«Лидеры гонки — те, кого раньше не было»
Подготовка избирательного участка перед внеочередными выборами депутатов Верховной рады. Фото: Виктор Драчев / ТАСС

Подготовка избирательного участка перед внеочередными выборами депутатов Верховной рады. Фото: Виктор Драчев / ТАСС

Ведущий украинский социолог рассказала о предпочтениях избирателей накануне выборов в Раду

На Украине завершается последний день агитационной кампании перед внеочередными выборами в Верховную Раду. С полуночи субботы, 25 октября, всякая агитация будет запрещена. По данным социологов, после бегства Януковича и почти полного переформатирования политического ландшафта страны на фоне столкновений, продолжающихся на востоке Украины, до сих пор не определились со своим выбором почти треть избирателей.

«Русская планета» поговорила с ведущим украинским социологом, главой фонда «Демократических инициатив» Ириной Бекешкиной об однообразии агитации партий на выборах в Раду, о подкупе избирателей и возросшей гражданской ответственности украинцев.

Эти выборы серьезно отличаются по агитации от предыдущих?

— Очень. Во-первых, текущая избирательная кампания очень короткая. Во-вторых, в ней главную роль играют партии, которые появились буквально только что. Посмотрите: за два года почти полностью сменилось политическое поле.

Вполне возможно, что единственной партией, оставшейся в парламенте, окажется «Батькивщина» Юлии Тимошенко. «Удар» Виталия Кличко пошел в партию Порошенко, «Свобода» может не пройти, коммунисты не пройдут, скорее всего. А лидеры гонки — те, кого раньше не было. Сложность заключается в том, что им надо как-то донести о себе много информации в кратчайшие сроки кампании. К тому же сейчас выборы не находятся в центре внимания общества, потому что идет война и существуют серьезные экономические проблемы.

А почему бы партиям не оседлать темы войны и тем самым поднять к себе интерес?

— Потому что она тоже постепенно уходит на второй план. Война была бы топ-тема весной, а теперь люди к ней привыкли. Война зашла в затяжную окопную стадию, она перестала быть бодрящей новостью. Война стала рутиной.

Как я понимаю, значительная часть украинцев из-за перечисленных вами аспектов не понимает, за кого им отдавать голос.

— 32% не определившихся. Такого никогда прежде накануне выборов не бывало. Их так много не потому, что люди совсем не знают, за кого голосовать — для них две-три политических силы совершенно равноценны и различаются только лицами лидеров. Партии мало отличаются по программам.

Наши социологи, опрашивающие людей, говорят: зачастую респонденты не могут определиться между несколькими вариантами. «Возможно, проголосую за "Самопомич", может, за Гриценко». Это зыбкий выбор, который будет совершаться многими гражданами под влиянием интерьера избирательной кабинки. И среди большой части неопределившихся работает это самое «или/или». Из социологов никто не спорит с тем, что лидером по итогам выборов будет Порошенко.

Пару недель назад можно было сказать, что [националист Олег]  Ляшко займет второе место. Но теперь он идет вниз и займет, вероятно, третье место. Но это не самое интересное, кто займет второе место с разницей в 1-2%, Яценюк или Ляшко. Интереснее, кто останется за проходным барьером.Главная интрига, сколько партий пройдет в Раду. Тем более когда пока процент неопределившихся так велик. А пройти могут от пяти до девяти партий.  

Половину мест в Раде займут депутаты, которые пройдут не по партийным спискам, а будут бороться на одномандатных округах. С ними ситуация еще загадочнее, полагаю.

— Так и есть. Половина населения вообще не знает никого из своих кандидатов по округу. И этой неразберихой некоторые пользуются. Например, сейчас по украинским меркам админресурс задействован по минимуму, но расцветают другие цветы. Как никогда стали распространены подделки под другие партии.

