов. Речь идёт о субмаринах ORP Sokół («Сокол») ORP Sęp («Гриф») ORP Bielik («Орлан»), ORP Kondor («Кондор»).

В настоящее время все машины проекта Kobben находятся в неудовлетворительном техническом состоянии и подлежат списанию. Orzel является самой молодой подлодкой польских ВМС. Субмарина была построена на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде под шифром Б-351 и введена в строй 29 апреля 1986 года. Автором проекта является Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин».

Согласно сообщениям в СМИ, Orzel активно участвовала в учениях в 1990-е годы, но в 2000-е годы частота выходов в море заметно уменьшилась. В 2010 году подлодку захотели приобрести США для использования ее в учебно-тренировочных целях. В 2014 году после постановки на причал на субмарине должны были отремонтировать корпус, выдвижные устройства и другие механизмы.

Развал польского подводного флота красноречиво характеризует ситуация на судоремонтном заводе Stocznia Marynarki Wojennej SA. С 2009 года предприятие является банкротом. В мае 2017 года этот актив на аукционе приобрело подразделение Stocznia Wojenna оборонного концерна Polska Grupa Zbrojeniowa (PGZ),.

Из производителя в рынок сбыта

Тревогу по поводу катастрофического положения ВМС Польши местные СМИ забили в 2015 году. Со ссылкой на секретный доклад Минобороны для парламентской комиссии издание Gazeta Wyborcza сообщило о скором устаревании всех кораблей и субмарин из-за дефицита средств. С начала 1990-х годов ВМС не получили ни одного нового судна, а столь необходимые флоту деньги ушли на покупку американских истребителей F-16.

По состоянию на 2015 год польский флот насчитывал 41 корабль, включая два больших ракетных фрегата, три малых ракетных корабля, корвет и пять подлодок. Почти все корабли были выпущены в 1960-е годы и 1980-е годы. Минобороны Польши прогнозировало, что к 2022 году ВМС страны фактически перестанут существовать из-за окончания срока эксплуатации двух ракетных фрегатов, двух ракетных кораблей и четырех субмарин проекта Kobben.

За годы освобождения от «коммунистической оккупации» Польша из производителя морской техники превратилась в рынок сбыта западного хлама. Например, фрегаты «Генерал Казимир Пулавский» и «Генерал Тадеуш Костюшко»» были произведены в США в 1980-е годы. Относительно новыми являются катера проекта 660, которые вошли в состав ВМС в первой половине 1990-х годов.

В социалистический период Польша получала лучшие на тот момент корабли из СССР и сама производила морскую технику хоть и по советским технологиям. Часть выпущенных на польских верфях кораблей по-прежнему стоят на вооружении ВМФ нашей страны.

Так, заводы в Гданьске специализировались на строительстве больших десантных кораблей (БДК) для нужд советского флота. Сегодня в состав Северного флота входят четыре БДК проекта 775, в состав Тихоокеанского — три БДК, в состав Балтийского флота — четыре БДК, в состав Черноморского флота — четыре БДК.

Конечно, будет неправильным вешать на современную Польшу ярлык неудачницы. Варшава в отличие от многих восточноевропейских республик и России относительно легко пережила трансформацию экономики. В 2004 году Польша вошла в ЕС на правах достаточно влиятельного игрока, сохранив хороший потенциал в машиностроительной отрасли.

В новых геополитических реалиях, несмотря на раздуваемую русофобию, Варшаве не было смысла тратить огромные средства на содержание армии. Тем более, «российскую агрессию» польская элита ждет с суши, а не с моря. Исчезновение флота вряд ли серьезно повлияет на обороноспособность страны, поэтому наблюдаемая деградация — вполне закономерный процесс.

Однако ситуация в ВМС отражает в целом наплевательское отношение руководства Польши к социалистическому наследству. Варшаву, которая так привыкла гордиться воинскими традициями, почему-то не смущает роль покупателя кораблей, а не флагмана судостроения. 

Закат Америки близок? Далее в рубрике Закат Америки близок?Российские СМИ рисуют достаточно пессимистичную картину происходящего в США. Так ли это на самом деле? 

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»