«Хиндутва» им в помощь
Сторонники Бхаратия Джаната Парти празднуют победу на выборах. Фото: Manish Swarup / AP

Сторонники Бхаратия Джаната Парти празднуют победу на выборах. Фото: Manish Swarup / AP

К власти в Индии, «самой большой демократии мира», пришел альянс правых партий

Правящая партия «Индийский национальный конгресс» (ИНК) и ее ближайшие союзники заявили в пятницу о своем поражении на парламентских выборах, признав победу правой партии «Бхаратия Джаната Парти» (БДП). Противники БДП считают, что ее возвращение на политический «Олимп» может привести к осложнению отношений с Пакистаном и Китаем, усилению роли ядерного оружия во внешней политике и разрастанию общинных волнений. «Русская планета» решила заглянуть в прошлое старейшей правой партии Индии и выяснить, что ждет ее в будущем.

Национализм в стране тысячи этносов

Индия издревле считается удивительной и крайне загадочной страной. Одна из ее самых интересных политических загадок — как в парламенте государства, где живут сотни и даже тысячи племен с совершенно разными корнями и историей, могут успешно существовать и даже процветать откровенно националистические партии. Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к истории главного «брильянта в короне Британской империи».

В первую очередь, мы должны понять, что объединяет сторонников БДП и других националистических группировок из самых разных уголков Индии. Очевидно, что речь не идет ни об этнической, ни об исторической общности, которой просто не существует среди разрозненных народов субконтинента. Но в общественно-политической жизни Индии есть феномен — политико-философская концепция «индусскости» (хинд. «хиндутва»). Она была сформулирована известным индийским мыслителем и поэтом Винаяком Саваркаром в 1925 году, еще в колониальную эпоху, до появления независимых Индии и Пакистана.

Неудивительно, что краеугольным камнем хиндутвы стал индуизм, единственное, что объединяет «индусские» этносы Индии. Хиндутва противопоставляет индуизм и связанные с ним культурные традиции всем остальным религиям, присутствующим на территории полуострова. Согласно этой политико-философская концепции, индуизм и традиции определяет саму сущность индийского народа в целом. В трактовке ее радикальных адептов, хиндутва не терпит односторонних компромиссов с мусульманами и христианами, а также крайне негативно относится к «псевдосекулярным» политическим шагам правительства, направленных на уравнение в правах всех конфессий в Индии, что «несправедливо по отношению к индуистскому большинству».

Активисты организации «Раштрия сваямсевак сангх» во время погрома мечети Бабри в Айодхье, 1992 год. Фото: Douglas E. Curran / AFP / East News

Активисты организации «Раштрия сваямсевак сангх» во время погрома мечети Бабри в Айодхье, 1992 год. Фото: Douglas E. Curran / AFP / East News

Первым примером реализации идеологии хиндутвы на практике была организация «Раштрия сваямсевак сангх» (РСС), основанная в 1925 году Хешавом Кедгеваром, врачом из города Нагпур. В отличие от Махатмы Ганди и его ближайших сподвижников, члены РСС не гнушались радикальных методов в борьбе с британской администрацией до 1947 года и со своими политическими противниками после приобретения независимости Индией. Деятельность РСС неоднократно запрещалась на территории страны. Два самых ярких «подвига» ее активистов — это убийство Ганди в 1948 году, которого активисты РСС считали пособником Пакистана, и уничтожение мечети Бабри в Айодхье в 1992 году, спровоцировавшее массовые столкновения между индуистами и мусульманами.

«Шафранная» партия

РСС не была монолитной организацией — внутри нее существовало несколько крыльев, одно из которых, Джана Сангх, стало прародителем БДП и ее региональных союзников. Джана Сангх впервые заявила о себе в 1951 году, развязав широкую политическую кампанию по «интеграции» Кашмира в Индию. Окончательно партия оформилась в 1952 году, когда ее представители получили первые места в региональных парламентах штатов Индии. Символом партии стал шафран — растение, оранжевый краситель и специя, играющий огромную роль в жизни индуистов.

Изначально Джана Сангх не получила широкой народной поддержки, однако неудачная экономическая политика правящего Индийского национального конгресса медленно, но верно увеличивала политический вес «правых» в обществе. В 1967 году Джане Сангх удалось взять под контроль правительства в нескольких штатах Индии, заключив союз с другими партиями, а в 1977 году ее наследница — Джаната Парти — победила на всеобщих выборах и сформировала кабинет министров, проработавший три года.

