Путь из пуштун в туркмены

	Фото: Александр Туманов / ИТАР-ТАСС

Фото: Александр Туманов / ИТАР-ТАСС

Строительство трансафганской железной дороги из Туркмении в Таджикистан может угрожать российским геополитическим интересам в регионе

Лидеры трех стран Центральной Азии 5 июня посетили церемонию закладки железной дороги, которая должна связать Туркменистан сначала с Афганистаном, а потом с Таджикистаном, сообщает  информационное агентство «Фергана».

В торжественном открытии принял участие президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, а также прибывшие с однодневным визитом глава Таджикистана Эмомали Рахмон и афганский президент Хамид Карзай. Они привезли с собой золотой рельс, который должен символизировать начало строительных работ. Также главы государств написали послание к потомкам, поместили его в капсулу и вместе замуровали ее в железнодорожном полотне, бросив первые лопаты бетона.

Сейчас попасть из Туркменистана в Афганистан можно только по автотрассе. О необходимости развития транспортных путей в регионе сказал в своей речи Бердымухамедов.

«Мы приняли решение создать новый путь, учитывая транспортные потребности наших стран и их геополитическую позицию. Это важный и своевременный шаг, а также символ наших добрососедских отношений»,— цитирует  туркменского президента индийское издание Business Standard.

Карзай описал открытие стройки как «историческое событие» и пообещал, что Афганистан «использует все свои силы для реализации проекта».

Ожидается, что финансовую помощь в строительстве дороги, окажет Азиатский банк развития. Этот банк был основан в 1966 года для стимуляции роста экономики в Азии и на Дальнем Востоке. Средства банка формируются за счет взносов стран-членов и дохода от кредитования. В его работе участвуют 48 азиатских и 19 западных стран.

Новый железнодорожный коридор выгоден всем странам, участвующим в его строительстве, но может стать инструментом в геополитических играх США, считает гендиректор Информационно-аналитического центра МГУ Алексей Власов.

«Безусловно, этот проект курируется на самом высоком уровне, ведь его реализация важна и для Ашхабада и для Таджикистана и для Кабула. Прежде всего, для последнего, ведь в результате Афганистан будет включен в новую региональную транспортную сеть»,— отмечает политолог.

Власов отметил, что США вполне могут стоять за этим строительством.

«Официальные российские структуры избегают конкретной оценки влияния проекта, особенно в контексте приближающегося вывода войск коалиции из Афганистана. Однако известно, что это дорога строится как часть проекта великого шелкового пути, который находится под патронажем США»,— добавляет эксперт.

Еще в 2004-2005 американский политолог Фредерик Старр сформулировал идею «Большой Центральной Азии», напомнил Власов. «Согласно этой концепции Центральная Азия включает в себя не только постсоветские страны, но и Афганистан с Пакистаном. По сути, речь идет о включении бывших советских республик в зону традиционных интересов Запада — сначала Великобритании, затем США. Так что не исключено, что  американцы могут воспользоваться новым коммуникационным проектом в своих интересах», – предполагает эксперт.

Он отмечает, что железную дорогу строят бедные государства, за исключением Туркменистана.

«Безусловно, Ашхабад будет выступать одним из главных драйверов проекта. У Афганистана нет больших средств, Таджикистан тоже небогат, к тому же никак не может закончить свой масштабный проект — Рогунскую ГЭС. Так что источники финансирования будут диверсифицированы. Насколько мне известно, из международных финансовых институтов о возможной поддержке проекта заявили Азиатский банк развития и Исламский банк развития»,— рассказал Власов.

Существует масса экономических и политических причин, почему проект трансафганской железной дороги может оказаться неудачным, однако в случае его успеха Россия может понести экономические убытки, полагает ведущий специалист в области отношений стран СНГ аналитик Российского института стратегических исследований Аждар Куртов.

«Железная дорога может стать удобным маршрутом для перевозки горюче-смазочных материалов (ГСМ) и компрессионного газа из Туркменистана в Таджикистан. В таком случае Россия, которая поставляет ГСМ во многие республики Центральной Азии, лишится одного из рынка сбыта. У туркменов два нефтеперерабатывающих завода, один как раз находится в Сейди — это город  недалеко от места, где начинается дорога»,—  объяснил эксперт.

По словам Куртова, Таджикистан в свою очередь кровно заинтересован  в строительстве железной дороги, не проходящей через территорию Узбекистана. 

«Между двумя странами последние два года идет конфликт из-за возведения ГЭС на трансграничных реках. Узбекистан всячески мешает Таджикистану строить собственные гидротехнические сооружения, в частности перекрывает движение для составов со стройматериалами по своим железным дорогам. Однажды узбекские власти даже приказали разобрать железную дорогу, ведущую в одну из южных областей Таджикистана. Поэтому проект нового маршрута через Афганистан лоббировало, прежде всего, таджикское руководство»,— пояснил эксперт.

Однако трем государствам придется столкнуться с рядом проблем во время строительства дороги, уверен Куртов, финансовых и политических.

 «Исторически сложилось, что Афганистан лишен железнодорожной сети. Существует железная дорога, которая ведет в Мазари-Шариф (один из уездов на севере страны) из Узбекистана, но она небольшой протяженности и не является транзитной. На то есть серьезные причины. Афганистан – это классическая страна караванных разбойников, которые грабили караваны, проходившие через его территорию»,— рассказал эксперт.

Нестабильность в Афганистане только растет, практически все эксперты и политики уверены, что после вывода войск американских союзников хаос в стране только увеличится, заметил Куртов.

«На афганской земле строителей как минимум могут обложить непомерными поборами, и это в лучшем случае. Также не стоит забывать, что часть железнодорожного пути неизбежно пройдет по территории заселенной этническими узбеками, которые имеют контакты с официальным Ташкентом. А узбекские власти, как мы помним, имеют зуб на Таджикистан. Так что лично у меня есть большие сомнения, что этот проект, который был так помпезно открыт, будет осуществлен, по крайней мере, в ближайшее время»,— заключил Куртов.

Комментарии

07 июня 2013, 08:55
Не забывайте про газовый трубопровод, который должен пройти из Туркменистана через Афганистан, в интересах США исключительно
07 июня 2013, 09:53
Меня терзают смутные сомнения, что пресловутое железнодорожное сообщение будут использовать и для увеличения наркотрафика.
07 июня 2013, 10:55
Так и есть. Только на днях Иванов пугал расширением наркопосевов в Афгане... И вот тебе транспортная сеть строится
07 июня 2013, 10:58
Да уж, железнодорожное сообщение Туркменистана и Таджикистана с Афганистаном - это конечно штука архиважная и сверхполезная, сколько всякой (без сомнения полезной) всячины можно будет импортировать из станища талибов, благо производство у них там сейчас как раз на подъеме!! Да и ваххабитам будет легче передвигаться, дабы ноги не бить... Замечательная идея, верх преступного цинизма!!!
07 июня 2013, 11:45
народ там нищий, по идеи кроме мажоров и наркокурьеров в поезде никого быть не должно
07 июня 2013, 11:37
Польет, теперь опий-сырец открытым потоком, еще и амеры свои войска из Афганистана выводят, ваххабизм процветает, накаляется обстановка на южных рубежах нашей Родины, а унас даже нормальной границы с Казахстаном нет
07 июня 2013, 12:10
Прав Жириновский, война начнется в ближайший год с восточной стороны, и перельется на нашу территорию. Это неизбежность.
Аминь.
07 июня 2013, 12:24
Так Амеры же еще свои войска не успели вывести, или они их бросят на местах, на руки талибам, а сами спешно удалятся?! Это было бы в их стиле...((
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»