«Нам живется радостно»: Дэн Сяопин во время «культурной революции»
Дэн Сяопин. Фото: Adrian Bradshaw / EPA / ИТАР-ТАСС

Дэн Сяопин. Фото: Adrian Bradshaw / EPA / ИТАР-ТАСС

Китаист Александр Панцов написал первое на русском языке жизнеописание автора «китайского экономического чуда» - Дэн Сяопина

Когда рухнул Советский Союз, очень модным было рассуждать о неизбежности такого исторического итога. Когда же перестроечный демократический ажиотаж сменился на «шоковую терапию», а сама демократия в 1993-1996 годах рухнула, так же как и СССР, о советском социализме стали ностальгировать, и искать ответ на вопрос: а можно ли было избежать краха союзного государства и построить социальное государство, минуя «шоковую терапию»?

Естественным образом во время таких рассуждений вставал пример Китая. Также как и СССР, огромное полиэтническое пространство, которое сдерживается политической волей единственной существующей в стране политической партии. Но, имея монополию на власть, китайские коммунисты дали своим гражданам свободный рынок, что в совокупности привело к процветанию Китая в начале третьего тысячелетия. У истоков этих перемен стоял Дэн Сяопин, возглавивший Китай после смерти Мао Цзедуна.

В своей новой книге Александр Панцов, прослеживая вехи биографии великого китайского реформатора, отрицательно отвечает на вопрос о китайском сценарии: в России он не мог состояться в принципе. Чтобы это понять, нужно быть хорошо осведомленным в контексте китайского общества и коммунизма.

Биографию Дэн Сяопина, вышедшую в серии «Жизнь замечательных людей» в издательстве «Молодая гвардия» можно считать своеобразным продолжением другой ЖЗЛ Панцова, посвященной Мао Цзедуну. В совокупности это лучшее русскоязычное чтение для тех, кто хочет познакомиться с новейшей китайской историей.

С разрешения издательства «Молодая гвардия» «Русская Планета» публикует фрагмент книги Александра Панцова «Дэн Сяопин», посвященный периоду «культурной революции» и ссылке героя книги:

Между тем «культурная революция» стремительно неслась по стране, все более окрашиваясь в кровавый цвет. Оголтелые хунвейбины, от самого «великого кормчего» получившие право громить «каппутистов» (сторонник капиталистического пути – РП), упивались террором. Волна насилия стремительно захлестывала Пекин, а за ним и другие города Китая. И наиболее страшную роль в кровавой драме играли даже не студенты вузов, с которых, собственно, все началось, а обезумевшие от вседозволенности подростки, школьники средних и даже начальных учебных заведений. Дети, не успевшие повзрослеть, волчата, почувствовавшие запах крови, невежественные фанатики, возомнившие себя титанами, восставшими против «каппутистов»! Их насчитывалось в стране огромное множество: более тринадцати миллионов! И именно на них-то и сделал свою безнравственную ставку Мао Цзедун, раздувший дичайший пожар «культурной революции». Своими «постановлениями», воззваниями и дацзыбао он отравил души детей, совершив тягчайшее преступление. Ведь что может быть преступнее развращения малолетних?

Только в одном Пекине за два месяца (август-сентябрь) разъяренными юнцами были убиты 1772 человека, заподозренные в принадлежности к «каппутистам». В Шанхае за то же время погибли 1238 человек (704 из них сами свели счеты с жизнью, будучи не в силах снести издевательства подростков-хунвейбинов). Органы же безопасности не вмешивались. «В конце концов, плохие люди – это плохие люди, так что, если их и забьют до смерти, то велика беда!» – инструктировал своих подчиненных министр общественной безопасности, строго следовавший инструкциям «великого кормчего». «Китай такая многонаселенная страна! Что, мы не можем обойтись без нескольких человек?» – говорил тогда же Мао.

В первую очередь подростки преследовали учителей. В некоторых школах отдельные классы переоборудовали в тюрьмы, где учащиеся издевались над беспомощными педагогами, арестованными ими же по обвинению в принадлежности к «черной банде буржуазных реакционных авторитетов». Педагогов пытали, били и унижали, многих, многих доводили до смерти. Одна и таких тюрем находилась прямо напротив резиденции ЦК КПК Чжуннаньхай, в музыкальном зале средней школы №6. На одной из ее стен кровью учителей было написано: «Да здравствует красный террор!». Именно так молодежь понимала лозунг Мао: «В ходе Великой культурной революции необходимо полностью покончить с таким явлением, как господство буржуазной интеллигенции в наших учебных заведениях». А как она еще могла его понимать?

