Как золото подменили воздухом
Фото: Hillery Smith Garrison / AP

Фото: Hillery Smith Garrison / AP

Отказ от «золотого стандарта» запустил механизм вечной инфляции

44 года назад, 15 августа 1971 года президент США Ричард Никсон отменил «золотой стандарт», тем самым окончательно обнулив какое-либо обеспечение доллара, да и всех мировых валют вообще. С того дня деньги превратились в бумажки и держались только на вере потребителей в их платежеспособность. Парадоксально, но эту революцию мало кто заметил.

Немного истории

В привычном для нас виде «золотой стандарт» возник в XIX веке в связи с промышленной революцией в европейских странах. Растущие объемы производства требовали расширения рынков сбыта, что вылилось в бурное развитие международной торговли. И появилась необходимость найти наиболее удобный инструмент для взаимных расчетов. Таким инструментом стала привязка национальных валют к фиксированному количеству золота: она позволяла легко отслеживать взаимные курсы любых валютных пар и оперативно определять торговый баланс каждого государства (соотношение между стоимостью импорта и экспорта).

В 1867 году все это было окончательно закреплено Пражской валютной системой. Но в начале XX века большинство стран не смогло справиться с затратами, связанными с Первой мировой войной, и отвязало свои валюты от золота, дабы печатать деньги в неограниченных количествах. Единственными валютами, сохранявшими привязку к золоту, были американский доллар и британский фунт. Они и начали приобретать статус международного средства расчетов. По итогам Генуэзской конференции 1922 года система стала официальной и получила название золотовалютной, или золотодевизной. Но потом в США грянула Великая депрессия (1929–1933), деньги резко обесценились, и те же самые «ведущие страны мира» тоже отказались от привязки своих валют к золоту (Англия — в 1931-м, США — в 1933-м).

Это, конечно же, не привело ни к чему хорошему, и через год, 30 января 1934 года президент Рузвельт ратифицировал «Золотой резервный акт», согласно которому доллар опять привязывался к золоту по фиксированному курсу — $35 за тройскую унцию. В июле 1944 года на конференции в городе Бреттон-Вудс (США, штат Нью-Хэмпшир) была, наконец, принята денежная система, ныне известная как «золотой стандарт». Валюты 44 стран мира привязывались к доллару по жестко установленному курсу, а доллар привязывался к золоту (по «Золотому акту»).

Почему отменили «золотой стандарт»?

Принято считать, что отказ Вашингтона от «золотого стандарта» явился реакцией на попытку президента Франции Шарля де Голля в 1968 году «накопить целый корабль американской валюты и одномоментно потребовать от США обменять ее на золото». Кстати, за два года ему удалось выкупить у США более 3 тысяч тонн этого драгметалла. Однако реальные причины заключались совсем в ином.

Дело в том, что подозрения, что количество долларов в обороте не соответствовало объемам золотых запасов США, были вполне обоснованными. Хотя американская экономика после Второй мировой и являлась ведущей в мире, в реальности ее внешняя торговля вела к утечке золота. С другой стороны, по установленным правилам, американцы не были обязаны раскрывать размеры своей золотой «копилки» и поэтому уже тогда могли печатать несколько больше зеленых бумажек, чем было разрешено. Ну и, наконец, благодаря тому, что экономики многих стран оказались настолько сильно «пропитаны» долларом, что даже без золотого обеспечения не смогли бы от него отказаться, идея об отмене «золотого стандарта», окончательно развязавшей бы американцам руки, буквально витала в воздухе. Понимая все это, правительство Штатов без колебаний пошло на беспрецедентный по своей наглости шаг и в одностороннем порядке объявило о полном отказе от «золотого стандарта».

Фото: Mike Groll / AP

Фото: Mike Groll / AP 

Еще более поразительной эту ситуацию делают следующие два факта. Первый: на тот момент львиная доля мирового золота находилась на хранении именно в США, и доступа к нему никто не имел. (Кстати, немцы его не имеют и по сей день.) Второй: американские деньги, в сущности, даже не являются американскими. Это всего лишь долговые обязательства 12 крупнейших частных коммерческих банков, имеющих статус федерального агентства (ФРС).

Впрочем, почему решение США не вызвало никаких серьезных протестов со стороны других государств, вполне понятно. Потому что мухлевать с решением собственных экономических проблем путем выпуска ничем не обеспеченных денежных знаков хотели все.

Чем за это заплатили мы?

