«Как орел становился двуглавым»
4 ноября 2014. Президент России Владимир Путин и патриарх Московский и всея Руси Кирилл перед началом торжественного приема по случаю Дня народного единства в Кремле. Фото: Михаил Климентьев / РИА Новости

4 ноября 2014. Президент России Владимир Путин и патриарх Московский и всея Руси Кирилл перед началом торжественного приема по случаю Дня народного единства в Кремле. Фото: Михаил Климентьев / РИА Новости

Русская православная церковь в борьбе за аудиторию

«Русская планета» посетила лекцию доцента Высшей школы экономики, кандидата философских наук Бориса Кнорре. Лектор рассказывал о церковно-государственных отношениях в постсекулярном мире, причем в очень подходящей для такой темы державной обстановке — в Покровском соборе, в помещении под сводом XVI века, некоторые кирпичи которого видел сам заказчик строительства собора — русский царь Иван Грозный.

Почему сегодня могут быть интересны церковно-государственные отношения и их специфика с точки зрения государства? Кнорре считает, что эта тема действительно крайне актуальна в контексте нашего современного общества и в контексте значительного присутствия церкви в его публичном пространстве.

Лектор сразу признался, что и сам когда-то был вовлечен в церковную или, точнее говоря, в церковно-социальную деятельность, помимо хождения в храм и пения в хоре, — а именно работал в отделе образования и катехизации Русской православной церкви, где его задачей было освещение религиозного образования. Так он увидел социокультурную среду церкви изнутри. И то, что он увидел, породило у него ряд вопросов, которые он и решает для себя до сих пор. Еще тогда Кнорре задумался о глубоких связях, выстраиваемых между епархиями и местными администрациями, чиновничеством.

Сперва Кнорре привел некоторый теологический бэкграунд проблематики, места из Евангелий и Посланий Священного писания, конституировавшие тогда и сейчас отношения церкви и государственной власти: «Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего» (Ио. 18:36), «Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21). Также для развития церковно-государственной теологии важен библейский сюжет искушения Христа дьяволом, прежде всего искушение Христа царством, абсолютной властью над Иудеей и не только.

Куда более влиятельными с точки зрения выстраивания церковно-властных отношений исторически оказались Послания апостолов: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1), «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, — ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (Пет. 2:13).

Основы социальной концепции Русской православной церкви (ОСК РПЦ), сформулированные и действующие сейчас, в современности, вполне соответствуют духу и букве своего древнего библейского базиса: «Государство как необходимый элемент жизни в испорченном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха, благословляется Богом», пункт III.2.

Поместный собор Православной Российской Церкви (1917—1918). Источник: academic.ru

Поместный собор Православной Российской Церкви (1917—1918). Источник: academic.ru

Кнорре рассказал, что сейчас во всех православных церквях, включая РПЦ, существует сильная ностальгия по утраченному монархическому идеалу. У этого есть более глубокие первопричины, нежели тоска по каким-то конкретным свергнутым монархиям, причины связанные, прежде всего с византийской иконографией — Иисус Христос на византийских иконах (особенно ранних) изображался в той же стилистике, что и цари; все святые при этом изображались христоподобными. Фактически это означает, что византийские иконы создавали аллегорический образ некоей высшей небесной монархии со своей регламентированной небесной иерархией.

Более поздняя история, конституирующая современную российскую матрицу церковно-государственных отношений — письмо Патриарха Константинопольского Антония Великому князю Московскому Василию Дмитриевичу конца XIV века: «На всяком месте, где только именуются христиане, имя царя поминается всеми патриархами, митрополитами, епископами, и этого преимущества не имеет никто из прочих князей и местных властителей. Невозможно христианам иметь церковь и не иметь царя». Буквально через полвека имевшийся в виду здесь царь был свержен османскими завоевателями, но о преемстве ему заявили с десяток разных феодалов — от сербского и болгарского королей и Великого князя московского до самого османского султана Мехмета II Завоевателя, так что сама концепция симфонии церкви и царства никуда не делась.

