Морской бой
Линкор «Висконсин» в Персидском заливе, 13 октября 1990 года. Фото: John Gaps III / AP

Линкор «Висконсин» в Персидском заливе, 13 октября 1990 года. Фото: John Gaps III / AP

Эсминцы и фрегаты в новейших войнах

Локальные войны после 1945 года не отличались большим количеством морских сражений. Боевые действия в основном шли на суше и в воздухе. Тем не менее, в ходе некоторых войн они играли важную роль. Впрочем, за исключением Фолклендской войны, морские бои происходили параллельно основным сражениям, не оказывая на исход войны серьезного влияния.

В частности, именно так происходило во время арабо-израильских войн. Знаменитый бой у Порт-Саида 21 октября 1967 года, в ходе которого два египетских ракетных катера пр. 183Р потопили израильский эсминец «Эйлат», имел, скорее, моральное значение. Даже влияние его на морскую стратегию в конечном счете оказалось преувеличенным: «Эйлат» был построен в сороковые годы, когда никаких ПКР еще не было в принципе, соответственно, он не мог отразить удар египетских катеров. Просто израильтяне несколько зарвались, сочтя себя непобедимыми и утратив всякую осторожность.

Советская помощь арабам не сводилась только к поставкам вооружений, дело доходило до прямого участия в военных действиях. Так, в начале 1968 года с трех десантных кораблей Черноморского флота под прикрытием сторожевого корабля и тральщика был высажен десант численностью около 400 морпехов с четырьмя танками Т-54, десятью плавающими танками ПТ-76 и двадцатью одним БТР-60 на азиатском берегу Суэцкого канала с целью сохранения контроля над входом в канал за Египтом. Израильтяне не рискнули мешать десанту.

Самой успешной операцией египетского флота (после потопления «Эйлата») стал набег эсминцев «Насер» и «Дамьетта» с целью обстрела береговых объектов израильских войск в 40 километрах к востоку от Порт-Саида в ночь на 10 ноября 1969 года. По-видимому, израильтяне понесли очень серьезные потери, поскольку стараются не упоминать об этом событии. На отходе эсминцы подверглись безуспешной атаке сорока израильских самолетов. Разумеется, операцией руководили советники из СССР. Отчасти ее успех, конечно, объяснялся близостью объектов атаки к египетским базам.

В ходе Октябрьской войны 1973 года впервые развернулись бои между ракетными катерами. В этих боях у израильтян оказались гораздо лучше как тактика, так и техника. Их ПКР «Габриэль» собственного производства были гораздо меньше по размерам, чем арабские П-15 советского производства, но для боя между катерами они подходили гораздо лучше. При этом у израильских катеров было более сильное артиллерийское вооружение, благодаря чему они успешно добивали поврежденные «Габриэлями» катера противника.

В бою у Латакии в ночь на 7 октября пять израильских катеров безнаказанно потопили три сирийских ракетных катера, один торпедный катер пр. 123К, один тральщик пр. 254. Во время повторной атаки на Латакию в ночь на 11 октября были потоплены по одному ракетному катеру пр. 205 и 183Р, а заодно — японское и греческое торговые суда.

Между ракетными катерами ВМС Израиля и Египта произошло три боя, кроме того, египтяне в первую ночь войны обстреливали ПКР израильские береговые объекты, причем достаточно успешно. В этих боях египтяне потеряли четыре катера пр. 205, а два катера пр. 183Р были потоплены в Порт-Саиде израильскими боевыми пловцами, которые, впрочем, погибли в ходе этой операции. Египет претендовал на несколько потопленных израильских ракетных катеров, но после войны все они оказались в строю. Единственной потерей ВМС Израиля стал сторожевой катер, потопленный египетской береговой артиллерией.

Израильский корвет «Ханит», 30 мая 2010 года. Фото: Israel Defense Forces / Flickr

Израильский корвет «Ханит», 30 мая 2010 года. Фото: Israel Defense Forces / Flickr

Последним на данный момент эпизодом морской войны между арабами и израильтянами стала атака группировки «Хезболла» с помощью береговой ПКР С-802 китайского производства (или ее иранской копии «Нур») против израильского корвета «Ханит» 14 июля 2006 года. Здесь повторилась история «Эйлата» — израильтяне оказались слишком самонадеянными и пропустили атаку, которую вполне могли отразить. Правда, последствия были менее фатальными — корвет получил умеренные повреждения, погибли лишь четыре моряка.

