Полет черного «Кречета»
Истребитель Шэньян J-31. Фото: Марина Лысцева / ТАСС

Истребитель Шэньян J-31. Фото: Марина Лысцева / ТАСС

Шэньян J-31 — китайская заявка на создание многоцелевого «стелс»-истребителя пятого поколения; эксперты РП обсуждают его достоинства и недостатки

Одним из самых запоминающихся моментов авиакосмического салона Airshow China-2014 стала демонстрация в полете новейшего малозаметного истребителя КНР, известного за границей под названием Шэньян J-31. В будущем он может встать в один ряд с такими проектами истребителей пятого поколения, как американский F-35 и российский ПАК ФА.

Завеса секретности над самолетом была приподнята лишь на короткое время — после показательного полета выкрашенный в черный цвет истребитель не был выставлен ни на одной из площадок выставки, доступных широкой публике.

Спорным остается даже название самолета, разработанного оборонной госкорпорацией AVIC. Китайские истребители обычно получают индекс J или «Цзянь» (название традиционного китайского меча) когда есть планы поставить их на вооружение ВВС Национально-освободительной армии Китая. Но в официальной программе авиашоу в Чжухае малозаметный истребитель был назван не J-31, а FC-31 (Fighter China-31) — такой индекс указывает, что самолет предназначен на экспорт.

Впрочем, в военных изданиях его чаще всего называют просто «Кречет». Перспективный самолет — китайский ответ на американскую программу «Единый ударный истребитель» (JSF), в рамках которой был создан малозаметный истребитель F-35, говорит главный редактор еженедельника «Авиационная и ракетная техника», эксперт по военной авиации Иван Кудишин. Он рассказал, что сотрудник его издания наблюдал показательный полет «Кречета» и отметил два важных момента в его конструкции.

«У него огромный грузоотсек, где помещаются четыре противокорабельные ракеты, при этом отсутствуют боковые грузоотсеки для ракет воздушного боя. Не очень понятно, как сделаны его воздухозаборники. Возможно, китайцы переняли у индусов серпантинный воздуховод, огибающий все внутренние конструкции — получается такой извилистый лабиринт. Это очень важно для малозаметности самолета в радиолокационном спектре, поскольку экранирует от прямого облучения первую ступень компрессора двигателя. Еще такой подход позволяет рационально "закомпоновать" самолет, не ставя во главу угла прохождение трасс воздухозаборников», — перечисляет Кудишин впечатления очевидца в беседе с «Русской планетой». Он также отметил, что самолет позиционируется как палубный.

По словам специалиста, «Кречет» может получиться не хуже, а даже намного лучше F-35. «Помимо двухобъемного грузоотсека, самолет имеет два двигателя, что делает его надежнее однодвигательного F-35. Конечно мы мало знаем о его бортовой электронике. Мы даже не знаем, что нам показали: демонстратор технологий, прототип, предсерийный самолет. Но он даже внешне выглядит весьма благородно и не производит впечатление сделанного на коленке. Видно, что его делали долго и внимательно».

Это первый китайский самолет пятого поколения, полностью ориентированный на внешний рынок, отмечает эксперт: «Если на нем будет ставиться упрощенный бортовой комплекс, это скажется на цене в самую лучшую сторону, точно меньше ста миллионов долларов. Тогда в развивающихся странах смогут себя позволить пятое поколение».

С наличием большого потенциала у «Кречета», соглашается эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин, также наблюдавший маневры новейшего самолета. «Это точно нельзя назвать "показухой". Китайцы очень болезненно относятся к потере лица на публике и показ J-31 означает, что в его основных, отвечающих за полет, системах они уверены. В ходе показа ничего особенного не увидел, а на земле посмотреть не было возможности даже издалека — это неудивительно, ведь проект закрытый», — вспоминает Кашин в беседе с РП.

«Кречет» может составить конкуренцию другим истребителям этого класса, даже если сам частично скопирован с других самолетов, считает эксперт.

«Насколько можно судить, промышленные шпионы КНР украли терабайты информации у компании-производителя F-35 и максимально скопировали если не внутренние узлы, то форму планера (структурная часть самолета без силовой установки и оборудования). Один известный китайский летчик также отмечал в интервью, что в J-31 максимально использованы решения из новейших истребителей четвертого поколения вроде J-10B и J-16. Но неважно насколько оригинален самолет, когда есть уже готовое изделие», — поясняет Кашин.

Как подчеркивает эксперт, на проект может повлиять и Россия, которая собирается поставлять для «Кречета» двигатели РД-93. «Многое зависит от разработки китайцами собственного двигателя — пока они зависят от российского мотора, а им нужно что-то мощнее. В любом случае у них есть пакистанский рынок и еще два-три таких же», — добавляет он.

На примере «Кречета» хорошо видно, что авиастроительная индустрия Китая сократила имевшийся раньше разрыв с флагманами отрасли, отмечает Кашин. «Очевидно, что больше нет отставания на поколения ни от России, ни от Европы. Серьезный разрыв сохраняется только с США, которые уже начали серийный выпуск истребителя пятого поколения», — заключает эксперт.

Хипстеры — не те, кем кажутся Далее в рубрике Хипстеры — не те, кем кажутсяФранцузский математик выяснил, почему все хипстеры одеваются и ведут себя одинаково, несмотря на их стремление к уникальности

Комментарии

18 ноября 2014, 21:20
Ну, не знаю... Лично меня не особо впечатлило.
Он что у них на дизеле, или угле работает?)) Почему дым такой черный?
19 ноября 2014, 09:12
Это и есть часть технологии стелс, правда китайской. Маскировка)
19 ноября 2014, 13:26
Китайцы всегда берут ценой, но никак не качеством. Самолет, может быть, и хорош, но без наших движков он американскому истребителю будет весьма уступать. Китайцы пока с изготовлением движков хромают.
19 ноября 2014, 13:46
Красивый аппарат. Движки же российские будут. Вот как теперь пустить китайцев Дальний Восток осваивать?((((( Кстати, интересно, сколько кочегаров в стоковом самолете?
20 ноября 2014, 12:44
Никого нам не надо пускать, у нас своих узбеков и таджиков девать некуда, к тому же надо принять закон о тунеядстве и сразу найдется миллион-другой тех, кого можно будет везти целину осваивать.
01 марта 2016, 19:45
Китай за счёт чего поднялся?! За счёт плагиата. Даже самолеты на наши похожи, почему они узкоглазые, потому что они хитрые)))! Я поражаюсь, как мы продаём потенциальному противнику оружие! Пускай своё придумывают, вот, тогда и посмотрим, что такое Китай, а так для меня страна плагиата!!!
09 марта 2016, 11:35
Тридцатилетний период словоблудия закончился, господа! Надо работать, хотя бы так, как в годы проклинаемого вами сталинизма. Привет семье! Целую! Ваня.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»