Тем не менее, рассказывает Кнорре, в православной традиции существуют и условия для неповиновения государственным властям, в том числе прописанные и в уже упомянутых ОСК РПЦ: приказы власти на выполнение греховных действий, таких как, например, нарушение десяти заповедей, не должны соблюдаться и даже наоборот, вполне могут быть публично осуждены церковью. Важно, однако, понимать, что поддержка более системных протестных действий со стороны церкви почти невозможна — серьезные иституциональные социально-политические преобразования и тем более смену политического режима церковная традиция не одобрит.

Далее Кнорре перешел к рассказу об отношениях церкви с советской властью, властью с ярко выраженной атеистической идеологией. На Верховном церковном соборе 1917-1918 годов вопрос отделения церкви от государства был наиболее животрепещущим — это отделение автоматически означало полную потерю церковью какого-либо политического влияния. В итоге церковь и советская власть находились в состоянии полной сегрегации вплоть до 1930-х годов, когда уже сталинская администрация начала попытки возвращения церкви под свой контроль, ставя в епархии своих епископов и смещая епископов неугодных.

Во время и после войны эта тенденция продолжилась и усилилась — произошло частичное восстановление разрушенной в 1920-е годы синодальной структуры, и даже более того, восстановление патриархата, вместо существовавшего еще с петровских времен Священного синода, управлявшегося светскими чиновниками, — в его современном виде Московский патриархат появился именно во время Великой отечественной. Это, по мнению Кнорре, вполне можно считать не только результатом усилий церкви, но и проектом Сталина по частичной реабилитации церкви как общественно-полезного института.

Важная составляющая этого проекта — инициирование лично Сталиным праздничных торжеств в честь 500-летия автокефалии русской митрополии (произошедшей в 1948 году), ее отделения от Вселенского патриархата. К этому же событию Сталин инициирует и создание системы посольств в другие важные православные церкви: в румынскую, сербскую и болгарскую, то есть в церкви православных стран Варшавского блока.

Сталинский посланник в сербскую церковь, епископ Сергий Кировоградский, пытался добиться от сербского патриарха трех решений: признать факт отсутствия гонений на верующих в СССР, сменить линию отношения церкви к социалистической власти как к явлению, и признать независимую Русскую православную церковь за рубежом (РПЦЗ) не только раскольниками, но и фашистами. Патриарх Иосиф остался непреклонен, особенно по последнему пункту . Он знал, что патриарх-«зарубежник» Серафим в годы Второй мировой спас многие жизни, в том числе укрывая в своих приходах евреев. В итоге епископ Сергий вернулся в Советский союз ни с чем.

С Болгарской православной церковью вышло проще: один из местных иерархов церкви, митрополит Стефан, быстро стал союзником «сталинской» церковной политики и начал лоббировать среди болгарского клира идеи лояльности соцблоку. Впоследствии, в 1953 году, после смерти старого болгарского патриарха Никодима, отказавшегося выполнять требования Сталина, именно Стефана изберут болгарским патриархом, во многом благодаря блестящей дипломатической работе сталинского посланника епископа псковского Григория. Похожая ситуация сложилась и в Румынии: после смерти Патриарха Никодима, верного дореволюционной церкви, местной просталинской клике удалось поставить на патриарший престол лояльного социализму митрополита Юстиниана.

Председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин (слева) и патриарх Московский и Всея Руси Алексий II перед началом богослужения, Москва, 7 января 1991 года. Фото Дмитрия Соколова / ТАСС

Председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин и патриарх Московский и Всея Руси Алексий II перед началом богослужения, Москва, 7 января 1991 года. Фото Дмитрия Соколова / ТАСС

В 1991 году начинается новая эпоха в истории РПЦ — церковь оказывается в беспрецедентной ситуации абсолютной свободы и независимости. Избранный в том же году патриарх Алексий в начале своего патриаршества сделал несколько публичных заявлений о принятии церковью ставшего в то время главенствующим либерального дискурса. Алексий говорил о главенстве неотъемлемых прав человека и о взаимном уважении и диалоге между православными и западными церквями — католическая церковь и лютеране внесли тогда значительный вклад в восстановление православных храмов, пришедших в упадок за долгие годы государственного атеизма. Дело в том, что в результате общего экономического коллапса страны, проходившего волнами все 90-е годы, РПЦ находилась в бедственном положении. Также Кнорре отметил, что не меньшую помощь в восстановлении церквей в 90-х оказали и вооруженные силы России, и в будущем это сыграет очень важную роль.

