«Людей, конечно, жалко, но наша служба ПВО действовала правильно»
Boeing 747-100 близ Локерби. Фото: Bryn Colton / Getty Images / Fotobank.ru

Boeing 747-100 близ Локерби. Фото: Bryn Colton / Getty Images / Fotobank.ru

«Русская планета» вспоминает истории авиакатастроф, виновниками которых были военные и спецслужбы

17 июля самолет малайзийской авиакомпании Malaysian Airlines был сбит на высоте 10 километров над Донецкой областью. Предположительно, в авиалайнер попала ракета, выпущенная из зенитно-ракетного комплекса «Бук». Обломки машины упали около села Грабова, 295 человек, находившихся на борту авиалайнера, погибли.

Катастрофа малайзийского «Боинга-777» — далеко не единственный печальный эпизод подобного рода в истории гражданской авиации. Ошибки пилотов, плохо налаженная связь, непонимание между военными командирами и гражданскими летчиками стоили жизни сотням людей. «Русская планета» вспомнила самые известные трагедии в небе.

Потерялись в песках

2 февраля 1973 года ВВС Израиля сбили над Синайским полуостровом самолет ливийской авиакомпании Libyan Arab Airlines, в котором летели 104 пассажира и девять членов экипажа. В то время отношения между двумя странами были напряженными, потому что ливийский лидер Муаммар Каддафи публично одобрил захват палестинцами израильских спортсменов на Олимпиаде в Мюнхене. В феврале спецслужбы Израиля получили информацию о том, что боевики Организации Освобождения Палестины собираются угнать гражданский самолет и устроить теракт в Тель-Авиве или Димоне.

Черный ящик самолета ливийской авиакомпании Libyan Arab Airlines сбитого израильскими ВВС. Фото: Daniel Rosenblum / Getty Images / Fotobank.ru

Черный ящик самолета ливийской авиакомпании Libyan Arab Airlines сбитого израильскими ВВС. Фото: Daniel Rosenblum / Getty Images / Fotobank.ru

2 февраля Boeing 727-224 вылетел из Триполи в Каир с промежуточной посадкой в Бенгази. На подлете к Каиру самолет попал в песчаную бурю, и экипажу, состоявшему из двух французов и ливийца, пришлось ориентироваться только по показаниям приборов. Кроме того, на высоте 6000 метров, где летел самолет, был сильный попутный ветер, до 77 метров в секунду. В результате самолет сбился с курса, пересек Суэцкий канал и оказался над Синайским полуостровом, в воздушном пространстве Израиля. Экипаж стал консультироваться с диспетчерской службой аэропорта Каира, которая координировала полет, как если бы самолет летел над Египтом.

Израильские ВВС засекли самолет, который двигался в сторону ядерного центра в Димоне, и подняли в воздух два истребителя. Пилоты истребителей попытались наладить контакт с экипажем и принудить его сесть на военный аэропорт Рефидим, но связь не работала. В это время от диспетчеров аэропорта в Каире поступали инструкции изменить курс, в результате Boeing не стал следовать за истребителями, а взял на запад. Военные сочли это попыткой к бегству и стали стрелять по крыльям самолета. Он аварийно приземлился в пустыне, из 113 человек, находившихся на борту, 108 погибло.

24 февраля, после расшифровки черных ящиков начальник генерального штаба Армии обороны Израиля Давид Элазар взял на себя ответственность за катастрофу. Международная организация гражданской авиации осудила Израиль, ООН и США не стали обвинять власти страны. Премьер-министр Израиля Голда Меир сказала Элазару, что восхищается им.

Вижу цель!

27 июня 1980 года над Тирренским морем, недалеко от острова Понца в 130 километрах к юго-западу от Неаполя потерпел крушение авиалайнер итальянской авиакомпании Aerolinee Itavia McDonnell Douglas DC-9, совершавший регулярный рейс из аэропорта из Болоньи в Палермо. Все 77 пассажиров и четыре члена команды погибли.

