Битва за «Манас»
Командующий Центра транзитных перевозок «Манас» Джон Миллард передает символический ключ от аэропорта первому заместителю министра обороны Киргизии Замиру Суеркулову, 3 июня 2014 года. Фото: Владимир Пирогов / РИА Новости

Командующий Центра транзитных перевозок «Манас» Джон Миллард передает символический ключ от аэропорта первому заместителю министра обороны Киргизии Замиру Суеркулову, 3 июня 2014 года. Фото: Владимир Пирогов / РИА Новости

Американские военные покинули авиабазу в киргизском аэропорту «Манас»; на их место претендуют одновременно русские, китайцы и турки — каждые со своими интересами в регионе

После почти 13 лет присутствия сил НАТО в бишкекском аэропорту «Манас» армия США окончательно покинула территорию Киргизии — 11 июля истек срок соглашения о деятельности Центра транзитных перевозок. При этом американские военные оставили Киргизии инфраструктуру и оборудование на $30 миллионов, в том числе здания, невоенную технику и медицинские приборы.

Авиабаза США, служившая аэродромом для истребителей и бомбардировщиков военных сил альянса в рамках возглавляемой Соединенными Штатами операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане, начала действовать на территории международного аэропорта Бишкека в декабре 2001 года. За все годы существования базы через нее было осуществлено 33 тысячи воздушных дозаправок в небе над Афганистаном.

Летом 2009 года база была переименована в Центр транзитных перевозок «Манас». Тогда же США стали использовать аэродром исключительно в качестве перевалочного пункта для своих войск — туда летали только грузовые самолеты и топливозаправщики. Однако предположительно базу могли также использовать для проведения встреч с представителями афганской оппозицией и для переправки взятых в плен членов движения «Талибан».

Американские военнослужащие демонтируют инженерные конструкции на территории Центра транзитных перевозок «Манас», 6 марта 2014 года. Фото: Владимир Пирогов / РИА Новости

Американские военнослужащие демонтируют инженерные конструкции на территории Центра транзитных перевозок «Манас», 6 марта 2014 года. Фото: Владимир Пирогов / РИА Новости

По данным Минобороны США, на декабрь 2012 года численность персонала авиабазы составляла более 3,6 тысячи человек. В среднем за месяц через Бишкек из Вашингтона в Кабул и обратно переправлялось до 30 тысяч американских военных. Всего за двенадцать с половиной лет через авиабазу «Манас» были переброшены около 5,5 миллионов военнослужащих, то есть почти 98% всех направляющихся в Афганистан и обратно военных.

Круговорот денег вокруг «Манаса»

С момента создания американской базы в Киргизии Россия и США вели борьбу за право обладать «Манасом», рассматривая его как стратегическую точку в Средней Азии. Начиная с 2001 года США пытались добиться от властей республики продления соглашения на использование территорией аэропорта. В 2009 году им удалось это сделать путем увеличения втрое суммы аренды — до $60 миллионов — и обещания ежегодной помощи еще на $150 миллионов. Однако при этом Соединенным Штатам пришлось ограничить свою деятельность и довольствоваться лишь транзитными перевозками.

В том же 2009 году в ходе визита в Москву экс-президент Киргизии Курманбек Бакиев объявил о намерении закрыть американскую авиабазу. Одновременно с этим Россия пообещала предоставить стране кредит в $2 миллиарда и безвозмездный грант еще в $150 миллионов. Однако после продления соглашения об аренде американцами «Манаса» отношения между Бишкеком и Москвой испортились, а спустя год, 7 апреля 2010 года, Бакиев и вовсе был свергнут и бежал в Белоруссию.

В том же году еще исполняющий обязанности президента Алмазбек Атамбаев заговорил о необходимости вывода американской базы с территории Киргизии, а в Бишкеке Россию начали называть не иначе как «стратегическим партнером».

В 2013 году Атамбаев, став главой республики, подписал закон о денонсации соглашения об аренде «Манаса». Ранее в 2012 году Москва начала процесс интеграции республики в Таможенный союз. В частности, в апреле того же года между Россией и Киргизией были подписаны сразу несколько соглашений, призванных помочь экономике страны — договоренности касались списания задолженности Киргизии по взятым у России кредитам, совместного строительства крупных энергетических объектов и военного сотрудничества.