Одновременно в 90-е годы в церкви появляется и очень интересная тенденция к ностальгии по советским временам. Многие представители духовенства на своих проповедях открыто осуждали воцарившийся в то время «кумовской» капитализм и культ наживы, и говорили о том, что в результате крушения СССР Русская православная церковь изначально потеряла больше, чем получила. На этом фоне в середине десятилетия появляются политически ориентированные православные группы, ставящие своей задачей конструирование «православных элит» для влияния на власть. Непосредственному включению православного фактора в политику препятствовало тогдашнее законодательство, как церковное, так и светское: Синод отказывал священникам в праве участвовать в любых светских выборах, а Госдума в 1994 году издала закон, запрещающий создавать политические объединения по религиозному или национальному признаку.

Все это не помешало возникновению феномена «политического православия». Течение представляли такие известные тогда и сейчас деятели как Валентин Лебедев, редактор газеты «Православная беседа», историк Владимир Мохнач, завлявший в своих радиопередачах о том, что «в таком государстве, как Россия, министры должны быть православными», Дмитрий Рогозин и Егор Холмогоров, националист и автор известной в узких кругах концепции «атомного православия». Одной из основных организаций, представляющих эту новую идеологию стал «Союз православных граждан», основанный в 1995 году. В середине нулевых не менее 12 членов «СПГ» оказались уже в составе Государственной думы и стали из православных граждан православными депутатами.

В то же время другой апологет политического влияния церкви, постоянный ведущий одной из программ православного радио «Радонеж», священник Дмитрий Смирнов стал выстраивать милитаристскую ветвь «политического православия» — в 2001 году он возглавил Синодальный отдел РПЦ по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами. На этом посту он развивал своеобразное богословие священной православной войны: «Русь есть ни что иное, как военная дружина. У нас русских в крови война, у нас «война» всегда значит «священная война». Смирнов же говорил и о православии как цивилизационном русском проекте: «Русский значит православный по своей идентичности».

Еще в 90-е годы Махнач и Смирнов начали развивать дискурс «канонических территорий» РПЦ, утраченных в результате «Парада суверенитетов» 1991 года, дискурс особо актуальный сегодня, в свете последних событий в Крыму и на Украине. Тогда «Союз православных граждан» считал ельцинскую власть антиправославной, антирусской и неспособной осуществить этот возврат в русские границы исконно православных земель, поэтому, например, Махнач отмечал необходимость дождаться прихода другой «более русской» православно-ориентированной власти, прежде чем агитировать за активную реализацию этого возврата.

В начале нулевых истеблишмент Русской православной церкви взял стратегический курс, который Кнорре обозначил как «VIP-миссия», активным конструированием православной элиты теперь занялись не только отдельные энтузиасты из «СПГ», но и часть церковного истеблишмента. Отдел внешних церковных связей РПЦ уделял особое внимание взаимодействию с чиновничеством, промышленниками и администрацией. В частности, важным оказывалась практика поздравления крупных чиновников в дни их рождений. Кнорре рассказал, что случаи небрежности в соблюдении этого могли рассматриваться как проступки с точки зрения церковного начальства. Данная стратегия быстро принесла свои плоды, в начале нулевых генпрокурор Устинов уже говорил о необходимости «морального аудита» чиновников со стороны церкви.

В качестве яркого примера проявления стратегии «VIP-миссии» Кнорре приводит vip-билеты с индивидуальным дизайнерским золотым теснением для важных чиновников на знаменитые образовательные Рождественские чтения, до сих пор проводимые РПЦ каждый год. Лектор видит в этом прямое влияние византийской традиции отношения к государственной власти.