Ирина Бекешкина. Фото: novostimira.com.ua

Например, у нас по округу дворники разносили пакеты вроде бы от блока Петра Порошенко. Я даже собиралась написать заявку о применении административного ресурса в округе. Но внутри пакета были календари и агитация с лицом кандидата по округу. Я посмотрела на сайте избирательной комиссии, оказалось, что этот кандидат — самовыдвиженец. Но у него полностью скопирована символика «Блока Порошенко». За маленьким исключением: там было написано не «Блок Порошенко», а — «За блок Порошенко». Как будто бы он поддерживает президента, а не идет от его партии, поэтому формально к нему не придерешься. Такая новая технология.

— А почему наружная реклама у всех главных партий такая однообразная? У всех одни и те же лозунги: единство, победа, слава Украине, люстрация. Нет индивидуальности.  

— Это отчасти так, но я бы отметила, что главную роль на выборах Украины играет телереклама, а у некоторых партий она весьма удачная. Кроме того, есть все-таки отличия. Например, осколки «Партии регионов» (лидером которой был экс-президент Янукович. — РП) создали свой «Оппозиционный блок». Они выстроили кампанию на критике Порошенко и стандартном популизме: «придем в Раду, запретим сокращать зарплаты, пенсии». Власть себе таких обещаний позволить не может. Потому что знает, что не справится с ними. И «Оппозиционный блок» очень удачно на этом играет. У них был рейтинг около нуля, а теперь они, скорее всего, проходные. Ну а главные популистские лозунги сосредоточились, конечно, у Ляшко. Правда, его рейтинг падает.Почему же?

— Он начал кампанию слишком рано, с фальстартом. Потом другие начали играть на поле его лозунгов. А затем, так как Ляшко всем партиям поперек горла, на него посыпалась критика отовсюду. Но все равно пока второе место за ним.

Я правильно понимаю, что Ляшко — единственный из серьезных кандидатов, выступающих за войну на Донбассе до победного конца, «партия войны»?

— Это совсем не так. У нас все партии выступают за мир, на лозунгах войны никто не играет. Разница лишь в том — за мир какой ценой.

Кто-то готов расстаться с Донбассом?

— Нет, публично так не высказывается никто. Все за мир с сохранением Донбасса. Восточные и южные регионы согласны на то, чтобы дать больше полномочий Донбассу, а западные — не хотят. Может, кто-то так и думает, но не говорит: это очень непопулярно.

И хочется и колется. Но все-таки почти у каждой партии есть в списке участники войны.

— Само собой. Они здесь герои, они здесь популярны. Но лозунга «Война до победного конца» не существует. Все понимают, что эта концепция губительна для страны. И даже Ляшко такого не может себе позволить. У Ляшко другая фишка — бороться с олигархами и коррупцией. Главный мотив для его избирателей — это не война, а борьба с коррупцией.

Олег Ляшко. Фото: Максим Блинов / РИА Новости

Мы проводили опрос про мотивацию избирателей. Просили выбрать три основных пункта, по которым избиратели ориентируются. Главное для украинцев — чтобы партия принимала хорошие экономические законы и действовала в интересах простых людей. А, например, отпор России и достижение военной победы над сепаратистами приоритетным считают всего 3%. Курс на вступление в НАТО считают наиважнейшим лишь 1,2%.

 — То есть вступление в НАТО — это такая надуманная тема?

— Не совсем. Курс на вступление в НАТО сейчас поддерживают 40% населения. Но для них эта вещь не относится к важнейшим. Первостепенна экономика и социальное положение граждан, даже не война.

Но ведь завершение войны должно отчасти решить экономические проблемы.

— Для избирателей война стала привычной, она позиционная. Идет перестрелка, к ней привыкли. За ночь один солдат погибает. Но не 200, как раньше. И люди понимают, что «ура-захватим» — это невозможно.

Украинцы научились терпеть то, чего раньше не вынесли бы. Например, в Киеве три месяца не было горячей воды. Если бы это произошло несколькими годами раньше — то под Радой начались бы страшные митинги. А сейчас ничего. Люди понимают, что газ надо экономить, что надо терпеть. Поэтому и власть обещает мало. Никто из основных сил не говорит, что уйдет в оппозицию к президенту.

А чем они тогда отличаются?