Представьте себе летящий самолет, у которого 197 штурвалов — по одному на каждую страну. И все пытаются управлять крылатой машиной по-своему. Но степень и сфера влияния у штурвалов разная. У кого-то вместо штурвала в руках краник топливопровода, у кого-то — шторка подачи воздуха в двигатель и т.п. Одни пилоты хотят лететь в Гонолулу, другие — в Найроби, а третьи желают немедленно сесть. Представляете себе итоговую траекторию движения этого рейса? Вот это и есть суммарный курс мировой экономики.

Экономика, оторванная от внятных и стабильных ориентиров, перестала подавать адекватные сигналы для принятия управленческих решений. В США за шесть лет просто напечатали из воздуха денег в объеме 23% своего ВВП, а система евро, на первый взгляд как будто бы более защищенная от махинаций, как оказалось, делает то же самое. К концу 2016 года «по американской технологии QE» она «напечатает» 10,2% ВВП Евросоюза.

А самое главное, что, не имея больше никаких реальных ограничений, западная модель экономики окончательно перешла на стимулирование своего роста только через неограниченные кредиты, то есть нынешние деньги просто обязаны ежедневно обесцениваться. Чтобы представить масштабы инфляции, достаточно вернуться к «золотому стандарту» и посчитать, как менялась стоимость доллара по отношению к драгметаллу. В 1972 году одна тройская унция золота на Лондонской бирже стоила $58,42, в 2001-м — $277,9, а в 2014-м — $1220. За 43 года само золото не изменилось, изменился доллар — и он подешевел в 20,87 раза! И все потому, что его больше не сдерживают никакие материальные ограничения, а частным банкам ФРС очень нужна прибыль. Любой ценой.

Стоит ли удивляться тому, что кризисы приходят все чаще, а их масштабы все критичнее?

Далее в рубрике «Миротворческий» беспределОрганизованные США коррупционные схемы привели к деградации миротворческих сил ООН «Миротворческий» беспредел Читайте в рубрике «Экономика» Американское ярмо РоссииПочему Россия не может сбросить с себя ярмо казначейских облигаций США Американское ярмо России

Комментарии

15 августа 2015, 20:46
Получается что Штаты на протяжении нескольких десятков лет обманывали мир при "золотом стандарте", печатая гораздо больше долларов, нежели было положено по стандарту, а затем (и до сих пор) на протяжении долгих лет продолжают заниматься этим обманом, только ещё более беспринципно и нагло.
А тем временем доллар уже (на самом деле) не стоит ничего, даже своей себестоимости. А если учитывать размер внешнего долга США, то получится, что они ещё и должны сверху прислуживать за то что мир до сих пор пользуется их проклятой бумажкой...!
17 августа 2015, 09:52
С точки зрения важности для производственных цепочек, а также способности помочь национальному хозяйству в черный день - золото не сильно отличается от той же самой макулатуры. Количество золота в мире весьма ограничено и поэтому золотое обеспечение любой валюты приведет к коллапсу экономики.
17 августа 2015, 23:14
Та пошлость,с которой манипулируютрезультатами человеческой деятельности ни к чему хорошему не приведут.Нужны объективные международные стандарты как мера веса,длины и тд.Долой всеобщее надувательство.
18 августа 2015, 10:32
Международные стандарты массы (а не веса) и прочего - стандарты ФИЗИЧЕСКИХ величин, не зависящих от человека.
16 августа 2015, 04:12
Рассуждения в статье довольно примитивны, и не отвечают скажем на такой вопрос, а что такое нефтяной стандарт и нефтедоллары и почему черное золото вдруг стало падать в цене и почему возврат к золотому стандарту неыозможен и как вообще получилось так что в мировой экономике сравнимой с самолетом в котором управление так разобщенои как ответ можно сказать, а кто конструктор этого самолета и главный пилот которого если оторвать от штурвала в который он буквально как шизофреник вцепился, то самолет уж точно упадет
22 августа 2015, 22:09
Ответы на все ваши вопросы есть в статье "Закон Грешема - это нелепая ошибка или умышленная подмена понятий". Там три части, но в каждой из них открываются разные вопросы.