В 2009 году, при избрании нынешнего Патриарха Кирилла, церковь расширяет свою повестку, заявляя о необходимости задания церкви определенных социальных функций. В начале своего патриаршества Кирилл говорил о том, что приход должен стать чем-то большим, чем просто место молитвы, а именно — важным социокультурным центром, где люди собираются в свободное время для душеполезного времяпрепровождения. Кнорре отмечает, что массового расширения приходских штатов не произошло, хотя в отдельных приходах данная директива оказалась реализована. Социальное служение в РПЦ действительно приобрело более системный характер, хотя и сопряженный с определенными издержками, связанными с формализмом.

Конференции «Деятельность церкви и государства по защите общества от алкогольной угрозы», которая прошла в Центральном доме журналиста в рамках XVIII Международных рождественских образовательных чтений, Москва, 27 января 2010 года. Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

Конференция «Деятельность церкви и государства по защите общества от алкогольной угрозы», которая прошла в Центральном доме журналиста в рамках XVIII Международных рождественских образовательных чтений, Москва, 27 января 2010 года. Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

Параллельно с этим Патриарх Кирилл расширяет «VIP-миссию» до «широкой миссии». Попытки «воцерковления», а по сути идеологического приобщения к институту церкви таких неочевидных субкультур, как русские рокеры и байкеры — яркий пример результатов этого расширения, считает Кнорре. Параллельно с этим церковный интеллектуал диакон Андрей Кураев пишет статью «Православным пора почувствовать вкус к карьере», то есть буквально отбросить косыночки, сутулый вид, смирение и потупленный взгляд — весьма распространенный православный церковный этикет — и начать жить полноценной профессиональной и социальной жизнью.

В итоге удачных с точки зрения расширения влияния РПЦ решений патриарха, в конце нулевых «православие силовиков» становится мейнстримом «политического православия». В конце 2011 года важным, по мнению Кнорре, развитием политического православия становится «Доктрина 77» маргинального православного шоумэна Ивана Охлобыстина: в своем выступлении в «Лужниках» он пытается реанимировать и респектабилизировать в целом крайне фундаменталистские идеи, ранее высказывавшиеся в 90-х годах самым антилиберальным клиром, лидером которого в 90-е годы был митрополит петербуржский и ладожский Иоанн (Снычев), выпустивший книгу «Самодержавие духа», в котором апологетизировал царя Ивана IV Грозного, представляя его как святого и оклеветанного героя. Вокруг этих идей возникло целое движение православных фундаменталистов, как мирян, так и священников. «Доктрина 77» Охлобыстина нашла определенный отклик, хоть и не столько у воцерковленных, но зато у более широкой аудитории, связанной с «политическим православием», что ознаменовало определенную респектабилизацию фундаментализма и апокалиптическо-алармистских идей в обществе, включая милленаристско-манихейское восприятие мира.

Подобный процесс означил соответственно и респектабилизацию черно-белого психологического разделения бытия на бытие белое, спасенное, и бытие «черное». В этой связи Охлобыстин не случайно, отмечал, что для русского человека Русская церковь привлекательна тем, что не оставляет никаких призрачных альтернатив личного выбора. То есть, по сути, в такой максиме отрицается и богоискательство? Ведь все уже найдено? В определенный момент, согласно Охлобыстину, у православных верующих не останется другого выбора, как дать «черному миру» бой, то есть «уничтожить весь остальной прогнивший насквозь пороками и равнодушием мир и покончить с собой в надежде, что из чудом уцелевших человеческих особей появится наконец новое, лучшее человечество». Частично это напоминает уже упоминавшийся выше концепт «атомного православия» Холмогорова, так что здесь, как считает Кнорре, вполне можно говорить о каком-то взаимовлиянии двух деятелей. Радикальные круги «политического православия», в том числе и с подачи Охлобыстина, берут на вооружение знаменитый лозунг «Православие или смерть», с которым афонские монахи отбивались от константинопольской полиции.

Завершил лекцию Кнорре высказыванием протоиерея Всеволода Чаплина, по его мнению красочно иллюстрирующем сегодняшнюю парадигму политического православия: «Христианство будет иметь будущее в Европе только в том случае, если оно вновь научит людей умирать и убивать...»

