«Учиться быть гражданином надо со школы»
Ханну Химанен. Фото: itpark-kazan.ru

Ханну Химанен. Фото: itpark-kazan.ru

Посол Финляндии в России Ханну Химанен рассказал, как в его стране организовано гражданское образование

«Русская планета» и Московская школа гражданского просвещения (до 2013 года — Московская школа политических исследований (МШПИ)) продолжают совместный проект — цикл лекций. Первая беседа состоялась с правозащитником Вячеславом Ивановичем Бахминым. Вторую лекцию прочел политолог, профессор РАНХиГС, председатель Фонда ИНДЕМ Георгий Александрович Сатаров. С третьей выступил постоянный эксперт Школы, председатель Центра либеральных стратегий (София, Болгария), научный сотрудник Гуманитарного института в Вене Иван Крастев.

Четвертую лекцию прочитал член попечительского совета Школы, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Александрович Лукьянов. Затем была беседа с польским экономистом Мареком Домбровски.

Далее лекцию прочитала основатель Московской школы гражданского просвещения Елена Немировская.

В этот раз о своем видении гражданского образования рассказал посол Финляндии в России Ханну Химанен. Разговор с ним вели директор интернет-проектов Московской школы Александр Шмелев и тьютор ее дистантной программы Светлана Шмелева.

Светлана Шмелева: Сегодня мы проводим беседу с послом Финляндии в России господином Ханну Химаненом. Мы будем говорить о гражданских ценностях в школьном образовании. Защита бывает самой разной, но на самом деле знание о своих правах и обязанностях, навык гражданственности — это в чем-то тоже защита и часть универсального образования.

Ханну Химанен: Большинство слушателей наверняка знает, что в 1948 году в рамках ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, очень важный документ. Позже были одобрены еще две очень важные конвенции: во-первых, по гражданским и политическим правам, и, во-вторых, по экономическим и социальным правам человека. Так что можно сказать, что уже довольно четко определено, какие права имеют граждане разных государств в мире.

Когда мы говорим о гражданских ценностях, мы говорим об обязанностях гражданина. Еще в античной Греции философы говорили о добром человеке или добром гражданине. Это человек, который хорошо играет свою роль гражданина. Есть такие гражданские добродетели, которыми, как предполагается, должен обладать каждый гражданин, чтобы быть полноценным, ответственным членом общества, государства. Эта концепция обязанностей человека была тоже сформулирована в рамках ООН, но это никогда не было официально одобрено.

Занятие в начальной школе в Ваасе. Фото: Olivier Morin / AFP / East News, архив

Занятие в начальной школе в Ваасе. Фото: Olivier Morin / AFP / East News, архив

Группа очень влиятельных личностей, так называемый InterAction Counsil, почти 20 лет тому назад разработала документ, который называется «Всеобщая декларация обязанностей человека», чтобы несколько сбалансировать разницу между правами и обязанностями. Там есть такие положения, например: «Если мы имеем право на жизнь — наша обязанность ценить жизнь. Если мы имеем право на свободу, то мы обязаны уважать свободу других людей. Если у нас есть право извлекать пользу из плодородия земли, то мы обязаны бережно относиться к природным ресурсам, заботиться о них и обновлять их». То есть когда мы говорим о гражданских ценностях, мы говорим о правилах игры, о правилах поведения в обществе.

Школьное образование очень способствует реализации гражданских ценностей, школа — это часть общества. У нас каждая страна, каждое государство имеет свою историю, культуру, свои традиции. Мы живем в окружении очень большого объема информации: СМИ, интернет, социальные сети и так далее. И уже давно в развитых странах пришли к выводу, что школьникам надо каким-то образом учиться вот этим правилам игры, поведению в жизни в качестве гражданина.

В разных странах, конечно, это делают по-разному. В США это называют по-английски civic education, или civics, что можно перевести как гражданское образование. У нас в Финляндии принято говорить об «обществоведении».

Для нас в Финляндии, как и для всех развитых демократических стран, очень важную роль играет Организация экономического сотрудничества и развития ОЭСР (OESD по-английски). Они проводят очень много сравнительных исследований как между странами — членами этой организации, так и между странами — членами ОЭСР и теми, кто туда пока не входит. Россия уже давно начала процесс присоединения к этой организации, но пока этот процесс из-за украинского кризиса заморожен.

