Откуда произошел украинский национализм: борьба за мову
Памятник Ивану Франко во Львове. Фото: Юрко Дячишин / AFP

Памятник Ивану Франко во Львове. Фото: Юрко Дячишин / AFP

В 1860—80-х годах украинский язык стал той основой, на которой появилось украинофильство

«Русская планета» продолжает цикл статей об истории украинского национализма. В предыдущем материале было показано зарождение этого движения. На этот раз будет освещено развитие украинского национализма во второй половине XIX — начале XX века.

Смерть Николая I и последовавшее за ней прекращение масштабной цензуры сказалось и на опальных украинофилах — бывших членах братства Кирилла и Мефодия. Николай Костомаров вернулся из ссылки и получил должность профессора в Санкт-Петербургском университете, где был настолько тепло встречен, что после своей первой лекции из аудитории он не ушел, а был вынесен на плечах восторженных студентов. В Петербург также переехали Тарас Шевченко и Петр Кулиш. Настроения, царившие в имперской столице того времени, вселяли в основателей украинского национализма надежды на перемены, и именно тогда был определен главный вектор деятельности этого интеллектуального движения — борьба за украинский язык.

Предотвратили «польский заговор»

Вопрос об украинском языке являлся ключевым для украинофилов того времени. Как отмечает теоретик национализма Катрин Вердери, любой национализм нуждается в символе, моментально пробуждающем национальные чувства в сердцах граждан. И для украинского национализма того периода таким символом стал именно язык.

Через развитие и распространение литературного украинского языка посредством книгопечатания украинские националисты 1850-60-х годов рассчитывали получить широкую народную поддержку. Венцом их деятельности стал журнал «Основа», выходивший в 1861-1862 годах. Костяк редакции составили Кулиш и Костомаров, а также молодые авторы — Ф. Рыльский и В. Антонович. Каждый номер журнала открывали произведения недавно скончавшегося Тараса Шевченко, превратившегося к концу своей жизни в живой символ украинской самостийности. В том числе и через «Основу» работы Шевченко оказали огромное влияние на мировоззрение украинской образованной молодежи, а его могила стала своего рода «священным местом» для всех украинофилов.

Русская армия на площади в Варшаве во время Польского восстания. Фото: dsh.waw.pl

Русская армия на площади в Варшаве во время Польского восстания. Фото: dsh.waw.pl

О символическом значении фигуры Шевченко красноречиво свидетельствует распространенное в пореформенной Украине мнение «Отец наш — Шевченко, мать наша — Украина». С появлением «Основы» украинофильство получило платформу для продвижения своих идей. Эффект не заставил себя ждать. Например Д. Дорошенко назвал напечатанную в «Основе» статью «Две русские народности» Николая Костомарова «Евангелием украинского национализма». А охранное отделение отмечало, что «бо́льшая часть молодого поколения заражена украинофильством; за что, конечно, нужно благодарить «Основу». Параллельно журналу Н. Костомаров начал сбор средств для массовой публикации художественной литературы на украинском языке.

В начале 1860-х годов украинский национализм как движение уже перерос стадию исключительно научного интереса, и начался процесс создания институтов для массовой агитации широких слоев населения: прежде всего, подготовка массового доступного книгопечатания учебной и церковной литературы на украинском языке. Потенциально это могло привести к мобилизации крестьянства, которое после отмены крепостного права в 1861 году пребывало в перманентном ожидании обретения «истинной воли», что в перспективе вполне можно было связать с требованиями независимости. Неудивительно, что одним из последних факторов, вызвавших ответные действия имперского центра, стал призыв Полтавской «громады» (название украинофильских кружков на территории Украины. — РП) к громадам других областей о создании петиции в Литературный комитет Петербурга с просьбой разрешить преподавание в школах на украинском языке.