Вспомнить всё Далее в рубрике Вспомнить всёНейрофизиологи нашли в мозге молекулу, которая ограничивает объем запоминаемой информации в долгосрочной памяти Читайте в рубрике «В мире» «Алеппо будет нашим, Рус!»Еще один российский офицер отдал жизнь, обучая сирийских военных «Алеппо будет нашим, Рус!»

Комментарии

15 ноября 2014, 23:37
прошу прощения, а как это владыка Иоанн (Снычев) мог "параллельно" с Охлобыстиным выпустить свой трактат "Самодержавие духа", если на тот момент он уже 16 лет как умер, Царствие ему Небесное
16 ноября 2014, 10:34
Ответ лежит на поверхности, стоит лишь чуть пошевелить извилинами, Леночка.)
Очевидно, что соавтор просто использовал неизданные рукописи умершего.
16 ноября 2014, 12:34
Происходит естественная реформация церкви. Тоже происходит сейчас и с католичеством. Вон в Голландии в костелах и храмах макродальдсы работают .. А протестанты? Там в Америке в церквях рэп поют и в ладоши хлопают... Так и РПЦ модернизируется, пытается уловить тенденции времени
16 ноября 2014, 14:52
Жаль что это все больше похоже на маркетинговые изыскания.
03 декабря 2014, 18:50
А по-другому не получится. Религия вынуждена пользоваться теми же инструментами, что и цивилизация.
Хотя, правильно ли это с точки зрения духовной морали - не могу утверждать...
16 ноября 2014, 22:32
да только поздно они спохватились, надо было лет пятнадцать назад начинать. А пока церковь пролетает мимо интересов русского народа, не угадывает их
17 ноября 2014, 00:25
А ей и не надо угадывать эти интересы, она к этому даже и ничуть не стремится. Ведь Господь, как известно, основал здесь, в этом нашем земном мире, Свою Святую Церковь для того, чтобы она здесь отстаивала только лишь Его собственные Господние интересы -- а не интересы русского народа или какого бы то ни было ещё народа или иного человеческого сообщества. Поэтому, например, если Господь заинтересован в том, чтобы из русского народа, или вообще из числа всех граждан России, произошло как можно больше святых мучеников и страстотерпцев -- то задачей Российской Православной Церкви, в целях обезпечения наилучшего выполнения этого Господнего желания, является повсеместное создание в России именно таких жизненных условий, которые наиболее подходят для совершения её гражданами подвигов мученичества и страстотерпчества.
17 ноября 2014, 16:12
А вам не кажется, что вы передергиваете? Институт церкви давно уже не способен влиять на ход жизни и развитие в стране, у нас давно уже толерантность к религиям ик власти они имеют минимальное отношение.
03 декабря 2014, 18:51
Ну, на всех не угодишь, однако стремиться надо.
03 декабря 2014, 18:47
Ни чего не поделаешь - нужно соответствовать уровню развития науки и технологий. Чаплин, к примеру, уже заявил о том, что бог, зарождая жизнь на земле, мог делать это с помощью любых инструментов Вселенной, в том числе и с помощью комет, как вариант...!
И ведь не поспоришь, согласитесь!?
В любом случае, главное - это ваша внутренняя вера в Бога!
16 ноября 2014, 20:36
Если бы протоиерей Всеволод Чаплин был до конца откровенен -- то он привёл бы более общую формулировку жизненной установки Православного Христианства: «Христианам нужно научиться не только быть распятыми, но и распинать».
17 ноября 2014, 10:58
В делах духовных я бы доверял больше попу с саном, нежели неизвестному человеку в интернете. Не принимайте на свой счет, просто сейчас очень много вольных трактовок и библии и священнослужения, которыми стараются заморочить людям головы всякие секты.
18 ноября 2014, 10:15
Вообще-то православные священники ни когда не отличались жестокостью, и примеров этому лично я не знаю.
Так что пусть ваша личная антипатия к Чаплину так и останется личной, не перекидываясь на всех остальных членов РПЦ.
22 ноября 2014, 20:40
Наберите в поисковике-Соловецкая монастырская тюрьма.
17 ноября 2014, 11:19
При всём моём негативном отношении к современной церкви, роль Церкви и собственно Православия в становлении русской государственности признаю и уважаю. Но то, что сейчас происходит с РПЦ не иначе как разложением, к сожалению, назвать не могу.