Так, Киргизии простили сразу две задолженности: на сумму в $188,9 миллиона по кредитам от 5 сентября 2005 года и на сумму в $300 миллионов по соглашению от 3 февраля 2009 года, а также $110,1 миллиона по процентам. В области энергетики соглашения предусматривали строительство и эксплуатацию четырех гидроэлектростанций и Камбаратинской ГЭС-1. Предварительная стоимость обоих проектов оценивалась в 25 миллиардов рублей и в 64 миллиарда рублей соответственно.

Депутаты парламента Киргизии во время голосования по денонсации соглашения между Киргизией и США по Центру транзитных перевозок «Манас», 20 июня 2013 года. Фото: Владимир Пирогов / РИА Новости

Депутаты парламента Киргизии во время голосования по денонсации соглашения между Киргизией и США по Центру транзитных перевозок «Манас», 20 июня 2013 года. Фото: Владимир Пирогов / РИА Новости

Что касается военного сотрудничества, то Россия и Киргизия договорились об условиях пребывания объединенной российской военной базы на территории республики до 2032 года и о поставках в 2013 году российского вооружения в республику на сумму более $1,3 миллиарда (первые партии вооружения уже поступили в Киргизию).

К тому времени интерес Вашингтона к авиабазе заметно упал в связи с предстоящим в 2014 году выводом войск из Афганистана. К тому же США обратили внимание на ставшую членом НАТО еще в 2007 году Румынию — процесс передислокации американской военной базы в город Констанца начался в январе 2014 года.

Однако «осадок» от вмешательства России в сотрудничество Соединенных Штатов и Киргизии остался. Спустя месяц после анонсирования российско-киргизских соглашений выступил уже бывший посол США в России Майкл Макфол. Он обвинил Москву в том, что она в 2009 году якобы подкупила на тот момент действующего президента Бакиева для вывода из республики американской военной авиабазы. По его словам, США тогда тоже предлагали киргизским властям взятку, но в десять раз меньше. Тогда же Макфол предположил, что таким образом Россия пыталась «по-прежнему делить мир на сферы влияния».

Руководитель аналитического центра «Стратегия Восток-Запад» Дмитрий Орлов в разговоре с «Русской планетой» озвучил две версии, почему Бишкек 13 лет назад решил разместить американскую авиабазу на территории республики. Согласно первой, уже бывшего президента Киргизии Аскара Акаева попросил об этом в 2001 году президент России Владимир Путин — якобы после телефонного разговора с тогдашним президентом США Джорджем Бушем-младшим. По второй версии, Акаев сам попросил об этом американцев — как гаранта обеспечения безопасности не только в Киргизии, но и вообще в Центральной Азии.

«Однако безопаснее в регионе от этого не стало. Зато все чаще говорят, что госчиновники Киргизии все деньги за аренду базы от американцев складывали себе в карман. Да плюс еще подряды на обеспечение американских самолетов топливом тоже, как пишут, были под контролем детей сначала первого президента — Акаева, а потом и второго — Курманбека Бакиева. Ну и, понятное дело, вокруг базы кормились различные группы влияния прозападного толка, которые активно внушали народу, что американская база, дескать, защитит Киргизию от террористов и прочего. Но я лично смутно представляю, как на топливозаправщике (а размещались в Киргизии именно они) можно атаковать террористов», — добавляет аналитик.

Эксперт отмечает, что, несмотря на то что американцы ушли из аэропорта, разведывательная часть американской базы в республике осталась. «В противном случае, американцы, что называется, "автоматом" подпадают под подозрение в идиотизме и придется признать, что такое явление, как миссис Джен Псаки у них в порядке вещей», — говорит Орлов.

Надежды «Роснефти»

Уже больше года Киргизия ищет замену Соединенным Штатам — аэропорт стал убыточным после того, как туда перестало поступать американское финансирование. Вслед за одобрением парламентом в июне прошлого года законопроекта о денонсации соглашения с США встал вопрос, из каких источников будет пополняться бюджет — после ухода американцев ежегодные потери для страны должны составить не менее $200 миллионов. Кроме того, на базе работало более тысяч граждан Киргизии, которые теперь могут остаться без работы.