ВМС другой арабской страны, Ливии, в марте 1986 года приняли участие в коротком конфликте с ВМС США, в результате потеряв МРК пр. 1234Э советской постройки и ракетный катер типа «Комбатант-2» французской постройки. Оба были потоплены американскими палубными штурмовиками А-6 (по некоторым данным, МРК потоплен не штурмовиками, а ПКР «Гарпун» с ракетного крейсера «Йорктаун»). А в 2011-м британские самолеты «Торнадо» потопили в Триполи ливийский фрегат советской постройки пр. 1159 и еще три ракетных катера типа «Комбатант-2», которые, впрочем, к этому моменту полностью утратили боеспособность.

ВМФ СССР принимал прямое и достаточно активное участие в событиях на Африканском Роге в 1970—90-е годы. В 1977-м началась война между Сомали и Эфиопией, причем обе эти страны числились союзниками СССР. Москва сделала выбор в пользу Эфиопии, что привело к необходимости эвакуации советских специалистов и членов их семей из Сомали. Для обеспечения безопасности этого процесса 20 ноября 1977 года в Могадишо был высажен советский морской десант, что действительно обеспечило безопасность эвакуации.

Эфиопия с помощью СССР и Кубы победила Сомали, после чего втянулась в тяжелую войну с собственной (на тот момент) мятежной провинцией Эритрея, на которую приходилось все морское побережье Эфиопии. СССР предоставил Эфиопии огромное количество оружия и иногда воевал напрямую. Так, в декабре 1977-го — январе 1978 года тихоокеанский эсминец «Веский» (пр. 56) обстреливал позиции эритрейцев в районе Массауа. В июне 1978-го в Массауа был высажен советский десант, который вступил в бой с эритрейцами, не позволив им взять город. При этом никаких потерь среди морпехов не было. Возможно, советские войска продолжили бы участвовать в этой войне, но тут начался Афганистан. Поэтому Москва ограничивалась поставками оружия и отправкой советников, а ВМФ СССР пользовался базой на острове Дахлак у побережья Эфиопии, то есть Эритреи.

Тяжелый кризис в СССР привел к сокращению помощи Эфиопии, благодаря чему эритрейцы установили контроль над всей провинцией и стали атаковать уже собственно Эфиопию. У них появилась достаточно современная техника, в том числе боевые катера, с помощью которых они получили возможность атаковать оказавшуюся в полной изоляции советскую ВМБ. В середине мая 1990-го произошел бой между черноморским тральщиком «Разведчик» (пр. 266М) и четырьмя эритрейскими катерами, в ходе которого, возможно, один из катеров противника был потоплен. 27 мая черноморский сторожевой катер АК-213 (пр. 205П) также вступил в бой с четырьмя катерами эритрейцев, потопив два или три из них. После этого противник не рисковал вступать в прямые морские бои с советскими кораблями. Но и Москва приняла решение эвакуировать ВМБ с Дахлака, поскольку ее существование утратило смысл. 19 октября 1990 года занимавшийся выводом базы конвой ВМФ СССР (МПК-118 «Комсомолец Молдавии» (пр. 1124М), тральщик «Параван», два БДК, танкер «Шексна») был обстрелян с берега артиллерией и РСЗО эритрейцев. Ответным огнем МПК батареи были подавлены, взорван склад боеприпасов. Это был последний бой ВМФ СССР.

