Истребитель как смартфон
Изображение: Saab

Изображение: Saab

Разработанный концерном SAAB самолет JAS 39E Gripen из-за своего программного обеспечения может стать самым продвинутым в своем классе

Самый совершенный боевой самолет в мире проектируется в Швеции — некоторые характеристики JAS 39E Gripen позволяют говорить о создании первого многоцелевого истребителя шестого поколения.

К такому выводу пришел американский военный журналист и эксперт по высокотехнологичным вооружениям Билл Свитмен. В своей статье в Daily Beast он предположил, что шведский производитель может успешно оспорить доминирование Пентагона в области военно-воздушных разработок.

«В 2005 году Lockheed Martin использовали термин „пятое поколение“ для их нового стелс-истребителя F-35, разрабатываемого для американской армии. По иронии судьбы они позаимствовали российский термин для обозначения другого малозаметного истребителя — F-22. Некоторые из конкурентов попали в расставленную ловушку, пытаясь доказать, что четвертое поколение боевых машин не хуже пятого», — напомнил он, пояснив, что если есть пятое поколение, то неизбежно появление шестого. По его мнению, именно к этому этапу развития военной авиации следует отнести истребитель JAS 39E Gripen шведской компании Saab.

Размер вооруженных сил снижается по всему миру — все меньше государств имеют на вооружении более ста боевых самолетов, поэтому каждая машина должна использоваться максимально эффективно. Свитмен считает, что в современных условиях это означает не только превосходство в качестве материалов и инженерных решений, но и в программном обеспечении. Например, iPhone ценится за те приложения, которые можно на нем запустить, а не за само «железо».

Американские истребители пятого поколения были созданы с опорой на концепцию 30-летней давности, когда натовские самолеты готовились к одной простой задаче — отразить любую опасность, которая прилетит со стороны Востока. В будущем боевые операции в воздухе будут не такие прямолинейные, поясняет специалист, ключевую роль в них будут играть разведка и подробное изучение зоны военного конфликта.

Именно поэтому JAS 39E Gripen можно назвать истребителем шестого поколения, это не самый быстрый или самый малозаметный самолет, его отличает особый подход к «софту». Это небольшой истребитель с относительно большой грузоподъемностью, позволяющий устанавливать обновления программ для управления воздушным судном на каждую новую модификацию. Кроме того, шведы поставят на JAS 39E Gripen улучшенную электронную систему опознавания «свой-чужой», которая позволит пилоту максимально четко разобраться в нейтральных, враждебных и союзнических целях в условиях воздушного боя. При создании оптических сенсоров, возможно, впервые при создании боевой системы была применена экспериментальная технология нитрида галлия.

По словам Свитмена, шведы научились строить ультрасовременные истребители благодаря сбалансированному использованию собственных и заграничных технологий. Так, двигатель JAS 39E Gripen американский, радиолокационное оборудование британское, инфракрасная система наведения из Италии, а часть элементов корпуса изготовлены в Бразилии.

«Новый проект амбициозен, это первый раз, когда Швеция взялась за такой проект, попавший в центр внимания в международном масштабе. Но в случае успеха это будет уроком, который должны будут выучить все», — резюмировал военный журналист.

Билл Свитмен считается весьма авторитетным экспертом, но говорить о создании в Швеции истребителя шестого поколения еще рано, рассказал «Русской планете» главред журнала «Взлет» Андрей Фомин. «Если F-35 изначально создавался как перспективный истребитель, то Gripen все-таки очередная модификация истребителя четвертого поколения летающего с 1980-х годов. Конечно, обновляется бортовое оборудование, ставятся современные системы вооружения, но технологически мало реализуемо сделать из него абсолютно новую машину», — считает он.

По словам Фомина, F-35 и JAS-39E Gripen вообще не стоит сравнивать. «У этих машин разная размерность. Шведский самолет относится к легкому классу, у него максимальный полетный вес 12 тонн, это современное европейское воплощение того, чем у нас когда-то был „МиГ-21“. А F-35 все-таки более тяжелая машина», — пояснил эксперт.

На сирийско-турецкой границе неспокойно Далее в рубрике На сирийско-турецкой границе неспокойноПротивники президента Башара Асада ведут бои с лояльными сирийскому президенту войсками, Турция готова вмешаться

Комментарии

26 марта 2014, 21:36
Сааб молодцы, автомобильное производство обанкротили, но самолеты создают, развивают, предлагают новые решения
27 марта 2014, 08:58
У них и машины-то не особо котировались, чего там говорить о самолетах. Бабло отмывают под видом изобретения велосипеда.
27 марта 2014, 16:27
Вот про машины Сааб вы бы не говорили,раз не знаете,отличные автомобили и стоят своих немалых денег.
27 марта 2014, 08:56
Вообще ни о чем. Какое шестое поколение, если даже пятое не освоили? Болтологией эти спецы в основном занимаются, а как до дела доходит, у них то лапы ломит, то хвост отваливается. Самый совершенные истребители на данный момент - это Миги и Сушки. Недорогие, безотказные и простые, и поэтому гениальные.
27 марта 2014, 11:16
Подозреваю, что далеко не каждый летчик сможет им управлять, да и подготовка пилотов будет занимать в разы больше времени! Стоит ли оно того?
27 марта 2014, 11:40
Осталось Российским военным пушечку изобрести ,такую что бы отключала все системы,тогда такие продвинутые самолеты будут сами падать и еще друг друга сбивать...
27 марта 2014, 14:24
Так есть же уже. Называется "Боевой ЭМИ-генератор «Ранец-E»"
31 марта 2014, 19:25
Ох, чую я, что на эту приблуду наши даже древний С-125 (как в Югославии на Стелс) пожалеют тратить. С ноутбука через модем сшибать будут...
01 апреля 2014, 09:08
Алексей Васильев - Вы полностью правы! Начинка сервиса ни есть лучшийулыбка!!!
08 апреля 2014, 11:42
Новая прошивка позволяет аэроплану летать кормой вперёд, зависать над головой противника, поражать противника самонаводящимися снарядами выпускаемыми из ствола обычной пушки с помощью магнитной индукции и подниматься на высоту низколетящих спутников для поражения оных. Учитывая то, что какие то детали будут производиться в Бразилии (для плохо знающих географию это в Южной Америке - другой материк в другом полушарии Земли), а часть конструкции может даже на Марсе то становится понятно что сие детище в случае войны можно будет незамедлительно запустить в крупносерийное производство путём телепортации деталей в пункт конечной сборки. И враг сдастся сразу даже не вступая в боестолкновение. А учитывая то что прошивать это чудо оружие можно будет сразу аж в 5 странах у которых (кроме Швеции) на вооружении их от 1 до 14 штук, то можно сразу заворачиваться в простыню и ползти на погост. Шведы жгут! А пендосы не знают как оправдать тотальный распил бабла который происходит при разработке до сих пор не принятого на вооружение F-35.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»