Во всех городах и поселках Китая хунвейбины устраивали показательные представления, главными действующими лицами которых были арестованные ими «каппутисты». Замиравших от ужаса пожилых людей водили по улицам, заломив им руки, под гогот и злобные крики толпы, а потом организовывали судилища, заставляя «контрреволюционный ревизионистский элемент такой-то» или «члена черной антипартийной банды такую-то» кланяться революционным массам.

Хунвейбины. Фото: AP, архив

Хунвейбины. Фото: AP, архив

В самом конце декабря 1966 года подстрекаемые Чжан Чуньцяо цзаофани (бунтари – так называли себя «революционные» рабочие) штурмом взяли здание шанхайского горкома партии. Возглавлял бунт некий Ван Хунвэнь, «начальник генштаба» шанхайских цзаофаней. В результате шанхайский горком, по словам Чжан Чуньцяо, «был парализован и больше ему никто не подчинялся».

Шестого января цзаофани устроили грандиозный 100-тысячный митинг «критики и борьбы» на Народной площади Шанхая, на котором заставили первого секретаря горкома, мэра города и других членов городской администрации признаться в своих «преступлениях». Затем цзаофани, поддержанные командованием шанхайского гарнизона, приступили к формированию новых органов городской власти.

Узнав о захвате шанхайского горкома Мао призвал «всю страну, всю партию, все правительство, все вооруженные силы и весь народ» учиться на примере Шанхая. После этого по всей стране началось создание новых органов власти – так называемых революционных комитетов, в которых портфели должны были делиться между представителями трех сторон: главарями хунвейбинов и цзаофаней, офицерами НОАК и «революционными кадровыми работниками». «Культурная революция» продолжала углубляться.

…После того как все было готово, утром 22 октября 1969 года Дэн с женой и мачехой в сопровождении двух членов «группы по особому делу Дэн Сяопина» на военном самолете Ил-14, прихватив несколько ящиков книг, а также немалое количество домашних вещей, в том числе даже старые шторы, вылетели из Пекина в Наньчан. Что ожидало их впереди, они не знали, но в любом случае отъезд на периферию надо было «рассматривать как хороший, а не плохой поворот в судьбе». Дэн получал возможность «искупить свою вину» трудом.

Дэн Сяопин с женой Чжо Линь. Фото: Xinhua / AP, архив

Дэн Сяопин с женой Чжо Линь. Фото: Xinhua / AP, архив

…Дэн получил задание «проходить трудовую закалку» по три с половиной часа в день (с начала 1970 года – по два с половиной) в мастерских по ремонту тракторов уезда Синьцзян, со стен которых за несколько дней до того сорвали все дацзыбао, направленные против него. Находились мастерские примерно в двух ли от училища. «Старина Дэн» (так, по решению руководства, его должны были звать рабочие; именовать каппутиста №2», Дэн Сяопином» или «товарищем Дэном» запрещалось) должен был являться туда каждое утро к восьми часам. Вставал он с Чжо Линь обычно в 6.30. Делал зарядку, растирался мокрым полотенцем, и они с Чжо и бабушкой Ся завтракали. В полвосмьмого вместе с Чжо Линь, которая тоже работала в мастерских (промывала обмотки катушек зажигания), он выходил из дома. Двадцатиминутная прогулка не утомляла: после двух лет затворничества можно было наконец вдыхать чистый деревенский воздух. Они шли по узкой тропинке, петлявшей меж рисовых полей и домов, молчали и думали о своем, за ними плелся охранник. В половине двенадцатого, закончив работу, Дэн, слесарничавший в мастерских так же, как в молодости на заводе Рено, и Чжо Линь возвращались домой. Обедали с бабушкой Ся, спали пару часов, а затем зубрили работы «великого кормчего» и читали газеты, повышая свой идеологический уровень. Политическая учеба была частью их «перевоспитания». Дэн выполнял некоторые работы по дом: мыл полы, колол дрова, дробил уголь. Чжо Линь стирала и шила, а бабушка Ся готовила пищу. Кроме того, они разводили кур и выращивали овощи на приусадебном участке. В шесть вечера все ужинали, причем Дэн, не изменяя правилам, непременно выпивал водочки или местного самогона. В восемь все слушали Центральное радио, чтобы быть в курсе событий. Перед сном Дэн обязательно гулял вокруг дома, а в десять ложился в постель. Ещё час читал, а потом засыпал, приняв снотворное. Вот так протекали дни.