Катастрофа вызвала большой общественный резонанс, поскольку в ходе расследования не было предоставлено никакого официального доклада о причинах аварии, однако нескольким генералам итальянского ВМС были предъявлены обвинения в государственной измене в связи с препятствием следствию. Бывший премьер-министр Италии Франческо Коссига сделал заявление, что самолет был подбит ракетой французского ВМФ. Как писали итальянские СМИ, самолет мог быть случайно уничтожен НАТО, целью которой был один из видных ливийских политиков — его самолет пролетал в том же районе. Кроме того, существует версия, что причиной катастрофы мог быть теракт.

Буря в Персидском заливе

3 июля 1988 года ВМС США сбили самолет Airbus A300 авиакомпании Iran Air ракетой, запущенной с крейсера Vincennes. Лайнер летел из Тегерана в Дубай с промежуточной посадкой в Бендер-Аббасе. Погибли 290 человек, в том числе 16 членов экипажа.

Американский крейсер находился в Ормузском проливе, соединяющем Оманский залив с Персидским заливом, потому что перед этим 14 апреля фрегат ВМС США USS Samuel B. Roberts подорвался на морской мине, происхождение которой идентифицировать не удалось.

Тела погибших пассажиров самолета Airbus A300 авиакомпании Iran Air. Кадр: NBC / AP

Тела погибших пассажиров самолета Airbus A300 авиакомпании Iran Air. Кадр: NBC / AP

Когда крейсер стоял в проливе, поднявшийся с него вертолет обстреляли с иранских моторных лодок. Судно стало преследовать их и вошло в территориальные воды Ирана. В это время из Бендер-Аббаса вылетел иранский лайнер, который американские военные приняли за преследующий их боевой самолет F-14 Tomcat — такие машины стояли на вооружении только у США и Ирана.

Крейсер пытался связаться с лайнером, но безуспешно, потому что на нем не было оборудования для переговоров на частотах гражданской авиации. При этом самолет отклонился на несколько километров от своего обычного воздушного коридора в сторону американского судна.

Власти США отказались брать на себя ответственность за трагедию. Президент Джордж Буш-старший заявил: «Я никогда не буду извиняться за Соединенные Штаты Америки!» Только 26 февраля 1996 года США согласились выплатить Ирану компенсацию в размере 61,8 миллионов долларов.

Чуть не началась война

1 сентября 1983 года советские военные сбили пассажирский лайнер Boeing 747 южнокорейской авиакомпании Korean Air, нарушивший воздушные границы СССР над островом Сахалин. Самолет летел из Нью-Йорка в Сеул, но сильно отклонился от курса и пролетел над несколькими советскими военными объектами — вероятно, из-за ошибки автопилота.

Лайнер был поражен двумя ракетами, выпущенными истребителем Су-15 — подбитый самолет рухнул в океан. Приказ об атаке отдал будущий главком ВВС России Анатолий Корнуков. Все находившиеся на борту 269 человек погибли, в том числе американский конгрессмен Ларри МакДональд.

Советские власти признали, что самолет был сбит. По воспоминаниям первого секретаря Крымского обкома Виктора Макаренко (интервью с ним напечатала газета «Бульвар»), на встрече с руководителями союзных республик генсек Юрий Андропов сказал об инциденте так: «Предполагалось, что воздушное пространство нарушил самолет-разведчик, а оказалось, это был гражданский самолет. Имеются человеческие жертвы. Людей, конечно, жалко, но наша служба ПВО действовала правильно».

Отношения между СССР и США резко ухудшились, инцидент не раз называли возможным началом Третьей мировой войны. Президент США Рональд Рейган назвал действия СССР «преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто». В Сеуле прошли многочисленные митинги протеста, на которых сжигались советские флаги.

7 ноября 1988 года суд федерального округа Колумбия признал, что экипаж Korean Air допустил в ходе полета непрофессионализм и халатность. Черные ящики сбитого самолета были переданы Международной организации гражданской авиации только в 1993 году по распоряжению Бориса Ельцина.

Рука Каддафи

Взрыв авиалайнера Boeing 747-100 над шотландским местечком Локерби считается одним из наиболее масштабных терактов, которые когда-либо совершались на территории Великобритании. 21 декабря 1988 года самолет авиакомпании Pan Am под названием «Дева морей», следовавший рейсом из Лондона в Нью-Йорк, взорвался над южной частью Шотландии через полчаса после вылета из аэропорта Хитроу. Катастрофа унесла жизни 259 пассажиров, большинство из которых были американскими военнослужащими, летевшими в отпуск.

