Одинокий «Бук»
Зенитно-ракетный комплекс «Бук-М1». Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

Зенитно-ракетный комплекс «Бук-М1». Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

Эксперты рассказали «Русской планете» о зенитно-ракетном комплексе «Бук-М1», с помощью которого, предположительно, был сбит малайзийский авиалайнер в небе над Донецкой областью

Авиалайнер Malaysian Airlines, на борту которого находились 298 пассажиров, был сбит, предположительно, ракетой зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Бук-М1». «Русская планета» обсудила с экспертами тактико-технические характеристики этой самоходной установки, находящейся на вооружении как российской, так и украинской армии.

За несколько недель до катастрофы представители пресс-службы самопровозглашенной Донецкой народной республики сообщили о захвате воинской части А-1402 в Донецке — зенитно-ракетного полка противовоздушной обороны, на вооружении которого находятся самоходные комплексы «Бук». В тот же день Минобороны Украины опровергло эти заявления. Украинские военные пояснили, что ЗРК были передислоцированы из воинской части еще до ее захвата, там осталась лишь непригодная к использованию автомобильная техника. Впрочем, в разговоре с «Украинской правдой» представитель пресс-центра АТО Алексей Дмитрашковський утверждал, что на территории части все же остался один «Бук», правда, в нерабочем состоянии. «Я не думаю, что им это нужно», — ответил Дмитрашковський на вопрос, могут ли боевики привести его в порядок. Информацию о захвате «Бука» ополченцами активно распространяли некоторые сайты, например, «События Новороссии», однако позже эти сообщения были удалены.

 Кабина зенитно-ракетного комплекса «Бук-М1»

Кабина зенитно-ракетного комплекса «Бук-М1». Фото: http://vpk-news.ru

«После того как был сбит пассажирский самолет, военные доложили президенту, что у террористов нет наших ракетных комплексов "Бук" и С300. Захвата этого вооружения не было», — цитирует издание «Украинская правда» генпрокурора Виктора Ярему.

Советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко утверждает, что сторонники самопровозглашенных республик сбили лайнер из ЗРК, переданного им Россией. «У нас нет версии, мы знаем правду. Любезно был передан террористам зенитно-ракетный комплекс "Бук". Сегодня произошла страшная трагедия, когда террористы, видимо, не понимая, что творят, не ведая, что творят, сбили из этого комплекса гражданский самолет, в котором летели граждане Европы, граждане Малайзии и других стран», — говорил он в эфире телеканала «Дождь».

По версии Геращенко, «Бук», из которого был сделан пуск ракеты, уже вывезен на территорию России. Ему вторит и министр глава МВД Украины Арсен Аваков, опубликовавший на своей странице в Facebook видеозапись, на которой, по его словам, запечатлено, как 18 июля около 04:50 по местному времени (06:50 мск) в сторону России двигается тягач, загруженный гусеничным ракетным комплексом. «На видеозаписи видны расчехленные ракеты. Две ракеты на месте, средняя не просматривается», — считает он. Аваков предполагает, что это может быть именно тот ракетный комплекс «Бук», который накануне выстрелил по малайзийскому лайнеру.

Российская сторона эти обвинения отвергает и намекает на причастность украинской армии к крушению лайнера. Как говорится в пресс-релизе Минобороны, выпущенном после трагедии, 17 июля российские средства ПРО не работали в районе крушения, зато подразделения вооруженных сил Украины с «Бук-М1» на вооружении в этот день находились неподалеку. В военном ведомстве утверждают, что в течение 17 июля российские радиотехнические средства фиксировали работу радиолокационной станции «Купол» батареи украинского ЗРК «Бук-М1», который дислоцировался рядом с селом Стыла, в 30 километрах к югу от Донецка.

В свою очередь, представитель информационного центра Совета нацбезопасности и обороны Украины Андрей Лысенко утверждает, что потерпевший крушение самолет находился вне зоны действия украинских установок ПВО.

ЗРК «Бук-М1» разрабатывался российским НИИ Приборостроения имени Тихомирова с 1994 по 1997 год. Комплекс может использовать два основных типа ракет, разработанные еще в Советском Союзе — 9M38 и модифицированную 9M317. Создатели комплекса определяли его предназначение как «уничтожение в условиях радиопротиводействия аэродинамических целей, летящих со скоростью до 800 метров в секунду, на малых и средних высотах, на дальностях до 30 тысяч метров». Как боевая единица, комплекс представляет собой отдельный ракетно-зенитный дивизион, состоящий из батареи управления, станции обнаружения целей и трех огневых батарей (двух самоходных огневых установок и одной пускозаряжающей установки).