Вьетнамский МиГ-17, совершивший налет на эсминец «Хигби» 19 апреля 1972 года. Источник: Binh Giang

Вьетнамский МиГ-17, совершивший налет на эсминец «Хигби» 19 апреля 1972 года. Источник: Binh Giang / wikimedia.org

Война во Вьетнаме началась формально именно на море — с так называемого Тонкинского инцидента. Якобы 2 августа 1964 года торпедные катера Северного Вьетнама атаковали в Тонкинском заливе два американских эсминца. До сих пор неясно, был ли этот эпизод на самом деле или американцы его выдумали, чтобы начать войну, или американцам померещилось. В ходе дальнейших боевых действий морских боев не было из-за несопоставимости сил сторон. Лишь в апреле 1972-го, когда ВС Северного Вьетнама начали генеральное наступление с целью полного разгрома противника, два МиГ-17 атаковали американскую эскадру (один крейсер, три эсминца), которая вела обстрел северовьетнамских войск на побережье. Хотя эти небольшие самолеты-истребители совершенно не были приспособлены для ударов по крупным боевым кораблям, им удалось нанести серьезные повреждения эсминцу «Хайгби», выведя из строя кормовую артиллерийскую башню. Американцы заявляют, что сбили один МиГ, вьетнамцы это отрицают. В любом случае эта была первая после Второй мировой войны успешная воздушная атака на корабли ВМС США.

При этом в Южно-Китайском море имеет место многолетний конфликт по поводу принадлежности островов Парасельских и Спратли. Пекин в соответствии со своими национальными традициями претендуют на все море. Разумеется, остальные прибрежные страны с этим несогласны, но прямое сопротивление оказывает лишь Вьетнам.

В январе 1974-го произошло сражение за Парасельские острова между ВМС Китая и Южного Вьетнама. С китайской стороны в бою участвовали шесть сторожевых катеров (четыре советской постройки пр. 122, два отечественных пр. 037 «Хайнань»), с южновьетнамской — три фрегата и один корвет американской постройки. Все корабли были весьма старыми и примитивными. Реальное превосходство в силах было на стороне вьетнамцев, но бой выиграли китайцы, потопив корвет противника, после чего фрегаты бежали. Почти все китайские катера были серьезно повреждены.

В марте 1988-го произошел бой за острова в архипелаге Спратли между ВМС Китая и теперь уже объединенного социалистического Вьетнама. Впрочем, боем это назвать сложно: три китайских фрегата, то есть полноценных боевых корабля, атаковали два вьетнамских грузовых судна и один десантный корабль (американской постройки сороковых годов). Оба грузовых судна были потоплены, десантный корабль тяжело поврежден и выбросился на остров. Однако, хотя силы были несопоставимы, вьетнамцы оказали китайцам крайне ожесточенное сопротивление, не дав им захватить остров, несмотря на гибель кораблей. Корабли ВМФ СССР, базировавшиеся в Камрани, никакой помощи вьетнамцам не оказали, хотя имели соответствующие юридические обязательства. Точно так же, как в январе 1974-го корабли ВМС США с Субик-Бэя на Филиппинах никак не помогли южным вьетнамцам, несмотря, опять же, на обязательства.

Все перечисленные выше морские бои не оказали реального влияния на исход соответствующих войн либо просто были изолированными эпизодами.

Весьма активно велись боевые действия на море во время Индо-пакистанской войны в декабре 1971 года. В первый же день войны (4 декабря) в Бенгальском заливе индийский эсминец «Раджпут» (британской постройки сороковых годов) потопил пакистанскую подлодку «Гази» (американской постройки сороковых годов). В ночь на 5 декабря три индийских ракетных катера пр. 205 под охраной двух фрегатов пр. 159 (все — советской постройки) произвели набег на Карачи, потопив с помощью ПКР П-15 эсминец «Хайбер», тральщик «Мухафиз», а также либерийский транспорт с американскими боеприпасами для пакистанской армии. Эсминец «Шах Джахан» был тяжело поврежден и сразу после войны отправлен на слом. Надо отметить, что оба пакистанских эсминца, как и израильский «Эйлат», были построены в Великобритании в сороковые годы, когда о ПКР и речи не было. Тем не менее успех индийцев привел к временной абсолютизации ракетных катеров. В ночь на 9 октября индийские ВМС силами уже четырех катеров повторили набег на Карачи, были потоплены панамское, либерийское, английское и греческое судно, сожжено не менее половины цистерн с топливом в порту.

