Между пастором и шаманом
Верующие во время празднования римско-католического Дня всех Святых на кладбище в Никарагуа, 1 ноября 2013 года. Фото: Esteban Felix / AP

Верующие во время празднования римско-католического Дня всех Святых на кладбище в Никарагуа, 1 ноября 2013 года. Фото: Esteban Felix / AP

Католическая церковь теряет влияние в Латинской Америке

Все больше католиков в Латинской Америке переходят в протестантизм, выяснил исследовательский центр Pew Research. В протестантских течениях христианства, прежде всего пятидесятничестве, люди ищут большего единения с богом, большей моральной строгости и новых форм богослужения. При этом многие латиноамериканцы продолжают поклоняться древним культам и духам.

Похоже, Ватикан теряет власть над континентом, традиционно известным своей приверженностью католической вере, который недавно впервые дал миру очередного понтифика — папу Франциска. Опрос 30 тысяч человек в 18 странах Латинской Америки показал, что католики чаще переходят в другие ветви христианства, чем протестанты.

На протяжении большей части ХХ века к католикам себя относили 90% латиноамериканцев, но сейчас их уже 69%. При этом 84% в детстве получают католическое воспитание, но позже каждый четвертый житель Никарагуа, каждый пятый бразилец и каждый седьмой венесуэлец меняют свои взгляды.

Среди протестантов континента только 9% были воспитаны в протестантской традиции, но сейчас ее придерживаются только 19%. В большинстве стран, где проводился опрос, треть нынешних протестантов росли в католической церкви, а были крещены в католическую веру больше половины — среди протестантов Колумбии таких 84%.

На вопрос, почему они ушли из католичества в протестантизм, участники опроса чаще всего отвечали, что хотели, чтобы их отношения с богом были более личными, персональными. Многие говорили, что им больше нравятся  богослужение в церкви, которую они посещают сейчас, что в ней они находят больше помощи и что протестантизм делает больший акцент на моральной чистоте. Основная масса католиков, перешедших в протестантизм, ушли из-под власти Ватикана в молодом возрасте — до 25 лет. 

Из опроса следует, что протестанты более активные миссионеры, чем католики, чаще обсуждают свои религиозные взгляды с людьми иных убеждений. Они оказались более прилежными прихожанами и гораздо чаще, чем католики, говорили, что ежедневно молятся, каждую неделю посещают церковь, читают Священное Писание дома и активно участвуют в жизни общины: состоят в церковных советах, преподают в воскресных школах. 83% протестантов сказали, что ходят в церковь как минимум раз в месяц, а среди католиков таких 62%. Это справедливо и для мужчин, и для женщин.

Большая часть населения Латинской Америки считает религию очень важной частью своей жизни. Исключение составляют Мексика, Аргентина, Чили и Уругвай — там подобное говорили меньше половины респондентов. И опять же, протестанты гораздо чаще заявляют о важности религии для себя, чем католики.

Интересно то, какую форму приобретают различия между католицизмом и протестантизмом в регионе. Например, католики Латинской Америки нередко говорят, что были свидетелями божественных исцелений, откровений и других чудес, но среди протестантов это встречается гораздо чаще. Возможно, это связано с тем, что значительная часть латиноамериканских протестантов (65%) принадлежит к пятидесятникам — верующие этой деноминации придают особое значение зримым проявлениям божественного начала, которыми считаются исцеления, спонтанное «говорение на иных языках» при крещении, откровения.

Во время мессы Папы Франциска в Перу, 17 марта 2013 года. Фото: Martin Mejia / AP

Во время мессы Папы Франциска в Перу, 17 марта 2013 года. Фото: Martin Mejia / AP

Обычно протестантизм ассоциируется с меньшей строгостью к образу жизни семьи или супружеской пары и большей толерантностью к нетрадиционной сексуальной ориентации, по крайней мере, на Западе. Однако в Латинской Америке, наоборот, протестанты более нетерпимы к гомосексуальности, контрацепции и абортам, разводам и супружеской измене, чем католики.

На вопрос, как лучше помогать бедным, католики чаще отвечают «заниматься благотворительностью», а протестанты — «привести обездоленного к богу». Тем не менее, последние чаще говорят, что они сами или их церковь занимаются благотворительностью.

Религиовед, научный сотрудник Центра изучения религии РГГУ Махаббат Малатабарова считает, что распространяют протестантизм в Латинской Америке прежде всего американцы. «США проводят активную протестантизацию своих южных соседей. Связано ли это с ослаблением позиции Святого престола в регионе или неспособностью католической доктрины создать хорошие экономические, политические условия в регионе — вопрос открытый. Важно отметить, что в самих Штатах позиция католической церкви не ослабевает», — сказала она «Русской планете».

По словам русского католика и члена католического Папского совета по делам мирян Алексеея Юдина, протестантизм в Латинской Америке популярен потому, что он оказывается более гибким и подходящим для ментальности региона. Эксперт рассказал РП, что на континенте сейчас происходит серьезная трансформация религиозных течений под влиянием огромного интереса к доколумбовским верованиям. Многие участники опроса говорили, что, являясь католиками или протестантами, они также верят в духов и совершают им подношения. В большей степени это характерно для Мексики, в меньшей — для Уругвая.

Что-то похожее, как считает Юдин, происходит и в другом пост-колониальном регионе, в Африке, где местные религиозные практики идут нога в ногу с массовыми христианскими харизматическими движениями, для которых характерны сильный «вождизм», закрытость, стремление к мистицизму и к непосредственному, прямому общению с богом.

«Харизматическое христианство куда лучше улавливает латиноамериканскую взрывную витальность, чем древняя, монументальная и сравнительно неподвижная католическая церковь. Кроме того, Латинская Америка — регион необычайной социальной мобильности, мобильности в буквальном смысле. Люди меняют места жительства быстрее и чаще, чем где-либо на Земле, и тут протестантизм выигрывает уже по чисто теологическим и даже архитектурным причинам. Для протестантского богослужения не нужно ничего, кроме простейшего алтаря, буквального любого помещения, верующих и текста Писания. Католический же храм неподвижен — его сакральное пространство осторожно выстраивается его служителями годами и даже десятилетиями», — считает Юдин.

Недорого и с комфортом Далее в рубрике Недорого и с комфортомРовно через год белорусскому президенту вновь придется доказывать избирателям свою исключительность

Комментарии

14 ноября 2014, 12:59
Бога нужно искать не в церквях и иконах, но в своем сердце.
14 ноября 2014, 16:24
Уверен, что все это есть ни что иное, как результат деятельности разнообразных сект, берущих свое начало в США. Разрушить единую религию - это один из главных постулатов Госдепартамента, запустивших свои сектантские проекты еще в середине прошлого века.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»