Подводная одиссея команды ЦРУ
Подводная лодка К-129, 1965 год. Фото: patriotcenter.ru/

Подводная лодка К-129, 1965 год. Фото: patriotcenter.ru/

Рассекреченные документы открывают новые детали миссии разведки США по подъему затонувшей советской подлодки

Историческая служба Госдепартамента США в серии «Международные отношения Соединенных Штатов» опубликовала том, посвященный политике национальной безопасности в 1973—1976 годах. Издание io9 обнаружило среди почти тысячи страниц стенограмм заседаний и внутренних документов ведомства 200, посвященных проекту «Азориан» — частично удавшейся попытке ЦРУ поднять с морского дна советскую субмарину К-129.

Подводная лодка К-129 была спущена на воду в 1959 году. Она строилась по проекту 629 — дизель-электрические субмарины, несущие по три баллистических ракеты Р-13. Всего таких было изготовлено 24 штуки. К-129 позже переоборудовали по проекту 629А — под ракеты Р-21.

8 марта 1968 года К-129 затонула в северной части Тихого океана, примерно в трех тысячах километров от Гавайских островов, на глубине 5,6 тысячи метров. На борту находились 98 человек. По официальной версии, подлодку затопило водой через неисправный клапан воздухозаборника. Американцы придерживаются версии о ложном срабатывании двигателей ракет в закрытых шахтах — об этом свидетельствует высокий радиационный фон в извлеченных обломках и шум, по которому субмарину нашли операторы гидроакустической системы SOSUS.

СССР искал К-129 два месяца, но так и не нашел. Разведка ВМС США догадалась, что произошло, по активности советского флота в районе известного маршрута подлодок проекта 629 и заставила операторов SOSUS прослушать часы и дни архивных записей в поисках чего-нибудь похожего на взрыв. Это позволило сузить область поисков до трех тысяч квадратных километров. Из Перл-Харбора туда отправилась субмарина USSHalibut, оснащенная глубоководными поисковыми системами. К-129 нашлась за три недели — к августу 1968 года.

В Вашингтоне рассудили, что советская подлодка с баллистическими ракетами на борту — это просто дар с небес. Если бы ее удалось поднять, в распоряжении Пентагона оказались бы технологии ракет Р-21, шифровальное оборудование и документация. Осталось только понять, как извлечь субмарину массой 2,5 тысячи тонн с глубины в 5,5 километра, да еще так, чтобы никто не заметил. Так появился секретный проект ЦРУ «Азориан».

В очередной части «Бондиады», вышедшей на экраны в 1977 году, фигурировал гигантский танкер, захватывающий атомные подводные лодки. Возможно, сценарист фильма вдохновился опубликованными за два года до того утечками касательно проекта «Азориан». Чтобы достать К-129 со дна Тихого океана, в ЦРУ решили создать гигантский корабль, в дне которого будет скрыт подъемный механизм и док для субмарины. Он также должен был быть оснащен системами стабилизации, вроде использующимися на буровых платформах.

Корабль Hughes Glomar Explorer. Фото: AP

Корабль Hughes Glomar Explorer. Фото: AP

Устройство захвата, разработанное специально для советской подлодки, собиралось отдельно на закрытой барже. Чтобы установить его на уже готовое судно, баржу нужно было затопить и завершать монтаж под водой — так назначение корабля можно было скрыть от большинства работников.

Строительство было поручено компании GlobalMarineDevelopment, использовалась верфь SunShipbuilding в Филадельфии. Корабль получил название «Хьюз Гломар Эксплорер» — по легенде, судно строил индустриальный магнат Говард Хьюз, чтобы добывать железно-марганцевые конкреции с морского дна. Миллиардер не возражал против использования его имени: его компании и так выполняли множество секретных военных контрактов.