Реакция Петербурга не заставила себя ждать. Несмотря на значительно большую либеральность пореформенного правительства в сравнении с временами Николая I, оно было не намерено терпеть деятельность украинофилов, которая, как казалось, выходила за рамки культурного просвещения и этнографических исследований, приобретая характер политического сепаратизма. Позиция официального Петербурга была сформулирована статьями известного консерватора Михаила Каткова, в которых он, полемизируя с Костомаровым, отрицал существование двух русских национальностей и двух языков. По его мнению, деятельность украинофилов была результатом продуманного «польского заговора», в котором последние были лишь пешками.

 Герб Польского восстания, соединённые символы Польши, Литвы и Украины (Архангел Михаил). Источник: wikipedia.org

Герб Польского восстания, соединённые символы Польши, Литвы и Украины (Архангел Михаил). Источник: wikipedia.org

В тогдашнем историческом контексте очередного польского восстания подобные теории польского вмешательства в деятельность громад пользовались большой поддержкой в административных кругах Петербурга. Польские повстанцы действительно часто оказывали медвежью услугу украинским националистам. Так, они включили в качестве элемента герба восстания фигуру Архангела Михаила, небесного покровителя Украины, что явно укрепило подозрения на берегах Невы.

Царское правительство беспокоили два момента в деятельности украинских националистов. Во-первых, перспектива сепаратизма в самой Украине, и во-вторых гипотетическая возможность участия в нем польских повстанцев. Результатом стал циркуляр министра внутренних дел П. А. Валуева от 16 июля 1863 года, де-факто запретивший публикацию любых произведений на украинском языке, выходящих за пределы художественной литературы. В том числе была запрещена публикация книг религиозного содержания, букварей и школьных учебников — всего того, что могло быть легко распространено в крестьянской среде. Практическим последствием циркуляра стало снижение темпов распространения грамотности среди украинского крестьянства. Сам П. А. Валуев считал свой циркуляр скорее оборонительной мерой, направленной против польского влияния.

Эмский запретительный указ

В первой половине 1870-х годов новым поколением украинофилов была предпринята попытка обойти действие циркуляра и возродить активность украинского национального движения. Самой заметной фигурой этого периода бесспорно является Михаил Петрович Драгоманов — историк, журналист и литератор. Изначально, будучи преимущественно историком и признанным в Европе фольклористом, Драгоманов отстаивал в своих статьях об украинской литературе идею федерализации империи. Литературные исследования Михаила Драгоманова не ограничивались лишь территорией России. Большое внимание он также уделял изучению украинского фольклора в Галиции и на Буковине, где одним из самых заметных его учеников стал молодой Иван Франко. В целом, личность Драгоманова повлияла на многих деятелей культуры Украины того времени. Интересно, что он приходился дядей Лесе Украинке, одной из ключевых фигур украинской литературы.

Центром украинофильской деятельности 1870-х годов стало киевское отделение Императорского Географического сообщества, которое инициировало исследования украинской народной культуры, а также стремилось донести украинский литературный язык, изложенный в Библии Кулиша и стихах Шевченко, до широких масс населения. Важность этой задачи определялась тем, что даже в 1870-е годы украинский национализм, как комплексное мировоззрение, продолжал оставаться преимущественно культурным движением среди части образованных кругов этого региона. Политические требования были еще недостаточно четко сформулированы и в основном касались прекращения политики препятствования просвещению украинского крестьянства на основе украинского языка.