Американские военнослужащие садятся на самолет в Центре транзитных перевозок «Манас», 21 марта 2013 года. Фото: Игорь Ковалеко / EPA / ИТАР-ТАСС

Американские военнослужащие садятся на самолет в Центре транзитных перевозок «Манас», 21 марта 2013 года. Фото: Игорь Ковалеко / EPA / ИТАР-ТАСС

В итоге в республике решили создать крупнейший в Евразии международный гражданский авиатранспортный хаб. Предполагается, что он должен соединить пути воздушного сообщения из регионов Северо- и Юго-Восточной Азии в Европейский и Ближневосточный регионы.

Среди потенциальных инвесторов рассматривались три китайские компании, российские «Роснефть» и «Новапорт», а также Международная финансовая корпорация, Европейский банк реконструкции и развития и компания Avia Invest. Выбор был сделан в пользу «Роснефти», которая запросила контрольный пакет акций «Манаса».

19 февраля 2014 года компания и правительство Киргизии, которому принадлежит 79% акций аэропорта, подписали не имеющий юридической силы меморандум о намерениях приобрести российской стороной не менее 51% акций «Манаса». В обмен на это «Роснефть» была готова вложить $1 миллиард и, предположительно, обеспечить аэропорт аэрокеросином. Кроме того, организация планировала приобрести 50-процентную долю топливозаправочного комплекса второго по величине киргизского аэропорта «Оша» и «Бишкекскую нефтяную компанию».

Возможность заключить сделку с «Роснефтью» в Бишкеке встретили с воодушевлением. В одном из телеинтервью в марте 2014 года Атамбаев говорил, что для жизнеспособности и успешного развития аэропорта ему необходимо дешевое топливо, которое может предоставить только «Роснефть». Это бы позволило снизить цены на авиабилеты и таким образом конкурировать с аэропортами Алматы и Ташкента.

В начале апреля в Киргизии прошло несколько малочисленных демонстраций с требованием запретить продажу стратегических объектов страны иностранным государствам. В частности, один из митингов был направлен против возможной продажи аэропорта «Роснефти» и за уменьшение российского влияния в стране.

 Самолеты ВВС США в Центре транзитных перевозок «Манас», 19 февраля 2009 года. Фото: Азамат Иманалиев / ИТАР-ТАСС

Самолеты ВВС США в Центре транзитных перевозок «Манас», 19 февраля 2009 года. Фото: Азамат Иманалиев / ИТАР-ТАСС

С критикой намеченной с «Роснефтью» сделки выступили сотрудники нескольких НКО, некоторые парламентарии и оппозиционеры, говорившие об угрозе суверенитету республики в случае продажи стратегического объекта российской компании. В итоге покупка акций «Манаса» «Роснефтью» так и не состоялась. 17 апреля в ходе рабочей поездки по Таласской области Атамбаев заявил, что российская сторона отказалась от сделки, потому что в компании якобы считают, что «киргизы не дадут им работать».

По другой версии, согласно неназванным источникам «Коммерсанта», Россия и Киргизия просто не договорились о доле «Роснефти» в проекте авиахаба. Российская сторона предположительно настаивала на 51% акций, а киргизская готова была уступить только 49%. Кроме того, стороны не сошлись и в объемах российских инвестиций — в «Роснефти» сумму в $1 миллиард посчитали завышенной. К тому же у российской компании помимо «Манаса» было много вариантов для инвестирования средств, поэтому вариант с бишкекским аэропортом оказался неприоритетным.

В «Роснефти» на вопрос «Русской планеты» о причинах, по которым сделка о покупке акций «Манаса» не состоялась, ответили, что компания «некоторое время назад» направила инвестиционное предложение премьер-министру Киргизии Джоомарту Оторбаеву. «К сожалению, на данный момент мы не получили какого-либо ответа на данное предложение, однако по-прежнему рассчитываем на всестороннее развитие сотрудничества с Киргизской Республикой», — говорится в сообщении пресс-службы «Роснефти».