«Господин Хьюз — признанный предприниматель-пионер с широким спектром бизнес-интересов; у него есть необходимые финансовые ресурсы; он часто действует втайне; и он настолько эксцентричен, что сообщения СМИ о его деятельности часто варьируются от правды до совершенных небылиц», — поясняли выбор легенды руководители проекта госсекретарю Генри Киссинджеру в письме, датированном маем 1974 года. Оно было в числе документов, вошедших в нынешнюю публикацию Госдепартамента.

Разработка, строительство и испытания проекта тянулись до 1974 года — и даже тогда завершались впопыхах. Через шесть лет после гибели К-129 в Вашингтоне уже сомневались, стоила ли игра свеч: Советский Союз перешел на ракеты Р-29 значительно большей дальности. Полезность информации, которую бы удалось получить, разобрав Р-21, была под вопросом.

Тогдашний директор ЦРУ Уильям Колби, однако, настоял на продолжении миссии, не желая портить отношения с наемным персоналом. «Нам нужно заботиться о репутации государства. Закрытие проекта на таком позднем этапе покажется подрядчикам самодурством. Это важный момент в разведывательных программах, где вопросы безопасности и прикрытия требуют более тесных отношений между подрядчиками и государством», — объяснял он в еще одном опубликованном Госдепом письме.

В итоге 4 июля 1974 года «Хьюз Гломар Эксплорер» прибыл к месту гибели К-129. Операция по подъему подлодки длилась больше месяца: нужно было дождаться идеальной погоды. Кроме того, невероятных размеров судно непонятного назначения дважды привлекало внимание советских кораблей в районе.

К началу августа «Клементину», как прозвали моряки устройство захвата, спустили на дно на ступенчатой трубе, вроде буровой. Предполагалось поднять больше половины субмарины за раз — передние 42 метра. Однако две трети захваченной части, включая рубку, рухнули обратно — стальные «клешни» не выдержали нагрузки. В итоге в потайном доке «Гломар Эксплорера» оказались лишь первые 11 метров носовой части К-129.

Операцию признали частично успешной: по официальной информации, в поднятом фрагменте подлодки оказались две торпеды с ядерными боеголовками и шестеро членов экипажа. Некоторые сотрудники проекта Азориан позже утверждали, что удалось «спасти» шифровальные книги и другую документацию.

Советских моряков похоронили в море с воинскими почестями. Из-за высокого радиационного фона тела спускали в металлических гробах. Согласно опубликованной Госдепом переписке, изначально рассматривалась возможность сохранить личные вещи покойных для последующей передачи родным: это могло бы ослабить напряжение, если бы Советский Союз узнал о проекте.

Агенты разведки снимали всю операцию по подъему лодки на кинопленку для архива ведомства. В 1992 году директор ЦРУ Роберт Гейтс передал фрагмент записи с церемонией погребения президенту России Борису Ельцину.

Обломки «Клементины» и К-129 еще не успели коснуться дна, а ЦРУ уже готовилось ко второй попытке. Было понятно, что «Хьюз Гломар Эксплорер» придется вернуть в док и существенно переработать систему захвата. Так что новое плавание корабля «двойного назначения» состоялось бы не раньше следующего благоприятного погодного сезона — второй половины лета 1975 года.

Неудача с «Азорианом», однако, пришлась на самый разгар Уотергейтского скандала. 9 августа 1974 года президент США Ричард Никсон уже подал в отставку под угрозой импичмента, поэтому для многих в Вашингтоне приоритетом стали не амбициозные проекты с сомнительными международными последствиями, а «прикрытие тылов».

Даже Киссинджер, всегда поддерживавший операцию «Азориан», начал считать ее бомбой замедленного действия. «Эта история неизбежно просочится: слишком многих нужно было посвятить в дело. У всех оставшихся кишка тонка. Вчера они все время пытались дать понять, что хотят защитить себя от "Азориана". Удручающая встреча», — объясняет он свою позицию новому президенту Джеральду Форду в опубликованной Госдепартаментом стенограмме.

То, что проект «Азориан» вот-вот станет достоянием общественности, лучше всего понимали в ЦРУ. В январе 1974 года об их проекте узнал журналист NewYorkTimes Сеймур Херш. Директор ведомства Уильям Колби дважды встречался с ним, уговаривая отложить публикацию расследования из-за угрозы международного скандала.

