Есть ли будущее у европейской интеграции?
омаш Седлачек. Фото: publiceye.ch

омаш Седлачек. Фото: publiceye.ch

Чешский экономист Томаш Седлачек полагает, что, только отказавшись от устаревших рамок национального суверенитета, можно добиться успеха

Феномен европейской интеграции вызывает разброс оценок от «неудавшегося проекта» до «нового центра притяжения сил в мировой политике». Особенно актуальными разговоры о судьбе европейского интеграционного проекта стали в контексте последствий экономического кризиса 2008 года и планами по расширению Европейского союза в восточном направлении. «Русская планета» побывала на лекции Томаша Седлачека — известного чешского экономиста, автора бестселлера «Экономика добра и зла», который в настоящий момент является членом созданной Еврокомиссией в 2013 году инициативы «Новый нарратив для Европы».

Экономика — новая религия?

Свое выступление Седлачек начал с провокационного заявления, что в современном общемировом дискурсе экономика занимает двоякое положение. С одной стороны, она претендует на статус самой объективной из всех социо-гуманитарных дисциплин, поскольку в своей работе опирается на широкое использование математических моделей. С другой стороны, именно из-за объективистского характера этой науки экономисты стали де-факто «жрецами новой религии», определяя что хорошо, а что плохо для общества через призму математических расчетов и «поклонение идолу роста ВВП».

Пример типичного рассуждения современного экономиста выглядит так: «Увеличение расходов на культуру и образование хорошо, поскольку оно способствует росту ВВП». Тем самым, как утверждает Седлачек, был создан новый ценностный нарратив, который стал настолько привычным, что он даже не рефлексируется в обществе в целом и в академической среде особенно.

В тоже время простой пример может полностью перевернуть представление о «нейтральности» экономики, ее не нормативистском характере. Так, если посчитать тот же ВВП но предоставить полученные данные не в формате национальной статистики, а в виде статистики региональной, то экономическая карта Европы станет абсолютно другой. Некоторые регионы таких стран как Греция или Испания окажутся более развиты экономически чем, допустим, федеральные земли Восточной Германии или некоторые графства Великобритании. Тогда сама идея об исключении Греции из зоны евро становится бессмысленной. Простое техническое изменение в подсчете приводит к качественному изменению политического дискурса потенциальных политических мер, а, значит, следует признать, что экономика как минимум не нейтральна и она также несет в себе глубокую субъективную оценку реальности.

В вышеуказанном примере — нарратив государств-наций, в рамках которого подсчеты ведутся в рамках национальных границ. В тоже время, если посмотреть на Европейский союз как единое целое, то выяснится, что у него практически нет экономических проблем, особенно в сравнении с США и Японией — проблемы начинаются только если смотреть через призму статистики 28 отдельных государств, среди которых у некоторых действительно есть серьезные трудности, связанные с задолженностью и бюджетным дефицитом.

В рамках нарратива экономической догмы часто происходит и оценка европейского интеграционного проекта, в то время как его истинное значение для Европы выходит за узкие рамки экономического роста.

А так ли мила Европа прошлого?

Так чем же является Европейский Союз по мнению Седлачека? Началом его выступления послужило сравнение Европы с Соединенными Штатами.

Он подверг критике распространенную в Европе искреннюю веру политической элиты и гражданского общества в ее культурное превосходство над США. Эта вера основа на представлении, что в сравнении с часто подвергаемой критике мировым сообществом внешней политикой США, внешняя политика Европы представляет собой смесь soft power и ценностей постмодерна с его уважением к другим культурам и высоким уровнем толерантности в целом.

Фото: Alik Keplicz / AP

Фото: Alik Keplicz / AP

Но сравнение современной Европы с современными США некорректно, утверждает Седлачек. Если мы действительно хотим понять Европу, сравнивая ее с США, то тогда надо выбрать времена, когда оба этих образования имели равный статус. Сейчас Америка — это супердержава, в то время как Европа была таковой в конце XIX — начале XX веков, когда Англия, Франция, Германия, Бельгия были колониальными империями. В то время ни о какой толерантности речи даже не сложно. В сравнении с действиями колониальных администраций европейских государств того времени, включавшими истребление ряда народов и их ограбление в буквальном смысле, современная политика США, осуществляемая в сходных условиях мирового доминирования, выглядит образцом толерантности и миролюбия.

