Челнок посадили на воду
Ракета-носитель Vega c мини-шаттлом IXV на борту на космодроме Куру, 11 февраля 2015 года. Источник: ESA

Ракета-носитель Vega c мини-шаттлом IXV на борту на космодроме Куру, 11 февраля 2015 года. Источник: ESA

Европейский экспериментальный «мини-шаттл» IXV успешно прошел первые летные испытания

Вывела «мини-шаттл» на орбиту Земли 11 февраля запущенная с космодрома Куру во Французской Гвиане ракета-носитель Vega. Старт был дан с почти двухчасовой задержкой, которая потребовалась для устранения неполадок в системе телеметрии. Однако испытаниями в Европейском космическом агентстве (ESA) чрезвычайно довольны: «Все прошло как нельзя лучше, — заявил по итогам полета директор агентства Жан-Жак Дорден. — Хотя проект еще далеко не закончен».

Речь идет о разработке нового многоразового корабля по программе Pride. Он должен стать аналогом секретного «мини-шаттла» X-37B, стоящего на службе американских ВВС. Разработанный Boeing автоматический аппарат уже с успехом провел три длительные космические миссии по заказу Пентагона; цель этих полетов не разглашается, хотя большинство экспертов сходятся во мнении, что X-37B разработан для выполнения задач космической разведки. В отличие от него европейский челнок будет иметь совершенно мирное назначение.

Отличается он от американского «собрата» и внешне: если X-37B напоминает классические шаттлы, прототип IXV (Intermediate eXperimental Vehicle — «Промежуточный экспериментальный аппарат») реализован по аэродинамической схеме «несущий корпус» и не имеет крыльев. Название его отражает роль шаттла в истории долгих попыток Евросоюза создать собственный многоразовый челнок: полет первой опытной капсулы ARD был проведен еще в 1998 году.

При размерах 5 м в длину, 1,5 м в ширину и 2,2 в высоту весит IXV всего 1,8 т даже при полной заправке топливом. На борту он несет лишь силовую систему (двигатели и отклоняемый по вертикали «хвост»), парашюты, элементы для поддержания плавучести после посадки, а также авионику. Ничего лишнего — это и позволило в ходе испытательного запуска доставить аппарат на высоту около 340 км с помощью легкой и недорогой ракеты Vega.

Через 18 минут после старта IXV отделился от носителя и самостоятельно набрал еще более 60 км. Полет проходил полностью в автоматическом режиме, хотя за ним наблюдали расположенные в Африке наземные станции слежения. В общей сложности от старта до посадки прошло около 100 минут, за это время челнок пролетел от атлантического побережья Южной Америки до центральной части Тихого океана.

Самым критичным этапом испытаний, который и предстояло отработать, стало, конечно, возвращение экспериментального шаттла. В атмосферу восточнее Новой Зелендии он входил на гиперзвуковой скорости — более 27 тыс. км/ч, и за поведением IXV и его систем следила инфракрасная камера, а также более 300 различных бортовых датчиков. Раскрыв парашюты тормозной системы, шаттл приводнился в Тихом океане. Автоматически надувшиеся поплавки держали его на воде, пока аппарат не был подобран спасательным судном «Нос Эйрис» (Nos Aries).

В ESA отмечают, что отработка этих технологий обеспечит создание не только новых челноков, но и возвращаемых модулей будущих ракет, а также дальних космических зондов, которые смогут доставлять на Землю образцы вещества с Луны и других объектов Солнечной системы. Однако именно перспективный многоразовый корабль для полетов на околоземные орбиты станет ключевым «воспреемником» экспериментального IXV. Помимо прочего такой шаттл позволит проводить некоторые научные исследования, которые сегодня требуют привлечения ресурсов МКС, и обслуживать орбитальные аппараты.

Отметим, что проект ESA — далеко не единственная программа по созданию более современных, надежных, компактных и дешевых аналогов знаменитых американских шаттлов. Среди таких попыток стоит упомянуть разрабатываемый компанией Sierra Nevada пилотируемые корабль Dream Chaser и футуристический британский Skylon.

В реализацию проекта IXV вовлечены семь стран-партнеров по ESA — Италия, Франция, Швейцария, Испания, Бельгия, Ирландия и Португалия — и несколько крупных европейских компаний аэрокосмического сектора (Thales Alenia, QinetiQ, Dassault Aviation, Airbus). В целом полет обошелся агентству в 150 млн долларов.

Чужая колея Далее в рубрике Чужая колеяЭкономист Фарид Хусаинов рассказал о том, как устроены железные дороги на Западе

Комментарии

12 февраля 2015, 22:34
Молодцы европейцы развивают потихоньку космонавтику, ткими темпами глядишь и лет через 40 человека в космос запустят
13 февраля 2015, 02:13
Лет через 20 уже появятся первые космонавты, побывавшие на других планетах.
У нас и у американцев, может быть еще у китайцев, но никак не у европейцев
13 февраля 2015, 16:09
Улыбнул))) Пусть Венеру осваивают, американцев переплюнут)))
14 февраля 2015, 01:49
Вы про "невозвращенцев"? Ну да, желающих улететь на коптящей громадине в неизвестность навстречу неизбежности, кстати, очень много. Видимо, это что-то вроде новой "забавы".
Что ж, пусть летят на все четыре стороны, нам не жалко.)
Zed
16 февраля 2015, 17:45
Я конечно не специалист в этих делах, но раз уж данный проект финансируется напрямую Пентагаоном, то стало быть и корабль-шаттл этот будет военного назначения! Вот и думайте-кумекайте! Учитывая тот факт, что у американцев имеется функционирующая боевая лазерная установка, которая в условиях космоса и разряженной атмосферы является сверх-эффективным оружием, то это уже реальная угроза для космонавтики "потенциального противника"....!!! И меня терзают смутные сомнения, что основной целью данного проекта являются вовсе не астероиды...!!!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»