 Михаил Драгоманов. Фото: komtv.org

Михаил Драгоманов. Фото: komtv.org

Деятельность Драгоманова и других украинофилов вызвала беспокойство среди пророссийских кругов украинской элиты. В 1875 году помощник попечителя Киевского учебного округа Михаил Юзефович направил письмо начальнику III отделения, в котором он обвинил украинских просветителей в том, что они хотят «вольной Украины в форме республики, с гетманом во главе». Итогом разбирательства письма в Петербурге стал Эмский указ, выпущенный в 1876 году и дополнивший основные принципы политики царского правительства на территории Украины, изложенные еще в Валуевском Циркуляре: ограничение использования украинского языка только в сборниках исторических документов и так называемой изящной словесности и недопущение распространения украинской грамотности среди крестьянства было дополнено запретом ввоза книг, написанных на украинском языке, на территорию Российской империи из-за границы без специального разрешения. Было закрыто киевское отделение Императорского Географического сообщества, а Драгоманов был вынужден эмигрировать. Действие этого указа не было отменено до Манифеста 17 октября 1905 года, хотя в 1881 году и были сделаны некоторые послабления: разрешено печатание художественной литературы на украинском языке.

Таким образом, к началу 1880-х годов XIX века украинский национализм находился в наиболее тяжелом положении с момента своего зарождения. Несмотря на многочисленные усилия украинской интеллигенции, крестьянство оставалось не затронутым национальной пропагандой. Цензура в печати демонстрировала высокую эффективность, а отцы-основатели украинской идеи либо умерли, как Шевченко, либо стали менее активны, как Кулиш и Костомаров. В борьбе с имперским центром за массовое распространение литературного языка украинофилы потерпели на тот момент поражение. Более того, движение не смогло в легальной форме сформировать политические требования. Однако, история Украинского национализма как идеи не закончилась — он лишь сменил свой центр.

Новое поколение украинского национализма: Грушевский и Франко

Потерпев неудачу на территории Российской империи, украинский национализм получил дальнейшее развитие на территории Австро-Венгрии. Центром движения стал Львовский университет, а именно кафедра всеобщей истории, которую в то время возглавил выдающийся историк Михаил Грушевский, человек, заслуживший высочайший авторитет среди украинских националистов и в будущем первый, пусть скорее и символический, председатель Центральной Рады Украинской Народной Республики. Продолжая традиции Костомарова, Грушевский написал фундаментальный труд «История Украины — Руси», в котором он, взяв за основу историю земель, составлявших когда-то Галицко-Волынское княжество, отстаивал ту точку зрения, что русские и украинцы принципиально разные народы. Так, он считал русских этническими наследниками финно-угорских племен, а украинцев — истинными преемниками Киевской Руси и потомками древнего племени антов. Отдавая должное тому, что полонизация оказывает негативное влияние на западно-украинское население, Грушевский придерживался точки зрения о бедственном положении украинцев во всех существующих государствах. Фактически, именно его концепция истории и политические взгляды стали политической основой для нового украинского национального движения.

Иван Франко. Фото: kameniar.lnu.edu.ua

Иван Франко. Фото: kameniar.lnu.edu.ua

Возглавляемая Грушевским кафедра стала центром активности украинских националистов, и в скором времени Грушевский становится руководителем всей научно-культурной жизни Галиции. Что важно, Грушевский создает научное сообщество имени Тараса Шевченко, в котором нашли работу многие талантливые украинские авторы, среди которых был и Иван Франко.

Иван Франко, выходец из семьи кузнеца, был одной из ключевых фигур среди украинской интеллигенции. По материнской линии он был потомком рода так называемой «загонової шляхти», или служивого дворянства, и большое влияние на его детские воззрения оказала тетя, Людвига Кульчицкая. Поначалу работая как литератор, Франко со временем превратился в ключевую фигуру публицистики на Западной Украине: в его статьях совмещалась критика социальных порядков тогдашней Австро-Венгрии со снова и снова поднимавшимся украинским национальным вопросом. Но что самое главное, именно Франко вместе с другим видным публицистом, Михаилом Павликом, стал основателем первой украинской политической партии — «Русско-Украинской радикальной партии» (позднее просто Украинской радикальной партии). В скором времени партия стала достаточно успешной, чтобы пройти в парламент дуалистической монархии. Таким образом, украинский национализм впервые получил по-настоящему политическое измерение.