Спасательные лодки у тонущего аргентинского крейсера «Хенераль Бельграно», 1 мая 1982 года. Фото: AP

Спасательные лодки у тонущего аргентинского крейсера «Хенераль Бельграно», 1 мая 1982 года. Фото: AP

9 октября пакистанцы взяли частичный реванш: их подлодка «Хангор» (новейшая на тот момент французской постройки типа «Дафнэ») потопила индийский фрегат «Хукри» (опять же корабль британской постройки сороковых годов). На сегодняшний день это единственная победа дизельной ПЛ за весь период после 1945 года (возможно, вторым случаем стало потопление южнокорейского корвета «Чхон Ан» в марте 2010-го, но объективных подтверждений того, что его потопила северокорейская ПЛ, все же нет).

Индийский авианосец «Викрант» (британской постройки с английскими штурмовиками «Си Хок» на борту) в охранении трех фрегатов действовал в Бенгальском заливе. Его «Си Хоки» потопили значительное количество транспортных судов, а также речных боевых кораблей и катеров в Восточном Пакистане, который в результате этой войны стал независимой республикой Бангладеш. Впрочем, здесь индийцы работали в полигонных условиях, поскольку единственную на этом ТВД подлодку (ту самую «Гази») и всю боевую авиацию пакистанцы потеряли в первый же день войны.

В целом в ходе войны 1971 года боевые действия на море имели, в отличие других войн, стратегическое значение: индийцы парализовали действия ВМС и морскую торговлю Пакистана, полностью изолировав друг от друга Западный и Восточный Пакистан, что способствовало быстрой общей победе Индии.

Фолклендская война апреля — июня 1982 года была единственной после 1945-го, в которой морская составляющая доминировала. Изначально воевавшая «на своем поле» Аргентина имела значительное превосходство как на море, так и в воздухе. Но на стороне Великобритании оказалось техническое и тактическое превосходство. Переломным моментом войны стало потопление английской атомной подлодкой «Конкеррор» аргентинского крейсера «Хенераль Бельграно» (пока это единственная в истории морских войн победа ПЛА). В каком-то смысле здесь повторилась история «Эйлата» и «Хайбера»: крейсер был введен состав ВМС США под названием «Феникс» в 1938 году (продан в Аргентину в 1951-м), когда никто не мог себе представить появления атомных подлодок. Однако гибель крейсера полностью вывела из строя аргентинский флот. Лишь подлодка «Сан-Луис» (на тот момент новейшая немецкой постройки пр. 209) несколько раз выходила в атаку на корабли английских ВМС, но успеха не добилась. Все остальные потери оба флота понесли от авиации. Аргентинцы потеряли подлодку (американской постройки сороковых годов), патрульный корабль и транспортное судно (еще один патрульный корабль и одно транспортное судно были захвачены англичанами на Фолклендах). Англичане потеряли два эсминца типа «Шеффилд», два фрегата типа «Амазон», контейнеровоз «Атлантик конвейер» и десантный корабль. Один из эсминцев (сам «Шеффилд») и контейнеровоз были потоплены ПКР «Экзосет», выпущенными со штурмовиков «Супер Этандар» (и то и другое — французского производства), остальные четыре корабля — обычными авиабомбами с «Миражей» и «Скайхоков». Множество английских кораблей получили попадание авиабомб, но очень значительная их часть не взорвалась (это были старые бомбы американского производства). Однако английские «Харриеры» (которые благодаря своей «вертикальности» могли взлетать не только с авианосцев, но и с эсминцев и фрегатов) и корабельные ЗРК выбили большую часть аргентинской авиации, что обеспечило им полное превосходство в воздухе непосредственно над Фолклендами, а блокада аргентинского гарнизона островов была организована с первых дней войны. Все это и обеспечило англичанам победу.

Весьма значительной была морская составляющая Ирано-иракской войны. На ее начальном этапе имели место бои между ракетными катерами — иракскими пр. 205 и иранскими французского типа «Комбатант-2». Еще в первый месяц войны (в сентябре 1980-го) было потоплено четыре иракских катера пр. 205 (два — иранскими катерами, два — авиацией). 28 ноября 1980 года в западной части Персидского залива случилось крупнейшее в ходе войны воздушно-морское сражение, в котором крупную победу одержал Иран. Его ракетные катера потопили два иракских катера пр. 205, а самолеты F-4 и F-5 — еще три ракетных катера пр. 205 и четыре торпедных катера пр. 183, а также сбили шесть иракских МиГ-23, один МиГ-21 и вертолет SA321 французского производства. Иран потерял лишь один ракетный катер (потоплен ПКР П-15 с иракских катеров) и один F-4 (сбит иракским МиГ-23). В результате этого боя ВМС Ирака, по сути, прекратили свое существование.

