Самооборона против еврейских погромов в России
Разгромленный дом еврейской семьи в Кишиневе, 1903 год. Снимок из фондов Российского государственного архива кинофотодокументов. Репродукция ИТАР-ТАСС

Разгромленный дом еврейской семьи в Кишиневе, 1903 год. Снимок из фондов Российского государственного архива кинофотодокументов. Репродукция ИТАР-ТАСС

Еврейские дружины, давшие в Российской империи начала XX века отпор черносотенцам, позже стали основой израильской армии

Первая волна погромов прокатилась по России в 1881—1882 годах и вызвала шок в российском еврействе, до той поры убежденном, что правительство не допустит разгула черни и примет меры по защите еврейских граждан.

Действительность полностью разрушила эти иллюзии — погромы в значительной степени были организованы самими властями, армия и полиция не только не пресекали налеты погромщиков, но всячески поддерживали их, а зачастую и сами принимали участие в убийствах, грабежах и насилии.

Потрясением стали документальные свидетельства — сотни убитых, тысячи разграбленных еврейских домов и предприятий, малолетние дети, разорванные на куски, изнасилованные женщины.

Царская Россия была классической страной еврейских погромов; погром стал, по выражению историка Семена Дубнова, «постоянным государственным институтом» империи.

Убивай и властвуй

Еврейские погромы рассматривались царем как проявление народной поддержки режима. Организуя их, власти стремились показать всему миру, что в оппозиционном движении участвуют только евреи, а русский народ лоялен самодержавию.

Погромщики были уверены, что бить евреев приказал сам царь, и нередко получали от местной администрации заверения, что они не будут отвечать за свои преступления перед судом. Как докладывал тогда губернатор Нижегородской губернии, «...в народе сложилось убеждение в полной безнаказанности самых тяжелых преступлений, если только таковые направлены против евреев».

Евреи при Романовых были загнаны в гетто, носившее название «черты оседлости», пересечение которой считалось уголовным преступлением. Евреям было запрещено владеть землей, они не могли поступить на государственную службу, процентной нормой были жестко ограничены возможности для получения образования.

Впрочем, и эти дискриминационные меры казались недостаточными русским националистам — лидеры черносотенных партий, представленных в Государственной Думе, при полной поддержке правительства и силовых структур добивались все новых ограничений прав еврейского меньшинства.

Призывы к массовым убийствам евреев открыто публиковались в черносотенной прессе. Центральный орган «Союза русского народа» — финансировавшаяся властями газета «Русское знамя» — писала: «Правительство обязано признать евреев народом, столь же опасным для человечества, сколь опасны волки, скорпионы, гадюки, пауки ядовитые и прочая тварь, подлежащая истреблению за свое хищничество по отношению к людям и уничтожение которых поощряется законом... Жидов надо поставить искусственно в такие условия, чтобы они постоянно вымирали: вот в чем состоит ныне обязанность правительства и лучших людей страны».

Известный монархист Василий Шульгин впоследствии констатировал: «Идеи Гитлера были за много лет раньше взлелеяны в блистательном Санкт-Петербурге, в газете, именовавшей себя "Русское знамя"».

Сионизм возник как отпор «черной сотне»

Кровавый погромный разгул привел к глубоким идейным изменениям в российском еврействе: в нем стало зарождаться национальное движение — сионизм.

Отряды самообороны как часть этого движения стали прямым ответом на террор, и первым фактором, способствовавшим самоорганизации, стал высокий уровень грамотности евреев — по этому показателю они занимали первое место среди всех народов Российской империи. Образованный слой российского еврейства, получавший образование в западноевропейских университетах, уже не собирался мириться с насилием и средневековыми дискриминационными ограничениями.

Кистень — оружие черносотенцев (слева), кожаная треххвостная плетка (справа), кандалы (внизу). В центре — денежный счет петербургского губернского жандармского управления за совершение смертной казни. Фото: М. Филимонов / РИА Новости, архив

Кистень (слева), кожаная треххвостная плетка (справа), кандалы (внизу). В центре — денежный счет петербургского губернского жандармского управления за совершение смертной казни. Фото: М. Филимонов / РИА Новости, архив

Вторым по важности фактором стало то, что практически все евреи-мужчины проходили срочную службу в русской армии, где они получали навыки владения оружием и опыт ведения боевых действий.