ОЭСР — это очень своеобразная организация, там очень мало формальных критериев членства, но каждая страна — член организации учится у других членов организации. ОЭСР уже провела много международных исследований в сфере образования. И опыт стран — членов ОЭСР показывает довольно четко, что правильно организованное школьное образование помогает школьникам стать хорошими гражданами. В рамках этих исследований ОЭСР оперирует такими понятиями, как civil and social engagement, что можно перевести как «гражданская и социальная вовлеченность».

В этих исследованиях, например, говорится о семи измерениях вовлеченности, именно в смысле гражданского образования. Во-первых, это политическая вовлеченность. Это можно определить как деятельность, нацеленную на воздействие на публичную политику. Во-вторых, это гражданская вовлеченность, деятельность с уклоном на публичность без первоочередной цели воздействия на публичную политику. Третье — явка избирателей на выборах. Четвертое — межличностное доверие, доверие друг к другу. Пятое измерение — институциональное доверие, доверие к властным институтам, правительству, политическим партиям и т.д. Шестое — это толерантность, готовность распространять гражданские права на непопулярные группы населения. И седьмое — это политическая осведомленность о демократических институтах и процессах. Таким образом, когда мы говорим о гражданском образовании, мы уже понимаем, что там очень много важных моментов, которые надо учесть и оценивать.

 Избирательный участок в Эспоо. Фото: Mikko Stig / AP, архив

Избирательный участок в Эспоо. Фото: Mikko Stig / AP, архив

В ходе этих исследований учащимся задают точные вопросы. У меня на руках опрос учащихся средней школы в возрасте примерно 15 лет. И можно оценить, насколько удачно работали учителя в гражданском образовании.

Приведу вот такой пример. Дается такой лозунг избирательной кампании. Цитирую: «Нам, гражданам, хватит! Голос за Серебряную партию!». Серебряная партия — это условное название. «Голос за Серебряную партию — голос за повышение налогов. Он означает конец экономического роста и трату наших национальных ресурсов. Вместо этого голосуйте за экономический рост и свободное предпринимательство. Голосуйте за то, чтобы в бумажниках у всех осталось больше денег. Давайте не потеряем еще четыре года. Голосуйте за Золотую партию!». И потом задается вопрос: «Это предвыборная листовка, вероятнее всего, подготовлена или Серебряной партией, или партией или группировкой, находящейся в оппозиции к Серебряной партии, или группой, которая пытается убедиться в честности выборов, или совместно Серебряной и Золотой партиями». Студенты должны выбрать один из вариантов ответа и уже можно определить, как они понимают политический язык.

И подобных тестов много. Например: «Почему в 1948 году одобрена Всеобщая декларация прав человека?». Даются варианты ответов: «Чтобы продвигать политические права хорошо образованных людей», или «чтобы создать более благоприятные условия между странами и, может быть, решения конфликтов между ними», или «чтобы гарантировать определенные основополагающие права каждому человеку». Там есть правильный ответ — чтобы гарантировать определенные права каждому человеку. С помощью этих тестов можно получить много информации и сравнивать уровень, качество гражданского образования в разных странах.

У нас в Финляндии есть общие принципы гражданского образования, и у нас в определенных классах преподается такой предмет, как гражданское образование, или обществоведение. Общая цель — показать студенту, как стать достойным, полноценным гражданином. Это значит наблюдать и анализировать современные явления и обстоятельства, представлять, к чему стремиться в будущем, оценивать свой образ жизни и превалирующие тенденции с точки зрения будущего и, последнее, это делать выбор и действовать во имя достойного будущего.

Светлана Шмелева: Как в Финляндии формируется правовое сознание с точки зрения государства? Как формируется навык гражданственности за исключением уроков?

Ханну Химанен: У нас есть проблема — низкая явка на выборах, на парламентских выборах — это 60–65%. В чем причина низкой явки, трудно сказать, может быть, в этом виноваты политики, они просто не привлекают, особенно молодое поколение. В Финляндии у нас обычно участвуют в выборах 12–13 партий. Сейчас в парламенте представлены восемь. И все партии стараются найти известных кандидатов, звезд кино и так далее, телевизионных таких личностей.  Многие серьезные политики и наблюдатели думают, что это нехорошо, потому что эти популярные фигуры не умеют работать на ответственных позициях, в правительстве или парламенте. И школьникам надо обязательно объяснить, что это очень важно — голосовать.