16 августа 2015, 09:04
Когда гиганты держат друг друга, они не падают. Сейчас эти гиганты евро и доллар и все вокруг них столпились и принимают схмеры и законы, укрепляющшие их.
Одно мне не даёт покоя; почему когда доллар и евро падает, рубль не растёт?
17 августа 2015, 09:47
"почему когда доллар и евро падает, рубль не растёт?" - доллары и евро, если падают, то К ЧЕМУ-ТО. К рублю, например. Тогда рубль соответственно идет в рост. Как может валюта падать без роста другой? Так не бывает.
тут надо понять одну важную вещь, нашему руководству дешевый рубль очень выгоден, а при дешевой нефте очень выгоден, так что ситуация с падением рубля абсолютно прозрачна и понятна
17 августа 2015, 16:29
Давно пора отвязать цену на нефть от нефтебакса и торговать ей исключительно за рубли, с соответствующим ценообразованием в рублях.
17 августа 2015, 19:56
Отличный план для окончательного умертвления российской экономики. Странно, что в правительстве до него до сих пор не додумались.
18 августа 2015, 11:58
Сейчас конечно такой вариант не прокатит. Но с крахом мировой финансовой системы откроются новые возможности. Вот тогда и начнем.
18 августа 2015, 13:47
Не, начнём ещё раньше. Когда Земля налетит на небесную ось. Прямо вот в четверг.
19 августа 2015, 16:29
Какой-то у вас неконструктивный диалог.
19 августа 2015, 16:58
Очень даже конструктивный. Вопрос повестки дня: как окончательно удушить то, что осталось от российской экономики? Ответ: начать продавать сырьё за рубли. Очень конструктивно. Ящитаю.
22 августа 2015, 22:14
Вы любитель голословных лозунгов? Или апологет доллара США?
22 августа 2015, 22:51
У вас отсутствуют аргументы по существу, что лишь подчёркивает мою правоту. Спасибо за поддержку.
22 августа 2015, 22:11
Проблема в том, что никто не знает как высчитать цену нефти в рублях, не используя для этого доллар.
22 августа 2015, 22:52
Проблема совсем не в этом, а в том, что никто не знает зачем это нужно.
17 августа 2015, 08:50
Очень удобно все сделано. И под новую русскую поговорку подходит: не обманешь, не проживешь.
17 августа 2015, 09:45
Все деньги одним лишь золотом не обеспечишь. Если экономика должна развиваться, то денег нужно очень много. А если деньги будут жестко привязаны к золоту, то откуда тогда им взяться? Золота сразу и много не добудешь, затратное и тяжелое это дело. И получится так, что товаров в один прекрасный момент станет больше, чем денег. И тогда, как следствие - дефляция, крах производства, безработица, нищета. Золотой стандарт - это не выход.
17 августа 2015, 11:37
Странный вывод из Ваших рассуждений следует...
Золото отменили... (сначала сконцентрировали у себя)...
Следующий этап - отмена... денег?
Цель США - полный коммунизм разом и на всей планете?
17 августа 2015, 17:35
коммунизм наверное нет, люди у них слишком злые, а вот социализм вполне, именно к нему движется современная парадигма развития Запада
17 августа 2015, 19:56
Об этом ещё 150 лет назад писал Маркс.
18 августа 2015, 12:00
Скорее социал-капитализм. Социализмом там и не пахнет
18 августа 2015, 13:48
Если СОЦИАЛ-капитализм, то социализмом там пахнет. И ещё как.
17 августа 2015, 11:51
Простейший вопрос к мегаэкономистам во главе с автором статьи: А почему, собсно, именно золото? По поводу "зелёных ничем не обеспеченных бумажек": совокупная масса наличных долларов США во всём мире составляет примерно один месячный ВВП США. То есть если представить себе фантастическую ситуацию, собрать в кучу всю наличность и предъявить в США, то её хватит на услуги и товары, производимые США в течение одного месяца. Это таперича называется "ничем не обеспеченные".
17 августа 2015, 14:04
В свое время, на советских рублях, это было четко обозначено. «Государственные казначейские билеты обеспечиваются всем достоянием Союза ССР» (1,3 и 5 рублей) — «Банковские билеты обеспечиваются золотом, драгоценными металлами и прочими активами Государственного банка» (от десятки и выше). На всех американских купюрах заявлено «In God we trust» — Мы уповаем на Бога. ))
