Первое правило General Motors
Фото: Molly Riley / AP

Фото: Molly Riley / AP

Корпорация GM скрывала от властей результаты собственных расследований причин автокатастроф, в которых погибли 74 человека; сама компания признает 13 смертельных исходов

В корпорации General Motors знали, что в многочисленных авариях со смертельным исходом виновата сама компания, но скрыли это от надзорных органов, пишет The New York Times. Журналисты издания пришли к этим выводам, ознакомившись с документами Национального управления безопасностью движения на трассах США (NHTSA).

В феврале 2014 года после продолжительных разбирательств, слушаний в конгрессе, судов и общественных кампаний GM начала один из крупнейших отзывов автомобилей в своей истории. Сначала речь шла 800 тысячах Chevrolet Cobalt и Pontiac-G5, но за полгода программа распространилась в общей сложности на 28 млн машин разных выпускаемых концерном марок. Дефект замка зажигания привел к гибели 74 человек. В компании признают лишь 13 случаев.

Из-за незначительного, на первый взгляд, недостатка конструкции ключ в замке зажигания Chevrolet Cobalt, выпускавшегося с 2004 по 2010 год, во время движения мог самопроизвольно проворачиваться в положение «выключено». В таком случае на ходу глох двигатель, после чего отключалась вся работающая от генератора электроника, в том числе усилители тормозов и компьютер, отвечающий за подушки безопасности. У некоторых моделей обнаружился еще и дефект электроусилителя руля.

На большой скорости водитель не мог справиться с управлением автомобилем, машина улетала в кювет. При аварии не срабатывала ни одна подушка безопасности. За последние десять лет подобные случаи происходили многократно. По крайней мере, для 13 владельцев Chevrolet Cobalt и родственных моделей отключение двигателя на полном ходу и потеря контроля над автомобилем привели к гибели.

В GM знали об этом дефекте еще в 2004 году. Но за пределы компании сведения утекли только после того, как адвокат, подавший иск против компании, получил 32 тысячи страниц документов «для служебного пользования». Именно этот архив положил начало проверкам, в результате которых и произошел отзыв автомобилей в феврале.

Автомобиль Saturn Ion, за рулем которой была Кэндис Андерсон. Фото: wn.com

Автомобиль Saturn Ion, за рулем которой была Кэндис Андерсон. Фото: wn.com

Журналисты The New York Times сопоставили эти данные с отчетами, полученными от NHTSA. Оказалось, что по многим смертельным случаям в General Motors проводили собственные расследования, но их результаты в нарушение закона не сообщали властям. По крайней мере, в четырех случаях специалисты корпорации указали на дефектный замок зажигания как на причину аварии.

В 2000 году конгресс обязал производителей автомобилей передавать в надзорные органы любые сообщения о возможной связи дефектов конструкции с авариями, повлекшими причинение вреда здоровью или смерть. NHTSA получило право проводить проверки инцидентов, в которых гибли люди. В ходе расследований компании были обязаны передавать органу всю документацию, собранную по каждой конкретной катастрофе. Конгресс принял этот закон из-за массовых аварий внедорожников Ford Explorer в конце 90-х: модель была разработана неудачно и машины часто переворачивались, в авариях погибли более 270 человек.

В 2004 году вблизи Далласа автомобиль Saturn Ion (модель содержит множество общих узлов с Chevrolet Cobalt) съехал с дороги и врезался в дерево. Подушки безопасности не сработали. Пассажир — Джин Эриксон — погиб на месте. Водитель Кэндис Андерсон признала себя виновной в убийстве по неосторожности (в ее крови нашли успокоительное) и получила пять лет лишения свободы. Однако внутреннее расследование GM показало, что авария произошла из-за дефекта замка зажигания.

Когда месяц спустя Управление безопасностью движения обратилось к компании по поводу этой аварии, менеджеры GM ответили, что им ничего не известно. В ходе переписки с NHTSA юристы корпорации несколько раз меняли позицию: сначала они «не располагали достаточными для выводов данными», потом им мешала адвокатская тайна (семья Эриксона подала на компанию в суд), но в конце концов они заявили, что компания не проводила расследования вообще.

В точности так же развивалась ситуация после гибели двух девочек-подростков в 2006 году. А после еще одной аварии со смертельным исходом в декабре 2009 года юристы GM отказались представить документы проверки вообще без объяснений. Внутреннее расследование завершилось за шесть дней до запроса властей — и причиной инцидента опять был замок зажигания.

Фотографии людей, погибших в ДТП из-за проблем с замками зажигания, в зале суда во время слушания дела General Motors в Конгрессе США. Фото: Cliff Owen / AP

Фотографии людей, погибших в ДТП из-за проблем с замками зажигания, в зале суда во время слушания дела General Motors в Конгрессе США. Фото: Cliff Owen / AP

Часть вины за сокрытие причины трагедий, однако, лежит и на управлении NHTSA. Согласно установленным правилам, производитель автомобиля получает отчет полицейской экспертизы и в случае проверки обязан передать его копию властям вместе со своими документами. Так и произошло с еще одной аварией в феврале 2007 года.

