Поддержка топливом
АЗС в Минске. Фото: Сергей Самохин / РИА Новости, архив

АЗС в Минске. Фото: Сергей Самохин / РИА Новости, архив

В Белоруссии снова дорожает бензин: эксперты связывают очередное повышение цен с увеличением поставок топлива на Украину

9 сентября в Белоруссии розничные цены на бензин и дизельное топливо, реализуемые через АЗС, выросли в среднем на 4,1%, сообщает белорусское издание «Деловая газета». Это уже третье подорожание автомобильного топлива в нынешнем году. Предыдущее повышение розничных и отпускных цен на нефтепродукты произошло 19 августа и составило в среднем 4,3%. До этого цены росли 8 июля, тогда бензин и дизтопливо подорожали на 5,2—6,3%.

Подорожание нефтепродуктов — обычное дело для постсоветской республики. За 2013 год цены на автомобильное топливо повышались пять раз, в 2012-м — четыре, а в 2011-м — одиннадцать раз. Тогда череда повышений цен остановилась только после того, как белорусские автомобилисты начали организовывать массовые акции протеста под общим названием «Стоп-бензин!»

Сегодняшнее повышение цен нельзя называть обычным. Дело в том, что отныне цена бензина будет привязана к курсу доллара, который в Белоруссии уже давно и стабильно растет (в отличие от курсов евро и российского рубля). По этому поводу пресс-служба государственного концерна «Белнефтехим» сообщила: «Принято решение индикативной маркой топлива определить бензин АИ-92-К5-Евро и оперативно индексировать его цену в зависимости от курса доллара. Предельная максимальная розничная цена на автомобильный бензин марки АИ-92-К5-Евро поступательно, в несколько этапов, будет установлена в размере, эквивалентном $1 США за 1 литр. Затем стоимость данного вида бензина будет периодически индексироваться в зависимости от изменения курса белорусского рубля по отношению к доллару».

Как утверждают представители «Белнефтехима», индексация розничных цен на топливо в зависимости от курса доллара к белорусскому рублю позволит сочетать государственное и рыночное регулирование цен. «Новый механизм даст возможность нефтеперерабатывающим заводам более оперативно реагировать на изменения стоимости нефтяного сырья, которое они приобретают в Российской Федерации по предоплате только за валюту», — считают белорусские специалисты.

Между тем многие рыночные аналитики, комментируя нынешнее повышение цен на автомобильное топливо, указывают, что оно совпало с резким ростом поставок белорусских нефтепродуктов на Украину. Один из основных экспортных товаров (70% белорусского экспорта на Украину) — нефтепродукты, причем поставлять их южному соседу приходится все больше.

Второй по размерам на Украине Лисичанский НПЗ оказался в зоне боевых действий и частично разрушен, да и работать на нем некому — местные сотрудники сбежали в Россию одними из первых, рассчитывая получить там высокие зарплаты в нефтегазовом секторе. Кроме того, сейчас поставки сырой нефти из России на Украину быстро сокращаются, а канал поставок из Азербайджана еще не отработан.

Блокпост на окраине города Лисичанска. Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

Блокпост на окраине города Лисичанска. Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

Следствием всего перечисленного стало то, что Белоруссия сейчас плавно забирает под себя рынок нефтепродуктов на Украине. Белорусские поставщики уверенно занимают там ниши своих конкурентов. Только за январь — май нынешнего года с белорусских НПЗ на Украину было отгружено 918,9 тысячи тонн нефтепродуктов (из них 418,5 тысячи тонн бензина) — это на 9,1% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А ведь весной Лисичанский НПЗ еще работал и снабжал украинский рынок. Еще нет официальных данных по более поздним поставкам белорусских нефтепродуктов на Украину, но уже ясно, что они растут, и растут быстрыми темпами.

Договоренность по вопросу резкого увеличения поставок нефтепродуктов из Белоруссии на Украину была достигнута совсем недавно — в августе на встрече Петра Порошенко и Александра Лукашенко. «Порядка 29,1% украинского импорта в первом полугодии 2014 года (по данным Укрстат) пришлось на нефть и газ. В Украине понимают, что возможность хотя бы частичного замещения этой статьи импорта за счет поставок из Белоруссии — это благоприятная возможность, которую нельзя упускать», — говорит финансовый аналитик Альпари в Киеве Александр Михайленко.

Источник «Русской планеты» в белорусской компании-нефтетрейдере «Татбелнефтепродукт» (это «дочка» российской НК «Татнефть») со всеми возможными предосторожностями признался, что рост цен на топливо внутри Белоруссии действительно связан с более чем двукратным ростом отгрузок белорусских НПЗ украинским потребителям.

«Дело не в том, что бензина и дизтоплива не хватает. Запасов вполне достаточно. Но граница Беларуси с Украиной достаточно прозрачна, и очень многие "серые" торговцы, частники, могут захотеть заработать, нелегально продавая белорусское топливо украинцам, — сказал источник РП. — Так же, как сейчас везут в огромных баках грузовиков солярку в Литву и Польшу. Рост розничных цен внутри страны должен сделать такой бизнес менее привлекательным».

«Активные поставки топлива в Украину просто совпали с очередными мерами правительства, которое в рамках договора о Евразийском экономическом союзе обязалось поэтапно сближать цены на нефтепродукты в Республике Беларусь и в Российской Федерации. То есть повышать цены на бензин и дизтопливо, ведь в Беларуси они стоят дешевле, чем во всех соседних странах», — сказал РП эксперт Белорусской ассоциации автоперевозчиков Сергей Долголев.

Дочка связалась с «преступной группой» Далее в рубрике Дочка связалась с «преступной группой»Дочь президента Узбекистана Гульнара Каримова официально стала фигурантом уголовного дела и объявлена в розыск

Комментарии

09 сентября 2014, 22:38
Хитрый бацка за счет российского бензина нагибает украинский рынок топлива и снимает дельту в бюджет Белоруссии, за чужой счет все красивыми быть хотят
09 сентября 2014, 23:07
Ну и Лукашенко надо как то подниматься на фоне конфликта в Украине.
10 сентября 2014, 08:42
Как говорится - автомобиль не роскошь. Роскошь - это бензин!))
10 сентября 2014, 13:19
ха-ха отлично)
11 сентября 2014, 15:44
В Европе и у нас, кстати непомерно завышены цены на топливо. Причем, если в Европе данная цена логична, то у нас в России она совершенно необоснованна! Почему бы нашему государству не позаботится о своих гражданах и не выдать автовладельцам специальные карты, по которым граждане РФ могли бы покупать бензин и солярку по нормальной, адекватной цене, а не за так, как будто мы живем на острове и закупаем нефть за бешеные деньги заграницей, а не сами добываем её и производим СВОЙ бензин?!?!?!?!?!?!?!?
Вопрос хоть и "на засыпку", но все же риторический, так как адекватного ответа на это почему-то ни кто до сих пор дать не может!!!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»