17 августа 2015, 14:59
На заборе тоже написано... И как же они обеспечивались? Можно было прийти в банк и свободно обменять банковские билеты на золото по твёрдому курсу? И почему золото-то? Потому что так было написано на советских деньгах? Маловато будет.
17 августа 2015, 14:07
Остынь, аналитик. На конец 2013 года валовая лицевая стоимость долларов и производных финансовых инструментов (деривативов), номинированных в долларах ($710 триллионов) превышает в ДЕВЯТЬ раз стоимость мирового валового внутреннего продукта ($87 триллионов). То есть, доллар обеспечен товаром на 11 процентов. Все остальное, по большому счету, простая бумага, хотя и имеющая крутую «подписку» в лице US Navy и US Air Force.
17 августа 2015, 15:02
Лично обращение и на "ты" вскрывает в вас безграмотного хама. В долларах вы можете номинировать хоть ракушки из соседнего пруда или жёрдочки для кур в сарае. Это никому неинтересно. Равно как и резервная валюта как таковая ну никак не привязана ни к каким обеспечениям. Речь идёт (повторю для вас, как альтернативно одарённого) о долларах наличных. Знаете, такие наличные... Бумажечки там, монеточки...
17 августа 2015, 16:32
При чем тут наличные деньги? Вас человек спрашивает про пузырь деривативов в 700 трюликов. Есть что по теме сказать, или вы только рассусоливать умеете?
17 августа 2015, 16:49
При том, что обеспечены должны быть наличные деньги. А деривативы здесь вообще ни при чём. Если фирма "Бивни слона" из Нигерии заключает контракт с фирмой "Зубы аллигатора" из Суринама в долларах США, то при чём здесь США? И это не пузырь никакой. Я как нефиг делать могу назаключать (и навыполнять!) сделок в сотни раз превышающих по объёмам мой доход.
18 августа 2015, 12:26
Как это не при чем? Во многом доллар США как раз и обеспечен этой головокружительной массой деривативных побрякушек, которые суть-воздух. Все остальное пыль в глаза.
18 августа 2015, 13:49
Деривативы вообще никакого отношения к валюте США не имеют. И уж тем более к его обеспечению.
19 августа 2015, 16:32
Да? А что же тогда определяет стоимость дериватива? И в чем они номинированы?
19 августа 2015, 16:59
Википедия вам в помощь. А ещё лучше - экономический факультет серьёзного вуза.
22 августа 2015, 22:42
@ shefbaton
Речь идет о наличных долларах? Да ну? И весь долг США - это только наличные доллары?
Я вам напомню, о чем идет речь, мне не трудно: Речь идет о долге США. Вы же, сказав ерунду и будучи на ней пойманы, просто пытаетесь подменить то, о чем идет речь, на другое. Вам так удобнее и возражать ничего не нужно! ))
22 августа 2015, 22:55
Нигде выше речь о долге США не шла. Это у вас глюки, машер. А весь долг США составляет 1 годовой ВВП. Сравните с европейскими странами. Это одно. И второе: размер внешнего долга ВООБЩЕ НИКАК не характеризует экономику страны и, как следствие, уровень жизни населения. Абсолютно никакой связи.
18 августа 2015, 11:55
вы нам откуда из 91 года пишете, какие наличные деньги, о чем вы вообще, сейчас все в нулях и единицах, все по безналу
18 августа 2015, 13:49
Не знаете, что такое наличные деньги? Сочувствую.
19 августа 2015, 14:35
Я так полагаю, что ежели все держатели валютных счетов захотят обналичить свои вклады, то им придется или долго ждать, пока амерекуанцы допечатают нужное кол-во или, по вашей логике, получить натурой в виде ноутбуков, машин и хот-догов.
19 августа 2015, 15:42
Неправильно полагаете. Хотя бы потому что валютные вклады за пределами США не имеют к ним никакого отношения.
22 августа 2015, 22:20
Вы очень ошибаетесь, т.к. говорите только о наличных долларах США, без учета выраженных в долларах США долговых обязательств США - трежерис, а также безналичных долларов эмитируемых банками в момент выдачи кредитов и рынка производных. Вы один из тех, кто постоянно представляет интересы доллара США на всех без исключения подобных обсуждениях?