Иранский фрегат «Саханд» тонет в Персидском заливе, 18 апреля 1988 года

Иранский фрегат «Саханд» тонет в Персидском заливе, 18 апреля 1988 года. Источник: wikimedia.org

После этого война на море продолжилась в форме атак авиации обеих сторон (а с иранской стороны — и боевых кораблей и катеров) на танкеры, идущие из портов противника. Национальная принадлежность танкеров значения не имела. В ходе войны была произведена 451 атака на суда в Персидском заливе (283 со стороны Ирака, 168 со стороны Ирана). Погибло 11 судов, повреждено 340. Иракцы в этой войне были гораздо активнее. Например, в марте 1988-го их бомбардировщики Ту-22 подожгли два иранских супертанкера: «Авай» (дедвейт 316 379 тонн) и «Санандай» (253 837 тонн), при этом погибло более 50 человек. Более того, 17 мая 1987 года иракский «Мираж-F1» поразил двумя ПКР «Экзосет» американский фрегат «Старк» (типа «Оливер Перри»), погибли 35 моряков. Фрегат не затонул только потому, что одна из ракет не взорвалась.

Тем не менее, США не просто поддерживали Ирак в ходе этой войны, но с осени 1987-го начали воевать на его стороне. В сентябре 1987-го американцы повредили, после чего захватили и взорвали иранский десантный корабль. Все обвинения в атаках на торговые суда шли только в адрес Ирана, даже иракскую атаку на «Старк» американцы проглотили. При этом нельзя забывать, что и причиной войны стала прямая агрессия Ирака с целью захвата юго-западных районов Ирана, наиболее богатых нефтью. Но и это Саддаму Хусейну простили.

17 апреля 1988 года ВС Ирака развернули генеральное наступление против иранских войск на южном (главном) участке фронта. По удивительному совпадению на следующий день ВМС США провели в Персидском заливе крупную операцию против ВМС Ирана. С американской стороны в операции участвовали атомный авианосец «Энтерпрайз», два крейсера, четыре эсминца, четыре фрегата. В результате были потоплены фрегат, ракетный и сторожевой катера ВМС Ирана, еще один фрегат тяжело поврежден, уничтожены две иранские нефтяные платформы. Это оттянуло часть иранских сил с фронта и безусловно помогло успеху иракского наступления.

Вдохновленный американской поддержкой Саддам Хусейн всего через два года после окончания войны с Ираном совершил новую агрессию — против Кувейта. В ходе этой агрессии иракскими войсками были захвачены шесть из восьми ракетных катеров ВМС Кувейта, что воссоздало иракский флот.

Но тут выяснилось, что против Ирана агрессию совершать можно, а против Кувейта — ни в коем случае. Ирак был разгромлен в январе — феврале 1991 года в ходе «Бури в пустыне». При этом английской и американской авиацией были потоплены все бывшие кувейтские ракетные катера.

Таким образом, в ходе локальных войн подтвердилось, что главным противником флота является авиация. В ходе Октябрьской и Ирано-иракской войн имели место бои между ракетными катерами, а единственным «классическим» артиллерийским морским боем стал бой у Парасельских островов (можно считать таковым еще бой АК-213 против эритрейских катеров). По-видимому, в дальнейшем также возможны бои между катерами ВМС развивающихся стран, принципиально не влияющие на исход войн. Если же случатся крупные морские сражения, то только в случае участия в них ВМС Китая.