В то же время 11 июля МИД России выступил с заявлением о том, что закрытие ЦТП вряд ли отразится на экономике республики. При этом в сообщении отмечалось, что некоторые крупные российские компании смогут переформатировать базу в востребованный в регионе современный гражданский авиаузел, а сотни работников ЦТП «не останутся без дела». Однако киргизские власти пока никак не отреагировали на заявление российского МИДа,  а о каких российских компаниях идет речь — неясно.

Переговоры об участии Роснефти в проекте авиахаба окончательно не завершены, поэтому все версии, почему анонсированная сделка так и не произошла, до сих пор несостоятельны, считает Орлов.

«Официальные лица сообщают, что переговоры на эту тему еще идут. Так что точку в этом деле ставить рано. К тому же не надо забывать, что все топливо, на котором летают киргизские и прочие самолеты, садящиеся в аэропорту «Манас» для дозаправки, — российского производства», — добавляет он.

Орлов отмечает, что в ситуации со сделкой российской компании и киргизских властей многие комментаторы — как в СМИ, так и в интернет-пространстве — упускают из вида два ключевых момента. Во-первых, два года назад в Киргизии был принят закон, по которому аэропорты относятся к стратегическим объектам и не продаются. «Продаже подлежат только акции управляющей компании. А это совсем не одно и то же. Во-вторых, как можно представить себе работу авиахаба без участия России, если 92% горюче-смазочных материалов на рынке Киргизии — российского производства? Покажите мне хотя бы одну страну в регионе, которая сможет перебить по условиям россиян — объемы поставок, а также их инфраструктура и цена. Пока такой страны в регионе нет», — резюмирует аналитик.

Китай и Турция укрепляют влияние

В итоге вопрос с участием России в проекте авиахаба сейчас повис в воздухе, а руководство аэропорта долгое время говорило о сложностях с поиском альтернативных инвесторов. В частности, исполнительный директор ОАО «Международный аэропорт "Манас"» Илим Карыпбеков ранее отмечал, что других вариантов, кроме российских компаний, не было. «Нет очереди из инвесторов, желающих прийти в Киргизию, где постоянно происходят митинги или ЧП местного масштаба, где кто-то постоянно старается дестабилизировать политическую ситуацию», — говорил он, добавляя, что предложения аэропорта о сотрудничестве зарубежные компании рассматривали безынициативно.

Американские военнослужащие упаковывают свои вещи перед отправкой в Афганистан из Центра транзитных перевозок «Манас», 27 марта 2012 года. Фото: Вячеслав Оселедко / AFP / East News

Американские военнослужащие упаковывают свои вещи перед отправкой в Афганистан из Центра транзитных перевозок «Манас», 27 марта 2012 года. Фото: Вячеслав Оселедко / AFP / East News

Сложности с поиском инвесторов, с одной стороны, связаны с общим состоянием аэропорта: несмотря на многолетние доходы от присутствия американской военной базы, он нуждается в серьезной модернизации, замене радиолокационного оборудования, ремонте взлетно-посадочной полосы. Кроме того, в «Манасе» до сих пор нет транзитного зала, а многомиллионный малый терминал «Манас-2» не используется. С другой стороны, здесь же совсем рядом находятся более крупные и прибыльные аэропорты.

Однако инвесторы все же нашлись. В начале июля две китайские корпорации — Beijing Urban Construction Group (BUCG) и China Machinery Engineering Corporation (CMEC) — подписали с властями Киргизии меморандумы о намерении инвестировать в развитие аэропортов страны $1,3 миллиарда. В частности, в Манасе они планируют строить грузовой терминал. Кроме того, китайцы собираются строить аэропорт в Оше и реконструировать международные аэропорты в Баткене и Тамчи.

Директор «Группы оценки рисков», соучредитель Альянса аналитических организаций Казахстана Досым Сатпаев говорит, что на постсоветском пространстве свою активную игру ведут не только Россия, США или ЕС. Есть еще два игрока, которые имеют здесь очень серьезные амбиции — это Турция и Китай.