Светлана Шмелева: Спасибо, мы переходим к вопросам.

Александр Шмелев: Светлана Панкина из Красноярского края задает такой вопрос. В образовательном процессе есть две стороны: помимо тех, кого учат, есть и те, кто учит. И вот главный вопрос, который возникает в России, во всяком случае, когда разговор заходит об образовании: где собственно взять учителей? Не могли бы вы рассказать, как обстоит с этим дело в Финляндии. Есть какие-то специальные курсы, специальные учебные заведения, которые готовят преподавателей гражданского образования?

Ханну Химанен: Финляндия — это страна, где, чтобы стать учителем, надо получить университетское образование, это профессия, пользующаяся уважением. Я думаю, что большинство из финских учителей очень ответственно относятся к своей профессии, из этого следует, что они так же очень хорошо понимают гражданскую ответственность свою. Кроме того, есть дополнительные курсы, материалы.

Александр Шмелев: Евгений Тищенко из Иркутской области спрашивает, как удается не превратить гражданское образование в воспитание лояльности и покорности, и объясняет, что имеется в виду. Потому что по крайней мере в российских школах весь образовательный процесс построен на том, что учеников учат подчиняться учителю, беспрекословно выполнять то, что он требует. Как в рамках такого процесса не сбиться на то, чтобы и в гражданском образовании воспитывать лояльность и готовность выполнить любое требование власти, что бы она ни делала?

Ханну Химанен: Понятно, что, когда мы говорим о гражданском образовании, мы говорим о политике. Правительство очень уважительно относятся к, можно сказать, автономии школы. Конечно, у учителя есть довольно четкие инструкции, опубликованные школьным ведомством, но политики не могут мешать всем этим процессам. Конечно, учитель не может провозгласить революцию в школе, но может выяснить разные политические мнения. Это баланс свободы и обязанностей.

Александр Шмелев: Спасибо большое. Маргарита Фабрикант из Минска говорит, что, когда она была в Хельсинки, ее поразила вежливость всех подростков, с которыми она пересекалась. Она спрашивает, как в Финляндии удается воспитывать одновременно внутреннюю свободу и внутреннюю самодисциплину.

Ханну Химанен: Приведу такой пример. У нас в этом году исполняется 60 лет такому очень финскому явлению, как «Улыбающийся мальчик» и «Улыбающаяся девочка». Это такие маленькие бюстики, они распространяются с 1954 года. После войны все было очень строго и без каких-либо, скажем, приятных измерений. Надо было работать очень много и т.д. И кто-то подумал, что надо улыбаться, надо облегчить жизнь школьникам. И придумали награду для самых веселых ребят в классе. И вот уже 60 лет она вручается в конце школьного года. У меня тоже такая была, 11 лет мне было тогда. Может быть, это часть ответа. Все же хорошие учители пытаются не только передать информацию, знание и т.д., но и развивают личности.

Александр Шмелев: Наш выпускник из Московской области Станислав Станских интересуется ролью религии в школьном образовании в Финляндии. Учитывая, что в Финляндии есть официальное вероисповедание, даже два, — евангелическое лютеранское и православное христианство. Соответственно, присутствуют ли они как-то в школах? Молятся ли ученики перед уроками? Учат ли они основы церковной веры? Присутствует ли в классах распятие?

Ханну Химанен: У нас две государственные религии, лютеранская и православная. И в школах есть преподавание религии. И это, как говорят, для верующих.

Православный фестиваль в Хаттуваара. Фото: Boisvieux Christophe / AFP / East News, архив

Православный фестиваль в Хаттуваара. Фото: Boisvieux Christophe / AFP / East News, архив

Мы говорим, для членов этих двух церквей. Но сегодня Финляндия, конечно, совершенно другая страна, чем, скажем, 50 лет тому назад. У нас все больше иммигрантов, почти 60 тысяч россиян. Они, конечно, православные, но финская православная церковь подчиняется патриарху в Константинополе, Варфоломею. Все больше и больше мусульман. И есть значительная часть финнов, которые нерелигиозны и не хотят, чтобы их ребенок изучал религию, историю религии и т.д. Так что это возможно — не участвовать в изучении религии.