На этот раз уже полицейский эксперт, проводивший осмотр разбитого автомобиля, указал на связь между проблемным замком зажигания и подушками безопасности. В GM его отчет просмотрел один человек и не придал ему значения. Другой сотрудник не глядя прикрепил его к документам на отправку в NHTSA. В управлении этой случайной утечки не заметили.

Во время слушаний в конгрессе вскрылась и еще одна оплошность специалистов NHTSA: они были уверены, что подушки безопасности не отключаются еще около 60 секунд после глушения двигателя, и, соответственно, не догадывались о самой простой причине их несрабатывания. На самом же деле в автомобилях, произведенных General Motors, остаточного питания управляющему подушками компьютеру хватает не более чем на 150 миллисекунд. Этого времени достаточно в ситуациях, когда подача электричества прерывается уже в процессе столкновения, но когда двигатель останавливается на ходу из-за поворота ключа, пользы от этой системы нет.

Юристы General Motors признают связь дефекта в замке зажигания с 13 смертями и 31 аварией. Журналисты агентства Reuters, пользуясь базой данных NHTSA, насчитали 74 жертвы. Причина расхождения — в хитрости, на которую пошла корпорация. Свою вину производитель дефектных автомобилей признает только в случаях, когда подушка безопасности не раскрылась при простом лобовом столкновении. Не учитываются всевозможные развороты, перевороты, падения в воду и так далее: в GM не собираются нести ответственность за снижение управляемости машины после потери питания.

Свои убытки в GM оценивают в $1,2 млн, притом что ремонт одного замка зажигания стоит всего около 57 центов. В мае корпорация выплатила штраф в размере $35 млн за то, что задержала отзыв на десять лет. В разгар скандала рыночная стоимость компании упала на $3 млрд.

«Просто узаконили этот произвол» Далее в рубрике «Просто узаконили этот произвол»ЕСПЧ подтвердил право Грузии сажать в тюрьму за принадлежность к воровскому миру и титул «вор в законе»

Комментарии

всегда относился с подозрением к американским автомобилям и поучается не зря относился, теперь уже точно не куплю
16 июля 2014, 17:33
я думаю, что подобная статистика и данные есть у каждой компании занимающейся выпуском автомобилей. Страшно представить какие данные хранят представители отечественного автопрома.
16 июля 2014, 20:02
" - Берем количество выпущенных машин (А), умножаем на долю машин с вероятными неисправностями (В), и умножаем произведение на стоимость урегулирования вопроса без суда (С). А*В*С=Х. Если Х меньше затрат на доработку - возврата на не будет.
- И часто у вас случаются такие аварии?
- Очень.
- Простите, в какой кампании вы работаете?
- В крупной, в самой крупной...!"

Их к/ф "Бойцовский клуб"
17 июля 2014, 14:09
Только вот лично для меня до сих пор остается загадкой - о какой из компаний говорил Тайлер: о GeneralMotors, или все же о Ford?
16 июля 2014, 22:23
Друзья, новостная лента какбэ намекает нам, что пора пересаживаться на отечественные автомобили. Выбора огромен тут тебе и седан Гранта и хэтчбек Калина, и Приора тоже есть
17 июля 2014, 14:11
Я-я, натюрлих, но лично мне больше по нраву Нива и УАЗ!
Чего мелочиться, к чему все эти дурацкие полу-меры!? ;)
17 июля 2014, 14:44
Неплохой выбор, но лично мне все же больше по нраву легковые модели ВАЗ-2112, 2114, и их трехдверные модификации 21123 и 2113. Ну а из последних единственно достойной считаю Ларгус, все остальные "новинки" - фуфло.
Ларгус хорош, да
17 июля 2014, 14:16
Ну а почему бы и нет? Новый пакет американских санкций против Росси - это как бы неплохой, реальный шанс для возрождения отечественного автопрома! Главное сейчас - это не спрыгнуть на китайское фуфло, а наращивать и совершенствовать отечественную автомобильную промышленность!
Медведев на днях заявил, что все чинуши отселе будут закупать отечественный автопром. И тут же Дворкович добавил, что если бэхи и тойоты собираются в России, то ради бога - закупай их, лишь бы наш работяга агрегаты свинчивал, мож это такой долгосрочный кремлевский способ избавится от коррупционного поколения чиновнегов???
17 июля 2014, 14:50
А что нам вообще мешает в ответ на санкции арестовать имущество иностранных инвесторов, и выпускать "свои авто", сменив их марки на наши? Примерно так же делает Китай, с той лишь разницей, что они изначально использовали чужие краденые технологиии автопрома и выпускали их под своей маркой. Взять, да и национализировать тот же мериканский "Шеврале", и выпускать его под маркой "Шевалье", к примеру? )))
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»