В ожидании момента

Второй период украинского национализма завершил его начальную стадию. Родилось мощное интеллектуальное движение, выступавшее за самостийность украинского этноса. Под эти требования были подведена историческая, культурологическая и лингвистическая базы, тем самым была де-факто сформирована готовая идеология, которой лишь не хватало широкого распространения и создания сильной обще-украинской политической организации.

Судьба движения была различной в зависимости от государств: в Российской империи оно так и осталось по большей части изолированной от широких слоев крестьянства и пролетариата, в Галиции же движение смогло принять форму политической партии, пусть и имеющей своей базой в первую очередь образованные слои населения.

Ключевая роль украинского языка, как основы самоидентификации — наиболее характерный признак украинского национализма того периода. Именно через язык лидеры движения рассчитывали объединить расколотый украинский этнос. Отсутствие политики жесткой ассимиляции как в Российской империи, так и в империи Австро-Венгерской создавало потенциал для распространения националистической идеологии среди населения в других более благоприятных условиях. В скором времени такие условия создаст хаос распада Великих империй и огонь Гражданской войны.

Э-таблетка Далее в рубрике Э-таблеткаПриступы эпилепсии можно будет останавливать мгновенно, ученые разработали препарат на основе генной терапии

Комментарии

28 мая 2014, 10:31
"Украинофильство" - отличный термин, самый подходящий, лучше и не скажешь!! )
Да и особенно украинский язык национализирует и самоидентифицирует украинский национализм. Мне кажется любой язык идентифицирует народность ,а майданы зреют в голове тех,кому делать в данный момент времени нечего,но возможности колоссальны.
02 июня 2014, 14:15
всякий народ стремится к независимости ! А империи их связывают ...
05 июня 2014, 12:53
Это к какой независимости стремится украинский народ призывая на свою территорию американские войска, и беря кредиты под выполнение внутри политических требований?
Или к какой независимости стремятся народы евросоюза?
20 июня 2014, 23:56
связывают диктатуры. а империи сохраняют идентичность. история - это наука
28 мая 2014, 10:45
"Украинофилия" - это скорее даже не термин, а диагноз! )) Ну ни чего, как говорилось в незабвенной советской комедии, " и тебя тоже вылечат..."! ))
28 мая 2014, 15:39
А руссофилия не диагноз?? Или норма? Очень жаль что прожив жизнь вы так ничего, кроме советских комедий не можете вспомнить.
В России - здоровый патриотизм и национальная гордость. А украинский национализм оторван от реальности и всех укропатриотов можно охарактеризовать только одним словом - упоротые))
А по-моему впору вводить новые слова,такие как черный бизнесмен или понятнее политический барыга,в общем те люди,которые имея деньги захватывают власть ,приумножая за счет этого свой капитал.
28 мая 2014, 12:20
Право наций на самоопределение - постулат любого демократического государства. Самосознание и идентификация любой нации сами по себе ещё не содержат никакой угрозы. Другое дело - воинствующий национализм. Он ещё ни одну нацию к добру не приводил.
В детстве с родителями плавал на корабле "Иван Франко", всегда считал что это украинский поэт, а это оказывается родоначальник национализма.. а корабль здоровый был.....
Если не перешел под нашу юрисдикцию, надо потопить русской торпедой, а вдруг на Россию пойдет, надо сыграть в опережение
28 мая 2014, 15:40
Это не поэт, а писатель.
Ага. А Бандера - великий борец за свободу. Знаем уже)) И про великих Укров и сотворение ими мира тоже слышали)))
28 мая 2014, 13:33
В результате патриотичного украинского воспитания получаются упоротые недоделки, которые живут по-сути в вымышленном мире. К примеру наткнулся на вот такой разговор с украинским патриотом. Очень занятно и показывает качество образования такового:

« — Кстати, о федералах… Ты против федерализации?

— Конечно, это же сепаратизм.