Первые отряды еврейской самообороны возникли 3—5 мая 1881 года во время погрома в Одессе. Их организовывали студенты университета, но костяком отрядов стали ломовые извозчики и мясники — вообще, физически развитых людей труда в еврейской среде было много. Вооружившись топорами, дубинками и железными прутами (лишь у некоторых были пистолеты), они не пропустили толпы погромщиков в еврейские кварталы. Против этого стихийного ополчения власти выставили регулярные войска и полицию, в ходе столкновений было арестовано более 150 бойцов еврейской самообороны.

Среди схваченных дружинников был и студент Владимир Хавкин. В сегодняшней России его имя мало кому известно, но во всем мире память о нем чтят — доктор Хавкин вошел в историю как создатель вакцин против холеры и чумы, спасших миллионы человеческих жизней.

Весной и летом 1881 года, когда по югу и юго-востоку Украины прокатилась волна погромов, отряды самообороны возникли еще в нескольких населенных пунктах: вооруженная дубинками еврейская стража встречала на вокзале поезда с так называемой босоногой командой — шайками уголовников, которых власти возили по городам и местечкам Украины и заранее снабжали адресами домов, принадлежавших евреям.

В расположенной близ Одессы Балте, где евреев проживало значительно больше, чем христиан, с началом погрома стихийно образовался отряд грузчиков, извозчиков и подмастерьев. Они обратили погромщиков в бегство и заставили их спрятаться в здании пожарной команды; даже получив помощь от полицейских и солдат, которые стали разгонять евреев, погромщики не решились продолжать побоище. Лишь после того, как в Балту стянулись тысячи украинских крестьян из окрестных сел, еврейские кварталы города были разгромлены.

Хотя власти подавали погромы как стихийное движение русских патриотов, за погромщиками стояли весьма влиятельные официальные лица. Так, погромом в Ростове-на Дону, в ходе которого были зверски убиты 176 евреев, а более 500 ранены, руководили городской полицмейстер Прокопович, городской голова Хмельницкий, гласный городской Думы присяжный поверенный Севастьянов (впоследствии — председатель Ростовского отделения Союза 17 октября), коллежский секретарь Кирьянов (будущий глава Ростовского отделения Союза русского народа) и купец Чириков.

Сценарии погромов, прокатившихся по всей стране, были однообразны. В толпах погромщиков преобладали черносотенцы, уголовники, бродяги — люмпены, вооруженные дубинами, ломами, топорами, огнестрельным оружием. По мере движения толпы к ней присоединялись городские обыватели. Накачавшись водкой, орава шла по заранее известным адресам еврейских домов, торговых и промышленных предприятий. Предварительно казаки и войска расчищали толпе путь, расстреливая и разгоняя еврейских дружинников.

Толпа останавливалась у предназначенных к разгрому домов и магазинов и при криках «шапки долой!» и «ура!» помогала громилам уничтожать и расхищать имущество.

Еврейские магазины и жилища громили по определенному плану: в толпах погромщиков были группы по 10—15 человек во главе с десятниками. Сначала громили часовые и ювелирные магазины, затем — готового платья, обувные и мануфактурные, потом мебельные, посудные и музыкальные.

Впрочем, распаленные погромщики уже не различали, кому принадлежат лавки и магазины; зачастую их случайными жертвами становились русские купцы и промышленники.

За погромщиками шли обыватели и крестьяне из окрестных сел, на подводах вывозившие награбленное. Затем еврейские магазины и дома поджигали. Грабежи сопровождались массовыми убийствами и изнасилованиями.

«Нам нужна повсюду постоянная организация»

Крайняя жестокость Кишиневского погрома (1903), а также тот факт, что еврейское население города не смогло (в том числе из-за активного противодействия властей) оказать нападавшим практически никакого сопротивления, — все это произвело глубокое впечатление на российское еврейство.

В воззвании, опубликованном еврейскими активистами после Кишиневского погрома, говорилось: «Нам нужна повсюду, где мы проживаем, постоянная организация, всегда готовая встретить врага в первую же минуту и быстро созвать к месту погрома всех, в ком есть силы встать перед опасностью».

В ответ на разгул погромщиков евреи искали новые формы организации, активную роль в этом процессе начали играть активисты сионистского движения, в особенности члены партии сионистов-социалистов «Поалей Цион» («Рабочие Сиона»). Весной 1901 года их отряды сорвали попытку погрома в Екатеринославе: после нескольких стычек, в которых евреи одержали верх, толпы погромщиков были рассеяны.