Секретарем парткома мастерских был некто Ло Пэн, старый коммунист, бывший сотрудник министерства общественной безопасности, разжалованный еще в конце 1950-х годов во время борьбы с «правыми», по иронии судьбы возглавлявшийся, как мы помним, именно Дэн Сяопином. Добросердечный Ло, правда, зла не помнил и к Дэну относился неплохо. «Нам живется радостно», – писал Дэн в канцелярию ЦК.

Через пару дней после переезда Дэну и Чжо вновь разрешили видеться с детьми. Причем теперь дети могли приезжать к ним надолго – на два, а то и три месяца. К тому времени их дорогие чада, за исключением Пуфана, находились в сельских районах, где занимались крестьянским трудом. Дэн Линь работала в провинции Хэбей, Дэн Нань и Маомао – в Шэньси, а Фэйфей – в Шаньси. В 1969-1971 годах все они навестили родителей. В июне 1971 года Дэну удалось добиться для Пуфана, который по прежнему очень страдал, перевода на жительство в «Особняк генерала». «Парализованные ноги брата усыхали, они всегда были холодны как лед», – вспоминал Маомао.

А тем временем в большом мире происходили важные изменения. Осенью 1970 года в стране началась истеричная кампания критики Чень Бода, бывшего до того одним из ближайших к Мао людей. С августа 1966 года Чэнь входил в пленум ЦК девятого созыва (август – сентябрь 1970 года), проходившего в Лушани, его обвинили в «предательстве и шпионаже». Почему, Дэн понять не мог, но падение Чэня, одного из главных его врагов, не могло не радовать. Через год, в сентябре 1971-го, с политической арены исчез сам Линь Бяо. Куда он делся, Дэн долго не знал: коммунистам его мастерских, в том числе и ему с Чжо Линь, не говорили об этом вплоть до 6 ноября 1971 года. Услышав же наконец, что Линь вместе с женой и сыном пытался бежать в СССР, Дэн, конечно, был поражен. И новая массовая кампания – критика бывшего министра обороны, тоже объявленного теперь «предателем», убедила Дэна только в одном: сам «великий кормчий» наконец прозрел в отношении его старого недруга. А это, разумеется, обрадовало, да и вселило большие надежды на скорые перемены в судьбе. «Законы Неба не могли допустить, чтобы Линь Бяо не погиб!» – говорил Дэн…

Панцов А. В. Дэн Сяопин – М. Молодая гвардия, 2013

Комментарии

10 августа 2013, 15:00
Был советский Дэн Сяопин, его фамилия Берия. Он и собирался провести такие реформы, которые провёл Дэн Сяопин, но его убили.
А в 1985 году было невозможно провести такие реформы в СССР, по одной причине, для их проведения нужно много голодных сельских жителей, а к 1985 году в СССР процесс первичной урбанизации уже прошёл.
10 августа 2013, 15:18
К сожалению, обо всей политической истории удобно рассуждать по прошествии пары десятков лет, разлегшись у ноутбука на уютном диванчике))
10 августа 2013, 15:25
Вы могли заметить, что тут политика абсолютно не причём, а все страны делали рывок во время первичной урбанизации - абсолютно все. Другое дело, что они попадали в ловушку средней зажиточности и из неё в мире выходят единицы стран. И не факт, что Китай выйдет
12 августа 2013, 11:20
Какие будут "прогнозы" насчет России?
10 августа 2013, 15:00
Хунвейбины не сильно отличаются от сегодняшних нашистов и молодогвардейцев, не находите?..
10 августа 2013, 15:08
Если так, то когда они будут штурмовать администрацию Санкт -Петербурга?
10 августа 2013, 15:19
Как команду дадут, когда же еще?.. Вон как Суркова в интернете нашисты троллили, когда того убирали с должности вице-премьера, знал ли сам Сурков, что его выкормыши так себя поведут с его божественной персоной)))
11 августа 2013, 08:29
Что, нашисты тоже выступают против капитализма и за социализм?
12 августа 2013, 11:23
Нашисты выступают не за или против чего-то - они выступают потому что им приказали! )
11 августа 2013, 08:31
В аннотации не хватает одного момента: в Китае 1960-х ведь реально БЫЛИ сторонники капиталистического пути, и тот же Дэн, например? А то автор создаёт впечатление, что хунвэйбины бунтовали просто так, без смысла и цели. Это недобросовестность.
12 августа 2013, 10:07
Не фига себе, а что оказывается издательство "Молодая гвардия" еще существует? Я думал что ее поглотили в свои закрома кремлевские гаттаровцы)
12 августа 2013, 11:08
Всегда знал что китайцы - сумасшедший народ, кровожадные фанатики, убивающие себе подобных...((
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»