 Котлован от взрыва авиалайнера Boeing 747-100 в Локерби. Фото: Bryn Colton / Getty Images / Fotobank.ru

Котлован от взрыва авиалайнера Boeing 747-100 в Локерби. Фото: Bryn Colton / Getty Images / Fotobank.ru

Взрыв произошел в грузовом отсеке самолета, образовалась полуметровая дыра в обшивке, за несколько секунд она увеличилась в размерах под действием давления, и самолет развалился на две части. Носовая часть авиалайнера рухнула неподалеку от Локерби, а остатки фюзеляжа с работающими двигателями во время падения уничтожили несколько жилых домов. Рухнувший на жилые кварталы корпус самолета с крыльями и основным топливным баком вызвал взрыв на заправочной станции, в дыму и огне погибли одиннадцать жителей Локерби. На месте взрыва образовался котлован длиной тридцать метров и глубиной три метра.

Расследование продолжалось около трех лет, в штаб-квартире ВС Великобритании в Фарнборо была реконструирована часть фюзеляжа. Анализ фрагментов контейнера для багажа показал, что во взрывчатке содержался гексан и вещество PETN, которые входят в состав пластиковой взрывчатки «Семтекс-Н», которая производилась только в Чехии и использовалась диверсионными подразделениями стран Варшавского договора. Чехословацкое правительство подтвердило, что некоторое количество взрывчатки могло попасть в страны «социалистической ориентации», но отказалось признать, что она могла быть продана террористам.

В то же время анализ остатков чемодана, в котором находилась самодельная взрывчатка, позволил определить его владельца. Им оказался глава службы безопасности национального ливийского перевозчика в аэропорту Луки (Мальта) Абдель аль-Меграхи, помимо него, обвинение было предъявлено ливийцу Амину Халифу Фимаху. По версии следствия, они устроили диверсию, чтобы отомстить за американскую бомбардировку городов Триполи и Бенгази в 1986 году. В 2011 году бывший министр юстиции Ливии Мустафа Мухаммад Абд-аль-Джалиль в интервью шведской газете Expressen заявил, что Каддафи лично отдал приказ взорвать самолет.

Ливия долго отказывалась выдать подозреваемых, но после того как Запад ввел санкции, в 1999 году предоставила Фимаха и Меграхи международному суду. В 2001 году последний был приговорен к пожизненному сроку. Фимах был оправдан. В 2004 году, добиваясь отмены американских санкций против Ливии, Муаммар Каддафи согласился на выплату моральных компенсаций семьям погибших — по 10 миллионов долларов за каждого.

Бомба наркобарона

Теракт в небе над Боготой 27 ноября 1989 года стал самым кровавым преступлением Медельинского наркокартеля, главой которого являлся Пабло Эскобар. Выполнявший регулярный рейс из Боготы в Кали Boeing 727-21 колумбийской компании Avianca взорвался через несколько минут после начала полета, над городом Соачоа, погибли шесть членов экипажа и 101 пассажир. По свидетельствам очевидцев, самолет полностью уничтожили два произошедших подряд взрыва: сначала в салоне взорвалась бомба, а потом сдетонировали пары топлива в пустом баке.

Обломки авиалайнера разбросало на несколько квадратных километров, при этом погибли еще три человека. Следствие установило, что причиной взрыва стала самодельная бомба, которую пронес на борт член картеля Пабло Эскобара. В ходе расследования была выдвинута версия, что целью террористов мог быть Сесар Гавириа Трухильо, помощник погибшего кандидата в президенты Луиса Карлоса Галана и возможный президент Колумбии. Его не оказалось на борту, поскольку в последний момент он отменил поездку.

Живая мишень

4 октября 2001 года потерпел крушение самолет авиакомпании «Сибирь», который летел из Тель-Авива в Новосибирск. Воздушное судно упало в Черное море, все 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли. Вскоре в американских СМИ появилась информация от экспертов ЦРУ о том, что в тот день в акватории проводились учения с запуском ракет. Комиссия Международного авиационного комитета установила, что одна из ракет, запущенных украинскими вооруженными силами, поразила самолет с пассажирами — военные приняли его за учебную цель.

