Искусство требует жертв
Фото: Kerstin Joensson / AP

Фото: Kerstin Joensson / AP

В зальцбургской коллекции сына нацистского арт-дилера нашли работы знаменитых импрессионистов, возможно, украденные его отцом; полотна оказались ценнее картин, найденных два года назад в квартире коллекционера в Мюнхене

Картины, найденные в доме немецкого коллекционера Корнелиуса Гурлитта в Зальцбурге, представляют гораздо большую ценность, нежели те, что были обнаружены в его квартире в Мюнхене, рассказал «Би-би-си» его адвокат Ханнес Хартунг. Около двух лет назад в мюнхенской квартире 81-летнего Гурлитта, отец которого был арт-дилером нацистов, нашли около 1,4 тысячи картин неясного происхождения. А в минувший вторник, 11 февраля, стало известно, что коллекционер выдал в Зальцбурге еще 60 полотен — работ выдающихся импрессионистов, в том числе Огюста Ренуара, Клода Моне, Камиля Писсаро и Макса Либермана.

«В их числе картина Писсарро с замечательным видом на Сену, прекрасное изображение моста Моне и морской пейзаж с парусной лодкой Мане, — отметил Хартунг. — В целом с художественной точки зрения это мастерски исполненные работы, которые представляют большую ценность, нежели коллекция из Швабинга (район в Мюнхене, где расположена квартира Гурлитта — РП)».

«Мюнхенская коллекция» же оценивается в $1,35 млрд.

Не исключено, что найденные картины были похищены либо конфискованы нацистами. Как ранее сообщил австрийскому информационному агентству APA представитель Гурлитта Штефан Хольцингер, Гурлитт уже поручил выяснить этот вопрос. В свою очередь, еврейские сообщества призвали обнародовать список обнаруженных во вторник полотен, что, по их мнению, может помочь расследованию. Решение о публикации фотографий работ и предоставления прочих деталей пока не принято.

По словам Хольцингера, 60 картин были изъяты в его присутствии, а также в присутствии официального доверенного лица Гурлитта, адвоката Кристофа Эделя и его самого, и перенесены в «безопасное» место. Где именно оно находится — в Австрии или Германии — он ответить отказался.

«Мюнхенскую коллекцию» немецкие власти нашли случайно. 80-летний мужчина привлек внимание таможенных служб во время рутинного досмотра в поезде, следовавшего из Швейцарии в Мюнхен. У Гурлитта не было с собой документов, зато была пачка наличных на сумму €9 тысяч. Заподозрив коллекционера в уклонении от налогов, весной 2012 года следователи получили ордер на обыск его квартиры, где и обнаружили полотна, в том числе работы Марка Шагала, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Оскара Кокошки и Отто Дикса. Как впоследствии выяснилось, Гурлитт не имел легальных источников дохода, а чтобы получать хоть какие-то деньги — время от времени продавал картины из коллекции. Его родные утверждают, что ничего не знали о наличии у него произведений искусства — он почти ни с кем не общался.

Мир узнал об этой находке лишь спустя год после обыска. Канцлер Германии Ангела Меркель в 2013 году призналась, что даже правительство было поставлено в известность о найденных картинах далеко не сразу. Тогда же власти ФРГ заявили о намерении учредить специальный следственный отдел, который будет заниматься расследованием происхождения найденных картин.

Эксперты подозревают, что 458 полотен из этой коллекции были присвоены нацистами во времена Третьего рейха. В то же время не менее 590 полотен, предположительно, принадлежали жертвам Холокоста. В частности, «Аллегорическая сцена» Марка Шагала была признана похищенной нацистами у еврейской семьи Блюмштейн.

Сам Гурлитт расставаться с картинами просто так не намерен. «Я хочу вернуть их назад…Чего всем этим людям от меня надо?! Я очень тихий человек. Все, чего я хочу,— это просто продолжать жить со своими картинами, — рассказал он в интервью германскому журналу Der Schpiegel. — Я не буду больше разговаривать с ними, и я точно не отдам ничего добровольно, нет».

Корнелиус Гурлитт — сын арт-дилера Хильдебранда Гурлитта, которого еврейская организация Claims Conference, добивающаяся возмещения ущерба жертвам нацизма, называла «одним из четырех арт-дилеров, работавших с украденными произведениями искусства по заказу Гитлера».

До прихода к власти нацистов Гурлитт-старший был директором музея в Цвикау, где занимался организацией выставок картин модернистов, но возглавивший страну Гитлер считал модернизм «дегенеративным», «еврейско-большевистским» и «антигерманским», а потому опасным для нации и всей арийской расы. Он поручил сформировать группу, которая займется продажей картин за рубеж. В нее и вошел Гильдебранд Гурлитт.

Однако, как выяснилось спустя почти 70 лет, Гурлитт-старший утаил от командования Рейха, что около полутора тысяч картин ему удалось спасти и сохранить у себя дома, тогда как всем он заявил, что собрание было полностью утрачено во время бомбардировки Дрездена в 1945 году. С тех пор все эти картины находились у него дома в кладовке вместе с домашней утварью, а после его смерти их унаследовал его сын Корнелиус.

Двоюродный брат отца Хильдебранда Гурлитта Вольфганг тоже собирал живопись и тоже специализировался на «дегенеративном» искусстве. Во время Второй мировой войны он переехал в Австрию и передал свою коллекцию музею Линца. В последние годы музею пришлось вернуть часть картин законным наследникам их хозяев.

Вернись, Саддам: шиит у власти! Далее в рубрике Вернись, Саддам: шиит у власти!В руководстве одной из крупнейших боевых группировок Ближнего Востока обнаружили бывших саддамовских офицеров

Комментарии

15 февраля 2014, 13:17
Очень сложная ситуация конечно сложилась,но если отмести все душевные терзания Гурлитта,то очень радостно ,что столько картин великих мастеров все же сохранились ,а не канули в пучину огня бомбардировки,как думал весь мир до недавнего времени.
15 февраля 2014, 15:18
Эта новость - умелый рекламный вброс пиарщиков нового фильма Клуни про охотников за сокровищами во второй мировой войне
15 февраля 2014, 17:28
Точно,тоже вспомнил сразу об это истории. Наверняка сделано это не просто так в одно время.
17 февраля 2014, 10:29
кстати возможно не зря он в на кинофестиваль в Берлин поехал, а не в Канны или Венецию, сечет конъюктуру
16 февраля 2014, 22:43
Интересно,а почему не дают сделать фото,пусть мир наконец то увидит картины ,пусть в плохом качестве,но покажите,что они есть на самом деле,а не простые слухи,ведь они считались безвозвратно утраченными.
17 февраля 2014, 16:14
Картины однозначно нужно изъять и передать в музей. Там еще неизвестно - все ли из картин находились в Германии на начало войны, или же были награблены нацистами в других странах и частных коллекциях! Так что "Я очень тихий человек и все, чего хочу -это просто продолжать жить со своими картинами" не прокатит!!!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»