— Избиратели их отличают по отношению лично к Порошенко, Тимошенко, Яценюку и другим лидерам. В чем-то у партий все-таки есть изюминка. У «Народного фронта» Яценюка программная цель — назначить премьером Яценюка, и часть украинцев доверяет ему именно в таком качестве, в качестве главы правительства. У Тимошенко тема — вступление в НАТО, другие ее не поднимают. У Порошенко — тема единства. Президента  все воспринимают как силу, вокруг которой будет формироваться большинство в парламенте.

«Самопомич» (партия мэра Львова Андрея Садового — РП) — это новые люди. Гриценко играет на имидже самого  честного и самого принципиального, хотя провел неудачную кампанию, может и не пройти. Ляшко — ну с ним понятно все. Националистическая партия «Свобода» не проходит. Хотя на прошлых выборах они набрали почти треть своих голосов среди русского населения Украины. «Свободу» считали партией, которая может дать в морду и поэтому вызывает уважение. Они были молодыми парнями, не замешанными в коррупции, которые могут врезать. А потом оказалось, что не могут. Да и появились люди порешительнее. Тот же Ляшко. А свободовцы себя не нашли.

А коммунисты? Это самая пророссийская сила, и у них рейтинг 4%. То есть могут и пройти.

— Сейчас рейтинг 4%, но ведь пару лет назад было 10%. Их избиратель остался на Донбассе и в Крыму. К тому же коммунисты за последние годы так себя и не проявили как коммунисты. Они всегда были с Партией регионов. У них раньше был молодой избиратель — а теперь с 60 лет начинается. А в 2012 году возраст начинался с 35, за них голосовали русскоязычные, разочаровавшиеся в Партии регионов. Но теоретически есть шанс пройти, конечно. У коммунистов дисциплинированный избиратель.

Агитационные плакаты перед внеочередными выборами депутатов Верховной рады. Фото: Виктор Драчев / ТАСС

Нас в России больше всего интересует, само собой, партия «Правый сектор». В этом году нам про нее больше всего рассказывали по телевидению.

— И очень странно, что так много рассказывали. На президентских выборах ее лидер Ярош набрал какие-то десятые процента, меньше кандидата Рабиновича. На выборы в Раду Ярош даже не пошел со списком «Правого сектора», потому что это совершенно непроходная партия. Хотя он идет только по мажоритарному округу. Не знаю даже, почему у вас в России именно из «Правого сектора» делался такой миф, ведь у них даже никто не погиб на баррикадах Майдана. У нас они в большей степени были темой для шуток — хотя бы с той самой известной «визиткой Правого сектора».

— В украинской избирательной культуре есть еще один аспект — подкуп избирателей.

— Отчасти он присутствует. Мы недавно презентовали исследование, согласно которому безусловно отказалось бы от денег за свой голос 87% респондентов. Раньше было на 4% больше. Не уверена, что люди всегда отвечают правдиво, но признаваться в подкупе им точно стало стыднее. Это, конечно, касается не выборов по спискам партий, а мажоритарных округов. Купить страну невозможно, а несколько тысяч купленных голосов в округе могут решить судьбу одного депутатского мандата. Ну и у нас юридически оформляют подкуп как устройство на работу агитатором. Заключается договор на работу, выплачивается аванс до голосования, а остальное — после демонстрации фотографии с галочкой из кабинки голосования. Впрочем, недавно приняли новый закон о том, что к уголовной ответственности будут привлекаться не только те, кто подкупает избирателей, но и сами граждане, чей голос купили.

Проблема одного процента Далее в рубрике Проблема одного процентаИсследование McKinsey: 5 миллионов домов в российских городах не отвечают минимальным стандартам доступности; расселение всех трущоб в мире обойдется странам в $16 трлн Читайте в рубрике «Власть» Будет ли шоу продолжаться?Пламенные борцы с коррупцией получили отрезвляющий окрик из Кремля Будет ли шоу продолжаться?

Комментарии

27 октября 2014, 12:46
национальный "экзитпол" победил на Украине здравый смысл(
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»