Для справки:
Долг США составляет $ 210 трлн, или 12 раз по ВВП США.

В действительности мы сталкиваемся с бюджетным дефицитом в $ 210 трлн. Это в 16 раз больше, чем официальный долг США.
22 августа 2015, 23:01
Это называется "слышал звон". Речь идёт о золотом стандарте в частности и об обеспеченности наличной американской валюты (того, что "патриоты" называют "зелёными бумажками"). При чём здесь вообще внешний долг США? Для справки: долг США составляет чуть больше $17 трлн. Цифры, приведённые вами - из воображения шизофреника. Превышают в несколько раз суммарный внешний долг всех стран вместе взятых. Даже неинтересно откуда у вас эти бредовые данные.
17 августа 2015, 16:27
А я хотел бы иметь баксо станок, кто бы там что ни говорил с ним мне было бы жить гораздо легче. Я бы стал продавать доллары за рубли в больших количествах и это укрепило бы мой любимый рубль, чьи держателем я стыл бы.
17 августа 2015, 16:50
И что же вас удерживает от изготовления и запуска баксостанка?
22 августа 2015, 22:21
На Западе новая мода - "Зашортить ФРС". Что означает сделать ставку против ФРС, путем покупки какого-то посильного объема именно физического золота.
Что дословно выражается многими людьми как фраза:
"Убей ФРС - купи золото!". (Kill the Fed - Buy Gold!)
22 августа 2015, 23:07
Нет такой моды. Чего врать-то? Там живут в большинстве своём люди, разбирающиеся в экономике и, естественно, никто никаких "ставок против ФРС" не делает.
17 августа 2015, 17:30