Жертвы еврейского погрома в Кишиневе. Снимок из фондов Российского Государственного архива кинофотодокументов. Репродукция ИТАР-ТАСС

Жертвы еврейского погрома в Кишиневе. Снимок из фондов Российского государственного архива кинофотодокументов. Репродукция ИТАР-ТАСС

Для российского еврейства каждый погром служил стимулом к сопротивлению; в ходе столкновений с бандами погромщиков формировалась своеобразная тактика дружин самообороны.

В городах и местечках начали создаваться кружки, члены которых собирали деньги, закупали или изготавливали огнестрельное и холодное оружие, учились им владеть, формировали мобильные группы, патрулировавшие населенные пункты в случае угрозы погрома; действия таких групп координировали штабы, располагавшиеся в частных квартирах, где имелись телефоны.

В 1903—1904 годах к самообороне впервые начали присоединяться ячейки Бунда (Всеобщего еврейского рабочего союза в Литве, Польше и России). Ранее руководство Бунда, считавшее свою партию частью общероссийского рабочего движения, выступало против еврейской самообороны, утверждая, что формирование отрядов по национальному признаку ведет к «затуманиванию классового сознания и ослаблению классовой борьбы». Однако после Кишиневского погрома Бунд выступил с политическим заявлением, в котором говорилось, что насилию следует давать решительный отпор. Впрочем, создавая собственные боевые группы, бундовцы по-прежнему отказывались сотрудничать с сионистами.

Начались закупки оружия для еврейской самообороны — сбор средств на эти цели объединил все слои еврейства; оружие закупалось за границей и нелегально доставлялось в Россию.

Уже через несколько месяцев после Кишиневского погрома еврейская самооборона смогла приступить к активным действиям. В начале сентября 1903 года ее дружины численностью в несколько сотен человек с оружием в руках выступили против погромщиков в Гомеле.

Ядро этих дружин составила сионистская военизированная организация «Гибборей Цион» («Герои Сиона»), связанная с партией «Поалей Цион». Отдельно действовала дружина бундовцев. Силы самообороны разогнали погромщиков, нанеся им тяжелые потери. Прибывшие войска расстреляли бойцов сопротивления, и толпа попыталась продолжить бойню в еврейских кварталах, однако бойцы еврейских отрядов прорывались через цепи солдат и наносили по погромщикам болезненные удары.

На успешные действия еврейской самообороны в Гомеле царские власти ответили преследованиями ее бойцов. Многим из них удалось покинуть Россию и присоединиться к сионистским первопоселенцам в Палестине: гомельская группа, состоявшая из автистов «Поалей Цион», в 1904 году открыла вторую волну репатриации в Эрец-Исраэль.

В Палестине бойцы гомельских боевых дружин основали тайное военизированное общество «Бар-Гиора», названное так по имени одного из вождей восстания евреев против римского владычества. На базе «Бар-Гиора» в 1909 году была создана ассоциация «Ха-Шомер» («Страж»), взявшая на себя охрану еврейских поселений от нападений арабов. «Ха-Шомер» стал первым еврейским вооруженным формированием в Палестине. Таким образом, история Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) ведет отсчет от боевых дружин еврейской самообороны, возникших в дореволюционной России.

«Прощай, погромная Россия!»

После гомельских событий, наглядно продемонстрировавших силу еврейской самообороны, число и активность ее участников значительно возросли. К примеру, в 1904 году в Двинске вооруженная группа бундовцев отразила нападение погромщиков на еврейские кварталы.

Но октябрьские погромы 1905 года оказались одной из самых кровавых страниц и в истории еврейского народа, и в российской истории — тогда в России произошли первые массовые убийства на этнической почве. С 18 по 29 октября 1905 года в Российской империи произошло 690 погромов в 660 городах, местечках, деревнях и селах. Во время октябрьских погромов погибли 3,5—4 тысячи евреев, и около 10 тысяч были ранены.

Жертвы еврейского погрома в Одессе, 22 октября 1905 года. Фото: архив РИА Новости

Жертвы еврейского погрома в Одессе, 22 октября 1905 года. Фото: архив РИА Новости

В Одессе в ряды самообороны вступили несколько тысяч человек, в Киеве — около полутора тысяч; крупные организации самообороны действовали также в Екатеринославе, Ростове-на-Дону, Елисаветграде, Николаеве, Минске, Варшаве.