Президент Академии геополитических проблем, военный аналитик Константин Сивков рассказал «Русской планете», что система «Бук-М1» способна поражать воздушные цели на удалении до 40 километров. «Высота поражения цели — до 25 километров. Система ориентирована на поражение воздушных целей, летящих со скоростью до 3000 километров в час. То есть "Боинг", летящий со скоростью 900 километров в час, мог быть сбит очень легко. Для системы это как учебная мишень», — объясняет Сивков.

Эксперт рассказывает, что для успешного поражения воздушной цели, одной системы не достаточно. «Система включает в себя гусеничное шасси и поворотную часть, состоящую из радиолокационной станции и комплекса из трех зенитных ракет. Чтобы обеспечить применение этого комплекса необходимо, чтобы стрельбовая станция была направлена на цель. Просто потому, что сектор обзора станции невелик — всего несколько градусов. Самостоятельно обеспечивать обзор воздушного пространства эта станция не может, поэтому ей необходимо внешнее целеуказание. Действовать вне дивизиона, который включает в себя командную и машину с радиолокационной станцией "Бук-М1″ не может. С учетом всего этого, для обеспечения работы дивизиона нужно иметь около 100—120 человек», — уверен он.

Как добавляет Сивков, для того, чтобы ракета выстрелила, она должна периодически проходить техническое обслуживание. «С учетом всех этих факторов, даже если бы у сил самообороны была одна пусковая установка без всего остального, они бы просто не смогли сбить самолет», — рассуждает аналитик.

С ним согласен и эксперт из Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев. По его мнению, если батарея находилась на некотором удалении от трассы пролета, то перехват был бы возможен. «Шансы на перехват повышаются в том случае, если используются внешние источники наведения. Радиолокационные станции могли вести эту цель, учитывая, что она вряд ли меняла свою траекторию движения. Посмотрите, что было сделано. Под Донецком был развернут полк "Бук-М1″ в составе 27 ракетных комплексов. Он размещался подивизионно, осталось только определить, где находился каждый дивизион и мог ли он поразить цель», — объясняет собеседник РП.

Истребитель МиГ-29. Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Боинг мог быть сбит и самолетом-истребителем МиГ-29, рассуждает Евсеев. «В этом случае задача упрощается, потому что он мог подлететь куда нужно и на расстоянии до 80 километров поразить цель ракетой класса "воздух — воздух"», — говорит он.

«Исходя из всего этого, если допускать, что перехват все же был, то это могли быть украинские военнослужащие. Они могли сделать это либо сознательно, в том случае если это была политическая провокация, либо в случае ошибки по перехвату, потому что у них нет практического опыта по проведению учений по противовоздушной обороне», — заключает эксперт.

«Могла произойти какая-то ошибка при запуске ракеты, но даже тогда была возможность ликвидировать ракету. Этого также сделано не было. Помимо прочего, могла бы сработать система распознавания "свой-чужой", но на гражданских лайнерах ее нет. Поэтому трагедии избежать не удалось», — резюмирует Евсеев.

«Для использования "Бук-М1″ как минимум нужна одна огневая установка, один локатор обнаружения и один командный пункт. Для использования всего этого нужен квалифицированный персонал, я сомневаюсь, что ополченцы бы справились. Я не верю в версию, что были какие-то учения на фронте и была ошибка», — говорит заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

Пузырь многоликий Далее в рубрике Пузырь многоликийФизики нашли способ проверить, является ли наша Вселенная пузырем Мультивселенной