— Ну, слушай, Германия — федеральная страна, США, Россия, Швейцария, Британия — по факту. И ничего, живут.

— США?

— Конечно. Соединённые Государства Америки. Штат — это государство.

— Да не, какая федерация… Я не хочу, чтобы граница между Одессой и Киевом была, с таможнями там, визами…

— Подожди, между Аризоной и Невадой нет таможни. Между Баварией и Вестфалией тоже.

— Значит, это не федерации.

— Что же такое федерация?

— Ну, это… Ну, как в Африке, везде свои государства.

— Африка — это федерация?

— Наверное…»
тупой укр зомбированный американской пропагандой, зеркало сценария романа Пелевина про уркаган
28 мая 2014, 14:03
Настоящие события разрушат язык. , который был основой "национализма" и необходим был для обучения крестьян на доступном им наречии. Современные источники информации заставят пользоваться другими языками. Каждый хочет научить своему языку. Какой язык "победит?"
28 мая 2014, 14:03
Да
28 мая 2014, 15:44
Автор пытается доказать что все украинцы, разговаривающие на украинском языке являются националистами))) А раз националисты, значит бандеровцы!
Пропаганда дело серьезное!
Нет, на самом деле все украинцы, разговаривающие на украинском языке являются польскими и немецкими холуями, которым такой корявый язык придумали специально, что бы они могли друг с другом хоть как-то переговариваться.