Автор — заместитель директора Института политического и военного анализа

Условное перемирие Далее в рубрике Условное перемириеСтороны конфликта на востоке Украины обвиняют друг друга в нарушении режима прекращения огня, но пока придерживаются минских соглашений

Комментарии

08 сентября 2014, 10:12
Хорошей альтернативой надводному флоту является флот подводный. Никто не знает, где будет нанесен следующий удар.
08 сентября 2014, 10:55
Проблема в том, что вода распространяет звуковые волны гораздо лучше воздуха и подводные лодки можно засечь и забросать подводными минами,а в наше время и ракетами.
08 сентября 2014, 12:41
В подводном положении лодку радаром обнаружить нельзя, так как под воду на большую глубину могут проникать только волны с очень большой длинной волны, для радиолокации непригодные.
08 сентября 2014, 13:08
Виктор вы бы букварь по физике почитали, помимо гидроакустических волн, подлодка дает магнитное, гидродинамическое, электрическое, низкочастотное электромагнитное, а также тепловое, оптическое поля, выбирай любой
08 сентября 2014, 14:07
Не пори горячку, Онтон. Витя про радар говорит, а радаром лодку под водой засечь нельзя - он только над поверхностью планеты работает. И все равно, какое излучение дает лодка. Вот гидроакустика - это другое дело. Но противолодочные самолеты такими системами обнаружения не оснащаются.
09 сентября 2014, 10:55
Засечь можно все что выделяет энергию. Это - физика.
08 сентября 2014, 13:36
Это раньше так было, а сейчас засечь подлодку все же проще, на мой взгляд. Так что, хотя они и остаются очень грозным и весьма актуальным оружием, но все же пора постепенно переходить к более мелким подводным аппаратам, при чем на роботизированной беспилотной основе управления.
08 сентября 2014, 14:18
Подводные лодки будущего, скорее всего, будут иметь как раз такой, принципиально новый облик. Вполне вероятно, что крупные АПЛ будут оснащаться небольшими автоматическими подводными аппаратами. Эти аппараты, в свою очередь, как матрешки, будут содержать в себе другие, еще меньшего размера, предназначенные для выполнения самых разных задач, от связи и разведки до нанесения минно-торпедных ударов. «Материнская» лодка не станет даже приближаться к зоне ответственности противолодочных сил противника, туда отправятся практически незаметные, крошечные, но многочисленные подводные роботы узкой специализации. Никакие системы обнаружения не смогут обнаружить подводные аппараты величиной с рыбу среднего размера.
08 сентября 2014, 18:31
Китайцы вот сейчас как раз примерно нечто подобное разрабатывают...!
08 сентября 2014, 18:37
А американцы как обычно разрабатывают стелс подлодки. Такое ощущение, что это слово у военных любимое с 80х годов, хотя все их стелсы видны русским.
09 сентября 2014, 10:55
Батискаф на котором Путин в марианскую скважину нырял еще на ходу?
08 сентября 2014, 13:34
Думаю, конфликт между Эфиопией и Сомали, как и большинство других конфликтов в африкано-ближневосточном регионе были спровоцированы спецслужбами США, но наше руководство либо этого не поняло, либо же просто уже ни как не могло повлиять на ситуацию для мирного её разрешения.
08 сентября 2014, 17:52
В свое время очень любил бухать с моряками ВМФ, как они любили говаривать, "все пропьем - но флот не опозорим!"
08 сентября 2014, 18:29
Очень актуальная шутка, учитывая положение вещей в российских ВМФ и нынешнее соотношение и состояние нашего морского арсенала по сравнению с остальными ведущими мировыми державами...(((((((
08 сентября 2014, 21:43
Видимо, договорились... Сейчас наш флот весьма далек от совершенства, особенно если его сравнивать с флотами других мировых держав.
09 сентября 2014, 08:13
Флот пропили - но все не опозорили))))
09 сентября 2014, 10:58
Только боевые дельфины нас теперь и спасут. Ну, может, разве что, в Сколково еще придумают какого-нибудь "человека-амфибию" с глазами Медведева и рыжим загривком Чубаки...(((
14 октября 2014, 02:50
Поправлю автора, бомбы у аргентинцев не взрывались не потому что старые американские, а просто пилоты забывали их ставить на боевой взвод, перед атакой. Нечто подобное происходило и у нас в первую чеченскую. Причем вопреки всем предсказаниям военных аналитиков, обычное бомбометание с пикирования оказалось гораздо эффективней атак крылатыми ракетами. Аргентинские летчики показали удивительную точность 80% попаданий. К слову в годы WW2 точность бомбометания по кораблям из пикирования редко превышала 40%.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»