Двойственный союз
Модель беспилотника компаний BAE Systems и Dassault Aviation на Международном Парижском авиасалоне. Фото: Pierre Verdy / AFP / East News

Модель беспилотника компаний BAE Systems и Dassault Aviation на Международном Парижском авиасалоне. Фото: Pierre Verdy / AFP / East News

Франция и Великобритания объединят усилия ради будущего своей беспилотной авиации

Военно-промышленные концерны BAE Systems и Dassault Aviation получили контракт, который может «изменить будущее военной воздушно-космической отрасли в Европе», сообщается в их совместном пресс-релизе.

Контракт подписан с правительствами Франции и Великобритании — они вместе выделили €150 млн ($187 млн) на двухлетнее исследование, в рамках которого будет изучена возможность создания общими усилиями современного ударного беспилотника. Проект носит кодовое название «Перспективная боевая беспилотная воздушная система» (FUCAS).

Проектирование первого прототипа машины может начаться уже в 2016 году.

Париж и Лондон могут создать продвинутый беспилотник, но говорить о революции в отрасли беспилотного авиастроения все же рано, считает главный редактор еженедельника «Авиационная и ракетная техника», эксперт по военной авиации Иван Кудишин.

«На будущее отрасли может повлиять нечто более радикальное, вроде изобретения антигравитации, но может быть создана весьма интересная платформа. Ранее обе страны не раз успешно работали над общими проектами, например, самолетами Concorde и Jaguar. Наработки у них уже имеются: во Франции это БЛА Neuron, в Великобритании — БЛА Taranis. Они активно испытываются и летают, но при этом заявляются как демонстраторы технологий, а не прототипы серийных беспилотников», —пояснил он «Русской планете».

Франко-британский летательный аппарат скорее всего будет ударным дроном сверхмалой заметности, полагает Кудишин. «Очень малозаметный, высокая дозвуковая скорость, лишенный вертикального оперения. Сможет выполнять широкий спектр задач, начиная от разведки и ведения активной радиоэлектронной борьбы и заканчивая ударами по наземным целям. Возможно, он даже сможет перехватывать воздушные цели», — прогнозирует Кудишин.

Как напоминает эксперт, США также ведет разработку перспективного дрона палубного базирования в рамках проекта UCAS (Unmanned Combat Air Systems). Под него были созданы БЛА X-47 корпорации Northrop Grumman и БЛА Phantom Ray от компании Boeing. В них применяется большинство технологий, уже внедренных в самолете F-117 и в самолетах пятого поколения: радиопоглощающие материалы, размещение вооружения на внутренней подвеске, специфическая ребренная внешняя форма, особые двигательные технологии. «Но это пока тоже демонстраторы технологий, до запуска их в серийное производство еще довольно далеко», — подчеркивает Кудишин.

Томас де Мезьер и модель тяжелого БЛА Euro Hawk. Фото: Wolfgang Rattay / Reuters

Амбициозный план по созданию боевого беспилотника был у Германии, однако в мае 2013 года проект по созданию тяжелого БЛА Euro Hawk был закрыт тогдашним министром обороны Томасом де Мезьером, назвавшим долгострой «ужасом без конца». Затраты на Euro Hawk, по некоторым данным, превысили € 1,6 млрд ($2 млрд). Именно огромные расходы были названы одной из ключевых причин закрытия проекта.

Потребность в ударных дронах у Европы есть, но стоит их разработка чрезвычайно дорого и подчас оказывается просто неподъемной для одной страны, отмечает специалист по беспилотным системам Денис Федутинов в беседе с РП. Объединение усилий нескольких стран — как инженерно-конструкторских, так и финансовых — могло бы стать выходом из этой тупиковой ситуации.

Как напоминает специалист, FUCAS изначально разрабатывался британской BAE Systems и только в результате длительных переговоров к нему удалось подключить французскую Dassault Aviation.

«Полагаю, что реализации проекта значительно поспособствовало бы подключение к нему других европейских стран, например Германии или Италии. Однако там имеются собственные амбиции в области создания подобного класса систем. Если подход к развитию конструктивного сотрудничества не возобладает, то этот проект (равно как и другие национальные проекты) рискует стать долгостроем», — резюмирует Федутинов.

Ударный дрон может появиться в России в ближайшие пять лет, рассказал РП гендиректор компании «Аэроб» (российский разработчик беспилотных систем) Андрей Мамонтов. Самое важное — определить, для каких целей он будет использоваться, отмечает он.

«В России есть несколько интересных проектов в области военных беспилотников: "Иноходец" от группы компаний "Транзас", БЛА тяжелого класса на основе перспективного истребителя пятого поколения ПАК ФА. Главное, как такой БЛА правильно применять — необходимо сформировать задачи по его использованию, создать соответствующие подразделения в вооруженных силах. Создать БЛА не так проблемно, как внедрить его в эксплуатацию», — рассуждает Мамонтов. 

Поезд дальше не идет Далее в рубрике Поезд дальше не идетВ Германии продолжается забастовка машинистов железных дорог; государственный оператор железнодорожных перевозок заявил, что будет добиваться судебного запрета на проведение стачки

Комментарии

06 ноября 2014, 22:02
Китайцы уж лазерами беспилотники сбивают, а эти только модели разрабатывают, не успели в уезжающий поезд
07 ноября 2014, 11:17
Беспилотник - это в первую очередь компьютер, поддерживающий непрерывную связь с землей. Разорви эту связь - и твой хваленый аппарат превратится в груду металлолома. Любая ЭМИ-пушка, типа нашего Ранца-Е с легкостью свалит не только беспилотник, но и большинство ракет.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»