Китайско-никарагуанский канал

	Панамский канал и работы по его расширению. Фото: EPA / ИТАР-ТАСС

Панамский канал и работы по его расширению. Фото: EPA / ИТАР-ТАСС

Китайская компания получит право от правительства Никарагуа на строительство нового трансконтинентального канала как альтернативу Панамскому

Правительство Никарагуа приняло решение предоставить китайской компании 100-летнюю концессию на строительство трансконтинентального судоходного канала, сообщает The Guardian. Проект стоимостью $40 млрд призван конкурировать с Панамским каналом.

В пятницу 7 июня Национальная ассамблея должна рассмотреть два законопроекта, связанных со строительством канала. Один из них регламентирует само строительство, другой предусматривает проведение экологической экспертизы: маршрут строительства, среди прочего, пролегает через озеро Никарагуа — крупнейшее в Центральной Америке. Еще в XIX веке идею трансконтинентального канала критиковали за ущерб, который неизбежно нанесет природе заполнение пресноводных рек и озер морской водой.

Новый проект межокеанского канала был внесен в Национальную ассамблею Никарагуа в 2012 году. Предполагается, что канал будет иметь глубину в 22 метра, ширину в 20 метров и протяженность 286 километров. По нему смогут проходить суда грузоподъемностью до 250 тысяч тонн — в два раза больше, чем по Панамскому каналу после его расширения, которое должно завершиться к 2015 году.

Выступая перед новыми послами Бразилии, Канады, Швейцарии, Саудовской Аравии и Кувейта в минувшую среду президент Никарагуа Даниэль Ортега выразил надежду, что их страны присоединятся к проекту. Он также пообещал, что план строительства будет изменен, чтобы не задействовать реку Сан Хуан — против ее использования протестовала Коста-Рика, граница с которой проходит по правому (южному) берегу реки. По новому проекту канал будет проходить несколько севернее. Одновременно планируется построить параллельную железную дорогу и нефтепровод, а также два аэропорта. Что касается источника финансирования, то, по утверждению председателя Национальной ассамблеи Рене Нуньеса, забота о поиске инвесторов для этого проекта ляжет на китайскую компанию.

Прошлогодний проект предусматривал, что первый корабль пройдет по Никарагуанскому каналу через шесть лет, строительство полностью завершится в течение 10 лет, а государство будет иметь контрольный пакет акций предприятия. Изменились ли эти параметры, пока не известно. Также пока не называется имя компании, которая получит государственный контракт.

Оппозиция хотела бы, чтобы решение о строительстве канала принималось при помощи референдума.

«Я не понимаю, к чему такая спешка. Это настолько щекотливый вопрос, что его необходимо обсудить с гражданами», — приводит слова члена Национальной ассамблеи Луиса Кальехаса Miami Herald.

Озеро Никарагуа. Фото Георгия Надеждина / ИТАР-ТАСС, архив

Первые попытки проложить судоходный канал по территории Никарагуа относятся к началу XIX века. В 1825 году правительство тогдашней Федерации Центральной Америки предложило Соединенным Штатам поучаствовать в проекте в качестве инвестора. Госдепартаменту идея понравилась, но Конгресс ее отклонил. В 1849 году американская частная строительная компания Accessory Transit Company вызвалась соорудить канал за 12 лет, и за это получила контроль над сухопутным торговым маршрутом через перешеек Ривас (участок суши между Тихим океаном и озером Никарагуа, на котором при любом варианте маршрута строительства необходимо рыть канал). Однако строительство было прервано гражданской войной.

В 1881 году французы начали строительство канала в Панаме, но вскоре предприятие обанкротилось и к 1890 году проект забросили. В 1897 и 1899 годах две специальных комиссии рекомендовали властям США заняться Никарагуанским каналом, однако обе оговаривались: если Франция согласится продать свою панамскую стройку менее, чем за $40 млн, лучше обратить внимание на нее. Так и произошло: в 1904 году Соединенные Штаты купили проект в Панаме вместе с французским оборудованием и железной дорогой. К 1914 году строительство Панамского канала завершилось.