Комментарии

18 июля 2014, 18:41
Не пойму, почему журналисты "РП" упорно называют ополченцев Донбасса "боевиками".. Они чего, в госдепе зарплату получают, что ли? А те обколотые наемники бандитских отрядов Каломойского или Ляшко - это что, "освободители", что ли?
18 июля 2014, 19:02
Вообще до революции боевиками называли членов боевой дружины в революционной партии. Так что это не такое уж и плохое сравнение. Просто в последнее время с этим словом связывают все больше нехороших людей.
они ополченцы, братушки, никакие они не боевики, а вот украинские вояки, сейчас каратели, они ровняют свои города и села
22 июля 2014, 04:09
Глупости говоришь. Тебе виднее?
Ну после опубликования доказательств, их начнут называть террористами. Не переживайте.
19 июля 2014, 12:10
какие доказательства, болезный? пока что все эти ребята представляют как доказательства какие-то записи в группах соцсетей, сделанные непонятно кем о каких-то сбитых транспортниках Ан, которыми хвастаются ополченцы. Лютый бред
Доказательства представит США
19 июля 2014, 21:14
Ага, доказательства от Псаки. Про белорусское море и ростовские горы мы уже слышали. Ждем, что расскажет на этот раз))
19 июля 2014, 21:28
А-а-а, ну тогда понятно... Им-то из-за океана виднее, как же, как я мог забыть. Всевидящее око Саурона.
19 июля 2014, 23:42
Покойная новодворская любила сравнивать хохлов с хоббитами, Путина с сауроном, Крым - с прелестью, а жителей ЕС - эльфами
20 июля 2014, 02:56
Сразу понятно, чем была увлечена Лерочка в последние годы своей жизни. Толкина перечитывала?
21 июля 2014, 12:25
Вот только она не учла того, что Путин - ни какой не Саурон, а самый что ни наесть бродяга-Арагорн, которому суждено победить мировое зло и стать "Королем Средиземья"! )