Траурная церемония памяти погибших членов экипажа лайнера авиакомпании «Сибирь». Фото: Владимир Зинин / ИТАР-ТАСС

Траурная церемония памяти погибших членов экипажа лайнера авиакомпании «Сибирь». Фото: Владимир Зинин / ИТАР-ТАСС

Правительство Украины выплатило семьям погибших компенсацию по 200 тысяч долларов. В 2004 году авиакомпания «Сибирь» подала иск в Хозяйственный суд Киева против Минобороны и Госказначейства Украины, требуя взыскать с них 15 миллионов долларов, но проиграла.

В 2011 году эксперты Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз изучили данные контроля радиолокационного комплекса «Геленджик», полученные в день катастрофы. Они пришли к выводу, что предмет, зафиксированный в небе за полминуты до катастрофы в 50 километрах от места взрыва, не мог быть украинской ракетой. У ВС Украины на вооружении была ракета С-200В, и она, по мнению экспертов, не могла пролететь расстояние в 50 километров за 30 секунд, писало агентство РИА «Новости».

Одинокий «Бук» Далее в рубрике Одинокий «Бук»Эксперты рассказали «Русской планете» о зенитно-ракетном комплексе «Бук-М1», с помощью которого, предположительно, был сбит малайзийский авиалайнер в небе над Донецкой областью

Комментарии

18 июля 2014, 22:08
США еще до конца не отчитались куда же делся малазийский Боинг, пропавший пару месяцев тому назад в районе Индийского океана, близ военно-морской базы США!
19 июля 2014, 01:24
США играет Боингами как тенисными мячами, в 83 боинг упал, не реагируя на предложение покинуть пространство СССР, здесь мутная история, теория хаоса
21 июля 2014, 08:32
Отчёта ещё не было,однако фильмы уже снимают вовсю. И вообще эти американцы слишком много на себя берут и везде суют свой нос.
21 июля 2014, 09:15
Его похитили и удерживали на военной базе США на острове Диего-Гарсиа. Потом тайно переправили в Нидерланды и вот вам результат.
24 июля 2014, 11:39
я вообще решил больше в самолет не ногой, а отдыхать машиной или паровозом в Крым и Сочи!
19 июля 2014, 11:35
много уважаемый Олег,а почему Вы не задаетесь вопросом почему пуктин при освобождении заложникв,как в школе так и вмногих других местах росси вседа убивает в первую очередь заложников граждан своей страны.
21 июля 2014, 09:17
Тот же вопрос можно задать США. Зачем, под видом борьбы с терроризмом эти люди убивают тысячи своих сограждан и граждан других стран?
19 июля 2014, 19:09
Вы,Миша Колодий,просто малограмотное существо.Столько опечаток и ошибок,что даже ответить Вам желания нет.
20 июля 2014, 19:16
Да уважаемый я просто Миша Колодий тот кто вам защищал границу,что б вы недоросли не благодарные.
20 июля 2014, 21:16
Ну так а что вас теперь благодарить, если вы предали свои и наши общие идеалы?
21 июля 2014, 14:30
Я бы вам, Михаил, и сортир бы охранять не доверил, не то что государственную границу. Кто-то вас туда по ошибке в свое время поставил, вы этого не достойны!
19 июля 2014, 23:40
Да это Мишо американский агент, все по тексту видно, мало того - это продукт он Лайн переводчика
Точно подмечено.такой ломаный русский только в переводчике можно сделать,такого не сложно отличить от нормальной речи.
20 июля 2014, 09:33
Последний украинский случай я так и не понял в конце - что же тогда сбило самолет если не ракета, и почему тогда хохлы выплатили деньги (а насколько я знаю хохлов, те, если бы не сбивали, фиг бы што заплатили), мути нагоняете
20 июля 2014, 19:32
саша вот тебе анекдот встретились как то онучка комуниста и онуча декабриста и расговорились за что чей боролся и погиб,так вот онучка комуниста и говорит что дедушка боролся и погиб за то чтоб в стране небыло багатых,онучка декабриста посмотрела так пристально и говорит а мой зато чтоб в стране не было бедных,так вот саша я тот декабрист которий боролся борется и будет бороться до последней капли крови чтоб не было бедных и нищщих.
20 июля 2014, 21:18
Вы, случаем, не на физическое их устранение намекаете, Колодий? И кто такая онучка? )
21 июля 2014, 09:21
И что же вы сделали для того, что бы не было бедных и нищих?
20 июля 2014, 21:56
На нашей планете есть всего две страны, которые однажды по ошибке сбивали гражданский авиалайнер. Эти страны — Украина и США.

