Дронам тут не место
Беспилотный летательный аппарат Euro Hawk. Фото: Northrop Grumman Corp./Cassidian / dapd

Беспилотный летательный аппарат Euro Hawk. Фото: Northrop Grumman Corp./Cassidian / dapd

Одним из условий соглашения для формирования правительственной коалиции в Германии станет отказ от приобретения боевых беспилотников

Германия может полностью отказаться от приобретения боевых беспилотных летательных аппаратов на следующие четыре года, пишет Spiegel. Об этом свидетельствует оказавшийся в распоряжении журналистов черновик коалиционного соглашения между социал-демократами (СДПГ) и объединением немецкого канцлера Ангелы Меркель (ХДС/ХСC).

«Мы категорически осуждаем незаконные убийства с помощью дронов. Германия будет добиваться включения боевых беспилотных систем в международные соглашения о разоружении и контролем над вооружениями», — сказано в черновом соглашении.

Один из пунктов документа делает практически невозможной закупку военных дронов до следующих парламентских выборов, утверждает источник Spiegel, знакомый с ходом переговоров.

«Прежде чем закупить качественно новые боевые системы, мы будем тщательно изучать все связанные с этим вопросы гражданского и конституционного права, а также обратим особое внимание на вопросы этики», — утверждается в соглашении.

Такое решение еще больше подорвет авторитет министра обороны Германии Томаса де Мезьера, чья репутация уже пострадала после громкого скандала вокруг проекта по созданию нового тяжелого беспилотника на основе американского RQ-4 Global Hawk. В 2012 году де Мезьер называл программу по разработке дрона Euro Hawk очень важной для Германии; он же в мае 2013 года объявил о ее закрытии, оценив программу как «ужас без конца».

Сначала причиной закрытия были названы трудности с сертификацией дрона для полетов в европейском воздушном пространстве, затем удвоение первоначальной стоимости проекта. Ряд немецких журналистов и оппозиция обвинили в провале программы де Мезьера.

Министра упрекали в том, что, зная о резком превышении расходов на строительство дронов, он нарочно скрыл эту информацию от бундестага.

Как сообщает Defence News, на Euro Hawk Германия потратила € 508 млн; по другой версии, сумма трат превысила € 1,6 млрд. Газета Süddeutsche Zeitung назвала сложившуюся ситуацию позором для Минобороны и его начальства. Как писали журналисты, несмотря на проблемы, возникшие еще на раннем этапе проекта, она длилась десять лет и оказалась более живучей, чем все министры, которые ей занимались.

Хотя в Германии многие ожидали, что фиаско дрона-долгостроя заставит де Мезьера уйти в отставку, этого не произошло. Во время июньских слушаний в бундестаге министр заявил, что не считает себя виновным в провале программы. Еще раньше, в мае, он заявил о планах министерства по закупке для ВВС Германии 16 новых дронов в ближайшие несколько лет: переговоры велись с американским производителем многоцелевых беспилотников Predator, а также с его израильским конкурентом, выпускающим дроны Heron. Видимо, теперь этим планам не суждено сбыться.

Германия не будет отказываться от беспилотников только по этическим причинам, полагает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

«Сложно придумать более абсурдное объяснение, чем отказ от беспилотников из-за их незаконного использования. Сами беспилотники никого не убивают, это делают люди, которые ими управляют. Не хочешь — не убивай. Думаю, что у немцев сейчас очень низкий уровень амбиций. Тот же проект Euro Hawk был свернут по традиционным европейским причинам отсутствия денег и желания. В области «дроностроения» немцы сильно отстали от Америки и Израиля, видимо даже от Китая и не видят смысла кого-то нагонять», — говорит военный эксперт.

Если говорить о дальнейших планах Германии в отношении дронов, то вряд ли они полностью прекратят их закупку и эксплуатацию, считает эксперт по беспилотным системам Денис Федутинов.

«Можно лишь говорить о некоем моратории на оснащение беспилотников оружием, поскольку удары с помощью подобного рода систем в представлении массового сознания в последнее время стали ассоциироваться с жертвами среди мирного населения», — отмечает специалист.

В области больших беспилотников у Германии было три больших программы, рассказывает эксперт. По его словам, два проекта были связаны с БПЛА семейства Global Hawk: уже закрытая Euro Hawk и совместная с другими странами НАТО AGS (Программа наблюдения за наземными целями).

«Полагаю, что основными причинами закрытия программы Euro Hawk было устранение некоторого дублирования программ на фоне оптимизации бюджетных расходов. А также то обстоятельство, что за время реализации программы взятый за основу немецкого БПЛА аппарат Global Hawk версии Block 20 успел несколько устареть. В AGS используются БПЛА Global Hawk более современной модификации — Block 40. Основные финансовые затраты по этому натовскому проекту несет Германия. Так что неудивительно, что немцы решили провести ревизию своих беспилотных программ», — развивает свою мысль Федутинов.

Из-за финансовых причин для европейских стран разработка собственного БПЛА имеет смысл только в рамках совместных проектов, заключает специалист.

«Третьим большим беспилотником люфтваффе является "онемеченный" вариант израильского БПЛА Heron. Эти системы применялись германскими военными в боевых операциях, в том числе в Афганистане. Таким образом, беспилотные комплексы, с которыми работают германские военные, имеют в основе зарубежные платформы: израильскую и американскую. Создавать собственную достаточно дорого», — подытоживает Федутинов.

Комментарии

15 ноября 2013, 21:57
Беспилотные ядерные ракетоносцы,вот чего боится Европа,а не отсутствие денег или не желание заниматься программой. Очень опасны эти дроны в чужих руках,а с современными системами безопасности никто не может гарантировать утечки контроля над десятками таких машин.
Дроны дороги и полностью зависят от дистанционного управления, а значит систему можно взломать и беспилотники уничтожтожать и направлять против своих же хозяев.
А пилот - это человек, который принимает решения самостоятельно. Поэтому не зависит от хакеров и прочих помех. Другое дело что пилоты гибнут при боевых операциях, ну так на то оно и военная служба..
16 ноября 2013, 11:07
У российских военных еще с начала 2000-х есть боевой ЭМИ-генератор «Ранец-E», который стреляет СВЧ излучением на десятки километров. С помощью такой машины можно поджарить любой беспилотник в два счета.
16 ноября 2013, 11:39
СВЧ излучение-опаснейшая штука и эта пушка,рядом с которой,я не хотел бы стоять во время ее работы. На сколько я понимаю у нас и без микроволновок есть ракеты,способные поразить подобные цели.
17 ноября 2013, 12:10
Таким оружием можно не только беспилотники сбивать. Вот бы наши гаишники в своей работе такие использовали при поимке нарушителей, а то бестолково гоняются за ними по городу...
16 ноября 2013, 13:32
Читайте Пелевина "Снафф", все в точку предугадывает, мастер!!
16 ноября 2013, 16:48
Снафф,при чем тут он,там же говорится о порнобизнесе или я не то снафф вспомнил?
Это вы про "Снаф" Паланика, а я про Пелевина
17 ноября 2013, 12:09
Тут еще дело в том, что пилот, сидящий в самолете, все же понимает, что он делает и чувствует свою ответственность. А оператор, сидящий за компьютером, видит все в формате компьютерной игры и поэтому может сознательно наломать кучу дров
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»