Наконец, Томаш Седлачек напомнил, что два крупнейших экономических кризиса прошлого, произошедшие в начале XX века, привели к абсолютно разным последствиям в Европе и в США: «В то время как в США люди начали строить дороги и дамбы, мы развязали две братоубийственные войны. Так что в плане чрезмерной реакции на экономические кризисы Европа прошлого может дать завидную фору современным США».

Также Седлачек отметил, что в США или в Японии кризис не создал центробежных тенденций, направленных на саморазрушение целого. В то время как в Европе первые же трудности едва не привели к разрушению интеграционного проекта с более чем пятидесятилетней историей: «В США в отличие от Европы никому не пришло в голову предлагать помочь Калифорнии посредством исключения ее из зоны доллара».

Заслуга интеграции

Таким образом, если провести сравнения современной Европы с ее же прошлым — с Европой, существовавшей до интеграционного проекта — Европой 28 независимых государств, то выяснится, что, во-первых, кризис все равно бы случился, а, во-вторых, вероятность войны в Европе была бы гораздо выше. «В конце концов это первый по-настоящему крупный кризис, в ходе которого мы не стали атаковать друг — друга! Случись он 50 лет назад, мы бы рассуждали, как нам лучше разделить Грецию, и что лучше: послать сначала танки, или же ограничиться десантом». Тот факт, что в современной Европе такие представления вызывают лишь смех и есть одно из главных достижений интеграционного процесса, по мнению Седлачека.

На пути к новому обществу?

Главный тезис всего выступления экономиста состоял в том, что общеевропейский интеграционный нарратив становится ценностью в самой себе. Эта идея меняет не только правила ведения бизнеса, но создает новое понимание пространства и взаимоотношений между людьми.

Фото: Jacquelyn Martin / AP

Фото: Jacquelyn Martin / AP

Чтобы проиллюстрировать свою идею, Седлачек обратился к идее популяризатора физики Мичио Каку. По мнению последнего, все цивилизации можно разделить на те, которые либо потребляют энергию своей планеты, либо своего солнца, либо всей галактики. Человечество пока очевидно находится в начале пути и пока что живет лишь, сжигая останки существ, живших на планете в прошлом. Однако, Седлачек напомнил, что для каждого прорывного технологического открытия в прошлом потребовалось новая форма социальной организации. Земледелие появилось только в условиях деревни, машина как изобретение родилась только в национальном государстве, в котором появилась возможность профессионально заниматься наукой.

Но сейчас мы живем в парадоксальном мире диспропорции: прорывное открытие следующего уровня — энергия атома, появилось раньше, чем возникла новая форма организации общества. Энергия атома требует социальной инфраструктуры, охватывающей весь мир — поскольку и возможности атома, и ее возможные негативные последствия имеют реальные последствия для человечества в целом. Сейчас необходимо движение по преодолению разрыва между технологическим сверх-развитием и отсталостью социальных форм.

Технический прогресс без прогресса социального, без движения к укрупнению человеческих общностей от индивида с палкой до мирового объединения всех людей, владеющего энергией солнца, опасен и грозит саморазрушением человечества. И европейский интеграционный проект и является, по мнению Седлачика, шагом на пути создания такого нового общества.

Новый мир диктует новые правила игры. Только отказавшись от устаревших рамок национального суверенитета можно добиться успеха. Только усиление интеграции и кооперации между людьми и странами может принести действительно качественно новое экономическое и социальное развитие. Идея Европы и заключается в разрушении рамок между людьми, пока что лишь в рамках определенного географического пространства, с целью достижения эффекта синергии ресурсов отдельных стран и творческого потенциала отдельных людей. «В настоящее время эта мысль может и кажется несколько утопической, однако лишь движение по интеграционному пути может обеспечить прогресс человечества», — закончил свое выступление Седлачек.

Великий китайский поэт раскрывает заговор Далее в рубрике Великий китайский поэт раскрывает заговорВ издательстве «Молодая гвардия» вышла первая в мире биография поэта Ли Бо, написанная не китайским автором Читайте в рубрике «В мире» Последнее сирийское предложениеСША планируют решить с Россией вопросы по Сирии до ухода Обамы Последнее сирийское предложение