Вторая встреча Херша и Колби состоялась 10 февраля 1975 года. Но тремя днями ранее о подлинном назначении «Хьюз Гломар Эксплорера» написала LosAngelesTimes. В газете узнали о секретном проекте благодаря собственной оплошности ЦРУ.

5 июня 1974 года офис одной из компаний, работавших над «Гломар Эксплорером», был ограблен. Помимо денег, преступники вынесли четыре ящика с документами. Среди них могла быть служебная записка с описанием проекта «Азориан» — если ее, как положено, не уничтожили после прочтения.

Несколько месяцев спустя в полицию Лос-Анджелеса обратился человек, назвавшийся посредником того, в чьих руках оказались документы. Последний требовал за них $500 тысяч. В ЦРУ попытались выяснить, есть ли среди бумаг описание «Азориана», и рассказали о записке ФБР. Те передали полиции, а последние спросили у посредника.

Так эта история и дошла до Los Angeles Times. Их первая заметка была короткой, с множеством неточностей и сомнительными источниками, так что ЦРУ продолжало настаивать на молчании журналистов, знавших подробности дела. Но 18 марта 1975 года о своем намерении раскрыть все детали публично заявил колумнист Джек Андерсон. Это развязало руки остальным: New York Times, Washington Post и Los Angeles Times вышли с передовицами о «Гломар Эксплорере».

Херш и коллеги по ошибке называли секретный проект «Дженнифер» — это кодовое имя использовалось на всех документах, чтобы обозначить категорию секретности. В ЦРУ и Минобороны США над общими уровнями допуска имеет приоритет система блоков информации: засекреченные документы и объекты разделяются на условные «ячейки», право доступа в каждую из которых определяется дополнительными критериями — служебной необходимостью, поручительствами и так далее.

Администрация Форда решила игнорировать публикации в прессе. Искушение признать существование грандиозного проекта, конечно, было велико. «Этот эпизод — важное достижение Америки. Эта операция — техническое чудо с сохранением секретности», — говорил министр обороны Джеймс Шлезингер на встрече президента с силовым блоком 19 марта 1975 года (стенограмма рассекречена в 2010 году).

Дальнейшая огласка, однако, могла вынудить СССР предпринять ответные действия, поэтому проект «Азориан» оставался засекреченным. На официальные запросы в соответствии с законом о свободе информации (FOIA) ЦРУ реагировало формулировками «мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть». Эту фразу теперь называют «ответом Гломара» или «гломаризацией».

От Советского Союза ждали резкой реакции, как на инцидент с самолетом-разведчиком U-2 в 1960 году. Москва же молчала. По данным ЦРУ, в Кремле предпочли не признавать публично потерю подводной лодки, неспособность найти место ее гибели и провал разведки касательно корабля «Гломар Эксплорер».

В том же докладе от апреля 1975 года аналитики ЦРУ предупреждают: «Не вызывает сомнений, что Советы сделают все возможное, чтобы осложнить или сорвать вторую попытку». Пары ныряльщиков, вооруженных несколькими метрами кабеля, хватило бы, чтобы повредить устройство, типа «Клементины». А главное, в СССР теперь знали, где покоится К-129.

В итоге власти США отказались от попыток поднять остатки советской подлодки. В июне 1975 года Киссинджер написал Форду: «Теперь ясно, что Советы не намерены позволить нам беспрепятственно провести вторую миссию. Советский буксир дежурит у цели с 28 марта, и по всем признакам там и останется. Наша система захвата уязвима для самых невинных событий на море, типа лодки, проходящей слишком близко и "случайно" задевающей корабль. Угроза более агрессивной враждебной реакции тоже присутствует, вплоть до прямой конфронтации с судами ВМФ СССР».

По официальной версии, на этом проект «Азориан» и закрыли. «Гломар Эксплорер» действительно переоборудовали для глубоководного бурения, а в 2010 году продали другой компании.