Американцы в 1988 году сбили над Персидским заливом иранский A300 (погибли 290 человек, включая 66 детей). Украинцы в 2001 году сбили над Черным морем русский Ту-154 (погибли 66 человек).
21 июля 2014, 18:23
Это не может являться доказательством вины Украинской армии в падении боинга 777,но для закономерности вполне сойдет.
21 июля 2014, 07:13
Я вижу что идеалы у нас разные, у вас ленин,сталин,гитлер и теперь вот путин,а мне эти упыри на чьих милионы не винных жизней загубленных никогда идеалами не служили.
21 июля 2014, 14:27
И именно поэтому вы сейчас поддерживаете бандитский режим Хунты и убийство граждан на Донбассе!? Очень странная логика. Вернее сказать, её совсем нет у вам - понамешали опять же все в кучу - и Ленина и Сталина и Гитлера к чему-то приплели....! Вы вообще в адеквате, Михаил, или вы контуженный?
21 июля 2014, 07:22
Ну все давайте не божители секты русская планета, нам пора готовится к большому православному празднику к крещению Киевской Русси повторюсь иммено Киевской и ни какой более.щ
Миша, йа тебя поздравляю ты нацист!
21 июля 2014, 12:29
А Ф.И.О у этого бандита есть или фсб очко порвет за бандит.
21 июля 2014, 15:56
Несчастные люди, которые сами того не подозревая, стали жертвами политических дрязг и нелепых игрищ. Следующий раз, садясь в самолет, подумайте - а, может быть, какой-то заокеанский дядя уже решил вашу судьбу и приговорил к смерти во имя свободы своей страны? Это очень страшно на самом деле.
21 июля 2014, 16:27
Ваня так я вижу по одеждам вашим вы подражаете Грозному,а он в крови своего народа по горло так что паралелей не найдешь потому что сам такой.
26 июля 2014, 00:38
Уважаемый Колодий! Относительно тронутых вами параллелей. Наш Грозный был грозным для нас - относительно наших стандартов добра и зла. Но относительно своих современников - коллег по власти тех стран, которые сегодня кичатся перед нами развитым гуманизмом, это был абсолютно безобидный правитель. Сравните сами: общее число жертв Ивана Грозного, пока он был грозным, по самым завышенным оценкам составило максимум 3-4 тыс. человек. Его современники в Нидерландах Карл V и Филипп II с 1547 по 1584 гг. собрали жатву в 100 тысяч. Из них 28.500 человек были сожжены живьем. Французский коллега Карл IX 23 августа 1572 года провел мероприятие "Варфоломеевская ночь", в течении которой было убито с пристрастием 3 тыс человек гугенотов. То есть за одну только ночь, сколько Иван Грозный за всю жизнь. И после этого в течении одного только года еще 28 тыс. тех же гугенотов. В Англии Генриха VIII только за "бродяжничество" вдоль больших дорог было повешено 72 тысячи бродяг и нищих. В Германии, при подавлении крестьянского восстания 1525 г., казнили более 100.000 человек. Примеры можно продолжать.
Вот и ответьте - какой же он на самом деле Грозный? Очевидно, что такой же как Царь Пушка - пушка, или Царь Колокол - колокол.
21 июля 2014, 18:55
Не получится у америкосов украинский косяк на Россию и ополченцев свалить.Чтоб те и другие провалились.
21 июля 2014, 20:24
Еще с лидерами уйгуров самолет Ил-12 в 1949 году забыли, тоже дела спецслужб, СССР и/или КНР.
21 июля 2014, 21:39
Еще можно припомнить пару десятков самолетов рухнувших в Бермудском треугольнике ....
27 июля 2014, 15:50
300 пельменных откроем в Вашингтоне, так же как "бистро" в Париже- вот достойный финал
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»