Комментарии

13 июня 2014, 11:45
Полностью согласен. Это еще раз доказывает,что нынешняя модель применения экономики в мире устарела и требует проведения большой работы по реформированию ,если не замене самой социо-гуманитарной дисциплины.
13 июня 2014, 12:21
Честно говоря, не нашел в тексте ни одного внятного аргумента в пользу позиции чешского экономиста. Его речи больше напоминают мантры, нежели обдуманную позицию.
13 июня 2014, 20:56
Сложный текст,соглашусь с вами,но только если внимательно прочитать и понять смысл появляется,попробуйте еще раз?
13 июня 2014, 14:21
Чешский экономист придумывает Европу как некую общность и сравнивает ее с США, но в США живет одна нация, а в Европе множество. ЕС - хорошая идея, однако дальше конфедерации она вряд ли продвинется. Европейцы - это не единая общность, поэтому все аргументы экономиста теряют смысл. Пусть в Чехии есть области более развитые, чем в Дании, но для датчан они не станут ближе чем малоразвитые провинции Дании.
14 июня 2014, 08:53
В США единая нация? Это просто миф, основанный на мифах толерантности. На самом деле американский народ состоят из трех расовых групп - чернокожие, латиносы и белые, которых уже в штатах меньше трети. И гражданская война там тоже может наступить, прежде всего - против белых, до их полного изгнания с американского континента в память о 16-17 веках
14 июня 2014, 14:46
абсолютно верно, в США расовые проблемы искусственно закупорены, а с учетом того как они заигрывают с национальными противоречиями в других странах, есть смысл усилить давление России и Китая в этом направлении
14 июня 2014, 12:48
По-сути согласен, вот только в США далеко все не так радужно, как вы себе представляете! Если убрать их официальную "витрину" и заглянуть внутрь - то можно поистине ужаснуться!
14 июня 2014, 01:25
В наше время Всему миру пора объединяться против США!! Вот они и есть мировое зло и главный террорист планеты !!
14 июня 2014, 13:35
У них много и сторонников,все таки сильная держава,пусть и терриристическая и методы плохие,однако у нее много власти и как вы правильно заметили только объединившись можно свергнуть это зло.
14 июня 2014, 15:28
Против этого зла нужно использовать его же оружие ( которое пока, что доступно многим) - это информационную войну. В разных странах мира есть много здравомыслящих людей: обсуждаемый здесь Томаш Седлачек, упоминаемый им Мичио Каку, Жак Фреско и т.д.. Всем таким людям нужно устанавливать контакты и совместными усилиями доказать, что в условиях нынешней демократии у землян нет будущего и Разработать Модель Общества, которое это Будущее гарантирует. Теоретически даже возможен вариант мирного перехода от дерьмократии к Обществу Будущего, пока еще есть общественные организации и ООН.
16 июня 2014, 10:50
Зачем всех равнять одним мерилом? В США тоже живут нормальные адекватные люди, которым не нужна война и террор. Виной всему кучка миллиардеров, плетущих мировые заговоры. Но их власть опирается только на доллары. Разрушить ценность этой валюты - и они вылетят в трубу вместе со своими имперскими амбициями.
14 июня 2014, 12:45
Только вот один резонный вопрос: А НУЖНА ЛИ ОНА ВООБЩЕ ЭТА ИНТЕГРАЦИЯ? Кому-то от этого жить намного лучше стало? Не думаю. Хотя, кому-то может быть и стало, но уж точно не народонаселению тех стран, которые опрометчиво влились в состав ЕС!
14 июня 2014, 14:48
Статья из серии мечтаний незнайки, а давайте думать не как реитинговые агенства всего мира которые и рулят рыночными механизмами и потоками инвестиций, а по-другому все представим, как мне нравится. уже эт о посыл фантазера не дает серьезно воспринимать лекции данного "экономиста"
14 июня 2014, 15:06
Уже более полутора лет высказываю знакомым свои мысли, основное содержание которых сведено к четырем тезисам. За это время никто не смог доказать мне, что в условиях нынешней "дерьмократии" у Человечества есть Будущее. Вот и Томаш Седлачек и даже упоминаемый им японский физик в этом слегка сомневаются. А мои идеи некоторые из знакомых называют утопией. Хотя, как видно, они созвучны людям в разных странах. ИТАК...…Имеющиеся на Земле запасы природных ресурсов, объем накопленных знаний, нынешний уровень развития науки и техники, современные технологии позволяют уже сейчас обеспечить абсолютно всем землянам (независимо от цвета кожи и страны проживания) материальный достаток и уровень питания, соответствующие доходам в 1000-2000 долларов в месяц. Только для этого нужно сделать следующее:
1- создать единую земную федеративную республику по принципу нынешнего Евросоюза;
2- всем государствам, входящим в эту земную республику отказаться от собственных армий. Вместо отдельных армий создать единую земную структуру, для защиты землян от земных чрезвычайных ситуаций и угроз из космоса;
3 – все стратегические и крупные предприятия должны находиться в общенародной собственности. Частная собственность возможна в сфере мелкого производства, фермерства, сфере услуг, индустрии развлечений.
4 – убрать конкуренцию и ввести плановое ведение общеземного хозяйства.
Выполнение вышеперечисленных действий позволит быстро достичь обещанного выше результата. Всему этому противодействуют кланы, правящие миром.
16 июня 2014, 10:52
Сразу вспомнилась легенда о Вавилонской башне)
16 июня 2014, 12:02
Конечно утопия. Или вы забыли о расизме, нацизме и терроризме и прочем мировом зле?!? Очень красивая идея, но, увы, абсолютно несбыточная!!!
15 июня 2014, 20:47
Любые попытки какого-либо объединения Европы могут иметь лишь обратный результат. Европа – почти тот же Кавказ, то есть конгломерат отдельных больших и маленьких наций, живущих по принципу строгого разграничения территорий. Так сложилось исторически с незапамятных времён. Межевой камень, земельная Марка – святой принцип европейской жизни и миропонимания. Здесь наследство развитых феодальных отношений, основанных на земельном праве, и преодолеть это невозможно.
Попробуйте объединить Кавказ, перемешав народы и убрав границы, – получите то же самое, то есть взрыв этнического котла.
Американцы знали что делали, когда поддержали идею Единой Европы…
Единственная страна в мире, которая жила и созидала на тех принципах, о которых говорит чех Седлачек, это Россия. И только наша историческая модель может быть образцом для других народов.
А вообще-то, читайте Николая Данилевского, Николая Бердяева и Ивана Солоневича. Например: Н.Я. Данилевский «Россия и Европа», М. 1991
15 июня 2014, 22:33
"Только отказавшись от "устаревших рамок" национального суверенитета, можно добиться успеха..."?!? ОПАЧКИ, вот это поворот!!! Такая себе, "разводка на лоха" со стороны сторонников евроинтеграции. ) Ну так а почему же тогда ведущие европейские державы не спешат от него отказываться!? Пусть пробуют пропагандировать подобные идеи во Франции и Британии, или в той же Германии! А мы посмотрим какой будет реакция и последствия!!! )
Хотя, там-то как раз данную тему могут и поддержать, ибо это в первую очередь выгодно именно им, ими же и придумано для внедрения в народные массы "стран-доноров" и затем вечных должников Евросоюза!
16 июня 2014, 03:52
По моему этот чех просто бредит. Все страны, вступившие в ЕС отказались от своих суверенитетов. Полностью управляемы дядей за большой лужей. Только в период перед парламентскими выборами национальные лидеры разыгрывают перед избирателями комедию приверженности выбора общечеловеческих ценностей. А что это такое, общечеловеческие ценности не особенно поясняют. Как известно, эти понятия очень относительны и во времени и в текущей обстановке. За одно и то же раньше можно было попасть на виселицу, а теперь стать национальным героем и наоборот. В итоге получается, что дурят народ почём зря. И этот чех тоже, или полный дебил, или сознательный мошенник.
16 июня 2014, 09:19
Очень интересная статья и интересные высказывания в ней.Спасибо автору за прекрасный материал.
16 июня 2014, 11:58
«В то время как в США люди начали строить дороги и дамбы, мы развязали две братоубийственные войны... »
Есть мнение, что это именно США поспособствовали развязыванию войны в Европе, а затем невероятно обогатились за счет нее, да еще и номинально признали сами себя победителями, что имеет смысл исключительно в плане их обогащения за счет 1-й и в более значительной степени 2-й мировых войн!!!
27 июня 2014, 16:24
Всё это шляпа... Пока не будут приравнены обратно валюты к стоимости золота, будет такая канитель гавканья друг на друга длиться очень долго, зрите в корень, США уже никто не нужен как партнёр, им нужны реально ресурсы по жизни и для войн, дабы этими же ресурсами помогать воинствующим странам воевать друг против друга и самим не вступать, а выступать в роли "великого помощника" и в конце приходить под самый финал в роли "победителей" и рисовать в своих учебниках детям нелепую и страшную ложь, дабы обеспечивать своё производство в стране и свои компании, поддерживать оружейников и тех, кто сухпайки просроченные производит для Украины и т.п.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»