полностью согласен, роль православия в России переоценить невозможно, вся культура, язык, характер, все это ковалось веками в мощной связке народа и православия. Но к сожалению к современным вызовам РПЦ оказалась не готова, ни к одному вызову. Никакой стратегии развития нет, никаких перемен не происходит, а они нужны давно, в результате паствы, акромя деревенских, старух и несчастных женщин ни осталось, молодежи единицы, борьба идет только за финансирование, а это еще более отдаляет народ и церковь друг от друга
17 ноября 2014, 14:55
Да и присутствие этих чаплиных, хоругвеносцев и прочих откровенных прокремлевских пропагадистов отторгается народом, неужели иерархам церкви это непонятно?
18 ноября 2014, 10:18
А мне кажется, что разложение идет параллельно с разложением нас самих. РПЦ в этом разложении всего лишь такая же жертва как и любой из её прихожан, или иноверцев. Сами люди, под воздействием внешних факторов, стали хуже чем раньше, не заметили?
21 ноября 2014, 18:07
Что за дурной тон примазываться к моде во всём цинично подозревать и ругать публичных людей... Борьба за аудиторию - это естественное состояние Церкви. Миллионы тех, кто носит на своей груди крестик православный и при этом работают рабочими, военными, преподавателями, в администрации, в политике, в МВД, ФСБ... список могу продолжить до бесконечности! Церковь - это все вот эти люди, которые через Крещение приобщились Церкви, Телу Христову. И раз они живут в обществе как полноценные граждане, то получается ясная картина того, что Церковь, по сути своей, неотделима от общества, потому что частью современного общества и являются все эти Крещённые и "практикующие" Православие. К тому же, хочу заметить, все эти люди имеют гражданские права и ходят с паспортом на выборы. Значит, Православная Церковь, в лице прихожан и клира, который также пользуется гражданскими правами и ходит на выборы, неотделима от политики! Пора бы осознать, что раз верующие интегрированы в современное общество, то они являются электоратом со всеми вытекающими отсюда правами влиять на формирование власти. Каждый из них хочет, чтобы его семья и дети жили в безопасном для него обществе - это вполне понятно и логично! Взаимодействие Церкви с госучреждениями и администрацией осуществляется в рамках двустороннего договора с подписанием регламентирующих условий сотрудничества сторон, в котором РПЦ выступает как общественная организация. Государство не может осуществлять взаимодействие с религиозными представителями никак иначе, как только в формате общественных организаций, т.е. юрлица. Для гос-ва РПЦ - это юрлицо и общественная организация. В современном обществе, где конкуренция является нормальным состоянием жизни, стратегическое движение Церкви вполне понятно и не выходит за рамки правового поля. Про тупик в развитии РПЦ пишут те, кто не в курсе даже, какая работа проходит на территории его "благочиния" (района), где ближайшие приходы ведут развитие молодёжной деятельности, социальной, катехизаторской, миссионерской...Поэтому неудивительно, что вызывают шок такие ангажированные статьи, где в самом начале даются ссылки на слова Христа о, якобы, противоречащем поведении властителей РПЦ евангельским заповедям. Приведение цитат вне контекста речи всегда рассчитаны на эмоциональный эффект. Кстати, за всю Церковь имеет право официально говорить только Патриарх. Если изучать линию стратегического развития РПЦ, то профессиональнее было бы автору статьи исследовать официальные доклады предстоятеля Церкви и тогда бы это мог быть серьёзный аргумент против РПЦ. Например, в каком-то докладе или документе Патриарх призывает к насильственным действиям. Мнения Охлобыстина и прочих лиц - это неофициальные частные мнения, которые, как бы между прочим, вырисовывают читателям образ демонизации клира и самого первоиерарха. улыбка Упаси Бог, если Патриарх идёт вместе с Путиным - вопиющий скандал... улыбка Кому интересно, посмотрите выступление Патриарха на ноябрьской молодёжной международной конференции. В докладе звучит негативная оценка призывов и о.Всеволода с его "дресс-кодом" и многих других некомпетентных публичных заявлений патриаршей администрации...
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»