Лоббисты в дверях Белого дома
Фото: Karen Bleier / AFP / East News, архив

Фото: Karen Bleier / AFP / East News, архив

Барак Обама пустил агентов влияния бизнеса во власть

Представители бизнеса смогут вернуться в экспертные советы при правительстве США. Барак Обама снимает запрет на участие лоббистов в политике, который он ввел в начале своего президентства.

Когда Обама только вступил в должность главы государства, он обещал ослабить влияние крупного капитала на власть. Для этого президент выпустил указ о том, что правительственные ведомства не имеют права принимать в свои общественные советы людей, работающих в лоббистских фирмах. Некоторые из таких фирм попытались оспорить указ в суде, но иск отклонили. Однако в январе 2014 года суд округа Колумбия все же открыл процесс по делу. В итоге лоббисты победили: им снова разрешено давать советы правительству.

Речь идет об экспертных советах, работающих при федеральных агентствах США. В стране существует более тысячи таких советов при 50 агентствах, их работа в 2008 году, например, обошлась бюджету в $343,7 миллионов. В советы входят более 60 тысяч человек.

Компании, которые зарабатывают лоббизмом, по закону должны регистрироваться в обеих палатах конгресса и выпускать регулярные отчеты о своей работе. Конгрессмены не имеют права принимать от зарегистрированных лоббистов подарки, скидки, приглашения на развлекательные мероприятия, займы и другие материальные блага. Сейчас в США работает около 10 тысяч лоббистских фирм. Большая их часть держит офисы на K-Street в Вашингтоне — ее название стало нарицательным для обозначения лоббистского сообщества.

Портал About.com проанализировал данные о затратах различных отраслей американской экономики на лоббизм, используя информацию, обнародованную сенатом США. Больше всех продвигают свои интересы в правительстве фармацевтические и медицинские фирмы: в 2013—2014 годах они пожертвовали политическим партиям более $ 65 млн долларов. За ними идут страховщики, пустившие на политические расходы $40 млн, электроэнергетики ($38 млн), IT-компании ($35,5 млн), нефтяная и газовая промышленность ($33,8 млн), кино- и музыкальная индустрия ($28,5 млн).

Громкая лоббистская история развернулась в Америке в марте этого года. Финансист Уильям Экман поставил миллион долларов на то, что акции компании «Гербалайф» упадут до нуля, и начал агрессивную кампанию против фирмы биодобавок, пишет The New York Times. Знакомая Экмана, депутат конгресса Линда Санчес, отправила письмо в Федеральную комиссию по торговле, требуя проверить деятельность «Гербалайфа»: не работает ли он по принципу финансовой пирамиды.

Экман инициировал в пяти штатах митинги, пресс-конференции и коллективные письма с требованием расследовать деятельность фирмы. Позднее некоторые из подписантов писем заявили, что ничего об этом не помнят. Различным правозащитным организациям было заплачено не менее 130 тысяч долларов за сбор информации о людях, пострадавших от «Гербалайфа». Некоторым оплатили поездку в Вашингтон на митинг против фирмы, пишет The New York Times. Экману удалось подключить к кампании четырех конгрессменов, одного сенатора от Нью-Йорка и еще нескольких региональных политиков. В результате акции «Гербалайфа» действительно стали падать и падают до сих пор.

Уильям Экман. Фото: Scott Eells / Bloomberg / Getty Images / Fotobank.ru

Методы работы, описанные в книге Тамазин Кейв и Энди Роуэлла «Лоббизм, клановый капитализм и ущербная политика Британии», включают, например, контроль над СМИ и блогами, финансирование исследовательских проектов, поддерживающих цели бизнеса. Одно из самых эффективных средств — приблизиться к властным кругам, нанимая на работу бывших политиков и их друзей. Бывшие чиновники могут становиться топ-менеджерами компаний, а топ-менеджеры, в свою очередь, занимать места в агентствах и комитетах.

Такая связь между политикой и бизнесом получила название «вращающиеся двери», и Барак Обама, приходя к власти, обещал ее прекратить. «Я участвую в этой гонке, чтобы сказать корпоративным лоббистам, что время, когда они задавали тон в Вашингтоне, закончилось», — сказал он в своей предвыборной речи в штате Айова в 2007 году.

Однако сама администрация Обамы наняла около 70 бывших официально зарегистрированных лоббистов, пишет журнал Politico. Знаменитый пример — Бродерик Джонсон, один из советников Обамы, который до 2011 года работал лоббистом компаний Microsoft, Pearson, Comcast, FedEx и Globalstar. Он продолжал консультировать эти компании еще некоторое время после того, как начал работать в правительстве США, а они продолжали ему платить.

Еще один бывший лоббист компании Microsoft Марк Бережка пришел в Департамент торговли. Мелоди Барнс, бывший лоббист логистической фирмы Raben Group, стала членом Совета по внутренней политике при президенте. Джеймс Коленбергер, работавший на ассоциацию интернет-бизнеса Voice on the Net, занял пост в Департаменте науки и технологий. Шон Кеннеди, который лоббировал интересы крупнейшего сотового оператора в Америке, AT&T, пришел в Департамент по законодательству. Сейчас все они уже ушли из Белого дома и вернулись к лоббистской деятельности.

Засилье лоббизма в американской политике отдалило ее от идеалов демократии, считают политологи Мартин Гиленс и Бенджамин Пейдж (Принстонский и Северо-Западный университеты). Америкой давно уже правит не большинство и не средний класс, а влиятельные элиты; именно они чаще всего добиваются принятия удобных им законов. Впрочем, основные цели и приоритеты верхушки и среднего американца различаются не критически, замечают Гиленс и Пейдж, поэтому олигархический характер современной американской демократии не приводит к серьезным потрясениям в стране.

«Алтай» будет турецким Далее в рубрике «Алтай» будет турецкимВ Турции занялись военным импортозамещением: детали для отечественного новейшего танка будут производиться внутри страны Читайте в рубрике «Экономика» Неприятные вопросы Чубайсу«Корпорация "Роснано" за год увеличила производительность труда в 75 раз» и другие сказки из бухгалтерии Анатолия Чубайса Неприятные вопросы Чубайсу

Комментарии

14 августа 2014, 09:17
Олигархический характер-какое интересное словосочетание. Однако мы не об этом. Ни для кого не секрет,что в США вещи,машины и даже продукты питания дешевле чем в России в разы. Ну а средняя зарплата в год в три раза превышает средний показатель российских зарплат. Ну или аналогично Москве. Так вот может быть именно уровень жизни и пресыщенность населения обеспечивает свободные игры лоббистов в политике. Мол у нас все хорошо,а вы там играйте в свои большие игры,лишь бы население не страдало.
14 августа 2014, 09:28
все не так, дешевле машины да, а все остальное стоит также если не дороже, плюс цены например на медицинское обслуживание и коммунальные услуги просто космос в сравнении с Россией. Мои знакомые которые живут в США уже 15 год, и в принципе устроились получая на семью чистыми почти 140 тыс. долларов в год, каждый раз приезжая в Россию навестить родню, отчего то зубы лечат в Самаре
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»