Александр Шмелев: Нина Калипова из министерства культуры Республики Коми спрашивает, есть ли в Финляндии некоммерческие организации, нацеленные на гражданское образование? И если есть, как строится их работа? Есть ли какое-то взаимодействие с государственным аппаратом, финансовая помощь, гранты? Или они полностью независимы от власти? И как они работают со школами и работают ли?

Ханну Химанен: Есть разные общественные организации, которые занимаются преподаванием таких предметов или материалов. Есть такие организации, которые очень тесно связаны с политическими партиями. Они сегодня слабее, чем раньше. Но есть и гражданские учреждения образования, большую часть средств они получают от государства и муниципалитетов.

Александр Шмелев: Бывают ли среди вот таких некоммерческих организаций, например, организации, получающие финансирование из-за рубежа?

Ханну Химанен: Да, я думаю, такие тоже есть. British Counsil, Альянс Франсез, Гете-институт и т.д. Работают активно в Финляндии и организуют не только языковые, но и другие курсы. Я думаю, что у нас с этим нет никаких проблем.

Почем нынче органы Далее в рубрике Почем нынче органыПоследователей религиозного движения Фалуньгун в Китае убивают ради органов для пересадки, утверждает канадский юрист Дэвид Мэйтас Читайте в рубрике «В мире» Последнее сирийское предложениеСША планируют решить с Россией вопросы по Сирии до ухода Обамы Последнее сирийское предложение

Комментарии

12 июня 2014, 16:31
В советское время была в школах политика партии,дети приобщались к общественной жизни с ранних лет,а теперь у нас в школах нет никакого предмета,отдаленно или косвенно объясняющих детям в каком обществе им предстоит жить. Надо искать решение вопроса не в Финляндии,у нас своего опыта хватает,надо просто этим заняться,но министерству образования пока не до этого.
Министерство образования принимает законы, которые только усугубляют положение в этой сфере. Раньше мы всегда считались самой образованной, самой читающей нацией. Сейчас идет полное истребление исконных традиций и культуры, нас пытаются европеизировать.
13 июня 2014, 09:54
Точно,мне кажется к следующим президентским выборам народ созреет до заявлений путина об отказе от общеевропейской системы ЕГЭ и вернет "старое образование",и будем мы начитанные и умные. Но это утопия. И даже если такое случится пройдут десятки лет,прежде чем мы вновь поумнеем.
16 июня 2014, 10:41
Чем раньше - тем лучше, однако, вы не считаете..!?
15 июня 2014, 16:49
Складывается такое впечатление, что государству не нужны умные, думающие люди вот и все.
16 июня 2014, 10:40
Это несомненно, гражданская позиция и самосознание прививались с ранних лет, со школьной скамьи. Именно такую цель, по сути, и преследовали институты пионерской и комсомольской организации - повысить самосознание людей, сформировать и укрепить их гражданскую позицию по жизни!
13 июня 2014, 10:59
Образование у нас долго и успешно гробили начиная с 1985 года. Все реформы до сих пор только убивали школу. Знаете сегодня иногда шутят что лучшее время в школе - это когда в ней нет детей. Горько, но ничего не поделаешь. Столько бумаг и инструкций окружают сегодня учителя, такой перегруз идет на детей.... столько лишних предметов и огромное количество стрессов. Знаю о чем говорю. Работаю в школе 25 лет, учителем истории и обществознания. Очень нравится работа, но от бумаг устаю больше чем от учеников
13 июня 2014, 21:01
Все это конечно хорошо,но у нас совсем разные менталитеты,хотя несомненно есть чему поучиться финов.
14 июня 2014, 14:32
абсолютно верно, не зря народ пословицу придумал, "что русскому хорошо, то немцу..." разные мы, что-то можно почерпнуть, но полностью проецировать их решения на наши реалии нельзя, нарушим ментальные связи
15 июня 2014, 18:04
Вспоминаю свои годы, когда пришлось учиться в Германии в конце 80-х начале 90-х. Прекрасно помню как их -европейцев - приобщали к гражданскому обществу...

Из немецкой школы выбегает ватага 10-летних мальчиков и девочек, дружно покупают толстый порножурнал прямо в ларьке возле школы, и вместе весело его листают на лавочке, где сижу я - советский пионер, в полном шоке..
15 июня 2014, 20:04
У нас просто тогда не было таких журналов,зато сколько отваги и смекалки проявляли советские пионеры в поиске и изготовлении бражки и пива. У меня таких трое одноклассников было-шайка-лейка,так мы их называли)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»