СОВРЕМЕННЫЕ ДЕНЬГИ – ЭТО ВЕКСЕЛЬ, ДОЛГОВАЯ РАСПИСКА ГОСУДАРСТВА
Никсон никакой революции в финансовом мире не произвёл, отменив Бреттон-Вудскую валютную систему в начале 70-х. Он лишь юридически закрепил то, что уже фактически давно стало полным анахронизмом. Так называемое «золотое обеспечение» никого серьёзно не беспокоило даже в преддверии Первой мировой войны, являясь лишь условным мерилом для соотношения основных валют мира. Дань этой условности отдавали и советские бумажные деньги. На крупных купюрах ещё можно было прочитать, что они обеспечены золотом и прочими активами Госбанка, а на мелких писали, что они обеспечены «всем достоянием» Страны Советов. В первом случае откровенно врали. В последнем случае писали правду, т.е. обеспечены деньги всем сразу и ничем конкретно. Так оно и было, так оно и есть. Реально современные деньги обеспечены только степенью доверия к тому государству, которое их печатает. Это такой же ВЕКСЕЛЬ (т.е. ДОЛГОВАЯ РАСПИСКА), как и любая ценная бумага, типа акций различных компаний.
* * *
Часто говорят, что доллары это фантики, зелёные бумажки и т.д. Это не так, по крайней мере, сейчас. Если вы можете пойти в магазин и купить на доллар продукт, то он не фантик. И так с любыми бумажными деньгами. В каждый момент они стоят ровно столько, сколько за них можно получить товаров или конкретной работы в этот же момент. Если уже ничего нельзя получить, тогда это фантик: бумага, потерявшая доверие и реальную ценность.
Чтоб понять, что такое ценная бумага, не обязательно понимать, что такое вексель. С ценными бумагами каждый из нас сталкивается почти постоянно, и они тоже могут что-то стоить, а могут и ничего не стоить, в силу разных причин. Вот простой пример. Человек покупает дорогой билет на самолёт в удалённую банановую республику. Пока самолёт не улетел, этот билет стоит ровно столько, сколько за него заплачено. Но если вдруг, не дай бог, человек опоздает на самолёт, то билет его автоматически превращается в пустую бумажку, хотя внешне он будет прежним до последней завитушки. Что изменилось? – изменилась сама ситуация. Билет не был использован вовремя и обесценился. Теперь мы, россияне, знаем, что иногда с деньгами происходит то же самое. Образно говоря, это происходит тогда, когда государственный «самолёт» улетает в банановую республику, а мы остаёмся с просроченными «билетами».
* * *
Возрастание покупной стоимости золота в долларах на протяжении ряда лет – ничего не значит. За военный и послевоенный период японская йена и итальянская лира измельчали ещё сильнее, но затем в 60-х вдруг выяснилось, что это едва ли не самые крепкие валюты. Почему? Потому, что итальянцы и японцы упорно насыщали свои дензнаки собственным трудом и реальными товарами. Как говорят в народе: «деньги у них крутились»… Но не в «пирамидах» и коммерческих банках с экзотической пропиской, а в нацпроизводствах. Это тяжёлый путь, но более надёжный: живёшь сам – дай жить и другим тоже; создавай рабочие места, открывай новые производства, насыщай деньги реальной жизнью, если не фраер в политике и экономике.
* * *
Номинальное обесценивание национальных денег – это естественный процесс для всех времён и народов. Финансовый орган любой страны любит понемножку подпечатывать денежку, отчасти оправдывая это износом старых купюр; отчасти тем, что объёмы общей капитализации государства возрастают. Таким образом, постоянная «ползучая» инфляция есть всегда, и чем мощнее экономика, тем более безболезненным будет процесс увеличения дензнаков. При нормальном раскладе: надувается экономика – надувается денежная масса. Но привести данный процесс в точное математическое соответствие совершенно невозможно. Проблема в другом. Если эта бумажная масса национальных денег не будет насыщаться товарами и реальной работой, производимой гражданами внутри своего государства, то рано или поздно «гора (чиновников и госслужащих) родит мышь», т.е. обвальную инфляцию. Деньги должны работать в режиме: «товар – деньги – товар» или «работа – деньги – работа». Страшнее всего, когда деньги начинают циркулировать из банка в банк, словно спам в электронных сетях, а простые работяги в это время ждут свои зарплаты, затянув пояса. Это уже метод кабально-«удавочной» экономики. Это убивает государство и любое общество, кроме жуликов и спекулянтов.
Глупо в наших бедах винить Америку, если за четверть века руководители не удосужились создать для граждан России рабочие места и, как следствие этого, конкурентно способную продукцию собственного производства. Мы четверть века проедали сами себя, свои недра и достижения советского периода, а теперь Америка виновата?
Глупо требовать от американцев, чтоб они были патриотами России больше, чем сами россияне.
19 августа 2015, 14:43
Полностью согласен с Вами! Ельцин развалил экономику и разогнал рабочий класс. Путин - вообще не экономист, как и Медведев. Когда смотришь на кабинет министров России, становится страшно.
22 августа 2015, 22:29
@ SKIF
Вы написали очень много глупостей в защиту доллара и США, приправив все это критикой России. Я заметил, что работает система: Любая публикация о необходимости отказа от доллара и переходе на золото, сразу атакуется "защитниками долларового устройства мира", вроде вас и вашего коллеги. Здесь очень неудобный формат для написания комментариев. Как в танке в смотровую щель приходится смотреть, к сожалению. И это единственное, что вас избавляет от разложения мной до буквы всей той чуши, которую вы написали в защиту доллара.
22 августа 2015, 23:08
Обсуждение СКИФа, а не того, что он написал. Прекрасно. Отлично просто.
23 августа 2015, 21:33
Я сразу же понял, что вы танкист, с первых же слов комментария. Мы где-то коллеги, и мне тоже приходится в смотровую щелочку... Но, в отличие от вас, я не уклоняюсь от честного разговора по существу вопроса. С тем же текстом можно ознакомиться у меня на сайте, добавив к названию: SKIF. Статья проиллюстрирована из Ван Гога картиной "Едоки картофеля", 1885 г. Замечательный художник!
* * *
Вы ошибаетесь. Я не защищаю доллар, поскольку он то, что в защите не нуждается. Всё вышесказанное является попыткой защитить от дураков наш российский рубль. Всего навсего.
18 августа 2015, 08:35
Рассуждать об экономике имеет права только тот, кто понимает, что доля оплаты труда в смете себестоимости продукции всегда меньше, чем стоимость продукции, а это значит, что вся заработанная людьми сумма денег всегда меньше стоимости созданного ими товаров и услуг, а если это так, то всю произведенную продукцию и услуги купить НЕКОМУ!
18 августа 2015, 10:35
Оплата труда, говорите? То есть речь идёт о наёмных работниках. Открою вам страшную тайну: они не покупают космические корабли, атомные электростанции, танки... Надеюсь, уловили... Кроме того, в обществе всегда есть люди которые не производят никакой продукции (а в постиндустриальных обществах таких - большинство).
18 августа 2015, 23:57
Рассуждать об экономике имеет право любой человек, если он часть человеческого общества и не живёт отдельно от всех, как жила когда-то семья Лыковых. К сожалению, мы можем только «рассуждать» и не более того. В целом мысль верная: институт государства с древнейших времён существует за счёт прибавочной стоимости, образованной в результате того, что реальная цена зарплат прилежных работников намного меньше реальной цены ими же произведённого продукта… Это типа дополнительного налога, поступающего через посредников-работодателей, которые существуют за счёт работников, но со своего дохода платят государству.
* * *
Повторяю: мысль верная, но несколько устаревшая. Так было в эпоху реальных людей-производителей, которыми власть дорожила, как дорожит рабочими волами крестьянин Юга. С появлением мощнейших энергоресурсов схема кардинально изменилась. Теперь необходимы не столько люди-производители, сколько люди-исполнители, люди-статисты тихие, как мышь. Если у государства есть мощный петролиумный источник обогащения, то работать по-настоящему вообще никому не надо! Можно заниматься лишь имитаций работы и постепенно деградировать, нарушая древнее: «В поте лица твоего…»
Но здесь рано или поздно возникают два вопроса:

Вопрос №1 связан со справедливым распределением благ в этом иждивенческом сообществе всеобщей деградации рядом с Трубой.
Вопрос №2 связан с пониманием того, что Труба не вечна, и конъюнктура может измениться одномоментно, превратив источник денег в металлолом.
* * *
Примерно век назад многим казалось, что Эпоха пара продлится как минимум ещё на столетие. Тот же «Титаник» планировали эксплуатировать не одно десятилетие, и не два. В первых электрических моторчиках видели лишь занятную игрушку… Прошло всего столетие, но мы уже и не вспоминаем о паровозах и пароходах. То же самое может случиться и с Веком углеводородов, которым обязательно найдут биохимическое применение, вместо энергетики.
19 августа 2015, 14:46
Дорогой мой, читайте "Капитал", там все написано.
21 августа 2015, 10:08
Надо все доллары собрать и сжечь, тогда от нихз будет много толка и тепла.
21 августа 2015, 11:05
Дерзайте!
21 августа 2015, 18:51
Денег и активов сегодня в мире в 20 раз больше, чем продукции, производимой всеми странами, включая Китай. Представьте себе, сколько будет стоить еда, если все эти деньги соотнести со всей имеющейся на планете едой! Это будет "золотая" в буквальном смысле слова еда. Потому эту еду распределили таким образом, чтобы одни ели в три пуза, а другие умирали от голода (знаете ли вы, сколько людей в мире умирает от голода ежедневно???). Если мы еще нормально питаемся, то это пока только благодаря нефти, газу и Путину. Вообще-то для колонии под названием "Россия" такое количество еды не предназначалось. Кто жил во времена Ельцина, особенно в годы гайдаровских реформ, тот знает, о чем я говорю.
21 августа 2015, 20:48
Порадовало упоминание в этом безграмотном контексте Путина. Прогиб засчитан.
22 августа 2015, 22:52
shefbaton - ну не всем же женщинам негры нравятся! Вам нравится Обама с его долларами, под котрого вы тут все время прогибаетесь? Это ваше право. Но ваши права заканчиваются там, где начинаются права других граждан и общества. Или вы противник плюрализма мнений и ненавистник демократии?
22 августа 2015, 23:09
Опять обо мне. Спасибо вам огромное. Лучше способа для подчёркивания беспомощности российской экономики вы придумать не смогли бы. Благодарю вас.
22 августа 2015, 22:48
Галина, вы ведь математику в школе учили? Помните понятие математической пропорции?
Если да, то вы понимаете, что много золота или мало для того, чтобы заменить доллар США - это только вопрос относительной ценности золота и не более того.
Под относительной ценностью,подразумевается ценность золота относительно корзины потребительских благ.
22 августа 2015, 23:10
В потребительские блага золото вообще не входит. Опять какая-то у вас бессмыслица.
23 августа 2015, 22:30
Нет, позвольте, как это "не входит"? С возвратом нравов в стиле 50-х золотые фиксы опять будут нарасхват. Помните фильм "Не бойся, я с тобой", с участием замечательного артиста Льва Дурова, где он играл Сан Саныча. Там есть сцена в тюрьме, когда один из урок, проиграв ворам в карты, подходит к нашему герою, желая заполучить его золотой зуб... Сан Саныч говорит: "Это мой зуб".
Урка смеётся и говорит ему в ответ: "Слыхали, какой глупый... Он не твой. Даже не мой, понял? Он - ихний!" В этом эпизоде наглядно показано, насколько сложно иногда складываются экономические отношения, особенно с золотом.
24 августа 2015, 11:36
Гораздо практичнее зубы стальные. Золото в быту - только предмет роскоши (то есть бесполезности). В технике - другое дело: золото - очень удобный металл, высокая электропроводимость, нулевая окисляемость.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»