По словам политолога, Китай является одним из самых серьезных конкурентов для России в регионе. Это связано с тем, что КНР в своей схеме идет через экономику стран, а не через политику. Более того, у государства есть очень серьезный козырь — наличие финансовых ресурсов, который он может и готов тратить, и Киргизия — только одна из стран, куда Китай вкладывается.

Другим инвестором действительно может стать Турция. О том, что страна планирует участвовать в трансформации киргизского международного аэропорта в гражданский хаб и вести переговоры по этому вопросу с Бишкеком, в начале июня говорил премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган. На это Атамбаев отвечал, что Киргизия уже предлагала Турции инвестировать в этот объект.

Предположительно, со стороны Турции участвовать в проекте могут компании «Сетур» и «Серко» — ранее они строили для американцев на территории ЦТП «Манас» новые сооружения, здания и объездную дорогу по периметру базы.

Центр транзитных перевозок «Манас», 12 февраля 2009 года. Фото: Шамиль Жуматов / Reuters

Центр транзитных перевозок «Манас», 12 февраля 2009 года. Фото: Шамиль Жуматов / Reuters

«Турция, особенно с приходом к власти Эрдогана, очень серьезно поменяла свою внешнеполитическую стратегию по отношению к странам Центральной Азии, она базируется на усилении турецкого влияния в этом регионе в рамках так называемого "Совета туркоязычных государств". Он был создан несколько лет назад при активной поддержке Турции, туда входит несколько постсоветских стран — это Азербайджан, Казахстан и Киргизия. Поэтому понятно, что в данном случае Турция рассматривает Киргизию в качестве своего партнера, не только политического, но и экономического», — отмечает Сатпаев.

По его словам, Турция давно не скрывает, что готова увеличивать свою инвестиционную деятельность в те государства, которые участвуют в этом туркоязычном проекте, — турки вообще активны в целом по Центральной Азии, в частности в Киргизии, Туркменистане и Казахстане, где турецкий бизнес занимает очень серьезные сегменты.

«Кроме того, Турция до сих пор сохраняет тесные партнерские отношения с США, более того, она член НАТО. Поэтому понятно, что если турецкое государство будет увеличивать в Средней Азии свое влияние, политическое, экономическое и, что немаловажно, идеологическое, то она прямо или косвенно может выступать здесь и от имени США, реализуя какие-то проекты, где американцы не могут напрямую "светиться". Я думаю, что в этом плане Турцию можно рассматривать как некий инструмент не только США, но и в целом НАТО, если в случае чего западной коалиции понадобится иметь в регионе свои "глаза и уши"», — резюмирует он.

Бактерии в бесконечном цикле Далее в рубрике Бактерии в бесконечном циклеБиологи нашли способ трансформации опасных болезнетворных бактерий в безопасных зомби-микробов Читайте в рубрике «Экономика» Перспектива для всехУ регионов России существует возможность получать гранты на социальные проекты Перспектива для всех

Комментарии

31 августа 2014, 22:07
даже наши мидовцы говорят, что киргизия в целом потеряный регион и для турков и для амеров и для нас. это зона интересов Китая, и даже сами киргизы с этим смирились, никто не хочет с ними бодаться
01 сентября 2014, 11:41
Да ладно, а зачем же по-вашему мы тогда на днях Киргизии цены на газ сбросили аж на 40%? Значит планы совместного сотрудничества все же в силе. Во всяком случае, хочется верить что регион для нас не потерян, а наоборот - все у нас еще впереди.
01 сентября 2014, 11:20
Плюс ошский трафик и чуйская долина... Киргизы серьезные тропы держат)) но китайцы смешают их со своим народом в ближайшие 15-20 лет
01 сентября 2014, 11:42
Если киргизы так и не повернутся вновь лицом к России - то скорее всего так и будет!
01 сентября 2014, 11:38
Главное для американцев - это традиционно-стандартная натянутая "голливудская улыбка", все как учили в методичках!
01 сентября 2014, 13:08
Вы ошибаетесь , думая что любая улыбка натянутая и ,тем более, что это американский атрибут. Отнюдь,это интернациональное выражение чувств, понятное любому человеку на земле.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»