29 мая 2014, 10:32
Зачем так пренебрежительно? Просто любовь к своему языку и национализм не одно и тоже.
29 мая 2014, 03:33
Получается, что действуй цари пожестче, запрети вообще украинский язык, со временем бы он забылся и мы не получили бы такой национализм как сейчас? Возможно. Ведь забыли же свой язык египтяне и прекрасно говорят сейчас на арабском и не знают теперь кто из низ араб, а кто египтянин.
29 мая 2014, 11:26
Здорово, здешние комментаторы, похоже, даже не в курсе про славянофилов, раз гыгыкают над шуточками про украинофильство (термин-то создан по аналогии, в принципе).
29 мая 2014, 12:22
Ну-ну, расскажите смешное про славянофилов, погыгыкаем. Только нет ничего смешного в идее уникальности русского исторического пути. А вот украинофилия в своем фанатизме действительно смешна.
29 мая 2014, 22:16
Сплошная совковая вата в комментах) Но статья хорошая, жаль, что комментаторы-животные не могут ее оценить.
потому к у хохлов так все и получается, даже национализм, который вроде должен объединять, пропитан ненавистью и злом, а зло оно победить неспособно, оно способно только желчь источать и ты это в полной мере подтвердил обиженный
02 июня 2014, 20:40
Украинский язык в 1860 году? С дуба упали учёные? Украинский язык возник в 1890-91 годах. А до этого в Малороссии разговаривали на суржике.
04 июня 2014, 08:31
Очень не хочется затрагивать тему украинофилов и руссофилов, так как с этой темы и началась эта бойня. Прочитайте внимательно статью в которой затронута эта тема, и отметьте реакцию России и Украины на эту тему в 1860 и 2014 году. Наверное в комментариях правильно говорится о гордости за свою страну, но всегда необходимо учитывать гордость и народов других стран. Многие превратили гордость страны в первенство страны во всем мире и добиваются его не честным путем. Откуда взялась Россия, объясните это слово. Каждое новое слово возникает из какого то предмета, действия. Россия не имеет никакого отношения к Киевской Руси, ибо слово Русь рядом со словом Киев имеет определенное значение для единой и неделимой земли. Россия и земля русская долго и мучительно рождалась и из Московии и из Московского царства пока стала Россией, но заметьте никогда столицей России не был Киев хотя всегда князья новгородские а потом и московские добивались права править Киевской Русью именно из Киева. Вывод, изменяя летописи в своих рассказах, трудно изменить историю как и свою суть. Почему в далекие времена в своем завещании писал Шевченко "Як умру то поховайте...". Наверное до него и сейчас великая Россия ведет себя с соседями требующая возвращаться к завещанию, сменится власть в Белоруссии, путь ее будет не запад, с кем мы останемся, с китайцами?
05 июня 2014, 13:24
Эту украинскую песенку слышу с 80х годов)) Среди поздне советских малоросов она была весьма популярна.
Однако если взглянуть на весь летописный период нашего народа целиком то бредовость данного мифа становиться очевидным. Прочтите карамзина от корки до корки. Не поверите ему Соловьева и тд. Разъясняю для ленивых:
В истории нашего народа и нашего государства (ныне называемого русским) до начало петровкой эпохи предшествовало три периода развития государства.
1 Киевская русь. Началась с правления Святослава и Владимира, закончилась разорением Киева серверными князьями и переноса столицы (большого стола) во Владимир.
2 Владимиро-суздальская русь Началась с правления Андрея Боголюбского и ознаменовалось перенесением столицы во Владимир. Закончилась разгромом объединенного русского войска под командование Юрия Всеволдовича (большое гнездо) под клязьмой татаро-монгольскими войсками Батыя.
3 Московская русь. Начинается с эпохи борьбы удельных князей за Ярлык великого княжения на русскими землями признавших власть золотой орды. В начале данного периода ярлык доставался как князьям как московским так и тверским.
Признайте данность современный украинский народ начал формироваться в середине XIX и окончательно сформировался в советскую эпоху. В этом и лежит глубочайшая основа нынешнего конфликта, что большинство современных русских людей считают украинцев тоже русскими и (но с очень трагичной историей) и поэтому относятся, как к своим, как к братьям.
05 июня 2014, 13:33
На центральной территории нашей страны проживает большое количество различных народов имеющих гораздо больше прав на независимость и самостийность (Мари, Чуваши, Мордва и .т.д.) так как в свое время они были так или иначе присоеденены силой в результате кровопролитных войн. В период описанный в статье эти народы также обзавелись своими учебниками и литературой. Но вот отчего то именно эти народы всегда вставали плечом к плечу с русским народом перед лицом опасностей грозящих государству.
21 июня 2014, 00:06
как-то не упоминаются войны за присоединение мордвы или чувашей. объединение было взаимовыгодным союзом. им и остается.
05 июня 2014, 20:06
Не пойму почему петлюровцы сделали своим гербом хазарскую тамгу или клеймо для баранов интересно гитлеровцы знали про это ведь хазарская верхушка была иудейской
и хазарское ханство была разгромлена Киевской Русью
и теперь каганом всея Руины назначают амеры олигарха вайцмана -парашанка в шоколаде а баскаком киева этинзон-кличко
Зиг хайль! (нем. Sieg Heil! — «Да здравствует Победа!» или «Слава Победе!») — другой распространённый лозунг, выкрикиваемый одновременно с нацистским приветствием (особенно на массовых собраниях). В качестве официального приветствия не употреблялся. Адольф Гитлер и другие вожди партии чаще всего повторяли эти слова в конце своих речей троекратно: «Зиг… хайль! Зиг… хайль! Зиг… хайль!» — что явствует из «Триумфа воли» и других документальных источников.

Лозунг был придуман Рудольфом Гессом: на одном из съездов НСДАП в Нюрнберге после речи Гитлера он начал его выкрикивать; лозунг был сразу подхвачен многотысячной толпой, слушавшей фюрера.
21 июня 2014, 00:03
как-то роль франко и грушевского сильно упрощена. до искажения. происхождение великороссов из варягов - это не грушевского идея. это нынешние "свидомие" переврали.а по поводу происхождения русских теория говорит о смешении, действительно, варяжских племен с русскими. по другому и быть не могло. так же, как в украинский этнос внесли свой вклад тюрки. спрос на украинский национализм был такой же, как сегодня: можно и без него.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»