В XX веке о проекте Никарагуанского канала вспоминали несколько раз. Соединенные Штаты примеривались к строительству в 1916, 1929 и 1939 годах. Каждый раз планы американцев сталкивались с сопротивлением Сальвадора, Гондураса и Коста-Рики — первые два были обеспокоены возможным появлением военной базы США вблизи их границ (это было возможно благодаря договору Брайана — Чаморро 1916 года между Соединенными Штатами и Никарагуа), а интересы последней ущемлялись строительством канала через реку Сан Хуан. Тем временем Панамский канал процветал под американским началом; зона вокруг канала, фактически, превратилась в анклав США. Однако в 1999 году, в соответствии с изначальной договоренностью, Панамский канал перешел под контроль своей страны.

К XXI веку ограничения, которые накладывала конструкция Панамского канала, стали слишком очевидными. В 1960-х годах гражданские корабли, слишком большие для навигации в канале, можно было пересчитать по пальцам (предельно допустимый размер в судостроении принято называть «панамакс», а превышающий его, соответственно, «пост-панамакс»). На сегодняшний день канал не способен принять супертанкеры и многие крупные контейнеровозы, поэтому одновременно с проектом модернизации появился ряд альтернативных проектов. Среди прочего, в 2004 году никарагуанское правительство реанимировало свой проект канала — к неудовольствию экологов и соседей.

Альтернативами Панамскому каналу заинтересовался Пекин. Поначалу китайские власти обратили внимание на Колумбию, с которой в 2011 году стали готовить совместный проект строительства 222-километровой трансконтинентальной железной дороги, которая бы соединила грузовые порты двух океанов. Тем временем, начиная с 2006 года, испано-итальяно-бельгийско-панамский консорциум занимается модернизацией Панамского канала. К 2015 году будут оборудованы новые шлюзы и углублены судоходные пути, что должно увеличить пропускную способность и допустимый тоннаж отдельных судов. Проект оценивается в $5,25 млрд.

По мнению руководителя Центра политических исследований Института Латинской Америки РАН Марины Чумаковой, реконструкция Панамского канала более перспективна.

«Разумнее вкладывать деньги в модернизацию Панамского канала, не говоря уже о том, что там правительство более предсказуемое, чем искать что-то на этом "топком атлантическом бреге"», — пояснил эксперт. Никарагуанско-китайский проект она считает опасным: «То, что он экологически неприемлем, было известно еще четверть века назад. Все завязано на озеро, которое расположено слишком низко, и это может привести к очень печальным последствиям».

Однако, Чумакова полагает, что реальное строительство канала в Никарагуа маловероятно. «У китайцев, насколько мне известно, вообще нет специалистов по таким межокеанским сооружениям, а у никарагуанцев — тем более, поэтому все будет зависеть от транснационального капитала, который согласиться принять в этом участие, — голландцы или французы, например. Но на самом деле, это никому, кроме Китая, не нужно», – делает вывод эксперт.

Читайте в рубрике «Экономика» Перспектива для всехУ регионов России существует возможность получать гранты на социальные проекты Перспектива для всех

Комментарии

08 июня 2013, 12:01
Соединять крупнейшее в регионе пресноводное озеро с океаном?! По-моему это идиотизм...!
08 июня 2013, 15:17
Думается это решение будет принято вне зависимости от мнения самих жителей Никарагуа, как впрочем и их властей, которые давно уже контролируются спецслужбами госдепа...
08 июня 2013, 17:35
Возможно так и получится, что канал будет построен сравнительно дешевыми и многочисленными китайскими силами, а затем его, так же как это произошло с Панамским заливом, выкупят США. Затем его активно поюзают вплоть до состояния негодности и передадут на баланс Никарагуа! ))
09 июня 2013, 16:43
Выгодно это всем грузоперевозчикам. Канал необходим жителям Евразии и Африки, а Штаты пока контролируют лишь Панаму, где куча технологических проблем и ограничений. Дал бы Путин команду Абрамовичу вложится в канал , сделал бы полезное дело) к тому же Никарагуа наш друг, абхазию признали
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»