А сама Новодворская - это было порождение Унголианты, мерзкое и противное чудовище!
22 июля 2014, 04:11
Никогда путину не быть тем, что он вам из себя представил. Так что успокойтесь. Ему крышка уже.
22 июля 2014, 08:00
А что он нам из себя представил? И кем ему нужно быть? Для меня Путин - обычный президент обычной страны (пусть и очень большой), которая всеми силами пытается сохранить свое лицо и национальную гордость
18 июля 2014, 19:23
Не, ну при желании в принципе можно жахнуть и из автономной ПУ, просто на большой высоте в самолет попасть не получится. Что бы сбить тот же высоколетящий Боинг, полюбому нужно быть в составе дивизиона. РЛС "Купол" просто необходима.
18 июля 2014, 21:38
Я вам больше скажу - вполне возможно, что и не было ни какого "Бука", при чем он не стрелял по Боингу не только со стороны ополченцев, или войск нацгвардии, или чьей-бы там ни было, а вообще не стрелял. А Боинг был сбит штурмовиками нацгвардии, которые вероятно решили, что данный самолет направляется в Россию, так как шел он непривычным, северным, российским маршрутом..!
Хотя все остальные факты указывают именно не то что это все же был Бук, при чем это была заранее спланированная провокационная акция-диверсия со стороны украинских силовиков! И все эти якобы "перехваченные", но на самом деле смонтированные заранее переговоры, а так же недавние заявления Порошенко о "неприятном сюрпризе" - лучшее и неоспоримое тому подтверждение!
18 июля 2014, 21:50
Да уж, облажались порошенко-аваковские ребятки по-полной! Теперь главное - довести независимое расследование до конца и не допустить постороннего в него вмешательства с целью сабботажа!
18 июля 2014, 22:36
В СМИ пишут, что уже стрельба началась в районе крушения. Правда, пока что в воздух, но представители комиссии ОБСЕ тем не менее оттуда уже слиняли. Только вот поди теперь разбери - так это или нет...
19 июля 2014, 09:16
У Нацгвардии нет авиации и ЗРК, умник. У них даже танков нет. Из брони у них только БТРи есть. А ты про штурмовики и ЗРК лепишь...
19 июля 2014, 12:09
У нацгвардии нет, а у украинской армии есть, а это уже давно одно большое бандформирование воюющее под американскую дудку
22 июля 2014, 04:12
Вам мозги нужно на место вставлять.
19 июля 2014, 14:03
А кто же тогда ежедневно обстреливает жилые кварталы на Донбассе из артиллерии и с самолетов, а, глупыш?
Дядюшка, но объясни этим горемычным авторам, что для того чтобы сбить B777, кроме установки СОУ 9А310 с которой прицельные запуски НЕВОЗМОЖНЫ, в состав комплекса входят КП 9С470 - командный пункт, СОЦ 9С18 «Купол» - станция обнаружения и целеуказания , СОУ 9А310 - самоходная огневая установка , ПЗУ 9А39 - пуско-заряжающая установка.
27 июля 2014, 00:06
Именно так и есть и разный бред американских журналистов которые якобы видели как одинокий Бук сбил самолёт, их свидетельств только доказывает обратное, без машины управления и машины с радаром этот Бук просто перевозчик и прицел но стрелять просто не может, по этому они должны бы хотя бы три похожих машины должны бы их видеть. Прежде чем врать посоветовали бы со спицами хотя бы, бараны.
19 июля 2014, 14:00
Только вот народным ополченцам "жахать" по пассажирскому самолету не было ну ровно ни какого резона! У них и других проблем под боком хватает!
19 июля 2014, 09:12
"Эксперт" или дурак иди врет. От села Стыло до места падения основной части обломков (шахта "Прогресс") расстояние 70 км (открываем карту и смотрим), а дальность поражения Бук-М1 40 км.... А вряд ли самолет после попадания мог падать еще 30км (учитывая, что он начал разваливаться в воздухе после взрыва). Вот и думайте...
19 июля 2014, 12:17
Есть расчеты, сделанные специалистами в этой области, доказывающие, что сбитый боинг падал по наклонной как раз около 30 км.
19 июля 2014, 14:10
Естественно мог, более того - так и было. А вы считаете, что самолет, летящий со скоростью 900км/ч и на высоте 10 км должен упасть сразу под местом попадания в него ракеты? Нет, вы сильно ошибаетесь. При чем, даже если бы ракета разорвала его на куски, тем самым лишив его всякой возможности планировать, то обломки разлетелись бы на площади не менее 10 км, а на деле практически все они упали локально. Вникаете?
"воздух — воздух"? Что за чушь! Практически сразу стало известно что сбит боинг с земли.
А теперь вопросы:
1. С чем украинские летчики могли перепутать боинг? Хороший вопрос, если вспомнить что врага в небе у Украины нет.
2. Тот злополучный Ан-26 который каким-то образом боевики сбили, а боинг они уже не могут?
Это страх, страх после осознание того, что же ты наделал. Сейчас все "пророссийские активисты" предпочли прятаться по норам, Пушилину привет.
Но ответственность нести придется, и не только террористам, но и России.
19 июля 2014, 12:21
Для информации - транспортники Ан летают обычно на высоте 3,5 км. 5 км для них - это потолок. На высоте 3,5 км Ан можно легко достать обычным ПЗРК, чем ополченцы и пользуются.
Практический потолок Ан-26 - 7300 м
19 июля 2014, 21:22
И что? На такой высоте никто не летает. Расход топлива у Ана напрямую зависит от высоты полета. Саша прав, Даже на 5 км Аны поднимаются очень редко, только что бы облететь грозовой фронт например. А так все больше на низких высотах летают. У меня Школьный товарищ полжизни на таком отлетал, рассказывал.
19 июля 2014, 14:13
А ни кто ни чего и не путал, Александр, именно на то скорее всего и был расчет, разве что украинские ВВС думали, что этот авиалайнер летит в Россию, с россиянами на борту...!
А тут вдруг на тебе - европейцы!
Из Нидерландов летели в Россию? Через Украину? Взгляните на карту, не очень логичный маршрут.
19 июля 2014, 16:22
Летели через Украину в сторону России, именно так. А вот почему - это вопрос уже к вашим диспетчерам!
21 июля 2014, 12:31
То-то и оно, что следуя привычным маршрутом из Европы через северное побережье Черного моря, почему-то над украинским пространством сменили курс на более "северный". Сами взгляните на карту, дабы не выглядеть глупцом в своих высказываниях.
27 июля 2014, 00:19
Для того что бы сбить Боинг нужно три похожих машины, это машина управления машина с радаром и непосредственно огненная машина, в противном случае это просто транспортер, одинокий Бук это неоспоримый факт.Тем более Россией были представлены железобетонные данные объективного контроля с которым может спорить только идиот, вроде Псаки.Потому и не представляют подносы ни одного факта, ну просто нет ни одного кроме грубых фальшиво колхозного качества из интернета, в конечном итоге всё с пишут на дурака Коломойского, тем более спутники есть не только у США и России, всё более чем очевидно, американцы заказали, а тупые укры исполнили как могли и не случайно, что именно Малайзийского, как страны союзники Китая, это не случайно, что второй самолёт подряд, так тупо могут работать только американцы, всё шить белыми нитками.
19 июля 2014, 11:50
Мне кажется американцы специально валят малазийские Боинги, типа за лохов держат Малайзию , не жалко.. Но тут больше половину голландцы
20 июля 2014, 03:00
Один Боинг вероятно украли специально для провокации в отношении России, об этом даже кто-то открыто говорил. Посмотрите внимательнее за освещением этого происшествия. Ни конкретных имен, ни конкретных родственников, какая-то нарезка из всего непонятная. Массовка, цветы, свечи.. Пара плачущих людей, скорбь на лицах, все дела. Это просто сговор.
20 июля 2014, 09:15
То есть по вашему тот Боинг в марте захватили црушники, людей убили и трупы заморозили в холодильниках, дождались нужного момента и взорвали его над Украиной?
20 июля 2014, 21:07
А что, вполне себе жизнеспособная версия. Эти янки на все готовы, только что бы нас со света сжить.
21 июля 2014, 12:32
Именно. Во всяком случае, очень похоже на то.
22 июля 2014, 04:17
На х кому нужна провокация на вашу россию???
Сбитый в Донецкой области "Боинг-777" в результате которого погибли 298 человек напомнил о другой трагедии в которой погибли около ста европейцев. Это странное крушение польского президентского самолета под Смоленском. В катастрофе погибли почти все высшее руководство Польши.

