Куплю астероид, недорого
Астероиды в Солнечной системе. Изображение: NASA

Конгресс США обсуждает перспективы передачи малых космических объектов в собственность частным компаниям

Подкомитет по космосу и аэронавтике Палаты представителей Конгресса США обсудил законопроект о разработке природных ресурсов на астероидах (ASTEROIDS Act). В случае принятия такого закона частные компании смогли бы приватизировать эти космические объекты. В ходе обсуждения эксперты заявили, что частный сектор не обладает достаточными средствами и технологиями для добычи минералов на астероидах.

Этот законопроект был внесен на обсуждение конгрессменами Биллом Поузи и Дереком Килмером. Они выпустили совместное заявление, в котором отмечали, что принятие законопроекта не только позволит создать новые рабочие места, но и поспособствует укреплению экономической безопасности США.

Конгрессмены писали, что редкие минералы, необходимые для изготовления различных высокотехнологических продуктов, сейчас добывают на территории ограниченного числа стран, что заставляет США полагаться на поставки из этих государств. «Ограниченные запасы и высокий спрос, а также прогресс в сфере технологий, необходимых для освоения космоса, привели к тому, что частные инвесторы начали строить планы разработки этих ресурсов на астероидах и транспортировки их на Землю», — отмечали Поузи и Килмер.

Эту инициативу поддержало Планетарное общество, международная организация, объединяющая энтузиастов и профессионалов в области космических исследований. Специалисты общества считают, что законопроект позволит бизнесменам выстроить в космосе инфраструктуру, необходимую для дальнейшего исследования Солнечной системы.

На недавних слушаниях в Конгрессе президент этого общества Джеймс Белл рассказывал, что видит в добыче минералов на астероидах задел для распространения человечества за пределы родной планеты. По его словам, людям понадобятся ресурсы, с помощью которых они смогут существовать вдали от Земли. На одних астероидах есть водяной лед (а из воды можно вырабатывать кислород). Другие состоят по большей части из металлов и силикатов. Все эти ископаемые пригодятся исследователям Солнечной системы.

Белл отметил, что Планетарное общество выступает за принятие законопроекта, так как он является одной из необходимых мер, стимулирующих создание технологий для дальнейшего освоения космоса человеком.

Марк Сайкс. Фото: psi.edu

Марк Сайкс, директор Планетологического института США и один из научных руководителей экспедиции НАСА Dawn к астероидам Веста и Церера, высказался скептически относительно этой инициативы. Он отметил, что масштабы необходимых инвестиций просто не позволят частным компаниям осуществить задуманное. По его словам, для развития такой программы в будущем необходимо ее государственное финансирование.

В процессе добычи тех или иных ископаемых должен учитываться минеральный состав пород космического тела, а также его однородность. Сайкс отметил, что спектральный анализ астероидов позволяет лишь строить догадки о том, из чего они состоят. «Метеориты также не дают полной картины состава астероидов — они представляют собой лишь небольшие части этих космических тел», — добавил он.

Именно необходимость больших вложений в исследования астероидов и разработку индивидуальных приспособлений, а также технологий для проведения работ на каждом из них, как считает Сайкс, делает эту задачу невозможной для частных компаний.

На слушаньях также был затронут вопрос юридической корректности передачи астероидов в собственность американским компаниям с точки зрения международного права. Как отметила эксперт в области юриспруденции и бывший главный редактор журнала Journal Of Space Law Джоан Ирен Габринович, современные соглашения, заключенные между странами мира, никак этого не запрещают, однако в них ничего не говорится о том, чьей собственностью будут считаться добытые ресурсы.

Интересное мнение насчет проблемы передачи в собственность частным лицам астероидов высказывал адвокат Майкл Листнер. По его словам, нетрудно представить, что если этот закон будет принят, сразу появятся люди, которые заявят свои права, скажем, на 100 малых космических тел, наиболее подходящих для добычи на них полезных ископаемых. В ближайшие годы их можно будет купить за бесценок, однако через несколько десятков лет, когда та или иная компания действительно соберется лететь к астероиду, ей придется выложить круглую сумму собственнику.

Самой популярной организацией, собирающейся добывать полезные ископаемые в недрах астероидов, является Planetary Resources. Ее, в частности, финансирует режиссер Джеймс Кэмерон, глава Google Ларри Пейдж, а также председатель совета директоров Google Эрик Шмидт. Сейчас Planetary Resources активно разрабатывает орбитальный телескоп, предназначенный для разведки целей будущей экспедиции.

Помимо нее, тем же самым собирается заниматься фирма Deep Space Industries, обещающая уже к 2016 году создать космический зонд для доставки на Землю образцов малого космического объекта.

Спасала жаба гадюку Далее в рубрике Спасала жаба гадюкуСША предлагали укрытие чилийскому диктатору Аугусто Пиночету Читайте в рубрике «Наука и технологии» Станислав Протасов: «Технологии Acronis спасают миллионы»Сооснователь IT-гиганта представил в Технопарке МФТИ настоящий гоночный болид «Формулы-1» Станислав Протасов: «Технологии Acronis спасают миллионы»