Впрочем, в столь многочисленных отрядах и не было нужды. Опыт показал, что даже в большом городе 200—300 хорошо подготовленных дружинников было достаточно, чтобы ликвидировать в зародыше любую попытку устроить погром. В городах поменьше хватало и нескольких десятков человек — но только при условии, что войска и полиция не выступали на стороне громил.

В Одессе еврейская самооборона и студенческая милиция, в которую входили и евреи и христиане, поначалу смогли приостановить антисемитские выступления — многие погромщики были убиты и ранены, свыше 200 человек разоружены и взяты под стражу в здании Новороссийского университета.

Лишь после того, как генерал-губернатор города Каульбарс выдвинул против еврейской самообороны войска, включая казачьи части, и приказал им использовать все виды оружия вплоть до артиллерии, погром возобновился и продолжался несколько дней. Погибло свыше 400 евреев, в том числе немало участников самообороны.

В Киеве еврейские боевые группы упорно сражались с погромщиками несмотря на то, что на стороне последних с самого начала выступили казаки; половину убитых в ходе столкновений и умерших впоследствии от ран составили сами погромщики. В Екатеринославе бойцы еврейской самообороны уничтожили 47 погромщиков.

Следствием погромов 1903—1906 годов стала массовая эмиграция в США и страны Западной Европы: только в Северную Америку в 1906 году переселилось 125 тысяч евреев, в 1907 году — 115 тысяч. Всего же за годы, предшествовавшие революции, из России были вынуждены эмигрировать около 2 млн евреев.

Читайте в рубрике «История» Семеро пойдут, Сибирь возьмут!Каникулы в Историю. Серия пятая. Семеро пойдут, Сибирь возьмут!

Комментарии

12 ноября 2013, 11:39
У государства всегда есть два врага: внешний и внутренний (из курса теории

государства). Если их нет то обязательно нужно его придумать. Кто нам мешает

жить и развиваться? Если никто, значит надо найти кого-то: люди с другой

сексуальной ориентаций, радикалы разных вероисповеданий, евреи, да и просто

богатые "суки" - это все те кто мешает нам нормально жить, бухать, веселиться,

вести разгульную жизнь. Да мы просто подыхаем от зависти к тем кто чего-то

добивается в отличие от нас и не можем спать ночами из-за этого (//Бог сказал

человеку: пожелай все что хочешь - исполню, но учти, соседу дам в два раза

больше чем тебе. Тогда человек сказал: выколи мне один глаз//)
У нас хоть кто-нибудь венчается в церкви (храме), много ли людей знает молитву

хоть одну наизусть? хоть кто-нибудь знает что такое настоящий патриотизм?

Кто-нибудь знает что-такое истинные ценности в жизни? Что такое настоящая дружба

и любовь (это не бухалово с "друзьями" когда есть деньги)?
На нашем раздоре делают деньги те кто сидит наверху у власти и так хитро это

завуалировано, что простому человеку и не понять истинной правды.
Только у нас такое: бабка укусила полицейского - ее в зону строго режима, а

представитель власти (депутат или полицеский высшего чина) сбил насмерть мать с

ребенком - ему условно! ПЕРЕД КОНСТИТУЦИЕЙ ВСЕ РАВНЫ (бред для нашего

государства).
Сколько приходится полицейских на 100 000 населения?
Напишу Вам:
Россия - 976
США - 233.
Кто кого защищает? Логично подумать - что не народ защищают, а защищают ВЛАСТЬ

ОТ НАРОДА! А то вдруг еще всколыхнется, так подавят в зародыше!
Так и решайте Дамы и Госпада, что для нас важнее: бороться с "не нашими" и

тратить на это свои силы и свои и государственные деньги или учиться,

развиваться и работать, поднимать уровень жизни и культуры нашей страны, нации,

государства? Ведь бедный, несчастливый человек всегда ищет корень своих бед в

ком-то другом. А тут на тебе - вот дорогой у тебя есть враги: такие и сякие,

трать свою энергию на них и успокойся и рот закрой! Бухни "на здоровье", ведь

водка кроме того что она вреда она еще и полезна улыбка Наберись храбрости и покажи

всем "ЭТИМ" Кузькину мать её ети!
Уж вместе мы сила, а как напьемся так вообще - неубиваемы и море по колено!