Сейчас проект «Азориан» остается секретным. Большая часть имеющейся достоверной информации стала известна только в 2010 году. Тогда были опубликованы уже упомянутая стенограмма встречи Форда с силовиками и подвергнутая изрядной цензуре статья 1985 года из внутреннего журнала ЦРУ. По-прежнему не ясно, что именно американцам удалось поднять со дна, помимо торпед и тел моряков, скрыты многие детали планирования миссии и подготовки корабля, включая назначение некоторых полевых лабораторий, размещенных на борту в последний момент.

Зато известно, сколько три президентских администрации США потратили на секретный проект — $800 миллионов. В пересчете на современные доллары это почти $4 миллиарда. «Азориан» стал одной из самых дорогостоящих секретных операций холодной войны.

Насилие как отсутствие власти Далее в рубрике Насилие как отсутствие властиВеликий философ XX века Ханна Арендт доказывает, что к насилию прибегают только тогда, когда власть потеряна

Комментарии

14 апреля 2014, 08:45
Интересная статья. Даже и не думал, что американцы так охотились за советскими секретами, что устроили такую грандиозную многолетнюю операцию.

Хотя по хорошему, нужно было договориться с советскими коллегами и совместными усилиями поднять таки остов субмарины. Хотя бы ради захоронения моряков подводников, раз была такая возможность.
14 апреля 2014, 12:19
Морское дно - лучшее место для захоронения. А сотрудничества у нас с их империей зла, насилия и обмана ни какого быть не может! И их современная гнусная геополитика есть лучшее тому подтверждение!
14 апреля 2014, 09:19
Родственникам наших моряков наверное так и не сообщили тогда что вообще случилось. Печально. Но статья годная, спасибо автору
14 апреля 2014, 09:22
Вот она истинная натура подлых янки - нажиться на чужом горе. Под шумок найти то, что потеряли другие, никому не говорить, и украсть.
статья блеф кремль отказался от погибших моряков да цру но они советских подводников похоронили с честью
14 апреля 2014, 11:12
А ,о скольких удачных и не удачных многозатратных проектов с обеих сторон мы не знаем? Ой!!!
14 апреля 2014, 11:59
На этот случай есть хорошая русская пословица: "Семь раз отмерь, один раз отрежь".
14 апреля 2014, 12:31
Сильна была советская власть, на какие только ухищрения и расходы были готовый пойти американские шпионы, чтобы секреты наши получить
14 апреля 2014, 12:40
Затонувшую лоду не возможно найти в океане! Пример тому пропажа американской атомной лодки, при переходе из Испании в США, о ней ничего не известно до сих пор. Просто американцы точно знали место затопления нашей лодки,т.к. они ее и утопили: было столкновение с американской подлодкой, у ток были незначительные повреждения, а наша от повреждения затонула, но американцы промолчали об инциденте. А потом решили ее поднять. Во времена Горбачева эта информация была озвучена. Были даже кадры подъема 6 человек из экипажа и их захоронения.
14 апреля 2014, 17:13
Столкновение с американской лодкой - это не более, чем одна из версий. По официальной версии американцы обнаружили большое пятно солярки в океане и по нему определили приблизительное место гибели подлодки. Вообще, К-129 не должна была тогда выходить в море, так как только недавно вернулась из похода, экипаж был в отпуске, а сама лодка нуждалась в плановом ремонте.
14 апреля 2014, 15:05
Поражает конечно количество вбуханных денег в этот проект . Огромный корабль,новейшая разработка. И получилось же. Вообще то вряд ли затея стоила свеч в плане выгоды для США,однако спасибо им хотя бы за шестерых моряков,похороненных с почестями.
14 апреля 2014, 17:10
Несомненно самое циничное преступление - это официальный отказ правительства СССР от затонувшей К-129, который привел к тому, что она стала «бесхозным имуществом». Таким образом, любая страна, обнаружившая пропавшую подлодку, считалась бы ее владельцем. В том числе, и того, что находилось внутри этой подлодки.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»