В 1980 году Джаната Парти, объединявшая все оппозиционные силы Индии, противостоявшие Индире Ганди и ИНК, распадается под действием внутренних противоречий. С этого момента начинается отсчет самостоятельной жизни БДП на индийском политическом ландшафте.

В первые годы своего существования популярность БДП была крайне низкой из-за того, что ее лидер Атал Бихари Ваджпайи попытался расширить базу поддержки партии и занял относительно умеренные позиции по сравнению с РСС и Джаной Сангх. Этот шаг не привлек новых избирателей и вызвал недовольство среди радикальных сторонников хиндутвы, что отодвинуло БДП на задворки политики на долгие десять лет.

Другой лидер партии — Лал Кришна Адвани — нашел выход из этой «ямы», развернув в 1984 году широкую компанию по популяризации хиндутвы среди жителей городов и деревень. В 1984 году БДП едва удалось пробиться в Лок-Сабху, нижнюю палату парламента Индии, и получить два места. Но уже на следующих выборах, в 1989 году, она взяла 84 мандата в нижней палате парламента.

В середине и в конце 90-х годов прошлого века Бхаратия Джаната Парти достигает пика популярности. Большую роль в этом сыграло то, что с 1984 года ни одна политическая партия в Индии не смогла сформировать идеологии, способной вызывать симпатии всех слоев населения страны. Все правительства, существовавшее в Индии в последние 30 лет, были сформированы хрупкими коалициями и союзами партий, что нередко приводило к преждевременным отставкам кабинета министров.

В 1996 году один из таких кризисов позволил БДП на три недели получить контроль над правительством, а Ваджпайи впервые стать правым премьер-министром Индии. За это короткое время БДП не смогла серьезно повлиять на политический курс страны, однако ей почти удалось провести ядерные испытания и превратить Индию в ядерную державу.

Ядерные испытания все же были проведены, через два года, когда БДП и союзные ей региональные партии смогли получить большинство в Лок Сабхе. Первое «настоящее» правительство БДП оказалось достаточно успешным благодаря тому что Индия приобрела статус ядерной державы и победила в Каргильском конфликте с Пакистаном в мае 1999 года. В результате этого БДП смогла организовать первую правую коалицию Индии — Народно-демократический альянс — и победить на выборах в октябре 1999 года.

Индийская артиллерия во время Каргильского конфликта. Фото: India Today Group / Getty Images / Fotobank.ru

Индийская артиллерия во время Каргильского конфликта. Фото: India Today Group / Getty Images / Fotobank.ru

Перед этими выборами БДП озвучила свой политический манифест, который продолжает определять ее действия и сегодня. На его страницах, помимо положений хиндутвы и концепции «настоящего секуляризма», лидеры партии вспомнили и о другой идее начала XX века — доктрине «свадеши» в ее приложении к экономике. Она предполагает максимальную экономическую самостоятельность и самодостаточность Индии, чего Ваджпайи и его соратники планировали достичь при помощи дальнейшей либерализации экономики. Подобные реформы, в общем-то, продолжали курс начала 90-х годов, инициированный противниками БДП — премьер-министром Нарасимхой Рао и Манмоханом Сингхом.

Третье правительство Ваджпайи смогло проработать весь свой срок до следующих выборов в парламент без серьезных внутриполитических кризисов, за исключением общинных волнений и столкновений мусульман и индуистов в Гуджарате и некоторых других штатах Индии. В целом, большая часть экспертов предсказывала уверенную победу НДА на выборах 2004 года. Но БДП и ее союзники самым неожиданным образом проиграли, потеряв свыше 89 голосов по сравнению с результатами предыдущих выборов. В результате этого БДП в очередной раз ушла в «тень» на десять лет.

Возвращение «шафрана»

В последующие годы политологи и политики успели назвать десятки возможных причин этого поражения. Чаще всего они вспоминали неудачную рекламную кампанию под слоганом «сияющая Индия», которая вызвала непонимание и недовольство жителей бедных поселений, где до сих пор не было электричества и других достижений цивилизации. По всей видимости, это хорошо осознавали и в самой БДП, первым пунктом в следующем предвыборном манифесте которой стала обеспечение семей бедных индийцев едой, доступом к кредитам и работой. Тем не менее правые силы потерпели очередное поражение в 2009 году. Его аналитики связывали с ростом общинного насилия, заставившее мусульман голосовать за ИНК и его союзников, ошибками Л. К. Адвани в ведении кампании, а также чрезвычайно высокими темпами экономического роста при правительстве Манмохана Сингха.