Пожалуйста, включите мозг и осознайте все что написано выше. Не там мы ищем

врага, не там!
Рекомендую телеканал Дождь: для тех кому не наплевать.
12 ноября 2013, 11:45
Евреи просчитали все планы,они умные и не дураки в войне или самообороне,по крайней мере до сих пор у них получается защищать свой народ,несмотря на многочисленные репрессии.
12 ноября 2013, 12:38
Не знаю, мои украинские предки жили испокон веков на Азове с греками и евреями, и прессовали что евреев, что хохлов, что греков, хоть татар одинаково, исходят из позиции властей по отношении к Малороссии..
Думается мне, что большинство описанных "погромов" носили исключительно локальный или даже бытовой характер...
12 ноября 2013, 14:12
Все было жаль евреев. Какой же несчастный народ.......
13 ноября 2013, 09:11
Ага, досталось им нехило. Сначала в царской России гнобили и убивали, чуть ли официально вне закона объявили, потом Гитлер со своей шоблой в концлагерях живьем гноил.. Зато сейчас еврейство распустилось буйным цветом. В российских органах власти через одного евреи)
12 ноября 2013, 17:53
И поделом. Что еще можно сказать в защиту тех кто всех кроме себя и властей считает "чернью"?! Ни грамма не жаль.
12 ноября 2013, 23:37
Скоро, очень скоро будет новое овощехранилище, по всей России. Лишь бы не на азиатов, а на реальных врагов.
12 ноября 2013, 17:55
Почему не вспоминают про еврейские погромы во Львове летом 1942г.,кажется,учинённые бандеровцами,еврейских женщин и детей таскали за волосы по улицам Львова. Кто не видел,посмотрите фотохроннику в инете. Население Львова было гдето чуть более 300тысяч человек, украинцев было всего 12,5%,евреев около 25%,остальные,в основном,поляки,но бесчинствовали герои-бандеровцы. Черная сотня-это ещё ангелы по сравнению с этими кадрами,а Бабий Яр в Киеве?
12 ноября 2013, 18:08
Ты бы пасть свою закрыл , про Львов рассуждаешь , рассказать за РОА и кто охранял гетто в Праге и Югославии ?
12 ноября 2013, 23:35
Ответь на мове
12 ноября 2013, 18:01
Конечно жаль людей. Но я не поняла , за что же всё - таки били евреев? Вот так просто ни с чего, ни с того, приходят русские и бьют евреев. За что? И не не договаривает ли автор чего - то такого, в чем стыдно признаться? Не секрет, что евреи держали питейные заведения, а своим детям строго настрого запрещали употреблять вино. Но людям других национальностей продавали и даже в долг под запись давали и под процент. А когда приходил срок расплачиваться по долгам, человек попадал в кабалу к еврею, держащему шинок. История повторяется. Разве сейчас не тот же разгул еврейского ростовщичества, когда под немыслимые проценты русским людям, доведенным до нищенства, предлагают банки кредиты под немыслимые проценты. А кто-то из современников сказал:"за каждым банком стоит еврей в очках, а за каждым евреем стоит чечен с кинжалом" . Разве евреи такие наивные, не понимают, что они делают? Разоряют нееврейские семьи , а потом насылают ещё и коллекторов, выбивать долги. И если получают назад свои деньги, они не успокаиваются, требуют проценты, комиссиии и т.п. Уже сейчас происходит недовольство финансовым засилием евреев в русском обществе. Погромов пока ещё нет. Но история имеет свойство повторяться.
12 ноября 2013, 18:37
Евреев всегда били за то, что они умеют копить деньги и пускать их в оборот, а не пропивать по-русски и не прогуливать почем зря. По сути, евреи всегда были кривым зеркалом для народов, среди которых они жили. Вот за это грабили их и били, потому что умные и успешные всегда кажутся негодяями..
13 ноября 2013, 09:19
Не все евреи такие умные и находчивые, как вы говорите. Вот изюминка из Ломброзо (сам, кстати, чистокровный еврей):

“Именно среди евреев встречается больше образованных и талантливых людей, но и сумасшедших среди евреев в 4-6 раз больше, чем среди окружающих. В Германии евреев-сумасшедших было в 8 раз больше, чем среди немцев”.

Евреи более подвержены болезням нервной системы, чем другие расы и народы, среди которых они живут. Истерия и неврастения встречаются чаще всего.