Первые кадры после крушения самолета.

Позже появилась информация об убийстве оператора, который запечатлел самолет президента Польши, сразу после авиакатастрофы. На снятом им видео слышны звуки похожие на выстрелы. По непроверенной информации, на оператора напали в Украине 15 апреля. Ему нанесли ножевое ранение. В критическом состоянии автор сенсационного видео был доставлен в больницу. На следующий день двое неизвестных ворвались в палату, сорвали с раненого респираторную маску, и несколько раз ударили ножом. В результате чего он скончался.
22 июля 2014, 07:52
Ололо, жегтвы кговавого гежима
27 июля 2014, 00:23
Не забудьте перед сном одеть шапочку из фольги
27 июля 2014, 00:23
Просто Малайзия это страна союзник Китая.Это второй самолёт Малайзии уничтоженных при посредстве США.
19 июля 2014, 14:30
Пока мир будет слушать доводы лишь одной стороны конфликта,ни о каких перемириях и подвижках к этом речи быть не может. Если здравый смысл будет преобладать надо долларом ,то и войны никто не захочет. Ведь желание воевать противоречит инсктинтам самосохранения и даже жители Украины на западе и юго-востоке хотят что бы это все поскорее закончилось ,независимо от того кто прав,а кто виноват.
19 июля 2014, 19:39
А что ополченцы. Не сбивают украинские штурмовики которые их бомбят, или нет у них этихБУКОВ
19 июля 2014, 21:34
Ну почему же, регулярно сбивают, из ручных ПЗРК, слыхали про такие - "Игла", "Стрела"? Вот из них-то, родимых, и бьют фашистскую бандерлогскую гадину!
27 июля 2014, 00:29
Штурмовик летает на высотах 3-5 км., а это как раз для ПЗРК ИГЛА , СТРЕЛА или СТИНГЕР цели, а они у ополченцев наличиствуют, а летать выше меньшая эффективность, а Боинг летел на высоте 10 км.
19 июля 2014, 19:45
Вот моя версия боинг был сбит гораздо раньше чтоб по траектории падения он упал в зону ответственности ополчения. Его сопровождали когда поняли что БОИНГ планирует и упадет не там где надо его добили зрк воздух-воздух
20 июля 2014, 03:02
Он мог и сам взорваться, особенно если учесть то предположение, что Боингов было два. И один был как раз тот, что пропал в марте.
20 июля 2014, 22:14
Технически СОУ (самоходная огневая установка) способна обнаруживать, сопровождать и поражать воздушные цели. Но дальность обнаружения и точность попадания упадет по сравнению с полноценным комплексом. Расчет должен быть хорошо подготовленным... Но ведь за пультами наверняка сидели не полупьяные малограмотные ополченцы, а российские офицеры (зеленые человечки).
21 июля 2014, 12:38
Скорее чисто гипотетически. Только вот у вас, под контролем диспетчеров, при наличии полноценных укомплектованных ЗРК и в сопровождении штурмовиков ВС Украины, это получилось практически без проблем, как все и задумывалось!
27 июля 2014, 00:37
В чём не разбирается не пиши, одна машина ничего сделать не сможет должен быть радар и командира машина управления, у нас не зеленые человечки это у вас черные недочеловеков, у нас вежливые люди. Что характерно лечат ваших человечков которых выдавливают ополченцы на Российскую территорию, по христьянски, а нацгвардейцев Украины добиваются своих раненых, есть два подтвержденных документально случаев или в лучшем случае отправляют лечиться за свой счет.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»