Однако в 2009 году начался мировой экономический кризис, разрушивший базис политической платформы ИНК и возглавляемого ей альянса ОПА. Темпы экономического роста снизились с 9 до 5%, резко вырос уровень безработицы и цены на продукты питания и товары первой необходимости.

Во время беспорядков в Гуджарате, 2002 год. Фото: Manish Swarup / AP

Во время беспорядков в Гуджарате, 2002 год. Фото: Manish Swarup / AP

В этой ситуация БДП перешла в решительное наступление, избрав одного из самых известных радикалов партии, Нарендру Моди, в качестве кандидата на роль будущего премьер-министра. Как отмечают обозреватели Guardian, бескомпромиссные политические взгляды Моди, его жесткая и понятная простым людям риторика, а также репутация «чистого» политика и способность идти на компромисс с мусульманами помогли БДП одержать победу в выборах. Результаты подсчета голосов еще не завершены, однако ИНК уже признал поражение, а Моди поздравил всех с «победой Индии» в твиттере и сообщил о рекордном числе голосов, полученных его партией за все время ее существования.

Победа БДП на выборах уже очевидна, но пока не понятно, какую политическую линию займут Моди и его однопартийцы. В первую очередь, это касается вопросов обороны, национальной безопасности и внешней политики, которые «союзники» по НДА всегда ставили на первое место. В начале апреля представители БДП уже заявляли о том, что они планируют сделать индийскую внешнюю политику более решительной по отношению к Пакистану. Кроме того, они объявили о намерении пересмотреть ядерную доктрину страны, отказавшись от доктрины ненанесения первого удара. Это вызвало резкую реакцию международного сообщества, в результате чего Моди был вынужден откреститься от подобных заявлений.

Как сообщает Los Angeles Times, многие политики в Пакистане обеспокоены победой БДП и Моди и ожидают обострения двухсторонних отношений. В самой Индии победа БДП вызывает опасения у мусульман, которые обвиняют Моди в бездействии во время общинных столкновений 2002 года в штате Гуджарат. Тем не менее официальный Исламабад и Пекин, которому тоже часто попадало от лидера БДП при обсуждении проблем Тибета, заявили о готовности работать с новым правительством Индии.

Нарендра Моди. Фото: Saurabh Das / AP

Нарендра Моди. Фото: Saurabh Das / AP

В области внешней политики стоит ожидать укрепления и так тесных связей между Вашингтоном и Дели. Как считает Эшли Теллис, эксперт Центра Карнеги в Вашингтоне, убедительная победа БДП на выборах поможет Моди и его соратникам действовать более решительно в отношениях с США, чем это делал Монмохана Сингха, вынужденный учитывать мнение союзников-коммунистов и социалистов. С другой стороны, повторному расцвету американо-индийских отношений может помешать то, что в 2005 году США отозвали визу Моди из-за событий 2002 года в Гуджарате, что тот воспринял крайне болезненно.

Теллис не рассматривает избрание Моди в качестве угрозы для стабильности в Южной Азии. По его мнению, новый премьер-министр сконцентрируется на внутренних экономических проблемах, от решения которых будет зависеть судьба его правительства, а не на территориальных спорах с Китаем или Пакистаном.

Какой бы ни была политика правительства БДП в будущем, мы уже можем говорить о том, что в истории Индии началась принципиально новая эпоха. Следующие пять лет покажут, смогут ли секулярные силы «самой большой демократии мира» перестроиться и найти общий язык с избирателями, и окажется ли способно правительство БДП реализовать тот огромный список обязательств, которые партия взяла на себя в предвыборном манифесте 2014 года.

Последний из диплодоцинов Далее в рубрике Последний из диплодоциновНайденный в Патагонии скелет открывает новую главу в истории динозавров Читайте в рубрике «Власть» Будет ли шоу продолжаться?Пламенные борцы с коррупцией получили отрезвляющий окрик из Кремля Будет ли шоу продолжаться?

Комментарии

17 мая 2014, 01:59
Ну что же посмотрим к чему приведет подобное положение дел. Хотя лично я считаю, что это довольно мудрая нация и что они не позволят «водить себя за нос».
Я так скажу,кто бы не стоял у власти-лишь бы не было войны,ведь страдают всегда обычные люди...
18 мая 2014, 11:49
Конечно все не смогут выполнить,однако истина есть поиск истины...
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»