Это одна из причин, по которым евреев не любили и не любят до сих пор
13 ноября 2013, 13:43
Сомневаюсь что наших Абрамовичей и Гусинских ненавидят за их скверный характер и истерии))
24 ноября 2013, 13:24
Изюминка в том что русские и евреи не пересекались в РИ местом своего обитания, так что эти погромы далеко не русские. Откуда русские в Кишиневе и киеве? В одессе тоже была гремучая русско-украинско-балканско-еврейская смесь. Учитывая что у украинцев по разным историческим причинам еврейские погромы в традиции, подозреваю что движущей силой погромов там опять таки были не русские. Это я не обвиняю украинцев у них это нелюбовь с тех времен когда польские паны заселяли их земли евреями как противовес к ним.
12 ноября 2013, 18:06
Какой же бред вы несёте ))))) Где была эта жидовская армия с 39 по 45 год ? А то что в росии жиды наклоняли руских так это правда .
13 ноября 2013, 00:36
Великая Отечественная война стала трагической страницей в судьбе еврейского населения Советского Союза. Число жертв среди евреев во время войны составило 2,75 млн. человек, из которых 2,5 млн. – мирное население оккупированных территорий.

С августа 1941 года неоднократно проводились митинги представителей еврейского народа, на которых выступали с речами С. Михоэлс, И. Эренбург, Д. Бергельсон и другие видные деятели еврейской культуры. Они призывали «братьев-евреев во всем мире» прийти на помощь Советскому Союзу, и эти призывы были услышаны.

В 1942 году был создан Еврейский антифашистский комитет (ЕАК), чтобы влиять на международное общественное мнение и организовывать политическую и материальную поддержку борьбы СССР против Германии.

В феврале 1943 г. на заседании ЕАК прозвучал потрясший всех доклад Михоэлса о судьбе евреев на территориях, освобожденных Красной армией. В своем докладе он также осудил распространение в стране антисемитских настроений под лозунгом «евреев никто не видел на фронте» и призвал довести до всех кругов советского общества достоверную информацию об участии евреев в военных действиях. Нельзя забывать, что большинство еврейского населения оставалось на оккупированных территориях, где планомерно осуществлялось его поголовное уничтожение. Но, несмотря на трудности сопротивления в условиях оккупации, в некоторых гетто (Вильнюс, Минск, Каунас) подпольные организации готовили вооруженные группы, которые прорывались в леса, где создавали партизанские отряды. Уже в 1942-1943 гг. в Прибалтике, Белоруссии, Украине сражались приблизительно 25 000 евреев-партизан. Помимо этого, около полумиллиона евреев-мужчин находились в действующей армии, 140 из них были удостоены звания Героя Советского Союза, а различными боевыми наградами отмечены более 160 000 евреев-участников войны.
12 ноября 2013, 22:14
По "Триколору" гоняют голливудскую фильму "Храброе сердце Ирены Сандлер" . Снимали по реальным событиям , заглавная героиня померла в 2007 , при жизни номенировалась на "Нобеля ". Спасала детей из варшавского гетто ,распределяя их в польских семьях .Одна значительная трудность - приличная часть детей не разговаривает на польском / далеко не ясельный возраст/ .Голливудское кино или ...
12 ноября 2013, 22:46
Люди, ну как вам не стыдно. Вы почитайте историю евреев. Как они жили. Поймете, что граждан преданней государству сложно найти. Религия строго наказывает жить по законам окружающего государства. Только государство, часто, отвечает очень агрессивно на такое проявление патриотизма. Даже сейчас в синагогах читают специальную молитву за благополучие России. Вот хорошие книги по истории.«КНИГА ВРЕМЕН И СОБЫТИЙ» - итория российских евреев. «ЗЕМЛЯ ПОД НОГАМИ» Из истории заселения и освоения Эрец-Исраэль - история возникновения Государства Израиль, история появления арабо-израильского конфликта. Написано очень толково. Никакой отсебятины, все основано на документах.
12 ноября 2013, 23:13
Какая печаль, и все у них плохие, все их обижают. Не могу больше писать - вспомнил про лохокост и слезы льют на клавиатуру
15 ноября 2013, 15:34
Автор вспомнил студента Владимира Хавкина /"уважение тому , кто его достоен "/ , но так , для равновесия - из Кишинёвского погрома "выродился" такой "человечище" как Якоб Шифф , один из основателей ФРС и "заклятый враг семейства Романовых" , как он себя сам называл...
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»